Поздравляйте меня, крутышку! Я катала самую высокую гору Европы! Я была на высоте 4200! Вот!
Многие из вас уже были там, но думаю, вы разделите с удовольствием вновь мое восхищение этим краем, и с удовольствием снова посмотрите на него, но уже моими глазами. Многие не согласятся с высказанным здесь мною мнением, и я заранее прошу прощения за долю категоричности.
И я очень рада множеству новых интереснейших людей, с которыми меня познакомили и объединили эти горы.
Это мир гор и легенд, и я была там! Залитый солнцем и занесенный снегом, такой переменчивый, и такой прекрасный!
Экскурс в историю, географию, геологию и палеонтологию. Кавказ – молодые горы, бывшие когда-то дном океана (хотя это и не удивительно, в принципе, вся европейская возвышенность была под водой). Благодаря этому в огромном множестве здесь можно найти аммониты – древних (до 150 млн лет) гигантских спиралевидных малюсков (размером от 5 рублевой монеты до полуметра), продажа которых, естественно, местный промысел. Сам Эльбрус, можно сказать, действующий вулкан, последнее его извержение было примерно 2000 лет назад, что для жизни вулкана совсем недавно. Явными признаками еще происходящих внутри него процессов являются наличие горячих родников, источников нарзана (вонючего и ржавого, с очень приятным вкусом классной минералки) и периодических выбросов серы, мешающих альпинистам совершать покорения двуглавого.
Мир этот находится между двух хребтов и называется Баксанской долиной, заканчивающейся как раз Эльбрусом, напротив. На его ледниках берет начало чистейший источник Гарабаши, образующий водопад высотой около 30 метров, доступный взору и слуху любого туриста. Что меня удивило – там нет елей, только сосны. Жила я на высоте 2500, на поляне с милым именем Азау. Обратите внимание, местные нарицательные имена специфичны, красивы, но и на слуху: Ушба, Когутай, Тырнауз.
Горы кроют в себе необыкновенные красоты, стоит только посмотреть под ноги. Здесь можно найти кристаллы кварца, иголки горного хрусталя, звезды астролита.
Местное население – балкарцы и кабардинцы. Это противоборствующие народы, с превалированием балкарцев. Во время Великой Отечественной притесненная кабарда встала на сторону Германии. Были сформированы целые фашистские полки, полностью состоящие из кабардинцев. По окончании войны Сталин произвел массовое переселение этого народа в Сибирь и Казахстан. По прошествии времени многие вернулись, но статус и малочисленность не дают им занимать ключевых позиций в руководстве. На этом фоне нередки межнациональные конфликты. С учетом общей нестабильности Кавказского региона, а теперь и непосредственной близостью Грузии, этот край считается опасным. Я ездила одна, и многие сильно удивлялись, как я на такое решилась. По прошествии могу сказать, что местное население скорее радушно и совсем не агрессивно. И все же я бы характеризовала отношение местных как «умеренно неприветливое», что удивительно, учитывая то, что мы - «доход» - по их же наречению.
Характеристика курорта. Приэльбрусье задумывалось и стало горнолыжным курортом общесоветского масштаба. В 70-х годах тут было развернуто огромное высокотехнологичное по меркам тех лет строительство канатных дорог на Эльбрусе и Чегете. Подъемники, которые и сейчас обслуживают трассы, эксплуатируются с 1972 года. Эльбрус – это две очереди «вагончиков», кресельная одноместная канатка и бугель.
Чегет – две очереди одноместных и двуместной креселки, и бугель. Все грязное, обшарпанное, убитое. Но заложенный резерв таков, что при условии косметического ремонта эти конструкции вполне могут соревноваться с современными канатными дорогами.
На Эльбрусе в этом году был пробный запуск первой очереди новой канатки – Азау-Кругозор. Строительство вело государство, и о вложенных в нее средствах ходят легенды.
Сервис абсолютно никакой. И понятно, риски в столь нестабильном регионе безумно высокие.
Негде жить. Жилье в основной массе колеблется в районе 250-500 руб/сут. Это мини отели, справедливо именуемые «хижинами», и квартиры в полуразрушенном жилом фонде поселка Терскол. Есть отели не сертифицированные, но на уровне 3-4 звезд. Цены в них сопоставимы с ценами на курортах Европы - от 1000 до 6000. Есть тоже негде. Национальный местный колорит, который мог бы исправить положение вещей, изяществом не отличается, да и чистотой тоже. Самое лучшее виденное мною место и по отзывам - «У Зухры» на Чегетской поляне – мокрое, темное помещение с затертыми столами и общепитовской посудой, где готовят хорошо, добротно, но ничего особенного.
На подъемники подниматься надо везде вверх по обдолбанным бетонным лестницам, которые чистят в принципе только ботинки, по ним проходящие. Стоять в очередях (это при том, что я была не в «сезон») в холодных, ободранных помещениях-сараях, не ремонтированных с 70-х, наверное, с хамским персоналом, базарящим и желающим только «отстричь», и, наверное, не подозревающем о своих обязанностях - помогать при посадке на подъемник. Apres-ski отсутствует, «как класс», - еще один феномен для курорта. Была в знаменитом баре в пансионате «Чегет» - единственном месте, где можно провести вечер. Можно было бы в принципе и не получать этого опыта. Но есть и правда замечательный каток с московскими ценами за прокат, где мне удалось за 15мин натереть и без того больные ноги жутко тупыми коньками 40-го размера (38 и 39 там нет ни одной пары:)
Эльбрус. Это бескрайние пологие поля, которые, наверное, невозможно выкатать. Не ходят по ним ратраки, но ведь и ни к чему: ввиду их неограниченности состояние трасс не вызывает нареканий. Вы понимаете, созданный самой природой рай полей, легких холмов, невзрезанной целины. И стоят над всем этим великолепием две главы символа Кавказа, воспетые в песнях, овеянные легендами, привязавшие накрепко сердца тысяч советских людей. И оставившие себе десятки жизней.
Чегет. Резкий, колючий, гораздо больше похожий на соседей, чем Эль. Он как раз представитель этих молодых дерзких гор, цепляющихся крюками своих вершин за небо, колющих его еще не обточенными ветрами скалами. Он заставляет с собой бороться, выгибаясь в крутые спуски, выставляя камни, обдувая ветром. Но до чего же хорош! На нем испытываешь настоящую страсть, ради которой, в общем-то, и едешь в горы.
В последний день я плакала и не могла остановиться. Так хотелось объять эти горы, оставить их в себе, в сердце. Но невозможно их охватить ни умом, ни душой. Они слишком велики и могущественны в своей твердыне.
Это, конечно, далеко не все. Еще там огромные звезды, которые, кажется, можно сорвать, а Млечный путь, как песок, рассеять по небу. Там стремительные горные реки с красными вулканическими камнями. Там реют величественные птицы, размах крыльев которых подстать масштабу этих гор. Там так много, и я одна не могу увидеть все, а тем более, рассказать.
Вот так это было. Еще см. фото, всех вас сильно люблю и целую.
Автор: Ира |
А звезды, звезды то ты с молодым человеком наблюдала? Может в нашем конкурсе поучаствуешь с таким талатищем?