Называйте это как хотите: новым стилем, новой школой, джиббингом или новым фристайлом, но факт остаётся фактом - лыжи переживают свою эпоху возрождения. Ещё пять лет назад, на склонах господствовал сноубординг, а лыжи для молодёжи были не интереснее открытой бутылки пива, выдохшейся за ночь. Но всё радикально изменилось. Сноупарки забиты молодыми лыжниками, шлифующими свою ньюскульную технику. На специализированных сайтах ребята обмениваются опытом и техникой исполнения трюков. Объёмы продаж твинтипов постоянно растут. Ходят слухи, что лыжный хафпайп вскоре войдёт в список зимних олимпийских дисциплин. Главные тенденции прошедшего сезона – прыжки свитч, вращения аннэйчурал (unnatural) и рейлы.
Откуда взялись эти свежие веяния в горных лыжах? К чему всё это приведёт в будущем? Вот история о том, как лыжи были изобретены заново.
- Прошлое
В то время лыжи ассоциировались у молодёжи с приталенными комбинезонами и апре-ски в джакузи. Альпийские дисциплины и классический фристайл практически полностью утратили былую привлекательность. «Лыжи морально устарели», - говорит олимпийский чемпион Джонни Мозли (Jonny Moseley). «Все имеющиеся в наличии трюки были неоднократно продемонстрированы. Что-то новое обязано было появиться». Искомой альтернативой стареющим горным лыжам выступил сноубординг, акцентирующий внимание на стиле, а не на чёткой исполнительской технике.
Горнолыжная индустрия переживала кризис – люди отчаянно пытались найти что-то новое в поддержку спорта. Многие сосредоточились на больших горах. Герои биг-маунтин скиинга – Шейн МакКонки (Shane McConkey), Кент Крайтлер (Kent Kreitler), СетМоррисон (Seth Morrison) и им подобные – совершали потрясающие вещи в горах. Спуски с крутых пиков, невероятной амплитуды прыжки со скальных сбросов, легко узнаваемый стиль. Моррисон с розовыми волосами и страстью к панк-року, Крайтлер с гордым и независимым бунтарским духом, МакКонки, кумир, вдохновляющий фрирайдеров по всему миру.
Проблема в одном – их биг-маунтин стиль жизни (хели-скиинг на Аляске, фотосессии в Швейцарии, соревнования по экстрим-скиингу в Аргентине), безусловно воодушевлял, но на практике был малодоступен среднему пацану, желающему встать на лыжи. Даже самым стойким любителям лыж не хватало ни средств, ни опыта, чтобы стать вторым МакКонки. А тем временем объёмы продаж в сноубордической индустрии росли ежегодно на двадцать процентов, тогда как лыжи медленно, но верно, увядали. По некоторым оценкам, добрую половину молодёжи, приходящей в сноубординг, составляли бывшие лыжники в возрасте от 12 до 24 лет.
«В то время мы слышали о Куссоне, прыгающем 360 мьют грэб, но это не было зафиксировано ни на фото, ни на видео, - рассказывает Майкл Жакет (Michael Jaquet), редактор журнала Freeze, организовавший в 1997 году лыжное издание, ориентированное на молодую аудиторию. - Единственное, что в те дни снималось на плёнку – это катание по целине в больших горах. Кроме того, лыжников тогда ещё не пускали в сноупарки».
Действительно ли Куссон был первым лыжником, сделавшим грэб? На этот счёт есть разные мнения. Ж.П.Оклер (J.P.Auclair) говорит, что впервые увидел грэб в одном из видео от RAP Films. Зокс рассказывает, что впервые увидел грэб в исполнении Куссона. Мозли утверждает, что сам делал грэбы забавы ради. Да и вообще, в каждом лыжном городке Квебека найдутся ребята, которые скажут вам, что самостоятельно делали грэбы много лет назад. «Идея витала в воздухе давным-давно», - говорит МакКонки. «Ещё в конце восьмидесятых мы хватались руками за собственные лыжи, делая это для прикола».
В 1997 году на лыжном салоне Зокс встречается с продюсером лыжного видео Джонни ДеСезаре (Johnny DeCesare). Джонни, уставший от однообразия замедленных съёмок целинного катания, которыми изобиловали тогдашние лыжные фильмы, начинает искать что-то новое. Зокс показывает ему кассету, на которой он, вместе с Куссоном, Оклером, Винсентом Дорионом (Vincent Dorion) и Майком Дугласом (Mike Douglas) демонстрирует новые трюки. «Я был шокирован. Эти ребята показывали абсолютно сумасшедшие трюки. Как раз то, что я искал».
В результате сотрудничества ДеСезаре и Зокса был снят фильм «State Of Mind» (состояние души), ставший настоящей сенсацией в горнолыжном видео. Просмотрев фильм, Жакет посылает команду из двух человек – фотографа и журналиста (вашего покорный слуги) – в Британскую Колумбию, выяснить, что к чему. В 1998 году Freeze публикует статью под названием «The New Canadian Air Force» (Новые Канадские ВВС), с фотографиями трюков, казавшимися в то время нереальными, в исполнении Куссона, Оклера, Дориона, Дугласа и Зокса. Давая интервью для спортивных изданий, ребята терялись и не могли толком объяснить, откуда возникло их стремление прыгать по-новому. Дорион с лёгким квебекским акцентом говорил: «Мы начинали кататься ещё детьми. Всё, что мы видели – это бугры, бугры, бугры... и вдруг ты прыгаешь и хватаешь свою лыжу – ага, это мьют грэб! На самом деле я ненавижу этот вопрос». Дуглас пытался объяснить динамику своих прыжков, вращая в руках игрушечную фигурку спайдермена.
