Ищу попутчиков для совместного... 28 Января 2025 - 4 Февраля 2025 Швейцария, Санкт-Мориц
Ищу попутчиков на любой г/л курорт с... Февраль 2025 - Март 2025 Италия, Франция
Ищу трансфер Лион Валь Торанс 8 Февраля 2025 - 15 Февраля 2025 Франция, Валь Торанс
0

Выбор горнолыжного курорта

Reports Лента автора 4 Сентября 2006 (15:38) Просмотров: 2674 0

Зима зовет, запах снега все более ощутим даже в моём офисе, а зачехленные лыжи в кладовушке все чаще притягивают не только мои мысли, но и взгляды, руки... По календарю едва только кончилось лето, а мне уже хочется непролазных сугробов и настоящего негреющего зимнего солнца. Куда податься? Как найти именно то, что удовлетворит мою тоску по идеальному снегу, склону, солнцу?

На первый взгляд, можно запросто потеряться в обилии информации, в бесконечных брошюрах, сайтах, историях, ценах, предложениях... С какой стороны подобраться мне ко всей этой горе информации? Подумав, обнаруживаю, что параметров выбора на самом деле не так запредельно много: страна, сезон, типы склонов, цена, тип курорта, жилье, высота и снег. Лег-ко!


СТРАНА

Чего же мне по большому счету хочется? Какой специфики? Какой романтики? Для начала – какой страны? Покопавшись, я нашла вот такие общепринятые снежно-горнолыжные стереотипы.

Параметров выбора на самом деле не так много: страна, сезон, типы склонов, цена, тип курорта, жилье, высота и снег.
Андорра – крошечная страна в Пиренеях, там всего шесть небольших, но приятных курортов. Народ умеет веселиться и непонаслышке знает, что такое апрес-ски! По идее, поездка туда должна получиться недорогой. Условия на снегу часто различаются от условий в Альпах.

Аргентина и Чили – эти две соседки могут предложить отличные склоны для тех, кто хочет окунуться в зиму посреди европейского лета. Но как же долго длится авиаперелет!!!

Австралия – очередей на подъемники нет, дешевое по сравнению с Европой жилье, но горы не очень высокие и выбор склонов не велик. Но если уж кому-то лето без зимы не пережить – то сойдет!

Австрия – вот рай для традиционного зимнего отпуска: милые деревушки, разнообразие склонов и сортов апфель-штруделя! Бывает бесснежно, бывает забито отпускниками, но в общем и целом – на пятёрку.

Восточная Европа (Чехия, Словакия, Болгария, Румыния, Словения) – склонов мало, очередей частенько много, а уровень жилья, сервиса, инструктажа и оборудования часто оставляет желать лучшего, но зато как все близко!

Грузия + Россия – Кавказ, самые высокие горы Европы, бесконечный сумасшедший офпист, чаще всего отличный снег, но вот пист, подъемники, медицинское обслуживание, гостиницы, транспорт – ну, ребята, я не знаю... бывает по-разному ;) Зато все говорят на нормальном понимаемом языке ;)

Испания – кажется, туда лучше всего новичкам – незаумные склоны, а бывает даже и неплохой снег... Курорты маленькие, недорогие, а по вечерам – разнокалиберные ресторанчики, кафешки, бары...

На самом деле, зимняя поездка - это дорогое, хоть и абсолютно оправданное удовольствие.
Италия – раскованная, стильная, с хорошими склонами, сервисом и едой. Но какие же там иногда толпы! Часто итальянские курорты находятся вблизи больших городов, и наплыв местных на выходные превышает все перевариваемые количества.

Новая Зеландия – экзотично, но если честно, то там лучше либо на вертолете, либо на беговых лыжах. Зато с июля по сентябрь – почти что гарантированный снег!

Норвегия + Швеция - множество небольших горнолыжных курортов. Дорого, но качественно, и особенно бесценно для любителей беговых лыж и саун.

США + Канада – огромные апартаменты, отличные условия, ненавязчивые очереди на подъемники и дружелюбный сервис. Восточное побережье частенько «балует» отдыхающих холодным ветром и заледенелыми склонами, но все равно там часто бывают неуправляемые толпы народа. Зато Rocky Mountains (Колорадо, Вайоминг, Юта, Нью Мексико) имеет, по слухам, лучшую целину в мире.

