Будет мир у ног твоих».
Почти каждый курорт после пребывания на нем можно охарактеризовать в несколько слов, подчеркивающих его особенности. Это бывает атмосфера или архитектурный стиль, нюансы времяпровождения или уровень катающихся или даже трасс, а может, еще что-то запоминающееся, и у каждого — своя ассоциативная характеристика. Обычно у меня не возникало проблем с тем, чтобы определить нишу для какого-либо курорта. В Davos это размеренный отдых, а в Verbier драйв, во Flims — деревенская идиллия, а в St. Moritz — luxary-industry. С Zermatt как-то сразу не получилось, и только по прошествии времени, когда улеглись впечатления, почему-то пришло в голову: «Будет мир у ног твоих».
Zermatt. Общее
Zermatt располагается в швейцарском кантоне Valais и является самым южным горнолыжным курортом Швейцарии, претендуя одновременно с другими участниками группы The Best of Alps — Davos и St. Moritz — на звание лучшего курорта этой небюджетной страны. Zermatt расположен практически в тупике долины в окружение гор и, у подножия самого известного из окружающих его многочисленных четырехтысячников — Matterhorn — одного из символов Швейцарии. Хотя сейчас уже точно не определить, кто больше кого прославил: величественная гора — очаровательную альпийскую деревушку или один из лучших мировых курортов — причудливой формы трехгранный исполин. Но в целом, в настоящий момент, имя одного четко ассоциируется с другим, и существуют они идеально, взаимодополняя друг друга.
Кратко о посещении
Я всегда посещаю Zermatt неправильно. И этот раз не был исключением. Зато теперь я точно знаю, как лучше всего сюда ездить:
- с настроем на сочетание катания и отдыха;
- в середине марта минимум на неделю;
- компанией 4-6 человек;
- с хорошим фотоаппаратом;
- выбирая местопроживание недалеко от подъемников.
Я ж, как говорила, всегда посещаю Zermatt неправильно, начиная с первого визита сюда несколько лет назад в октябре. Потом меня долго преследовала картинка серых, грязных размытых нижних склонов без снега. Майские визиты немного сгладили картинку на более оптимистичную, но до идеала было еще далеко. А что делать. Zermatt — одно из немногих мест с катанием вне основного сезона. Результатом было то, что зимой сюда не тянуло. Хотя, может я б и выбралась сюда раньше, но притчи о суровых жестких ветрах и обледенелых склонах в январе-феврале (а что это такое, я уже испробовала на себе в соседнем Saas Fee) долго не могли заставить включить Zermatt в мой график зимних посещений.
В сезоне 2011-2012 вроде ситуация должна была исправиться, но, оказалось, не судьба. Все смешалось. В результате была сложная комбинаторика длинной поездки по Швейцарии с подстраиванием под появляющихся и исчезающих попутчиков, сменой гостиниц и дней на курортах, и в Zermatt все вышло как всегда, и в точности наоборот от правильного варианта. Хотя, по совокупности факторов, я получила отдельные впечатления от курорта, а также стимул приехать сюда еще раз.
Впечатление первое. Дорога на курорт
Добираться до курорта на общественном транспорте очень просто — поезд от аэропорта Zurich или Geneve довозит вас до Visp, где вы пересаживаетесь на региональную современную, но в тоже время более медленную узкоколейку и, следуя по маршруту знаменитого панорамного поезда «Ледниковый экспресс», по очень живописному ущелью попадаете непосредственно в Zermatt. Дорога, и правда, очень красивая — нависающие скалы причудливой формы, узкие ручейки с гор, снежные шапки — хочется не упустить возможность запечатлеть эту красоту, и весь окружающий пейзаж настраивает на путешествие в сказку.
Общее время трансфера от аэропорта — чуть меньше 4 часов.
Впечатление второе. Приезд
Хуже всего в Zermatt приезжать в пятницу с 5 до 7 вечера. Весь город гудит, как разноязычный пчелиный улей. Суматоха — вот характеристика курорта в это время. Кто-то отмечает предстоящий отъезд, кто-то завершающий день катания, кто-то прощается с обретенными здесь знакомыми, кто-то делает последние набеги по магазинам (а я приехала в период, когда на каждом втором магазине витрины пестрели упоминаниями о скидках), а кто-то по сувенирным лавкам, а часть народа просто совершает вечерний променад, любуясь напоследок городком. И среди всего этого по не самым расчищенным от снега улицам носятся, пугая прохожих, электромобили, развозящие приехавших на выходные туристов.
