Раньше во всем горнолыжном отдыхе самым основным вопросом для меня было – куда поехать. Но, кажется, эта проблема уже теряет актуальность. А на первый план выходят погодные условия и в принципе прогноз погоды. Ладно, не смогла открыть сезон в ноябре – пережила. Но что в итоге вышло на новогодние каникулы? В первый раз в жизни приехала с горнолыжного отдыха чувством недокатанности. Но обо всем по порядку.
Маршрут у меня был Geneve-Plagne-Val d’Isere - Geneve.
Погода перед поездкой сначала пугала отсутствием снега, потом снегопадами, потом закрытыми трассами. К моменту выезда на курорты состояние снега и прогноз на предстоящие 10 дней был великолепный. На трассах высота снежного покрова была огромной, снежок должен был подсыпать понемногу, температура тоже колебаться недалеко от нуля. А солнце, пусть не все время, но должно было радовать.
Человек предполагает, а судьба располагает…. Как-то ни один прогноз не совпал с реальностью. Кроме того, что снега было реально много, и он подсыпал.
Итак, хроника поездки вышла такая.
31 декабря утренний рейс приземлился четко по времени, в оптимальной точке добирания до многих горнолыжных курортов – Женеве. О перемещениях буду писать отдельно, поэтому здесь заострять внимание не буду.
Женева встретила проливным дождем. В программе был официальный автобус до курорта. На первый взгляд окрестности Женевы не внушали опасение. Зеленая травка по мере отдаления от города покрывалась сначала легкой изморосью, а потом уже и припорашивалась снежком. Не доезжая немного славного города Мутье, мы встали в пробку…А может это было не пробкой, но час с лишним автобус не двигался с места. Водитель скромно сказал 2 слова – Avalanche Val d’Isere... Ну и ладно, время было…Мало ли где лавины сходят… Когда только тронулись дальше в путь не понравился один из указателей – одна из дорог на Валь-Торанс и Менюир закрыта. Ну и снежок как-то падал все 6 часов пути. Но это было замечательно – в перспективе катание по свежему снегу.
Paradiski



В общем, 1 января, в хороший солнечный день, хотя и не с раннего утра, дорвалась я до катания.
Блин…не о каком запланированном объезде региона речи и не шло…Бугры свежего снега нарывались быстрее, чем двигалась очередь на подъемник. И часть региона закрыта. Куда я попала? И почему так готовят трасы? Кататься хотелось, но стоять в очередях и в первых день убивать ноги на буграх нет. Приглядела себе официально закрытую, но вроде отратраченную трассу les sourses (вроде так). Пришлось разминаться там часть дня. При том, что каталось нас там очень немного народу, до вечера в нормальном состоянии она не дожила. Пришлось порыскать по региону и…в общем юмора не поняла, но в результате нашла трассу les borselles, которая была абсолютно неразбитая и без бугров, при нынешних условиях ее можно назвать было жесткой. Опять-таки – природные явления, в данном случае, по видимому, называемые розой ветров, которые благоприятно сложились в данной обстановке. Обозревания окрестностей даже с дальнего расстояния выдавали, что куда не дернешься – после обеда бугрятник, и вроде как местами уже не мягкий а Харакири и Камикадзе просто пугали четкостью и размерами бугров. В общем, итог первого дня – отлично, что в регионе нашла хоть 2 трассы покататься.
День второй. Прогноз обещал хороший день. Но с утра пошел легкий снег, к которому добавился туман, а с учетом плюсовой температуры, мне опять не очень понравилось. Трасс открыто еще меньше. На какой высоте кататься непонятно. Наверху ветер, снег, нулевая видимость, на скорости ветер со снегом обжигает лицо, ниже – снег облепляет маску, видно еще хуже, съезд для разнообразия в нижнюю точку – Шампань поразил очередным неприятным погодным явлением – сильный дождь. В общем, видимость то ничего, но трасса влажная и одежда промокает. Катание, единственный раз за отдых, пришлось закончить после несостоявшегося обеда.