Швейцария – обалденные виды, шикарные горы, все отлично функционирует, работает, все чистое и свежевыкрашенное даже на самый требовательный вкус, но и цены соответствующие, часто необоснованно завышенные.

Шотландия – может быть просто великолепна, если повезет, но вот везет с погодой там не часто и не на всю неделю.
Шотланды часто говорят – у нас нет погоды, у нас есть климат. Курорты небольшие, зато не новички порадуются разнообразным склонам «не на каждые нервы», а ночная жизнь, говорят, одна из самых ярких в Европе.

Финляндия – снег с ноября, масса сноупарков, но все-таки это не горы, да и темновато…

Какой бы вид жилья вы не выбрали, стоит выяснить, где же это здание расположено. Как далеко от центра? От магазинов? От апрес-ски? От подъемников? От автобусной остановки?
Франция – наверное, самое огромное разнообразие склонов, офпистов... Часто курорты соединены системами подъемников в мощные мегацентры с сотнями склонов, но даже это изобилие становится невыносимо заполнено аборигенами во время школьных каникул, ибо на лыжи и борды встает поистине вся страна, от детских до инвалидных колясок.

Япония – хорошо, но с толпами народа на склонах и вечным недостатком ботинок большого размера в прокате инвентаря.

Не знаю, кому как, а я с годами становлюсь замшелым консерватором. Немецкий мой с каждым сезоном лучшеет, французский хужеет, а летать из России ради снега за тридевять земель становится все ленивее. Поэтому этой зимой я снова еду в Австрию ;). Ладно, это лирика. А на практике нужно, кроме страны, определиться еще и со временем-сезоном.


СЕЗОН

До Католического Рождества. Это время сугубо на любителя. Ехать стоит только туда, где есть снег. А есть он либо на высокогорных курортах, либо там, где в достатке при холодной погоде работают снежные пушки. Но если же за недельку-две до поездки на предполагаемом курорте свершилась пара-тройка нормальных снежных буранов, то ехать стоит, ибо снег гарантированно будет.


Цены «предсезонные» - низкие, но не все гостиницы, рестораны, магазины и бюро проката открыты, зато я часто слышу, что покупать оборудование в это время не стоит, ибо продавцы-консультанты к вам относиться будут, как к подопытному кролику перед «настоящей» зимой – сезон только-только начинается, как будут продаваться новые модели в новом сезоне – никто не знает, как они себя на рынке зарекомендуют – тоже никто не знает...

Снежный покров зависит от сезона, высоты и УДАЧИ. Лучший подход – выбрать нормальное время, не низкий курорт и молиться богам.
Католическое Рождество и Новый Год. В принципе, я лично считаю, что кататься в это время – мазохизм. Цены завышены, и, благодаря наряженным ёлкам, дедам Морозам, массовым гуляниям и фейерверкам, это было бы совсем не обидно, но именно на эту пару недель гостиницы забиты еще с сентября, в очереди на подъемники можно заснуть, горнолыжные школы работают в режиме слегка отсортированного хаоса, а вот снег совершенно не гарантирован, кроме как на ледниковых курортах.

Январь. Вот это уже совсем другое дело, вот тут мы говорим по делу. Хоть это и самый холодный месяц, но склоны пусты, гостиницы предлагают скидки, в ресторанах чашку кофе не нужно дожидаться часами, группы в горнолыжных школах имеют эксклюзивные размеры, а любое новое оборудование можно опробовать, не отходя от рояля и не стоя в очередях, и даже по смешным ценам, но главное – нормальный снег на склонах и даже местами уже неплохая целина.

Февраль – идеальный месяц для низких курортов, потому что основной снег сезона уже выпал, погоды стоят предсказанные, в шезлонге на солнце можно не только заснуть, но и нафиг сгореть. Зато народу становится больше, а цены по сравнению с январём – выше.

Март – для ледниковых курортов это просто мечта – более длинный световой день, солнце, отличный снег. Для низких же курортов – как повезет. Тут снег бывает иногда мокрым, особенно к обеду. Именно в конце февраля – начале марта в Европе свершаются весенние каникулы в школах, что сказывается на наличии жилья и всём прочем.

