В этом году я решил попробовать новый заграничный горнолыжный курорт и Китай посмотреть. Потому поехал кататься на китайский зимний курорт Ябули (亚布力), совместив это с посещением Пекина и Харбина.
Почти классический "рекламный" вид на отели с верха трассы А5
Был на курорте Ябули с 11 декабря по 18 декабря 2023 года. Жил в 5-ти звездном отеле ClubMed (All Inclusive) - дорого, шикарно, кормят отлично, номера прекрасные, просторные, тёплые. Но в больших общественных помещениях там часто холодно - так в туалете при баре не было ни одной батареи и потому там было +10.5 C (это не шутка), часто поддувает из окон/дверей, особенно в бассейне и в концертном зале.
И не просто в отеле сушить одежду, ботинки после катания - в прокате на холодном первом этаже (это совместный c соседним отелем Yabuli Sun Mountain прокатный/инструкторский центр) клиентам дают просто вертикальный ящик (locker) с одной полкой и 4 рожками. Туда можно ставить лыжи, вешать на рожки ботинки и перчатки, класть шлем, но там нет ни нагрева, ни даже принудительной вентиляции... Я сушил свою одежду у себя в тёплом номере на полу/столе у окна (на солнце - окно выходило на юг), а ботинки в ванной комнате на теплом полу. Ибо батарей в номере тоже нет - нагрев комнаты осуществляется через вентиляцию (отверстия сбоку под потолком, пульт на стене).
Температура на улице была от -14 С (днем когда солнце) до -29 С (когда я уезжал утром 18 декабря). Влажность до 90% и в последние два дня был нехилый ветер до 8-10 м/сек. До поездки хорошо подумайте о том, сможете ли вы такое выдержать в декабре (в январе бывает и холоднее). Я выдержал (есть опыт из Скандинавии и Кировска с Шерегешем), но кончик носа чуть отморозил на скорости.
Оптимистичная погода утром 17 декабря - как раз для сноуборда и прогулок вверх по склону...
Работал один подъемник Poma с 8-ми местными гондолами, причем с промежуточной станцией, что очень удобно: станция как раз на переходе от крутой верхней половины, к пологой нижней. Новички сходят на промежуточной станции и там же садяться те, кто уверено катается сверху. Время работы канатки с 8:00 (или чуть позже) до 16:00 (точно).
Очередина подъем страшны только для организованных в группы (по 30-50 человек) местных китайцев-новичков из дешевого отеля Sun Mountain. Иностранных туристов и местных из отеля Club Med пускают отдельной очередью. Больше 2-3 минут не ждал нигде. Обычно быстрее: подошел на промежуточной станции и почти сразу сел в гондолу 5/6/7-ым или 8-ым пассажиром. Только иногда половина мест в гондоле бывает занята колесными санками для тобогана, которые так доставляются на вершину.
Подготовка трасс отличная, ночью работают ратраки, иногда и в обед проходят пару ратраков и снова ровняют популярные трассы (А1 в основном). Уровень инструкторов-китайцев неплохой, английский у них конечно не топовый, но понять можно. На удивление хорошо катаются китайцы, особенно старшего поколения (старше 50 лет). Видел пару-тройку сноубордистов-карверов весьма высокого уровня. Попадаются сноубордисты в тематических костюмах - из головы не выходит одна уверенно вычерчивающая дуги сноубордистка в чёрном шлеме, на чёрном сноуборде и в чёрном-чёрном плаще-пончо до щиколоток. Ей бы ещё косу в руки и было бы вообще как в классическом кошмаре. Жалею, что с ней не сфотографировался.
Внизу, на пологой части, большие зоны обучения отделены сеткой - новички никому не мешают. В середине синей трассы А1 (сразу после промежуточной станции) катаются уже не совсем новички, объехать их легко.
Наверху, на местной плоской вершине в 998-1000 м (Sun Mountain/Сангокуй) расположен маленький отель (это люксовые номера от Sun Mountain) и кафе (кофе там дорогой!) с туалетом, смотровые площадки и верхняя станция тобогана в трубе (там катаются на санках с колесиками, доставляемых в гондолах канатки). Вот к югу от этой вершины-площади есть небольшая пологая зона обучения с ленточным транспортером. Это начало самой длинной и простой синей трассы А1, вот там надо быть повнимательнее, но это только первые 100 метров, где нулевые новички толпятся.
