Автор: Ольга Горелова
В какой момент начинающий сноубордист готов впервые выйти за пределы трассы и приступить к освоению катания во фрирайде?
Этот текст я подготовила в сотрудничестве с Натальей Полетаевой — инструктором по сноуборду, одним из организаторов чемпионатов России и Кубков России по фрирайду, а также этапа чемпионата мира по фрирайду в России Freeride World Tour. Членом экспертного совета при Федерации альпинизма России.
Сразу оговорюсь: речь не о срезании пары кочек сразу за оградительной сеткой на уютном горнолыжном курорте. И даже не о плутании в пухлом снегу между зигзагами трассы в Красполе. Речь о настоящем фрирайде. Вдали от подготовленных склонов и спасателей, зато рядом с лавинными кулуарами, буреломами и настоящей снежной целиной.Может ли новичок самостоятельно оценить свой уровень катания?
К сожалению, нет. Тем более сноубордист, обученный на подмосковных склонах (или любых других непротяженных склонах с небольшим перепадом высот). Подготовившись к катанию на курортах с укатанными трассами и легко изучаемым рельефом, сноубордист не в состоянии даже представить, с чем он может столкнуться, скажем, в Приэльбрусье или в Красной Поляне.
Установка
Начинающему сложно оценить количество сил, которые придется приложить при обкатке трасс даже в ухоженной Европе – на километровых спусках ноги устают совершенно по-другому. То есть ОЧЕНЬ устают. А как известно, усталость – первый шаг к травме. Если за границей с системой размеченных трасс заблудиться (даже при минимальном владении иностранным языком) сложно, то у нас – всегда пожалуйста.
Голос из зала:
«А я поеду по чьим-нибудь следам и обязательно куда-то выберусь! А если и не выберусь, у меня же есть рация. За мной вышлют вертолет или что там у них? В общем, спасут!»
Суровая правда
Это фатальная ошибка, которая легко приведет к очень печальным последствиям, вплоть до гибели. Например, ты можешь, ничего не понимая, заехать под лавину или просто убиться об камни, лежать переломанным и думать о своей глупости.
Рация может разрядиться или не добить за перегиб склона. Спасатели — не медиумы. Моментальные обнаружения потерявшихся в горах — образ из художественных фильмов. Ты избежал лавинных полей и кулуаров, но устал, промок, никто не знает где ты, а солнце садится и холодает — жди беды!
Громкие лавинные трагедии последних лет
В феврале 2004 года на Чегете в лавине «Погремушка» погибли семеро сноубордистов из Москвы: Александр Коньков, Александр Иванов, Нина Пахомова, Антон Батин, Саша Андрюнин, Вася Смирнов, Илья Смирнов. Они не знали района и после снегопада пошли строить трамплин на очень лавиноопасном участке. Тела ребят искали больше двух недель.
5 марта 2007 года на Красной Поляне погиб 10-летний мальчик Никита Веденеев. После снегопада он с отцом выехал на один из закрытых участков трассы.
27 февраля 2008 года на Красной Поляне во время хели-ски погибла опытная лыжница Ксения Свердлова – она отклонилась от следов гида, этого хватило для схода лавины.
18 февраля 2009 года в горах Киргизии в лавине погиб один из лучших хели-гидов России Андрей Железнов. Он 5 лет проработал спасателем в Домбае, был инструктором по альпинизму, сертифицированным инструктором по горным лыжам. С 2000 года работал гидом по фрирайду, с 2003 года — хели-ски гидом.
16 марта 2010 года в Приэльбрусье погиб один из организаторов чемпионата России по фрирайду Эльдар Золотарев. Его накрыло снегом на одном из спусков ущелья Гара-Баши в районе станции "Мир" на высоте около 3500 метров. В поисках принимали участие более 50 человек, однако тело нашли только два дня спустя.
19 марта 2010 года на Чегете (Приэльбрусье) погиб Михаил Кирилин – он был одним из создателей сайта insnow.ru, опытным лыжником, хорошо знавшим регион.
10 января 2011 года в Италии погиб Сергей Симаков: после катания с гидом ребята поехали вне трасс самостоятельно. Сергей проехал траверсом чуть дальше других и выехал на небольшую полянку, которая целиком, медленно уехала вместе с ним у всех на глазах, и упала в большой кулуар, где сорвала весь старый снег, образовав большую лавину.
