Для меня термин «приключение» несет отнюдь не романтический окрас. Я представляю себе, что они, «приключения», это не приятное развлечение, а внештатная ситуация. И она становится «приключением» в случае благополучного завершения. Но надо понимать, что возможны и менее приятные исходы. «Приключения» не организовываются, а возникают спонтанно благодаря нашим же «косякам».
Нашей конечной целью на третий день была гора Стахановская. Не Эверест, конечно, — чуть более 1000 метров над Пасификом и 800 метров до вершины от подножья. Но с ходу не возьмешь, далековато. От места пешего старта до вершины порядка 15 километров, может, больше. С учетом плохой погоды (сильный ветер, снежок) задача минимум — хотя бы разведать дорогу и протоптать лыжню.
Мы решили подняться на хребет по «снегоступной» тропе. У нее основное преимущество — меньший перепад высот и пологий подъем, но она длинней, пробита на снегоступах и соответственно зигзагообразная, что не очень удобно для ходьбы на лыжах. И я приотстал от Ромы с Димой.
Пафос: «Тут вам не равнина...»(с)
В принципе ничего страшного, они были в пределах видимости, связь по рации присутствовала. Но при выходе на хребетное седло они исчезли за ним, а на самом хребте были настолько твердые заструги, что следов движения на них не оставалось. И у меня было ощущение, что они двинули не совсем туда, куда мы собирались. Типа на Пасифик*, который был виден с седла. В итоге воссоединились только в около 20.00 вечера уже в кафе. Вот буквально на пустом месте и возникла внештатная ситуация — «приключение».Сахалинские вишни. Метет
Договорившись по рации встретиться у подножья Стахановской, мы продолжили движение самостоятельно. Погода меж тем ухудшалась. Когда я спустился с седла в ручей — связь пропала. Но я продолжал тропить в надежде, что они скоро меня догонят по пробитой лыжне. В какой-то момент мне показалось, что я достиг конечной точки, но, поскольку полной уверенности не было, решил подняться на склон якобы г. Стахановской. Увы, до цели я не дошел еще 2-3 км. Это стало видно после подъема метров на сто по вертикали. Это нельзя было увидеть раньше — горы были скрыты низкой облачностью. Попытался съехать к Стахановской альпайном**. Но наступило контрольное для меня время — 14.00. И я повернул обратно.Наша цель — Стахановская
В эфире по прежнему молчание. Пришлось тропить вверх по ручью со скоростью 1 км/час, но, выскочив на свою лыжню, понесся аки лань. Вернее, мне казалось, что я лань, а со стороны было — как быстрая улитка. Всего на обратный путь (вообще-то самый короткий из возможных, — порядка 13-15 км) затратил больше пяти часов. Уже на подходе к нижней станции «Горного воздуха» услышал по рации «зов стаи». Пацанчики, ожидая, сделали на пиве неплохую выручку заведению, но начали очковать за меня, и вроде наладились звонить в МЧС.А почему все это произошло?
1. Надо всегда держаться группой, тем более в плохую погоду. Если бы не нарушили это правило, то в любом случае мы пошли бы вместе, на Стахановскую или куда еще. Понятно, что путешествие в одиночку резко повышает риски. Любая, даже незначительная, травма или поломка снаряжения (вспомним первый день) практически может лишить возможности двигаться.
В пределах видимости — это тот задний
2. Ориентация на местности. И я визуально, и они с помощью GPS блудили. Вообще этот прибор — коварная штука. Он хорош в городе, но на месте его (или себя) нужно долго тренировать... Конечно, по своей лыжне всегда можно вернуться назад, но идти вперед в условиях плохой видимости — как минимум неразумно. Проще было оставить этот день для катания по целине, чем ломиться в никуда.3. Рассчитывать свои силы. В данной ситуации это касалось меня. Привыкнув, что более или менее нормально тропится вниз по ручью, я не учел, что вверх это будет в два раза медленней. Да и после первой части перехода (примерно около 10-12 км) скорость тоже почему-то падает))). В итоге на обратную дорогу ушло больше времени, чем планировал.
4. Это не панацея и не нить Ариадны. Чтобы им пользоваться, нужен приличный опыт. Прибор постоянно врал как по абсолютным отметкам на местности, так и по расстояниям.
5. Связь. Когда связь по рации прекратилась, ребята пытались дозвониться до меня. Увы, будучи включенным, телефон не отвечал на звонки. Если бы мы знали это заранее, то нужно было договариваться, что при отсутствии связи одиночка по любому начинает возвращаться.
Единственное, что могу себе поставить в плюс — возврат согласно контрольному сроку. В итоге с темнотой я уже выскочил на штатные тропы, на которых не заблудишься. Но был стремный момент, когда «самокатом» спускался по нашей лыжне. Там и днем-то еле уворачиваешься от деревьев и веток, а в сумерках вообще краш.
