День первый. 01.06
Ну, здравствуй, Чегет, — это снова я!Начало истории где-то здесь.
Приехали («плацкартная» группа) на поляну Азау и заселились в гостиницу «Балкария». Поспели как раз к ужину. Там же был «вечер знакомств», поскольку «авиаторы» прибыли раньше.
Вся команда, кроме оператора — меня
Есть традиция на первой встрече говорить о себе пару-тройку слов, для общего сведения. Так сказать, «вечер знакомств». Но тут этого не было. Я не стал высовываться с такой инициативой, в итоге часть членов экспедиции остались для меня загадкой навсегда.
День второй. 02.06
Мое сердце не равнодушно к Чегетской поляне. Был я на ней много раз, но всегда что-то торкает, вызывает сердцебиение, ностальгию. А вид этой древней креселки порождает позитивный оптимизм: «Жива, курилка? И я жив! Здарова! Мы еще дадим прикурить! Только давай без зависаний. А?».
От кафе «Ай» начинаем пеший подъем. У меня от вида гор энергетический шторм, физический тонус зашкаливает, эмоции запозитивливают. Настрой максимальный.
Наша компания достаточно пестрая и местами экстравагантная. Начиная от Юлия в сандалиях на голую ногу и кончая Васей, который просит наложить ему камней в рюкзак для «акклиматизации».
Босоногий вождь
«Помощь» друзей
Нас ведет Альберт Байдаев.Все наверх!
Ну очень немногословный гид. Мне нравится. Зная очень словоохотливых проводников, из которых прет нескончаемый поток сознания во время движения, предпочитаю все же воспринимать встречу с горами в одиночку. И молчаливая движуха не мешает воссоединению с горой. А нам нужно проникнуться друг другом. «…Ведь это наши горы — помогут нам!»Держимся компактной группой. Темп задает Альберт и очень грамотно. Но можно было бы и побыстрее. Свое мнение держу при себе, но, пользуясь статусом «кинооператора», иногда ускоряюсь и обгоняю группу. Прислушиваюсь к состоянию организма. Пока все О*к. Но адаптогены стал принимать с посадкой в поезд. О них подробней позже.
С горными ботинками я не стал заморачиваться, иду в горных сандалиях с защитой пальцев. Легко и не жарко. Но вижу, что походники в ботинках имеют преимущество на скальных участках — более твердо и уверенно держат ногу. Но особого дискомфорта не испытываю. Но, если такой поход на несколько дней, — однозначно лучше в ботинках. Впрочем, наши пути за исключением выхода на Чегет лежат выше линии таяния снега, там иду в г/л ботинках в кошках и на лыжах.
За нами шла парочка лыжников. Откуда они катались, мы не видели. Но снега достаточно. Весь верхний бугель, что выше второй креселки, в снегу и в принципе на этом снежнике можно кататься.
Лыжебордер всегда готов скользить!
Всего высоты набрано 1650 м. Максимальная высота 3460 м. Пешком набрано 720 метров вверх. На спуске пользовались подъемниками в целях сохранения целостности суставов. К этому добавилась пешая прогулка с Чегетской поляны на поляну Азау (к нашему отелю) — 240 метров превышения на 6 км.Крайний привал
Некоторые гнездятся повыше
На горе порывались еще куда-нибудь «сбегать», типа на Обсерваторию. Но это желание было, по-моему, вызвано «горной эйфорией» — реально после выхода на Чегет чувствовалась усталость и упадок сил. Однако часть неугомонных спутников траверснула склоны Азау. Ну, лосям — лосево. Но сам я что-то нервничаю, глядя на этих «лосей» — за ними хрен угонишься.Поляна Азау
Эти потоки лавы текли на человеческой памяти
Купальщики на Азау
У нас есть «движок» — Азат. Он постоянно генерирует юмор, подколки, придлы, байки и прочий позитив. Мало того, он в хорошей физической форме и, видимо, тоже подпитывает энергетику от гор. В итоге он затеял отжимания на высоте 3400 метров и нашел последователей.«Выходят на арену силачи»
Глядя на них, я изображаю старую обезьяну, сидящую на дереве и говорящую: «Отжимаетесь? Ну-ну. Посмотрю, как вы будете делать это на «пятерке» (на высоте 5000 метров над уровнем моря).А, в общем, атмосфера в нашей компании достаточно комфортная и доброжелательная. Наибольшее впечатление в выходе произвели цветы — «камнеломки» и ярко белые рододендровые поляны (у рододендрона сейчас пик цветения).
