+9

Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 11, заключительная

о.Валентин Лента автора 12 Сентября 2012 (00:08) Просмотров: 1253 15
Предыдущая часть Карта Начало

Чёрный Иртыш - Калгуты - Курчум

В пос.Калгуты. Говна у нас много!

На развилке у Черняевки издалека видна высокая полицейская фуражка. По привычке не ожидаем от неё ничего хорошего - ну, скажем, вопросов об отсутствии отражателей (которые мы давным-давно подарили, как лишний вес, местным мальчишкам) при движении по дороге в тёмное время суток. Но нет, это наш знакомый Ерлан стоит здесь по каким-то своим делам. Раскланявшись и поделившись своими планами, едем дальше.

 

Вообще, хорошая здесь полиция, особенно дорожная - жол полициясы. Остановят, поздороваются вежливо, поговорят с тобой о погоде, о дороге, о здоровье твоего железного коня... и только потом: "Ну что, нарушаем? Ремешок-с..." После такого милого разговора даже неудобно оправдываться, что, мол, начальник, это я на минутку, в первый и в последний раз, поверь...

До Калгуты от Черняевки 64 км, и почти все они - без воды. За первую половину ночи преодолеваем часть этого пути, немного спим, с ранья доезжаем оставшееся. Длинные лапки Ирёнка, как паровозик, отсчитывают километры: "пых-пых-пых-пых-пых..."

Урочище Красная Глина.

Урочище Красная Глина.

Урочище Красная Глина.

Урочище Красная Глина

Калгуты - большой посёлок, привольно расположившийся у выхода широкой долины. Много развалин, но много и новых домов. Население - в основном, полурусское, русский язык здесь уже снова в ходу. Товар в магазинах тоже лучше - хоть и не самый качественный, но хотя бы уже не суррогатный. Больница, капитальная 2-этажная школа, детский сад. Много разнообразной сельхозтехники - в разном, естественно, состоянии, но в том числе, похоже, даже в исправном. Над посёлком, на развалинах старого коровника, стоит новый высокотехнологичный, весь обвешанный кондиционерами. Водопровод работает. Сотовой связи нет, но стоит недостроенная вышка, обещают через пару месяцев запустить. Во дворах за сараями лежат штабелями местные стратегические запасы энергоресурсов на зиму - заботливо вылепленные и высушенные кизяки с соломой. Местный житель от чистого сердца угостил хорошим арбузом прямо с грядки - здесь они тоже вызревают, только не у всех... постараться надо. За посёлком красивый вид на долину речки Калгуты, и недопройденная нами дорога в сторону Горного снова манит, манит туда, за перегиб...

Завтрак велосипедиста.

После Калгуты трасса становится совсем отвратительной. Местные водители обладают исключительным искусством даже на полутора-двухметровую насыпь натащить поверх старого, но крепкого ещё советского асфальта толстый слой грязи, а потом раздолбить его в мелкую стиральную доску. Многие при этом ещё и принципиально едут по обочине, игнорируя асфальт вообще; видишь такого сзади себя и даже не понимаешь, в какую сторону ему уступать. Вечером за час проехали километров семь и встали, укрывщись от дороги за невысокими холмиками. Едим арбуз. У Ирёнка развалились кроссовки - впрочем, здесь они уже ни к чему. Почти новые были, даже года не проходили. Впрочем, и то неплохо; дьявол как-то купил у китайца душу - так она сломалась через неделю.

После небольшого озера дорога становится лучше, но начинается длинный нудный подъём к узкому горному проходу в долину Курчума. Он невысокий, всего-то 150 м набора, но однородный и почти непрерывный. И ехать уже тяжеловато, и пешком идти ещё вроде бы глупо.

Горы вдоль дороги Калгуты-Курчум.

Перевал в долину р.Курчум.