Апрель и май. Это может быть просто солнечная сказка, но выбирать нужно ледниковый курорт. Работники же горнолыжного сервиса настолько к концу сезона уставшие, вялые и в принципе не способные поддержать ни одну тему разговора, кроме как о море, лангустах и песочном пляже, что «никакому» сервису не стоит удивляться даже в вышколенной Швейцарии.

Что же касается высоты, то сама по себе она является важнейшим отдельным фактором, определяющим наличие снега.
Лето. Это, в общем-то, экзотика, - как похуже перезимовать лето. Хотя, что и говорить, экзотика чертовски приятная, ибо совместимая с массой всего прочего, летнего – теннисом, виндсерфингом, маунтинбайком, прогулками по горам... А можно просто и в зеленой траве поваляться... Курортов, где в разгаре лета можно застать людской снег, не много. В Европе - это Хинтертукс и Капрун в Австрии, Тинь во Франции, Саас Фе и Церматт в Швейцарии, в США - это Маунт Хат, а в Канаде – Вистлер. На всех таких курортах летом подъемники будут работать только до обеда, ибо во второй половине дня снег даже там – мокрая каша, и количество травм в таком мокром снегу возрастает в разы.

Со временем мы разобрались. Теперь о нас, любимых. Новое место на снегу под желаемым солнцем надо выбирать также исходя из собственного опыта или отсутствия такового.


СКЛОНЫ

Новичкам. Я вставала на лыжи в ледниковом высокогорном Хинтертуксе, мой инструктор отказался разговаривать на английском, а я тогда не знала немецкого, время было конец ноября, половина гостиниц было вообще закрыта, а то, что я нашла подходящее мне в то время по моим студенческим деньгам, находилось в 40 минутах на автобусе, который ходил через раз. У всего этого маразма, клянусь вам, были объективные причины, но даже с ними дело чуть не обернулось полным копцом, ибо все голубые и зеленые спуски в ноябре еще были без снега, поэтому мы все делали на красных. Нервные клетки, между прочим, не восстанавливаются... Поэтому нормальным людям ;) при выборе своего первого курорта я бы посоветовала задаться вот такими вопросами.

Важна как высота самого курорта, так и высота подъемников.
Достаточно ли там учебных склонов и есть ли на них в выбранное для поездки время достаточно снега? (если там большая часть склонов – красные, то вы попросту платите за то, чем не можете пользоваться) Находятся ли учебные склоны на солнечной стороне горы? (безумно приятно, если да) Находятся ли эти учебные склоны в зоне самого курорта, легко ли до них добираться? (поверьте, ходить пешком в горнолыжных ботинках в вашу первую неделю на снегу вы захотите как можно меньше!) Хорошая ли репутация у выбранной горнолыжной школы? Какой у них принят размер группы? (восемь человек в группе по идее – идеальное количество) Говорят ли инструкторы на тех же языках, что и вы?

Продвинутым. Тут все попроще, хотя вопросов тоже достаточно. Хватает ли на выбранном курорте склонов высшего уровня? Большая ли площадь катания? Хорошо ли развита система подъемников? Соединяются ли между собой зоны катания лифтами? Последнее для меня, например, в силу моей заматеревшей природной лени, безумно важно. Если на курорте есть 3-4 относительно большие зоны катания, но между собой они связаны только ски-бусами, моя лень взбунтуется, и я вообще никуда не поеду ;)

Совсем крутым. В принципе, им мои советы не нужны. Но поскольку я уже разошлась, то полезные и бесполезные советы из меня просто прут. Достаточно ли на выбранном курорте разнообразных склонов, чтобы вы не заскучали за неделю? За две? Позволяет ли ваш ски-пасс пользоваться подъемниками близлежащих курортов? Хорош ли там офпист? Нет ли у курорта репутации слишком чисто готовить склоны? Последнее меня в прошлый раз несколько выводило из себя, особенно в Франции, когда моя техника офписта еще была не отработана. Скажем, выпал ночью снег, первоклассная пудра. Подъемники открываются в 8. В 7 утра на горе снега уже нет – все приплюснули, разгладили, причесали. Аааатлично.