Дранг нах Стахановка!
Второй случай — подъем на г. Стахановскую. Тут нашим жопам не досталось приключений, увы). Накануне мы все-таки разведали туда путь и пробили лыжню (пробитая мной накануне оказалась заметена напрочь). Тщательное планирование графика и абриса за стаканом «разведенки»***. Подготовились к возможной холодной ночевке. В тот момент мы уже знали, что тащить с собой палатку не надо — местные ночуют в вырытых пещерах. Примчались на точку старта чуть ли не раньше канатчиков. И подход совершили «швыдко». А косячки начались при выборе линии подъема. И, хотя местные нам говорили, где лучше подыматься, — мы решили, что «сам с усам» и пошли грубо в лоб.Абрис от местных скитурщиков
Мы не поперлись по заманчивым лавинным кулуарам, но и в лесу оказалось полно «бритых» полянок и лавинных «крестов». Самым неприятным оказалось состояние снега — перемерзший «сахар». Временами он не держал даже на траверсе. Не говоря уже о серпантинах с нормальным углом. И чем круче склон, тем хуже становилось двигаться. Вскоре движение достигло скорости карапуза в песочнице. Погода при ясной видимости была ветреной. Поднявшись на 500 метров, мы уже начали отставать от графика движения с возвратом в этот же день. И с каждым шагом наверх становилось понятно, что альпайном тут не спустится. Когда по моему альтиметру (слава SUUNTO!) до вершины оставалось около 250 метров перепада, мы совместно решили, что достижение цели проблематично. Умницы какие! И встала проблема спуска. Перед нами классный кулуар, ждущий придурков-лавинщиков. По лесу спуск — анреал. Если только лесенкой — круто, много деревьев и, что самое неприятное, густой подлесок из сахалинской вишни и винограда.В итоге двинули по краю леса и кулуара, по одному с максимальным шухером. Все остались живы и, несмотря на то, что слили конечную цель, довольны. Вернулись по традиции с наступлением темноты.
Уж ночь, а мы гуляем
Здесь должен заметить, что мозг победил в борьбе с амбициями.
- На вершину мы бы забрались, но ураганный ветер вверху вряд ли дал насладиться победой. Ведь мы не альпинисты, а физкультурники))). Победа любой ценой — не наш метод!
- Достаточно грамотный спуск в этой ситуации. В одном месте пришлось пересечь кулуар и это мы сделали грамотно — на скорости, по косой траектории, по одному и разными следами.
- А вот послушать местных и заранее спланировать пусть более длинный, но гарантированный подъем ума не достало. Слухать местных!
В предвкушении «холодной» ночевки
Итог. Если учесть, что мы променяли приглашение местных на квест с текилой на штурм Стахановской — однозначно совершили подвиг.Примечания
*Пасифик — именно так Магеллан назвал эту лужу, которую мы зовем Тихим океаном.
**Альпайн — спуск на лыжах с фиксированной пяткой.
***Разведенка — разведенный спирт.
Непокоренная
Отступление со Стахановской. Сзади лавинный кулуар
Виды
Мчимся
Вместо холодной ночевки
Обсуждение штурма Стахановской
Привет с виноградников Сахалина!
Глава заключительная следует. В ней — о местных особенностях поведения сахалинцев и колорите Южно-Сахалинска. Спрашивайте в газетных киосках))).Р. S. Если Ромчег победит свой GPS, то выложит треки наших похождений.
https://ski.ru/az/blogs/post/ekspediciya-v-vinogradniki-sakhalina/ПЕРВ АЯ ЧАСТЬ САХАЛИНСКИХ БЕЗОБРАЗИЙ
В этом сезона в Тине у нас была ситуация когда первые уже прошли над застругой, их уже не видно, впереди заструга на которой нет следов.
За мной ещё два бордера которые то же не имеют понятия куда двигать.
Позже продвинувшись вперёд увидел группу, прошёл к ним напрямую не заметив запорошенную трещину или яму в снегу, за мной бордеры.
Результат, Майка, шедшая за мной неожиданно исчезла под снегом, к счастью не глубоко и без тяжёлых последствий. Поднялся - вернулся назад, вытащил Майку. Ну, чуть посмеялись... и покатились к группе.
Можно добавить исчо один пункт к выводам:
впереди идущие должны оглядываться назад и не терять из виду не только те кто перед ними, но и те кто за ними, как бы зрительная цепочка и если группа исчезла сразу же вызывать их по рации, до того когда связь пропадёт.
моя гопро была включена на запись, забыл выключить, таким образом эта "..опа" была заснята.
редакция была сделана GreenA-oм.
https://www.youtube.com/watch?v=Bcu4eDro_yM