Старая, забелённая разметка на километровых столбах сменилась уже в третий раз. Сначала она считалась от Алексеевки, потом от Черняевки, теперь от Калгуты. Впрочем, теперь это всё равно уже не важно. Происходит реструктуризация и репаспортизация всей дорожной сети, и дело не ограничивается одной только разметкой: целые отрезки и направления переводятся из главных во второстепенные, и наоборот. Причём с вполне очевидным административным подтекстом. Например, раньше основной трассой была У-Ка - Курчум - Черняевка - Алексеевка, что и было прямо и логично. Теперь она второстепенная, а главной считается дорога по левобережью Иртыша, через г.Зайсан (в обход озера), Буран и Черняевку - хоть это и существенно более длинный крюк. Для чего бы это могло быть сделано, если не с целью оторвать пока ещё наполовину русскоговорящие долины Курчума и Калгуты (для начала - хотя бы зимой, когда не ходит паром) от русскоязычного севера и превратить их в дальнюю окраину казахского, а точнее - уралманского, крайнего юга области?

Если так, то следующим ходом, лет через несколько, должно стать закрытие паромных переправ на Курчум - сначала одной, а потом другой. Технология мирного и безболезненного умерщвления населённых пунктов хорошо отлажена ещё в СССР при Хрущеве, ну и здесь ею, судя по нынешнему состоянию юга области, овладели в совершенстве. Остаётся дорога Курчум - Большенарымское через Свинчатку, вдоль водохранилища. Не обозначенная ни на одной карте, она, по-видимому, официально никогда не строилась и накатана стихийно, как подстраховка парому. Качества она не самого лучшего, поэтому летом местные водители ездят по ней крайне неохотно. Но если, не дай бог, я прав, то эта де-юре не существующая дорога станет де-факто дорогой жизни для курчумского анклава, и баталии вокруг неё могут развернуться совершенно реальные, с применением тяжёлой [дорожной, для начала] техники и полицейской пехоты по полной программе.

Собственно же километраж в Казахстане теперь меряют не от здания почты, как было заведено во всей Евразии ещё со времён Чингисхана, а от окраины населённого пункта. Поэтому и в этой части изрядный бардак на будущее гарантирован.

Но вернёмся на траекторию полёта нашей вороны. Она уже подлетает, вперёд когтями, к богатой, обильно орошаемой дельте Курчума и приземляется выше крайней деревни, на большой поляне у водозабора ирригационной системы. Конечно, помойка и здесь. Рядом какие-то домики, не отмеченные на карте. Оказалось ещё хуже: это тоже популярное место отдыха. Не успели мы толком расположиться, как приехала (несмотря на будний день) очередная большая компания на пикник, включила громкую музыку, а машины загнала в речку - помыть на халяву. Перебрались от них подальше, потом ещё, метров за 500 в редкий лесок - всё равно слышно. Вечером эти, конечно, уедут, они с бабами и детьми, но на смену им, конечно же, приехала новая дискотека. По-хорошему, надо было бы уходить не вниз, а вверх по речке, там как раз можно предположить, судя по карте, хорошую и неочевидную для обывателей стоянку. Путь по берегу преграждает скала, туда надо ехать в объезд вокруг холма. Но Ирёнок опять упёрся. Что ж, придётся и Курчум запомнить на прощанье не речкой, а помойкой...

Курчум - переправа

Посёлок Курчум - по сути, большая деревня, хотя когда-то сюда даже летал ЯК-40, а не какая-нибудь "аннушка". В центре есть 2-3, а в гарнизонном городке советских времён - даже 5-этажные здания. Город жилой, обитаемый, население полурусское и русское, язык русский. Ассортимент и качество товаров значительно лучше, чем на юге. За городом мост через основное русло р.Курчум - старинный ферменный, первая половина XX в. н.э.

Р.Курчум в нижнем течении.

У моста остановились, чтобы позавтракать дынькой. До переправы от города 29 км по холмистой степи. От переправы поймаем какую-нибудь попутку до города. Язык до Киева доведёт, а время поговорить с водилами в ожидании парома и на нём самом, конечно же, будет. (Так оно и вышло - огромный седельный тягач с асфальтоукладчиком на прицепе и крохотным деловым водителем-корейцем. О, как он заезжал задним ходом на уже загруженный под завязку паром!)