Сейчас, когда с разведенными пальцами, золотой цепью на шее и лавинным датчиком я могу сломать себе шею на нормальной целине, меня это не беспокоит, но для начинающих безбашенников подготовленный с вечера склон, покрытый за ночь идеальной пудрой – есть идеальная тренеровочная площадка. Например, многие австрийские курорты, случись за ночь такая роскошь, как пудра, наутро снова готовят склоны, оставляя треть «на потом». Через пару часов этот искусственный офпист уже изъезжен и вспахан, и только тогда ратраки превращают его в нормальный пист.

Ну, а теперь о совсем насущном. О деньгах.


ЗАТРАТЫ

На самом деле, зимняя поездка - это дорогое, хоть и абсолютно оправданное удовольствие. Превратить его в прибыль можно, если уехать работать на сам курорт на всю зиму. Но если у вас в распоряжении – только отпуск, то жилье, транспорт, билет на подъемники, страховка, еда, прокат оборудования могут вылиться в приличную сумму.

Ну вот, теперь пара-тройка бессонных недель, и вы, возможно, выберете свое место на снегу под солнцем на ближайшую зиму.
Теоретически на эту сумму можно повлиять следующими способами:
  • не ездить во время высокого сезона
  • искать специальные предложения туроператоров
  • жить не в отелях, а в апартаментах и готовить ужины самим
  • жить не в центре курорта, а на обочине, подальше от склонов
  • не питаться в ресторанах на горе.

На практике же это на самом деле не работает. В мой жизни, по крайней мере. Я хоть по молодости и старалась бдить свой кошелёк во время таких поездок, но он не очень этому поддавался, ибо мгновенно и бесповоротно реагировал на практически все бесконечные соблазны апрес-ски, начиная от апфель штруделя с корицей и заканчивая прогулками на коняшках. Живём-то всего раз! ;)

Более подробная статья о расходах

А теперь посмотрим на эстетическую сторону вопроса.


ТИПЫ КУРОРТОВ

Если судить по европейским курортам, то создается впечатление, что они либо очаровательны, либо функциональны. Но постепенно эти различия стираются: старые курорты совершенствуют свои системы подъемников, а новые курорты строят традиционные деревянные шале.

В прошлом же самые первые курорты типа Церматта и Шамони были изначально созданы для богатых хайкеров, а уж лыжная индустрия подключилась к делу позже. Такие поселки-деревеньки отличаются изумительной уютной архитектурой и великолепными традициями кофе и пекарен и вообще качественным общепитом. Построены такие курорты примерно на линии леса (1800-2000 метров), что значительно прибавляет им шарма в виде запорошенных ёлок. До сих пор там поддерживаются и развиваются ресурсы для не-лыжников: ювелирные магазины, бутики меховых изделий...

А в 60-х и 70-х такие курорты, как Авориаз, Тинь или Ле Менуир, были прицельно построены исключительно ради нужд горнолыжной индустрии. Архитектура таких мест не имеет практически ничего общего с уютными деревянными хижинами и шале Австрии, а поскольку построены они выше линии леса, то романтики в виде заснеженных ёлок там тоже нет. Зато условия снега там почти всегда на порядок лучше, и на лыжах можно доехать до дверей почти любого здания в поселке.

В Северной Америке разнообразие типов курортов намного меньше. Некоторые курорты, такие как Аспен или Джексон Хоул, обладают определённым характером, но ни у одного курорта нет этакого ярко-выраженного вкуса, стиля и шика. Вместо этого они удобны, функциональны, предлагают недорогое питание и сервис, а ночная жизнь на таких курортах нешумна, неазартна и непретенциозна.

Из всего этого плавно вытекает также наш выбор акомодейшена.


ЖИЛЬЁ

В Церматте или Санкт-Морице есть несколько старых традиционных пятизвездочных отелей, где среднюю годовую зарплату можно запросто спустить за неделю, почувствовав себя при этом шейхом. Большинство же курортов имеет множество отелей 3, 4 и 5*, предлагающих B&B или half-board. При отелях частенько есть бюро проката оборудования, саней, ветролетов, парашютов, лошадей, такси, а ресепшн – это туристический офис в миниатюре.