В конце концов, было совершенно не важно, могли эти ребята объяснить, почему они занимаются своим делом или нет. Выступление Мозли на Олимпиаде в 1998 году, когда он взял золото, прыгнув отсутствовавший в правилах 360 мьют грэб, значительно укрепило позиции новой школы, придав ей популярность совершенно нового уровня. На X Games 98 Новые Канадские ВВС демонстрировали свои трюки тысячам восхищённых зрителей. Лыжи вновь обрели утраченный стиль и привлекательность, а у молодых спортсменов наконец появились кумиры, на которых они могли равняться.
«Знаете, в чём привлекательность этого вида спорта?», - спрашивает ДеСезаре. «Всё дело в отношении к катанию. Подход новой школы в сущности тот же, что был у спортсменов в семидесятых, на заре лыжного фристайла. Это весело. Лыжники занимаются тем, что им нравится, не подчиняясь никаким правилам, и никто не может им сказать, что они что-то делают не так. Они просто пробуют новый трюк, который выглядит круто, приземляют его и радуются по этому поводу».
- Настоящее
Новая школа развивается стремительными темпами. Благодаря имиджу, сформированному соревнованиями, видеофильмами и фоторепортажами, более четырёх миллионов молодых ребят могут рассматривать лыжи в качестве приемлемой альтернативы традиционным экстремальным видам спорта, таким, как скейтбординг, сноубординг, сёрфинг или BMX. В результате возникла потребность в специализированном инвентаре. Сейчас в модельном ряду любого крупного производителя горнолыжного снаряжения есть линейка твинтипов, у большинства фирм есть мид-фэты с загнутой пяткой для бэккантри-фристайла. За последний год объёмы продаж твинтипов выросли на 300 процентов. Джейсон Левинталь (Jason Levinthal), основатель компании Line Skis, реализовал в 2002 году 20000 пар лыж, и ожидает дальнейшего роста продаж.
Каждое лето сотни лыжников съезжаются в тренировочные лагеря вроде Camp Of Champions или High North, чтобы научиться делать новые трюки. Новый стиль доступен каждому, кто по-настоящему хочет учиться. На специализированных веб-сайтах, таких, как www.newschoolers.com, лыжники обмениваются техникой исполнения различных прыжков. Любой трюк, показанный в новом фильме, пристально изучается поклонниками ньюскула, ребята пытаются понять и повторить его.
Горнолыжные курорты стараются повысить свою привлекательность для лыжников. Например, администрация Маммота в прошлом сезоне потратила 250,000 долларов на строительство нового суперпайпа, одного из самых больших в стране. Роб Пёрлмэн (Rob Perlman), бывший вице-президент Маммота по маркетингу, говорит: «Сейчас соотношение лыжников и бордеров в наших парках – примерно 40 против 60 соответственно. У нас на Западном Побережье новая школа весьма популярна, и мы рады приветствовать райдеров на территории своего курорта». Многие лыжники старой закалки недовольны переменами, происходящими на крупных курортах вроде Маммота – им не нравится, что в начале сезона основное внимание при подготовке склона уделяется именно сноупарку. «Но нам кажется, что новая школа – это то направление, которое придаёт современным горным лыжам особую привлекательность» - говорит Пёрлмэн.
Стремительно растёт и уровень мастерства молодых лыжников. В 2000 году на US Freeskiing Open прилично катающихся лыжников не хватило даже для того, чтобы провести соревнования в хафпайпе. А сегодня сильных райдеров можно найти практически в любом уголке страны. «Ребята, вроде Таннера Холла тратят по две-три недели на то, чтобы придумать и отработать новый трюк», - говорит Майкл Жакет. «Они упорно работают над своей техникой, снимаются в фильмах, проводят фотосессии, их страсть к лыжам непрерывно заставляет фристайл прогрессировать».
- Будущее
Скорее всего, в ближайшие несколько лет лыжный хафпайп войдёт в программу зимних олимпийских игр. Возможно, это произойдёт уже в 2006 году. Многие беспокоятся, что придание ньюскулу статуса официальной олимпийской дисциплины отнимет у него большую части свободы, свежести и новизны. Джонни Мозли считает, что это неизбежно, но всё не так уж и плохо. «Олимпийские игры определённо оказывают негативное влияние на спорт, высасывая из него жизненные соки, привлекая к нему внимание лишь раз в четыре года. Кроме того, у молодёжи создаётся впечатление, что если что-то появилось на Олимпиаде, то это уже не круто. Но нельзя отрицать и положительного влияния Олимпийских игр – они привлекают к спорту внимание широкой публики и вызывают у людей интерес».
Означает ли рост популярности новой школы уменьшение оттока лыжников в сноуборд? Наверное, да. В прошедшем сезоне объём притока молодёжи в сноубординг впервые в истории этого вида спорта упал. Мика Абрамс говорит: «Я думаю, что лыжи и сноубординг становятся всё более и более похожими. И уже пора думать не о том, как много заимствовано лыжниками у бордеров, а о том, когда же бордеры начнут черпать вдохновение в лыжах».
Мак Конки считает, что хотя в горных лыжах всегда будет место серьёзному катанию в больших горах, сегодня будущее за новой школой. «Что было бы сейчас с лыжами, не возникни пять лет назад новаторское движение новой школы?», - задаётся вопросом Шейн. «Сейчас мне 32, и я уже не могу делать сумасшедшие вещи, которые вытворяют молодые ребята. Но, тем не менее, я считаю, что происходящее сейчас с лыжами – это лучшее, что вообще когда-либо могло случиться. За последнее десятилетие лыжи стали закрепощёнными и перестали развиваться, а эти молодые ребята превратили их в нечто совершенно новое. Если бы этого не произошло, горнолыжный спорт просто сошёл бы на нет».
- Перевод: Кирилл Поваринцев aka duboix
Источник: Skitheworld.com |