Я не сентиментален, но оторвать глаз не могу...
Эльбрус «строил глазки», иногда показывая то одну, то другую вершину из облаков. Такое игривое поведение очень напоминает заигрывающую девушку — то одну грудь приоткроет, то другую). А может, это уже «горняшка»?«В платье белом...»
Спустились. Наши пошли обедать, мне не хотелось и я пошел пешим путем по тропинке мимо «Доллара» в Терскол. А потом и на Азау. Уж очень хорошо здесь ходится.По дороге наблюдал противолавинный вандализм в виде ацких пирамид и шрамов на горе от противолавинной дамбы.
Мысли: а вот почему в Приэльбрусье в последнее время есть проблемы со снегом? Вот решили гору приручить — построить дамбу, пирамиды. А согласовали это с Главным? Принесли жертвы Горам в компенсацию уродства? Наши предки веками договаривались с природой и жили с ней в согласии. А теперь? Мне кажется, что природа пытается поставить человечество на место и всяческими катаклизмами показывает, кто тут на планете Главный.
Вечером почувствовал последствия пионерского похода на Чегет — что-то стало шуметь в голове. Может, от отсутствия алкоголя? Поскольку уже сутки живем «на сухую». Нет, куба, это первые звоночки. Начал пользовать ДИАКАРБ. Тем более что завтра переселение на 3600 метров. Кроме того, первую ночь плохо спал и сейчас решил задействовать снотворное. Кстати, у многих был плохой сон. В чем дело? То ли высота 2300 метров, то ли возбуждение от путешествия, встречи? В итоге спал как невинный младенец. Может, помогла и прогулка на Че. Еще по вечерам завариваю траву на основе боярышника — «успокоительную». А по утрам крымский сбор, «энергетический» — душица, липа, лимонник, чабрец, мята и другие. Внешне их действие никак не проявляется, но я знаю, они действуют).
Но не все такие зануды, как я. Наши «неугомонные» не смогли на ужине не продегустировать культовое пиво:
Вы поняли, кто стал подопытной собачкой?
Вечером был «большой шмон» — гиды проверяли наличие снаряжения у участников восхождения. Что недоставало, то они давали на прокат.В результате «ревизии» группа разделилась на «скитурщиков» (лыжники и сноубордисты на сплитах) и «пешеходов» (лыжники и сноубордисты, которые пойдут на подъем пешком). Мне удалось отбрыкаться от ледоруба и «обвязки». Довод, что ни тем, ни другим пользоваться не умею, сработал.
Одежда
В экспедиции использовал свой стандартный набор, в котором езжу и в Сибирь, и в «жаркие» страны:
- тонкое термобелье, верх-низ;
- дополнительное термобелье на низ;
- чисто мембранные штаны — комбинезон THE NORTH FACE, без всяких утеплителей;
- тонкая флиска;
- флисовая безрукавка;
- тонкие горнолыжные носки;
- рукавицы «беголыжные» и тонкие;
- на голове — что надену, то и есть. В основном какие-то флисовые шапочки.
- в качестве защиты лица — арафатка.
Пляжный наряд, как оказалось, не подходит для восхождений
Интрига
Пока она спит. Или дремлет… Серьезные испытания для нас впереди.В качестве юмора придумал первый признак «горняшки»: «Если вы заметили, что перестали думать о сексе, — это первый симптом горной болезни». Смешно?
А дальше?