Бухтарминское водохранилище.

Постановка тента на подручных средствах в безлесной местности.

Бухтарминское водохранилище.

Всё. Полёт окончен, пристегните ремни, снижаемся. Сбросив уже ненужные подвесные баки, наша ворона кружит над Бухтарминским водохранилищем, выжигая остатки керосина и дожидаясь расчётного времени посадки. Ирёнок целый день плещется в озере и отогревается в промежутках, а я лежу и сплю... сплю... Ещё раз повторю: целый день лежу и сплю, и мне не надо уже ничего делать, не надо паковать свой вьюк, не надо никуда бежать, не нужно вообще ничего - только вовремя покормить Ирёнка 3 раза в день. В крайний раз у меня такое состояние было, наверное, только на каникулах где-то между средними классами школы. А в следующий будет, вероятно, только в том лучшем из миров, куда все мы скоро отправимся... Или я уже в нём?..

Бухтарминское водохранилище. Рассвет.

Эпилог

Домодедово. Наш аэробус заходит с юга на западную полосу и, свернув вправо, рулит через северо-западный угол аэродрома - кладбище советской гражданской авиации. Уже не на бетоне, а просто на сырой земле, крылом к крылу, упакованные плотно, как в тетрисе, стоят огромные 86-е машины и маленькие Ан-24, "тушки" и "яки". В цветах всем известных авиакомпаний и тех, что давно уже канули в Лету. Новенькие, им бы летать ещё и летать, и разукомплектованные в хлам. Кто ещё на шасси, кто уже на колодках, кто на брюхе, кто без двигателей, кто уже превратился в пустой фюзеляж без люков и иллюминаторов...

На погранконтроле - толпа, давка, кто-то лезет без очереди, кому-то уже, похоже, бьют морду. Или сейчас будут бить. Здравствуй, отечество наше нескладное. Приехали.

ps. А единственную свою тонкую флиску я надел за весь поход ровно один раз, когда вылезли из самолёта в дикую рань в У-Ка. Люблю тепло! Эх, если б только лето не кончалось...

* * *

Во всякой фигне использованы фрагменты из произведений Ю.Казакова, К.Пруткова, Б.Вахнюка, Ю.Визбора, К.Симонова, Л.Однопозова.
+9
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    12 Сентября 2012 (00:13)   #
Поздравляю всех читателей с завершением сего мыльного сериала!
icon_mrgreen.gificon_mrgreen.gif
0  
Аркашка    12 Сентября 2012 (20:02)   #
Спасибо, Валентин!.
Повествование пригодится, да..
Радуй читателей ещё!
Ирёнку привет!  )
+1  
BorisL    13 Сентября 2012 (22:06)   #
Дочитал. Тяжело и горько. Поездка-то не столько по Казахстану, сколько по собственной памяти - как по минному полю.

Сколько всего км-то накрутил, Радищев ты наш?
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    14 Сентября 2012 (12:10)   #
Чорт знает - не считали особенно. Где-то за 600 точно будет. Асфальтовых из них меньше 200. По велосипедным меркам - немного, как я понимаю. А точнее считать лениво.

И не ругайся так. Нынешняя школота понятия не имеет, кто такой Радищев и что он сделал.

ps. Вчера ехал за грибами на звенигородской электричке. Вагон был битком набит школярами класса 6-8, в организованном порядке, до Захарово. Как можно было понять, в музей-усадьбу Пушкина. По дороге им раздали какие-то анкеты для контрольной работы, с вопросами типа: "в каком году умер Пушкин?" Мобильниками пользоваться запретили, но шушукаться с соседями - попробуй запрети, когда они размазаны по всему вагону, а педагог один. О, какую же ахинею они несли! А ты говоришь - Радищев...
0  
A-Sparrow    15 Сентября 2012 (10:27)   #
Фотки в начале - прямиком с Curiousity, чтоли, скачал? Я не про самую первую, конечно, ха-ха-ха!)
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    16 Сентября 2012 (11:39)   #
Не-а, не угадал 8-))
И это тоже - Восточный Казахстан 8-))
0  
A-Sparrow    17 Сентября 2012 (09:56)   #
Цитата(о.Валентин @ 16.9.2012, 11:39)
Не-а, не угадал icon_cool.gif)
И это тоже - Восточный Казахстан icon_cool.gif)