В день массового заезда в субботу творилось тоже самое, с той лишь разницей, что народ предпочитал не спеша праздно гулять, а не посещать магазины. Прибыв в Zermatt в первый раз вы, скорее всего, тоже воспользуетесь такси-электромобилем (если нет доставки отеля). Идти с вещами через город в этой толчее занятие неблагодарное. Хотя в другие дни поспокойнее.
Впечатление третье. Проживание
Я так и не поняла, в какой части курорта жить удобнее. Zermatt довольно сильно растянут вдоль склонов. Подъемники расположены в противоположных сторонах.
С одной стороны — вроде возле вокзала хорошо, и к центральной улице с ее движением близко, и к поезду горной «зубчатой» железной дороги наверх. Неудобство состоит в том, что поезд ходит раз в полчаса, и спускаешься обычно к другому подъемнику — тогда добираться обратно придется на местном ski-bus. В конце дня на него приличная очередь. Да, даже в Zermatt, где основным транспортом является электромобиль-такси и конная повозка, ходит ski-bus-электромобиль. Правда, перемещает он народ он от одного подъемника до другого, в стороне от центральной пешеходной улицы, и с небольшим количеством остановок. Сами ски-бусы полные всегда после катания. Идти же пешком в сторону от спуска до вокзала с лыжами, — сомнительное удовольствие, неблизко. Хотя, если все ж спускаться каждый раз на свою сторону, да и оставлять там лыжи в стойках для хранения, может оказаться и неплохо.
С другой стороны, мне больше понравилось все же вверх подниматься на подъемнике, расположенном в дальней от центра части курорта, и представляющем собой несколько очередей кабинок. Там как-то сразу добираться до всех областей катания показалось удобнее. Но если жить там, то тогда придется ходить до центра, где расположена вся основная инфраструктура, а так же присутствует атмосфера жизни знаменитого курорта.
Мое проживание было из серии: «Ну что же мне, разорваться что ли». На самом деле так сложились обстоятельства – по причине смены аж трех гостиниц в процессе организации отдыха я жила равноудаленно от обоих подъемников в центре. Тут свои нюансы. Очень удобно относительно инфраструктуры как в дневное, так и вечернее послекатательное время. Но хождения в горнолыжных ботинках с лыжами по брусчатке, периодически уступая дорогу такси-электромобилям, не избежать.
Впечатление четвертое. Погода
Этот горнолыжный сезон был по-своему аномален с точки зрения погоды. Четыре весны в Switzerland проследовали одна за другой, чередуясь с возвращением зимы. Я приехала как раз после первой весны, во время второго пришествия зимы, когда снова пошли снегопады, и похолодало по сравнению с предыдущей неделей.
Бывают курорты твои, бывают не твои. По всем впечатлениям и обстоятельствам с Zermatt у меня в эту поездку ничего не складывалось. Но изначально по атмосфере это мой курорт. И я его клиент. Видимо, чтобы доказать это, меня исключительно побаловали погодными условиями во время катания. Солнце, свежий снег под ногами, много свежего снега, нежаркая и почти безветренная погода приветствовали меня каждый день на склоне. И вечерние снегопады, возвращающие в дежа вю погоды, преследующей меня всю эту зиму, но прекращающиеся под утро, только способствовали поддержанию этого впечатления на протяжении отдыха. А чтобы доказать уж окончательно, что Zermatt — это мое, был сюрприз в виде жутких ветров с колючим снегом при посещении итальянской Червинии, на контрасте со Switzerland.