10 февраля 2011 года на Чегетской трассе фрирайда «Доллар» погиб известный сноубордист Сергей Башкиров. Он был сыном знаменитого альпиниста-высотника Владимира Башкирова, погибшего при спуске с вершины Лхоцзе 26 мая 1997 года.
Установка
Для того чтобы понять, что такое настоящая целина – нужно проехать по ней хотя бы однажды. Механику катания в глубоком снегу осваивают годами.
Голос из зала:
«А вот я первый сезон на доске, но взял, да и проехал с местными на Чегете. И ничего!»
Суровая правда
Хорошо, что тебе повезло. Однако не надо дергать судьбу за усы. Для катания вне трасс нужно уверенно чувствовать себя на любом рельефе: «укатка», жесткий задутый снег, глубокий снег, крутые спуски; уметь лавировать между скал и камней на узком пространстве.Установка
Чтобы овладеть навыками внетрассового катания, необходимо попробовать себя на каждом из рельефов. Поэтому стоит найти гида-фрирайдера, который умеет обучать катанию по целине.
Голос из зала:
«Ерунду говорите! По разным публикациям и рассказам продвинутых друзей я отлично знаю, как надо кататься во фрирайде: сдвинул заранее крепления чуть назад и при катании перенес вес на заднюю ногу. Доска сама вывезет!»
Суровая правда
На небольшом участке со снегом одинаковой пухлой консистенции — да. Возможно. Но на длинном спуске, когда устанешь, но понадобится изменить технику катания, ты уже не справишься без совета профессионала. Будешь тупо сидеть и плакать на склоне от беспомощности. Спроси любого опытного гида — он тебе расскажет пару таких историй...
Как выбрать гида для обучения катанию во фрирайде?
Наталья Полетаева:
«До 2012 года в России отсутствовал институт профессиональных гидов в том, как это понимают за границей. Но ситуация понемногу изменяется: уже второй год лыжники и сноубордисты нашей страны проходят обучение в Школе горных гидов, организованной при содействии Федерации альпинизма России (alpfederation.ru) и UIAGM (Union Internationale Des Assotiations De Guide De Montagne, Международный союз ассоциаций горных гидов). На сегодняшний день образование получают лучшие гиды Красной Поляны, Приэльбрусья, Домбая, за плечами которых – десятки лет качественной работы. Подробную информацию о работе Ассоциации горных гидов России можно найти в социальных сетях: facebook.com/rmga.info и vk.com/rmga_info.
Помимо проверки «корочек», которых, кстати, пока нет ни у кого из наших курсантов (обучение еще в процессе), действовать стоит только методом опроса друзей и качественной оценки информации. Если гид – участник чемпионатов России или Кубков России по фрирайду (а еще лучше – призер), это является неплохим критерием оценки качества его работы. Поройтесь в интернете, положительные отзывы клиентов – также плюс.
И самое важное: хороший гид никогда не скажет: «Да ты у меня завтра поедешь как Джереми Джонс!» Сначала он расспросит о стаже катания, оборудовании, где вы катались и с кем. Перед тем, как вести группу «в поля», правильный гид обязательно проверит владение клиента снарядом, прогонит его по трассе и, может быть, по каким-то участкам вне трасс, чтобы понять, чего ожидать. Кого-то могут и отсеять – чтобы в дальнейшем не тормозить группу (если это хели-ски) или чтобы избежать травм или прочих неприятных инцидентов. А еще нормальный гид обязательно выяснит, знакомы ли вы с лавинным оборудованием, знаете ли, что такое бипер, лавинная лопата и щуп, умеете ли ими пользоваться. Плюс – если вы прослушали хотя бы одну лекцию о лавинной безопасности и теории образовании лавин».
Подведем итоги
Знание – сила! Стремись повышать уровень знаний о горах, побольше читай, смотри кинофильмы.
Горы любят уверенных, но не прощают самоуверенных: никогда не стоит переоценивать собственные силы.
Не доверяй чужим следам на снегу, сойдя с трассы: неизвестно, куда они приведут, и сколько часов пешком придется оттуда выбираться.
Не верь незнакомцам, рассказывающим: «Сейчас я вас отведу в та-а-акое-е место!» Хороший гид небылиц не рассказывает.
Тонет тот, кто умеет плавать: часто в лавинах гибнут не только новички, незнакомые с рельефом, но и опытные гиды – все аспекты стихии предсказать нельзя.