Самый сердитый вариант, естественно, снять квартиру. В Европе прицельно-постороенные французские курорты имеют множество таких апартаментов, но они бывают иногда совершенно мизерного нерусского размера. В апартаментах в Северной Америке, напротив, есть где развернуться. Рента, как правило, с субботы по субботу, а транспорт, прокат инвентаря и лошадок вам придется организовывать самим.

В Европе популярный вид акомодейшена – chalet-holidays. За определенную цену оператор предлагает перелет, трансфер, жилье в шале и еду. Плюс это или минус, но все контакты с местными аборигенами и дегустация экспериментов местной кухни в цену тоже включены. Жилье будет достаточно простое, и если вы не забьете всю шале своими друзьями и семейством, то стол и вечерние посиделки, возможно, придется делить с каким-нибудь занудой.

Но какой бы вид жилья вы не выбрали, стоит выяснить, где же это здание расположено. Как далеко от центра? От магазинов? От апрес-ски? От подъемников? От автобусной остановки?

Теперь мы почти во всем разобрались, осталась такая мелочь, как снег ;)


СНЕГ

Снежный покров зависит от сезона, высоты и УДАЧИ. Лучший подход – выбрать нормальное время, не низкий курорт и молиться богам. Если время и деньги есть только на одну поездку, то лучше поехать в конце февраля – начале марта.

Многие туроператоры, предлагающие туры «с гарантированным снегом», имеют в виду именно ледниковые курорты. Хотя стоит также иметь в виду, что жилья непосредственно на склонах в таких местах практически нет и, скорее всего, добираться придется на автобусе, соответственно, время на катание сокращается, а на дорогу – увеличивается.

Часто на курортах компании, оперирующие системами подъемников, предлагают возврат денег при нелыжной погоде. На практике это оборачивается тем, что пару-тройку склонов удаётся поддерживать в рабочем состоянии при любом буране или любой оттепели, поэтому даже если снега слишком много или до обидного мало, на возврат стоимости ски-пасса рассчитывать не стоит.

От глобального потепления на Земле страдают не только арктические пингвины, но и владельцы горнолыжных сервисов в Альпах. Искусственный снег постепенно вошел в моду и спасает многие курорты особенно в начале зимы. Тем не менее, качество и количество такого снега может, что называется «подлатать дыры», но достойно лыжный отпуск на таком снегу провести практически невозможно. Снежные пушки работать могут только при минус 2-3, т.е. короткая оттепель до нуля градусов, и даже дыры латать будет нечем. Одним словом, выбирать место, исходя из количества снежных пушек, не стоит.

Что же касается высоты, то сама по себе она является важнейшим отдельным фактором, определяющим наличие снега. В Европе высота варьируется от пары сотен метров над уровнем моря (Лиллехамер в Норвегии) до 3800 метров (Шамони во Франции). В Северной Америке некоторые курорты вообще достигают 4000 м, например, Арапахо в Колорадо.

Важна как высота самого курорта, так и высота подъемников. Например, если вы приехали в марте на курорт, который расположен всего на высоте 1000 м, то, если очень захотеть, до дверей гостиницы вы можете добраться и на лыжах, но придется катиться по траве и топать по лужам. А если на курорте самый высокий подъемник довезет вас только до 1600 м, то там в плохой сезон в Альпах иногда о лыжах вообще можно забыть...

Ну вот, теперь пара-тройка бессонных недель, и вы, возможно, выберете свое место на снегу под солнцем на ближайшую зиму ;). Когда мучительный выбор будет сделан, мы поговорим о том, как взять от курорта все возможное, как не пропустить самое интересное, как попробовать самое вкусное и при этом вернуться домой с небОльшим ущербом, чем облупленный сгоревший на альпийском солнце нос.



Другие статьи автора на сайте:
Почем нынче европейский снег?
Заметки (не)бывалого горнолыжного инструктора. Осень и зима
Заметки (не)бывалого горнолыжного инструктора. Зима и весна
Лыжные страхи для начинающих. Чего не бояться, чего не ожидать, о чем не думать
Как не встать на лыжи и что делать, чтобы этого не произошло
Горнолыжное катание с детьми: когда начать?
Дети и лыжи. Советы родителям
Нелыжные гонки
Автор: Марина Барретт
0