Впечатление пятое. Инфраструктура на горе
Подъемники как подъемники. Очень четко прослеживается, что курорт ориентирован на круглогодичное функционирование и использование подъемников не только в горнолыжной индустрии. Разветвленная сеть, довольно грамотная расстановка на горе, покрывающая небольшим количеством современных закрытых подъемников — длинных гондол и креселок — три сектора катания и предоставляющая доступ как к многочисленным горным ресторанам, так и пешеходным дорожкам, особенно в летнее время. Для удобства отдыхающих даже поезд Gornergratbahn бывает двух видов: экспресс и с остановками. Но даже на экспрессе горнолыжники вынуждены расплачиваться за разностороннее развитие курорта, подъем на Gornergrat — а это единственный вариант — осуществляется в темпе неспешного экскурсионного маршрута. Еще к особенностям данного региона можно отнести малое количество бугелей и обязательность прокатывания ski-pass не только при входе на подъемник, но и при выходе с него.
Несмотря на значительное количество горных ресторанов, народу в них обычно немало, места на обед лучше бронировать. Это следствие их доступности для пешеходов. Да, ведь те, кто приезжает на курорт просто отдыхать, составляют немалую часть даже в зимнее время. Им замечательно – в солнечную погоду можно провести хоть весь день на одной из многочисленных открытых веранд, любуясь великолепной панорамой окружающих белоснежных вершин.
Впечатление шестое. Катание
Переориентация цели приезда в Zermatt от ознакомления с регионом на исправление техники привела к тому, что на последнем и пришлось сосредоточиться. Проще говоря каталась с инструктором, и тут было не до выбора и оценки трасс. Наше дело — «Лапы, крылья... Главное — хвост». И думать, как не перепутать. Соответственно и впечатления от региона катания остались с этой точки зрения.
- Общее впечатление от курорта: склоны есть на любой вкус, кроме, разве самых сложных (или по моим погодным условиям не заметила сложных), но в глаза бросается немалое количество узких, постоянно раскатанных до льда дорожек. Так и подмывает сказать – наверно там летом хорошо гулять, а чтоб не простаивали зимой, их приспособили под катание. В наличии также имеются широкие относительно пологие склоны, не избитые общественными массами. Количество народу на склонах уменьшается по мере отдаления от инфраструктурных заведений.
- Если посмотреть на возможности обучения, исправления ошибок техники и прочее совершенствование, то они есть. И, я бы сказала, даже очень неплохие возможности. Так сказать, красные трассы, отдающие синевой, в полном объеме присутствуют. Для совсем новичков на курорте вообще имеются «Медленные склоны», на которых действует ограничение скорости в 30 км. в час.
- Катание вне трасс там намного лучше, чем по трассам. Это именно та ситуация, когда возможности превосходят желания. Вернее, желающих для катания вне трасс там немного, поэтому и склоны разбиваются меньше, и снежные условия лучше, причем не надо никуда далеко идти. Я не люблю все эти выезды за вешки, но здесь покидание общедоступного пространства доставляло положительные эмоции. Там было полно свежего нераскатанного снега, и никто не мешал.
- А вот на трассах народу немало. Спуски вниз переполнены и быстро разбиваются. И еще, в зависимости от погодных условий на спусковых трассах или бугры, или лед, среди которых народ в силу своего умения стояния на лыжах пытался спуститься по абсолютно непредсказуемой траектории. Как-то отвыкла я за время поездки от такого в Швейцарии.
- Для любителей ski-safari прям на карте курорта прорисовано два маршрута.
- В целом — чего-то не одна из трасс не зацепила. Как-то все ровно. Ни восторга, ни раздражения.
- В результате мне показалось, что курорт хорошо для неторопливо вальяжного отдыха. Тех же, кто привык по максимуму использовать время на курорте для катания, будут напрягать и отдельные медленные подъемники, и ориентация на разношерстную публику, не всегда имеющую отношение к горным лыжам. И недостаток интересных спусков.
Впечатление седьмое. Червиния
Может, кому-то это в глаза и не бросается, но мне было заметно различие Швейцарии и Италии по уровню сервиса. Все-таки как-то там пораздолбаистее. А вот склоны шире и положе. Но я там немного каталась. Надеюсь, в следующий раз впечатление будет другое.