День третий, а снег все идет…, но не сидеть же в номере. Путь лежит в Les Arcs. О, чудо, по пути снег прекратился. Теперь катание называется, безопасный фрирайд, то бишь по трассам. Трассы почти не тронуты лыжниками, а свежего снега повыше щиколотки…жаль только внизу ледянистые трассы, замерзшие после вчерашнего дождя. Но нравятся обе составляющие. И вполне удачные день впереди. Бугры, правда, нарывались на трассах, по мере интенсивности посещения их катающимися, но на мягком было вполне отлично, а потом все равно леденистые участки. Но день катания – с учетом легкого обследования региона, но с переключением на неразбитые трассы у Валандри у нас прошел. И даже смогли до упора докататься у себя в Plagne, правда, опять-таки по буграм.
День четвертый. Замечательная погода. Опять Les Arcs. Только опять там много что закрыто. Теперь лавиноопасно. Снега много. А к обеду уже начинаются осадки и опять туман. Потом развеивается. Потом опять погода худшеет. В общем, погодные качели. Но зато катание наверху опять по мягкому, хотя в непогоду на любителя. В Plagne вернулись уже в состоянии, когда большинство трасс закрыто.
День пятый. Хмм…В моем лексиконе отсутствует слово, обозначающее эту погоду. Но кататься надо, да и к тому ж в Plagne-Центр надо. Ветер, снег, метель, туман, все смешалось, видимость не ахти. Большинство подъемников закрыто. Катающихся мало. Да вообще у нас отличный регион катания, с преобладанием голубых трасс. Это именно то, что надо в плохую погоду. По крайней мере, их меньше закрывают. На трассах в основном детские горнолыжные школы и отдельные катающиеся наши соотечественники. Из неприятного – так-сказать, при всей моей не хрупкой конструкции – наверху иногда сдувает…Вроде надо вниз, и лыжи туда направлены, а стоишь на месте и ветер в морду. И трассу в принципе отслеживать трудно – вешки не видно. Кататься было, прямо скажем, средне. Наверху – замерзаешь, местами промокаешь. 3 спуска – перерыв. Сложнее всего было возвращаться после обеда. Маршрута не знаешь, а если б и знал – то на местности не сориентироваться. Пришлось ехать по указателям. А это тоже минус – надо отловить его выплывающим из тумана, вовремя затормозить (на ходу не прочитаешь), сопоставить указанное направление с имеющимся выбором трасс и расположением трасс (или сугробов вместо трасс), а также местоположение трассы относительно вешки (справа или слева).
День шестой предполагаемого катания в Paradiski прошел мимо. Вернее, я б поехала, несмотря на метель, ветер, – уже пообвыклась с катанием в такую погоду. Сомнение вызывал только факт, что промокнуть можно было капитально, а во второй половине дня был переезд в Val d’Isere . Хорошо, что сомнения скептиков-попутчиков, все-таки вывели нас сначала на прогулку в город и привели к информационному табло. Черный флаг, закрытые все трассы и подъемники, а также показания ветер на вершине 100 км/ч, температура -17 градусов, явно говорили за то, что этот день катания для нас потерян. Хм,
впрочем как и оплаченный скипасс, потому что кассы продажи ски пасса тоже были закрыты.


Итогом катания в Paradiski для меня было – да у меня отличные лыжи. Мягкие и нетяжелые. В непогоду, по сугробам, мягким буграм и всем нарытостям – самое оно. И маневрировать намного легче. А так – регион хороший для раскатки на новогодние каникулы. Надо вернуться, но жить в следующий раз со стороны Арков.
Val d’Isere.
Переезд в Val d’Isere прошел без приключений. Погода, к трем-четырем дня наладилась настолько, что открылись нижние подъемники, снег и ветер поутихли. А самым интересным фактом при этом оказалось то, что в Val d’Isere е казалось меньше снега. Вернее сугробы на обочинах, в городе и по пути оказались раза в 2-3 меньше. Ну а вечернее звездное небо обещало впереди отличную каталку.
Val d’Isere . День первый.
Утро начиналась потрясающе. В Val d’Isere е хорошему катанию, казалось, ничего не должно помешать. Яркое утреннее солнце, закончившийся накануне снегопад, легкий морозец. С утра пораньше к кассам, за скипассом и в очередь на подъемник. Блин, во сколько их открывают? Ни в 8-45, ни в 9, ни даже 9-45 подъемники не работали. Слышно было, как отстреливают лавины, как гудит собравшийся народ. Около 10 запустили-таки. Вот облом – количество открытых подъемников минимально, и на табло у подъемника Олимпик горит, что на весь Val d’Isere открыто всего 6 трасс. Face закрыт, Ok и Orandge открыты. Упс… Вот тебе бабушка и Юрьев День.
Добираюсь на Orange. Упс, отратрачено 2/3 по ширине. Треть в сугробах. Перелетаю с одного участка на другой, и в четвертом повороте вместо сугроба вписываюсь четко больной ногой в особенности французской ратрачки – разница между уровнями трассы 20 см. Блин, хочу в Швейцарию. Там такого нет. Может уже и в Австрии лучше – народу больше, но риска травм меньше. Спуск вниз в Val d’Isere La Daiile – там метро, возле него еще одно табло, из новостей – внизу -15, в Tignes работает ледник, но нам не добраться из-за закрытых подъемников.

