При покупке куртки, штанов или комбинезона, как правило, решающую роль играют не технические характеристики ткани, утеплителя и способность защищать от снега, а цвет или количество карманов. И если к выбору куртки подходят еще более-менее серьезно, скорее всего, потому что ее видно даже лучше, чем сноуборд или лыжи, то к штанам обычно относятся наплевательски. Казалось бы, ну чего можно ждать от штанов, пусть и горнолыжных? Главное, чтобы удобными были и смотрелись не очень позорно. Но не все так просто!
Оказывается, даже штаны бывают очень разными, и нужно суметь выбрать для себя наиболее подходящие. Прежде всего стоит помнить о том, ЧТО вы собираетесь в этих штанах делать. Для катания не подходит одежда, предназначенная для спокойных зимних прогулок. А значит, идею кататься в болоньевых брюках с утеплителем из синтепона, которые промокнут, как только вы сядете на что-нибудь мокрое, сразу стоит отбросить.
Нужно понимать, что на горе в одной и той же одежде вы будете и активно двигаться во время спусков и бездействовать (сидя на подъемнике). Поэтому одеваться нужно так, чтобы и влага от тела отводилась и не холодно было. Ну а то, что одежда для зимнего экстрима не должна промокать, вообще сомнений не вызывает: мало ли под каким снегом (а не дай Бог дождем) придется кататься. Так что при покупке горнолыжных штанов в первую очередь стоит обратить внимание на то, есть ли в них мембрана, которая и пар от тела отводит и воде внутрь проникать не дает.
Как утверждают консультанты магазина экстремальных видов спорта «Провокатор», проклеенные швы — тоже немаловажный фактор. Ведь если одежда протекает по швам, толку от мембраны практически нет. Немаловажно также наличие вентиляции (обычно по боковым швам). Ведь как бы хорошо мембрана не дышала, а освежить вспотевшее тело прохладным ветерком часто все равно приятнее. Лучше, если вентиляция будет закрываться не на липучку, а на молнию, потому что липучки имеют свойство быстро изнашиваться и открываться в самый неподходящий момент.
Нужен ли горнолыжным штанам утеплитель? Вопрос спорный. Конечно, удобнее одеть на себя всего одни, но теплые штаны, чем уподобляться капусте, напяливая на себя несколько слоев. Однако, как правило, одежда без утеплителя лучше отводит влагу. Идеальный вариант — тонкие штаны в сочетании с термобельем. Такой «союз» обеспечивает отличную терморегуляцию и защиту от влаги, так что вы и не замерзнете, и не промокните, и не запаритесь. Тем же, кто по каким-то соображениям предпочитает теплые штаны, можно посоветовать утеплитель Thinsulate. Он легче и гораздо долговечнее синтепона.
Еще одна немаловажная составляющая утепленных (а иногда и легких) штанов — подкладка. Лучше, если она будет из тонкого флиса, хлопка или какой-то другой мягкой дышащей ткани, а не из капрона. Когда капрон (особенно мокрый) прикасается к телу, становится ну уж очень неприятно.
Неотъемлемые атрибуты любых штанов как для горных лыж, так и для сноубординга, — так называемые «юбки». Это внутренние манжеты внизу каждой брючины, которые натягиваются на ботинки и не дают снегу попадать внутрь. Покупая штаны, не забудьте проверить все молнии и кнопки. Хорошо, если молнии вшиты как бы наизнанку и плюс к этому обработаны специальным покрытием, не пропускающим воду. Ведь если через все многочисленные карманы вода будет попадать внутрь, толку ни от мембраны, ни от проклеенных швов не будет, и уже после нескольких купаний в сугробе вы почувствуете, как живительная влага стекает по вашим ногам.
Кстати, о карманах. Во-первых, они должны быть, нужно же куда-то класть ski-pass, кошелек, носовой платок, отвертку (на случай, если надо будет подтянуть крепления), телефон, ключи, гигиеническую помаду (чтобы губы не обветрились) и леденцы от кашля, которые можно сосать, пока едешь на подъемнике. Во-вторых, они должны хорошо закрываться. И лучше, если молния будет застегиваться сверху вниз: так удобнее. Еще хорошо, если над молнией будут «крылышки» (желательно с липучками), которые не дадут снегу засыпаться даже в незакрытый карман. А то ski-pass и все остальные не менее ценные вещи, которые нужно возить с собой, в мокром состоянии представляют собой довольно жалкое зрелище. Мало того! Из неприкрытого кармана что-нибудь (например, телефон или кошелек) обязательно вывалится.
С общими, скажем так, «техническими» характеристиками, вроде бы, разобрались. Теперь стоит определиться для какого катания вам нужна одежда, ведь кататься в горах (а значит весь день быть на воздухе, выезжать на целину, долго ехать наверх на холодной креселке) или на московской горке — две большие разницы. Для экстремального катания лучше всего подойдут штаны-комбинезон с грудкой или просто на подтяжках. В них, во-первых, теплее, а во-вторых, если вы упадете, все-таки не нагребете полные штаны снега. Молодежь, правда, подтяжки недолюбливает, и, в принципе, обычные штаны на поясе вполне пригодны для спокойного катания (ну или для повышения остроты ощущений). Но если вы боитесь радикулита, лучше все же отдать предпочтение полукомбинезону, который закрывает поясницу.
Есть еще один особенный вид штанов — так называемые самосбросы. Нет, они не спадают сами в самый ответственный момент, зато их можно снять, даже не снимая лыж и ботинок. Просто-напросто от пояса и до самого низа каждой штанины вшито по молнии, расстегнув каждую из которых, вы полностью от штанов освобождаетесь. В принципе, если кататься в цивильных условиях, такие штаны не очень нужны, но любителям ски-альпинизма они пригодятся.
Горнолыжные и бордические штаны принципиально мало чем отличаются. Но все же отличаются. Прежде всего дизайном: одежда для сноубордистов выглядит понавороченнее: больше всяких кармашков, затяжек, липучек и т.д. Кроме того, она обычно свободнее (шире) по сравнению с горнолыжной. Хотя, по большому счету, эти различия связаны не с техникой катания, а с особенностями молодежного сноубордического стиля. Существенное отличие в том, что для бордических штанов совсем не лишним бывает усиление на коленках и, простите, попе — там, где чаще всего бывают синяки. Особенно актуально это для начинающих, потому что падать придется очень много.
Усиление — это дополнительно нашитая, как правило, очень плотная или даже рифленная ткань на тех местах, которыми чаще всего «прикладываются». Усиление, кстати, поможет не примерзнуть к креслу подъемника, если его вдруг остановят минут на 20. Очень полезной может оказаться и вшитая защита — как правило, тонкий слой поролона, вшитый между двумя слоями ткани так, чтобы хоть немного смягчить удар коленками или пятой точкой о жесткий снег или, чего доброго, лед.
Вот, кажется, и все. Не забывайте только, что при этом штаны должны быть удобными и, самое главное, должны вам нравиться. Кстати, не забудьте убедиться в том, что нижняя часть штанин налезает на ботинки, иначе кататься будет неудобно, а смотреться вы будете некрасиво.
Автор: А.Гудкова |