«...в этой стране есть куда вкладывать деньги, кроме Олимпиады...»
«...как мне полюбить Олимпиаду, если мне на Красную Поляну дороже съездить, чем в Австрию...»
«…это только распил бабла…»
«…зимние игры в субтропиках? Полный бред…»
Такие или примерно такие посты — не редкость. Позитива куда меньше.
Ты помнишь, как все начиналось…
Когда я впервые услышал об Олимпиаде в Сочи, я тоже отнесся к этому, мягко говоря, скептически. В то время я работал в журнале «Горные лыжи» и воспользовался своим положением: спросил одного из специалистов по строительству ГЛК, а реально ли построить насыпную гору в Подмосковье. Такую, чтобы можно было провести все Олимпийские дисциплины. Ну, а что: трамплин на Воргорах построить можно, санно-бобслейную трассу в Туристе восстановить (сейчас она уже работает), лыжные гонки самого высокого уровня недалеко от Москвы проводятся, хоккей-керлинг-фигурное катание провести в московских спорткомплексах можно, дорогих гостиниц в Москве полно, дороги есть, аэропорты тоже... Грубо: построить Олимпийскую деревню (читай: новый микрорайон), и обеспечить транспорт. Понятно, что Москва встанет — но она и без нашествия туристов и спортсменов стоит, «что тигру лишняя полосочка…».Ответ специалиста был следующий: при наличии условий (а их наличие определяется геологическими особенностями местности, решение принимается после исследований) можно и гору насыпать, хотя это и большая работа. И получится дешевле, чем «на круг» строительство ГЛК в Красной Поляне и стадионов в прибрежном кластере.
А климат? Я и сам на 8 марта попадал в Поляне под ливень, да и все теплее и теплее с каждым годом становится — в этом году в феврале у нижней станции Розы Хутор было +14… Понятно, что в Поляне отличный снег, но ведь под него нужно «попасть», и шанс на то, что на протяжении всего времени проведения соревнований здесь будет подходящая погода, просто нулевой. Мало того: что хорошо для райдеров, просто ужасно для спортсменов: снегопад. Мягкий и влажный свежий снег — совсем не то, что нужно для того, чтобы трассы были максимально жесткими…
Короче говоря, мне, как и многим, идея Олимпиады в Поляне и Сочи тогда показалась идиотской. По крайней мере, с точки зрения горнолыжника.
Что изменилось — мы или мир…
Но после того, как я три года подряд приезжал работать на соревнованиях, близко познакомился с Розой Хутор и теми людьми, которые работают (не «пилят бабло», а именно работают — на местах, иногда по 20 часов в сутки), которые переехали в Сочи и КП ради возможности поработать на Олимпиаде из Москвы, Питера, Абзаково и других мест России, я изменил свое мнение. И мне действительно очень хочется, чтобы Олимпиада в Сочи прошла как можно лучше.Поделюсь своим дилетантским мнением (далее речь пойдет исключительно о горнолыжной и сноубордической составляющей Олимпийской программы).
Начнем с того, что, если бы на все затраченные и разворованные на Олимпийских стройках деньги построить массу детских спортшкол, комплексов, подъемников и т. п. по всей стране, отложить деньги на оплату коммуналки и зарплату тренеров лет хотя бы на пять, а также на поездки детей на соревнования — пользы для развития наших любимых видов зимнего отдыха, наверное, было бы больше. При условии, конечно, что эти деньги дошли бы до каждого из адресатов — а вот в этом позвольте усомниться. И не только потому, что их (эти деньги) могут разворовать по пути «к конечному потребителю», то есть детям и тренерам.
Где-то в лесу дремучем, или на горной круче…
Например, мест, где можно построить не только горнолыжный курорт, а реально создать условия для полноценной подготовки спортсменов горнолыжников (со сноубордистами проще — трассы короче, перепад меньше), в России немного (если речь вести о скоростном спуске и супере). Это первое. Второе — у нас в стране отсутствует то, что в Европе воспитывалось веками: культура горнолыжного спорта и соответствующее отношение к нему. Можно, затратив массу денег, найти место и построить полноценный ГЛК не только на Кавказе. Но не будем забывать: деньги нужны не только на строительство, но и на работу комплекса, и деньги большие. Откуда их брать? От потока туристов, больше неоткуда. Где можно реально обеспечить постоянный, на протяжении всей зимы, поток туристов, наполняющий курорт? Что-то я в Кировске, Абзаково или на Банном аншлага не наблюдаю. Разве что по выходным, да весной, так что денег достаточно «не поднимешь».Подмосковные курорты загружены только по выходным. Ценник на ски-пассы — негуманный, поэтому они и выживают, и даже, наверное, приносят прибыль, — иначе бы закрылись давно. А если сделать в пресловутом Кировске ценник на ски-пассы аналогичный — много ли там народа останется кататься? Подъемник и склон — только малая часть комплекса, нужна хорошая инфраструктура. А за нее тоже нужно заплатить, а потом — окупить.