Тогда колись таки, чем снимал? Не весь архив за 30 лет, конечно, а вот сейчас?
0  
Melky    17 Сентября 2012 (10:54)   #
Большому путешествию - большой отчет!
Спасибо, Валька. Экая мешанина памяти и реальности... 
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    17 Сентября 2012 (22:06)   #
Цитата(A-Sparrow @ 17.9.2012, 9:56)
Тогда колись таки, чем снимал? Не весь архив за 30 лет, конечно, а вот сейчас?

Олимпусом. Е20-м. Вот этим:
http://www.dpreview.com/products/olympus/compacts/oly_e20
Кое-что ещё нокией. X7-й.
0  
A-Sparrow    18 Сентября 2012 (22:56)   #
Цитата(о.Валентин @ 17.9.2012, 22:06)
Олимпусом. Е20-м. Вот этим:

Охренеть...
Это же почти прошлый век.
Как он у тебя вообще сохранился?
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    19 Сентября 2012 (14:09)   #
Цитата(A-Sparrow @ 18.9.2012, 22:56)
Охренеть...
Это же почти прошлый век.
Как он у тебя вообще сохранился?

Да знаю, знаю, старая камера, морально устаревшая, менять давно пора - а что толку-то? Снимает-то не камера, а фотограф. А фотографа я в себе похоронил в тот день, когда поступил на физтех - невозможно заниматься двумя вещами одновременно. Всё, что снял после этого - это тупо протокольное фото для домашнего архива, из серии "Кися и Ося были тута". Сам их даже не смотрю, складываю на полочку (ныне - на хард) и никогда больше туда не заглядываю. Ну и на что мне в таком разе камеру менять? Брать что-то приличное - жаба душит, и я её понимаю: приличные камеры рассчитаны (и по цене в том числе) на то, чтобы ими что-то достойное снимать и деньги зарабатывать, и чтобы это смотрело много народу - на фига мне такая? А неприличную - что толку шило на мыло менять? Вот и снимаю тем, что есть (купил её по дешёвке б/у, когда уже снимали с производства).

А как сохранился - так аппарат прочный и надёжный, и обращаюсь я с ним аккуратно. Поначалу ещё в чемоданчике пластиковом его возил в рюкзачке, но потом расколотил чемоданчик креслом на посадке в Альп Д'Юэзе - а камера ничего, выжила. С тех пор просто в мягком футляре. Выжила бы там любая современная модель со сменной оптикой - не уверен, скорее всего, байонет бы выломало.
-1  
Roman Tik    19 Сентября 2012 (18:39)   #
И это здесь выдвигается на конкурс? Плоский натянутый юмор ниже пояса, да пустые кухонные базары о политике. АМКГ кароче.
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    20 Сентября 2012 (22:04)   #
Однако ж прочитать-то - прочитал, судя по рецензии...
8-)
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    20 Сентября 2012 (22:06)   #
В продолжение темы - то, что не удалось увидеть и заснять нам: фотографии от Disorger1 - Зайсан и призайсанская пустыня

0  
Аркашка    21 Сентября 2012 (05:28)   #
Цитата(о.Валентин @ 20.9.2012, 22:04)
Однако ж прочитать-то - прочитал, судя по рецензии...

И даже зарегистрировался специально, вот ведь, а!.
Пиши, Валентин, ещё, как будет что написать - некоторые, смотри, после твоего "мыла" жидко какают.. Разве не прикольно??.