Приходится пару раз ехать по OK – мне она нравится больше, но очередь на метро-подъемник…в общем там пол Val d’Isere. И на спусках вниз тоже. Следующий маршрут по следам едущих – к подъемнику на ледник и спуск по зеленой. В конце-концов я увидела вельвет. И скорость бешеная. Погода только испортилась. Опять снег, ветер и накатывает туман. Блин, зато открывают черную club de sports. Я ни разу на ней не была. Хорошо ума хватило не поехать в первых рядах, а сделать хоть небольшой круг, подождав чтоб хоть чуть-чуть сугробы примяли. Забегая вперед, скажу что эта трасса оказалась самой сложной за поездку. В принципе не очень длинная, но сугробы на крутом участке были немерянные – наверно 2-3 дневной давности как миниум расчистки. И туда ломанулась толпа всех разнокатающихся. В середине дороги – даже не поняла – стою в сугробе, вроде не падала, с одной стороны снега до талии, с другой – до середины бедра. Как выбираться – непонятно. Минут 10 думала, что делать. После этого круг вокруг трассы Piste M- - был завершающим маршрутом для меня. Лучше 7 раз одним маршрутом по нормальной трассе, чем хрен знает где. Тем более в туман, ветер и метель опять появились на трассе.
Val d’Isere . День второй.
Начинался снегопадом, но распогодилось. Съехала в конце-концов по Face и юмора не поняла – что за фигня. Я помнила и боялась лединисто-бетонного крутого склона. А увидела очередные мягкие сугробы, и уклон не такой уж критический из-за уровня снега. Правда, в самом критичном месте на первом спуске, меня своевременно настиг туман, поэтому я не успела испугаться крутяка на перегибе и проехала ее спокойно. К вечеру сугробы еще поднарыли, ехать стало неприятнее. Но восторга от трассы не было. Единственным небольшим спуском в замену моим ледяным ожиданиям стал спуск в районе гранд Мотте. Вернее верхняя часть его была закрыта из-за сильного ветра, но начало спуска вниз от метро привело именно на ту трассу, под которую я ищу лыжи, и, наверное, спуск по которой, как раз и приносит наибольшее удовлетворение. Продуваемый всеми ветрами жесткий, а местами с обледенелым вельветом, с редкими людьми, но пролетаемый на бешеной скорости, именно он оказался самым лучшим, и, наверное, тем, который я ищу подспудно в горах, и который ассоциируется с нормальным катанием.
После этого, я еще успела, проехать стандартную кольцевую связку по обзору всего Тиня.

И непогода в виде тумана снова захватила большую часть региона. Выбираться тоже пришлось хреново. Работал только один переезд в Val d’Isere , поэтому пришлось немного поплутать по региону, добраться-таки обратно в Валь кларет, подняться наверх, и буквально на ощупь, стараясь не потерять зеленую трассу, искать следующий подъемник для возврата к себе. Ради спортивного интереса съехала-таки еще раз с Face…мягкий, неприятный бугрятник…возвращаться больше негде было.

А в целом о погоде – самое обидное было уезжать. С утра было палящее солнце, на синем небе – не облачка. И это мог быть самый лучший день катания…интуитивно чувствую…из тех, которые запоминаются надолго…Но не в этот раз. Значит, есть повод вернуться.
