В долине Бельвилль, самой крупной долине Труа Валле (на нее приходится ровно половина из 600 км маркированных спусков объединенного горнолыжного региона), солнца так много, что любая тень кажется недоразумением.
|
Но за очередным поворотом картина внезапно меняется: впереди, на высоте 1800 метров над уровнем моря вырастают многоэтажные корпуса урбанистического Менюира. Не самое красивое место Трех Долин, но у продвинутых катальщиков эта демократичная станция, предлагающая, вероятно, самые экономичные варианты размещения, пользуется большой популярностью. На центральной площади Croisette толчея и шум, как на вокзале. В сущности, это и есть вокзал: сюда прибывают и отсюда же отправляются сразу шесть канаток: посмотришь вверх - в глазах зарябит от движущихся кабин и кресел.
Как и в Мерибеле, трассы над Менюиром расположены по обе стороны долины, образуя своеобразные «качели». Главная вершина - Mont de la Chambre (2850); до недавнего времени на нее вытягивал старенький кабинный подъемник, который теперь урезали до половины, заменив шустрой 6-креселкой с «намордником», защищающим от ветра.
На юго-западных склонах десятки средней сложности спусков; жаль, снег на них держится недолго, уже в середине марта под ногами полным-полно камней. Есть несколько могульных отрезков и несколько «черных» трасс, одна из которых носит имя Leo Lacroix. Многим знаком этот дорогой горнолыжный брэнд - немногие помнят, что Лео Лакруа был первым человеком, разогнавшимся на лыжах до 100 км в час. Тогда, в 1966 году, казалось - предел. Теперь это обычное дело для участников серьезных соревнований, а абсолютный рекорд скорости, с какой человек способен скатиться с горы на лыжах, составляет 250 км/час. Предел?..
Вторая зона катания над Менюиром - склоны Masse (2804). Тащить сюда новичков, наверное, не стоит, но сильные лыжники найдут тут для себя много интересного. Северо-восточной ориентации, крутые «черные» трассы Roсher Noir и Dame Blanche. Off-piste под креслами Lac Noir. Увлекательный внетрассовый маршрут над долиной Les Encombres - спуститься можно аж к местечку Chatelard, но советую заранее подумать о том, как вы оттуда будете выбираться, особенно если приехали издалека, из Мерибеля или Куршевеля…
И конечно, редко кто из опытных лыжников откажет себе в удовольствии прогуляться с вершины Masse к очаровательному Lac du Lou, «Волчьему озеру».
Лежащее на высоте 2035 м, стиснутое крутыми склонами, оно имеет в длину метров двести. На берегу каменная хижина. Выбитая над дверью надпись гласит: Messieurs, je vous salue avec un grand respect. Paul Francois Hudry 1845. Интересно, кого приветствовал в середине позапрошлого века этот самый Поль-Франсуа? Хороший ли снег выдался в том сезоне?.. Каждый раз, приезжая к хижине на берегу, я думаю об этом. А еще вспоминаю, как несколько лет назад один мой добрый знакомый (почти трезвый) купался в озере Du Lou… в конце января. Снял лыжи, ботинки, комбинезон и в чем мать родила сиганул в натопленную солнцем полынью, вызвав бешеный восторг наблюдавших это французов, немцев и прочих шведов. Им было слабо!..
Какое счастье, что в это удивительно красивое место еще не проложили «цивилизованных» трасс. Спуститься сюда можно с Masse, а можно и с Cime Caron (3200) - главной вершины над Валь Торансом.
«Крыша» Трех Долин, самый высокогорный курорт Европы - 2300 метров над уровнем моря. И наверное, самый молодой: в сезоне 2002/03 Валь Торанс отметил свое тридцатилетие. Международную известность эта станция приобрела в 1982 году, с вводом в строй уникального по тем временам 150-местного фуникулера на Caron. В 1990 году здесь был построен первый фунитель - подъемник на двух тросах с 20-местными кабинами, которому не страшны даже самые сильные ветры.
Здесь появились первые в Трех Долинах 6-креселки. Пару лет назад были запущены второй, 33-местный Funi Grand Fond и две новых канатки в соседней, четвертой долине Orelle - общая площадь зоны катания Валь Торанса таким образом увеличилась на 20%. Наконец зимой 2002/03 третий по счету гондольный фунитель сменил кресельный подъемник на перевал в сторону Мерибеля, всегда в конце дня собиравший большие очереди... Слов нет, к своему юбилею курорт подошел, по праву гордясь суперсовременной системой канатных дорог: всего их тут три с лишним десятка, а суммарная мощность превышает 60 000 чел./час.
С трех сторон оплетен Валь Торанс трассами разной степени сложности. Несмотря на «высотность», здесь довольно много склонов, которые придутся по душе начинающим. Длинный спуск с Col (3133), например: лишь выход на него у самого края ледника представляет некоторую проблему, а дальше - широкая и ровная дорога, смотри, не засни. На Peclet (3100) особенно хороши верхние участки. (Тут, кстати, можно, на время оставив лыжи, прокатиться по новой шестикилометровой санной трассе с перепадом высот 700 м.) Профессионалы не пройдут мимо Cascades: одолеть на одном дыхании этот крутой «лоб» c буграми в человеческий рост очень непросто. Кажется, из всех окон Валь Торанса наблюдают, как ты справишься с этой задачей.
В долине Orelle особого внимания заслуживает «черный» спуск Pierre Lory, стартующий с отметки 3230 метров. Только для экспертов! Второго такого в Труа Валле, пожалуй, что и нет. Широкий, очень крутой северный склон резко уходит из-под ног, малейшая ошибка может кончиться тем, что за вами прилетит спасательный вертолет…
Традиционно популярны красивые, скоростные трассы с Caron. Правда, чтобы подняться наверх, придется не менее получаса отстоять в очереди: желающих прокатиться здесь всегда хватает. Попав на вершину, оцените открывающуюся оттуда великолепную панораму. «Кавказ был весь как на ладони, и весь как смятая постель…». Но это Французские Альпы - Le Pelvous (3946), Les Ecrins (4102), La Meije (3982), Mont Viso (3841).
… И самый главный - Mont Blanc (4810), почти на километр пониже нашего Эльбруса...
До чего же все-таки обидно. Обидно, что ничего этого - ни многокилометровых трасс, ни мощных подъемников, ни уютных и чистых отелей - нет в прекрасных наших горах. Что страшно медленно развивается Красная Поляна, что едва теплится жизнь в старых горнолыжных центрах Терсколе, Домбае...
Полную версию материала (описание трасс, карта горнолыжного региона, информация об отелях, ресторанах и пр.) вы найдете в книге Юрия Бугельского SKI GUIDE.