Предыдущая часть | Карта | Начало |
Лирическое отступление. О велосипедах.
Должен признаться, что я так и не понимаю до сих пор, как ездить на этих новомодных навороченных маунтинбайках. Ирёнок тоже. Да, пробовали. Не умеем. Или мы чего-то не догоняем?
Ну как можно ехать, держа тушку горизонтально, макушкой вперёд? А тем более — выгнув спину колесом, как собака на заборе, на коротенькой раме? Если кому-то интересно целый день пялиться на своё переднее колесо, то уж точно не нам. А держать весь день шею согнутой вверх на 90 градусов, чтобы глаза были не снизу головы, а спереди, я тоже не умею, — отвалится. И не надо грузить меня про аэродинамическое сопротивление: я всегда езжу медленно. Быстро не люблю, потому что чем быстрее едешь, тем больнее падать. Да и какая, к чорту, аэродинамика, когда сзади тебя болтаются «штаны» на несколько десятков литров всякого дорожного скарба и жратвы?
И как рулить руками и колесом, на которые нагружена половина веса моей тушки и полностью вес моего чугунного кочана, набитого сырыми опилками? Особенно когда требуется ювелирная лавировка между камнями, ямами, промоинами и песчаными наносами?
Трещоточная передача — особый разговор. Попадись автор сей конструкции, скажем, папаше Туполеву, тот бы ему точно оторвал даже не голову, а головку — чтобы больше таких умников на свет не появлялось. Ну да, в какой-то степени она позволяет мышцам работать в более комфортном режиме. Но, во-первых, у неё и КПД никак не 100%. Во-вторых, и это гораздо хуже, как может такая сложная и запутанная конструкция работать, не ломаясь? А как будет выглядеть её ремонт и регулировка в полевых условиях? Нафиг нужно. Ну, а главное — зачем? Ехать быстро на повышенной передаче нам ни к чему, мы не на гонках. Ехать в гору на пониженной медленно, так, чтобы хватало сил провернуть педали — смысла нет, всё равно упадёшь. Или, если ты такой ас, что не упадёшь — всё равно будешь двигаться медленнее пешехода, какой смысл в такой езде?
Наконец, если даже признать, что передачи в какой-то степени помогают ехать в гору, то ведь с горы надо как-то и спускаться, верно? А как жить на спуске без ножного тормоза? Из всех конструкций передач, возможно, только планетарная чего-то реально стоит — но это вещь настолько экзотическая, что и говорить о ней нет смысла. И то, в лучшем случае, применительно к однодневным покатушкам. В большом походе лучше уж обходиться тем, что есть — адаптационными возможностями организма.
А теперь о самом главном, — об этих возможностях. Ну не умеем мы мелко-мелко, быстро-быстро сучить коротенькими ручонками-ножонками, как всё нынешнее поколение. Ну вот тупо не понимаем, как можно эффективно крутить педали сплошь в промежуточном положении, не распрямляя ногу до конца в нижней точке. Я и еду, и гребу, и дрова пилю широкими, длинными, размашистыми движениями, и будет шатун 14 см или 17 — это две большие разницы. Соответственно, и колёса 26" меня никак не устраивают. Только 28"!
Итого имеем полный комплект ТУ: только большой взрослый велосипед, классического размера и пропорций, выработанных ещё в начале прошлого века как оптимальные антропометрические. И без передач вовсе. Чем бы нас не грузили сегодняшние гуру маркетинга спортивных товаров!
А поскольку везти велосипеды самолётом в У-Ка — по крайней мере, такие, какие нам нужны — будет стоить сильно дороже, чем сами они, то решение приходит однозначное: купить на месте, ровно на один поход (авось новые — доживут до конца без пересборки), и потом, если не удастся никуда пристроить, то просто выбросить. Побегав немного по городу, не без труда, но находим желаемое. Есть и классические советские «Аисты» и «Сибвелзы», неизменные со времён моего детства, и нынешние «Стелс» московской сборки из китайских деталей. И даже дамские модели. Недолго думая, покупаем велосипеды-невидимки — они привычнее, дома у нас почти такие же. Ну да, конечно, немного похуже, багажники не совсем такие, как у нас, наши вьюки на них садятся не так идеально, как хотелось бы. Особенно мешает один угол, который всё время норовит провалиться между стойками внутрь колеса и переломать спицы. Но, вспомнив, как в 1991 г. нас учили правильно вьючить верблюда, быстро находим решение. Ну да, переднего багажника в комплектации нет, и нет даже крепления под него, — а это сильно меняет всё распределение груза. Ладно, упакуемся как-нибудь. Настоящий турист всегда должен быть хитёр и изворотлив.
Вот что совершенно неведомо конструкторам фирмы веломоторс.ру, так это малюсенькая деталька под названием шайба Гровера. Не используют её принципиально. Значит, опять всю дорогу будут раскручиваться и теряться винты — ну, по крайней мере, полдороги, пока оставшиеся не приржавеют и не зарастут грязью уже навсегда. Ладно, про эти грабли мы уже знаем, запас на этот случай имеется. Ну да, ещё и рама железная вместо алюминиевой, на пару килограммов потяжелее. Ничего, выдюжим... Ворона — птица сильная!