Или, по методу некоей организации, которая в Москве построила несколько комплексов, брать деньги не только на строительство, но и на эксплуатацию этих комплексов, из бюджета Москвы? То есть сначала взять бюджетные, «наши с вами» деньги, купить на них подъемники, участок земли, а потом ежегодно вместо прибыли от массового катания брать еще «наши с вами» деньги и учить сотню-другую детишек, (далее — внимание: у родителей, у которых есть не только деньги на снаряжение, но и возможность возить их на тренировки в рабочее время и регулярно оплачивать их выезды «в большие горы»). Это что — развитие массового спорта для всех желающих?
Оставим в стороне тот факт, что в отношении всевозможных спортшкол и их финансирования отсутствует единая система (подробнее об этом можно почитать тут). Это отдельный, крайне сложный вопрос.
Таможня дает добро…
Олимпиада, по крайней мере в части горнолыжной и сноуборд-программы — это бизнес-проект. Отметим: в Поляне комплексы строятся на деньги компаний Интеррос (Норникель), Газпром и Сбербанк. У меня нет уверенности в том, что эти компании ни с того, ни с сего возьмут, да и отправят средства, эквивалентные тем, что они вкладывают в Олимпиаду, на развитие детского спорта в маленьких городах по своей воле. Да и по чужой воле тоже вряд ли. А вот построить уникальные комплексы, которых в стране еще нет, — это уже пусть и очень рискованное, но серьезное вложение денег, даже при том условии, что, например, в Европе срок окупаемости подобных комплексов — 10-15 лет, что уж говорить про Поляну. (10-15 лет — это при их банковских процентах, налогах, отсутствии таможенных платежей, выверенном земельном законодательстве, льготах…)В скобках замечу, что г-н Потанин (читай: владелец Роза Хутор) много чего полезного делает для культуры и спорта нашей страны и помимо строительства РХ. Интересующихся отошлю к открытым источникам.
Сколько-сколько?!
Далее. Безусловно: пожить, поесть и покататься в Поляне неделю — это дорого, и даже очень дорого. Но естественно, что любой бизнес — это, прежде всего, зарабатывание денег. Если мне дорого ехать в Целеево, где нужно отдать «за понты» почти 200 тысяч за сезон — я не еду, а не жалуюсь на то, что это неоправданно дорого и цены там должны быть ниже. Будем реалистами: любой курорт — это бизнес-проект, который должен приносить прибыль, в противном случае владельцу он не интересен. В США после второй мировой войны выросло несколько сотен курортов, а затем чуть ли не две трети (!!!) закрылось, — потому что оказались нерентабельными.В отношении РХ могу сказать, что общий менеджмент курорта и его отдельных частей, по моему впечатлению, выстроен очень и очень правильно: приглашены самые разные специалисты с опытом работы на курортах Европы (начиная с водителей ратраков), отели «отданы на откуп» сетям, которые обладают огромным опытом эксплуатации (типа Radisson), персонал обучен. Работает лавинная служба, спасатели, патруль, врачи, построены стэш-парк и хафпайп, весь сезон организуются эвенты. То есть мы получаем единственный в европейской части России курорт действительно международного уровня, и это не только в отношении массового (то есть комфортного) катания или возможностей для райда, но и для проведения спортивных соревнований. Именно такое мнение я слышал от самых разных спортсменов, с которыми общался три года подряд. Это что — плохо, потому что лично кому-то дорого?
Но мы же не покупаем дорогие для нас машины, квартиры, одежду, и при этом эти вещи не становятся хуже, — они просто не по нашим деньгам (у каждого — свой уровень, это понятно). Но почему эти вещи должны быть дешевле... Дорого — не покупай, а ругать-то зачем? И что дальше? «Хозяева такие цены ломят…» То есть предлагается в новом варианте «отобрать и поделить?» Проходили…
Политические игры в пеСочинице
Ну и, наконец, самая очевидная вещь. Олипиада — это большая политика и ради этой политики руководство страны, как бы мы к нему не относились, сделало определенные усилия по выжиманию денег из их имущих (часть компаний я уже назвал). Будем реалистами: это построено не на те копейки, которые каждый, кто честно платит налоги, отдает государству, а на деньги госкорпораций и монополий. «Наши с вами деньги?» То есть 13%, которые мы (а не наши работодатели) должны отдавать государству? Ну-ну.Разъяснять про политику подробно не буду — и без того получилось длинно. Вкратце: несмотря на все усилия, несмотря на наши поездки в Европу, а их туристов — к нам, работающих у нас иностранцев, всю просветительскую работу, Россия для многих и многих иностранцев — закрытая и неизвестная страна, а нас с вами следует остерегаться. И благодаря Сочи-2014 и тому потоку туристов, журналистов и фотографов, который потечет в следующем году в Сочи и КП, наша страна (не «эта страна», а «наша страна») станет немножко более понятна. Во всяком случае, я сделал для себя именно такой вывод после разговоров с иноспортсменами, журналистами и фотографами: у них открылись глаза на многие вещи и они поняли: мы — такие же, как они, и различий гораздо меньше, чем общего. И они готовы приехать в КП отдохнуть со своими семьями, причем сразу же после завершения Олимпиады. Ну, а то, что я уже встречал туристов-горнолыжников и сноубордистов из Канады и США, не говоря уже о европейцах — это уже так, просто для упоминания.
Извините, что длинно и не слишком подробно…