Впечатление восьмое. Après-ski и вечерний досуг
Жизнь здесь кипит. Правда, не видела исключительно веселых по-австрийски баров après-ski, закрывающихся поздно вечером, но несколько заведений на горе, где можно успешно завершить катание, присутствуют как на спуске в город к рельсовому подъемнику, так и к очередям кабинок. Открытые террасы и просто кафешки, служащие днем местом загорания неспортивной публики, ближе к вечеру становятся прибежищем любителей пропустить стаканчик-другой горячительных и не очень напитков, а также просто пообщаться. Одновременно эти заведения доступны так же и из города. На самом курорте тоже можно найти места для любителей завершить катание кружкой глинтвейна или бокалом пива в живой обстановке. Но при оценке драйва обстановки курорта надо делать скидку на средний возраст публики на курорте. А это далеко не молодежь.
Вечерние развлечения представлены в городе с точки зрения «есть чем заняться» — это уже кто что предпочитает. Кому-то променад по центру города в окружении ярких витрин, или наоборот по окраинам, наслаждаясь сельской идиллией, кому-то ужин в ресторанах, кому-то тусовочный бар, кому-то дискотека в ночи. Кроме последнего — движение есть в любой день недели. Я пару вечеров встречалась с форумчанами. Это было начало недели, и свободное место скоротать время мы нашли легко, как в баре отеля Post, который был мне знаком по après-ski, так и на выступлении какого-то популярного по местным меркам ди-джея. Думаю, к концу недели надо делать предзаказ.
Впечатление девятое. Общее впечатление от курорта
Город-городок-деревушка с альпийской архитектурой. Никакое стремление к роскоши ее не испортило. Может, слишком много ярких вывесок и огней в витринах. Но они делают город только наряднее. И вообще это относится только к самому центру. Современные строения, выбивающиеся из единого архитектурного стиля, встречаются не часто. А вот старинные дома на высоких сваях с сенохранилищем внизу встречаются на окраинах и непосредственно на склонах. И в отличие от того же Saas-Fee многие из них до сих пор используются и как жилье, и как объекты инфраструктуры. А заодно бросается в глаза контраст между атмосферой ежедневного праздника в центре и тихой идиллии на окраинах.
Впечатление десятое. Стоит ли он своих денег?
Хоть о Zermatt и идет слава дорогого курорта, возможности превратить его в стандартный по ценнику здесь имеются. Это и проживание в соседнем поселке Таш (с ежедневной поездкой на катание в Zermatt на поезде), и просто жилье в апартаментах на окраине с питанием там же. Но это все отразится на общем впечатлении от курорта. Ведь поездка на горнолыжный курорт это не только катание, но и вечерние прогулки по альпийской деревушке, и чашечка капучино в уютном кафе на три столика, и конечно, пребывание в общей атмосфере курорта-праздника, где ты чувствуешь себя частичкой чего-то большого, а в случае с Zermatt, еще и немного волшебного.
И еще. По моим ощущениям в Zermatt — та атмосфера, которая, исходя из характеристик, должна быть в St. Moritz. Атмосфера праздника, вальяжности и роскоши. И все это на фоне вальяжного катания.
Впечатление последнее. Мое общее впечатление от отдыха
Вообще в Zermatt я попала в тот непонятный для себя, но очень классный ритм жизни, когда все время занято и некогда скучать. В результате недлинный промежуток времени, проведенный на курорте, не позволил не только узнать его в полном объеме, но и даже составить единое впечатление о курорте. Впрочем, тут есть еще один нюанс. Большинство курортов я осваиваю самостоятельно методом проб, ошибок и перелопачивания заранее каких-то материалов. А Zermatt, как, впрочем, несколькими годами ранее еще один полюбившийся швейцарский курорт, мне показывали. Пусть не в полном объеме, но так для запоминающегося отдыха хватило.
А заодно у меня было первое впечатление от отдыха и второе. Первое — без восторга, вроде нет ничего выдающегося и запоминающегося. Второе, которое пришло уже спустя некоторое время от поездки, — а все-таки меня зацепило, здесь нет существенных минусов по отдыху, но есть инфраструктура для моей оптимизации отдыха, и буду я еще не раз возвращаться в Zermatt. А основным воспоминанием от отдыха будет ощущение, которое ты испытываешь, стоя наверху и любуясь на окружающие горы, и когда кажется, что весь мир у ног твоих, распространяется на весь отдых на этом курорте.
И винные карты достойные. Я, увы не спец, но были толковые провожатые, так что экскурсия по Итальянским, Французским и собственно Валейским отменно булькала. Счет - в среднем 100 евро на человека.