Новички, инструкторы (в красном) и ленточный подъемник справа - начало трассы А1
Было не очень много снега: трасса А6 слева от отельчика на вершине не была официально открыта (но я по ней скатился пару раз ради красивого леса), А6 и А5 не были покрыты снегом на всем протяжении внизу. Другие трассы работали целиком (правда А4 открылась на 2-3 день, но я успел на ней покорячиться и до официального открытия), кроме закрытой трассы А3 (там пока был фрирайд с буграми для особо рисковых - одного спуска мне хватило). Для меня показалось странным, что трассы А3, А6 и особенно А2 обозначены как чёрные - я бы их скорее красными назвал, А5 и А4 в принципе можно и чёрными считать, но ничего там такого уж страшного нет. А4 узковата, на краю леса наворочены замерзшие сугробы и комки снега до 0.5 метров в высоту, но она прямая, так что вылететь вбок ещё надо постараться.
Спутниковый снимок курорта Ябули с Google. Доступная зона катания внутри зеленой линии, красными крестами зачеркнуты точно неработающие креселки
Работали трассы в основном на искуственном снегу из снежных пушек. К подготовке трасс вопросов нет - если открыто, то кататься можно и гонять не опасно. Трасса А1 обычно загружена из-за новичков и потому в средней её части после обеда посередине бывает лёд, но не на крутых местах.
Интересно, что сильный мороз и влажность характерные для этого курорта сподвигли китайцев на использование электрических фенов на станциях канатки. Фены применяются для обогрева замерзших, запотевших очков и лиц. Сам пару раз пользовался таким феном (мощностью 2300 Ватт) и оценил этот бесплатный сервис.
Сервисный стол с инструментами и ... феном в 2300 Вт
Перед входом в прокатный центр есть целая стойка специальных промышленных фенов, но их использование платное (через китайские платежные системы, по QR коду). Там же есть бесплатные шланги со сжатым воздухом, чтобы обдуть от снега и изморози свои лыжи/сноуборды/ботинки - тоже этим пользовался.
Платные фены у сервисного центра
В лесу кататься пытался, но особого кайфа в этом не увидел - лес сильно захламле>pн упавшими деревьями, камнями, а снега мало. Лес в основном лиственный, хвойных деревьев меньше 5%. Особенностью местного леса являются кустарники и деревья с шипами на ветках.
В последний день со сноубордом поднялся пешком от поворота трассы А1 (и заброшенной верхней станции креселки) на соседнюю вершину 1000 м.
Заброшенная верхняя станция креселки у поворота трассы А1.
При этом в лесу и на заброшенных трассах (скорее красных) уже было 10-20 см нового снега, принесенного ветром.
Заброшенная трасса для фрирайда... путь вверх
Идти потому в тот день было трудно, но раньше я боялся туда сходить из-за недостатка снега для фрирайда.
На вершине я опять столкнулся с заброшкой: ещё одна неработающая креселка, кафе и ленточный подъемник ниже по южному склону. Ниже фотопанорамы (от запада слева к югу) этой заброшки и запустения верхней станции кресельного подъемника (от другой компании из соседней долины):
Панорама заброшки - запад и север. Слева будка ленточного подъемника, справа кафе и мой сноуборд
Панорама заброшки - север и восток. Слева кафе, справа верхняя станция заброшенной креселки
Панорама заброшки - юг и запад. Верхняя станция креселки, пик Эргокуй 1262 м, лента подъемника и будка.
Потом я спустился по свежему снегу на заброшенных трассах. Хорошо, но мало...
Всего у меня было 6 дней катания: 12-17 декабря. 5 дней на своих горных лыжах (первый день с китайским инструктором для интереса - он преподает жестко австрийскую школу/стиль, весь день нас натаскивал на классическую стойку и повороты без вращения корпусом), 1 день на прокатном сноуборде. Прокатные лыжи вроде ничего (не присматривался особо), сноуборд для новичка вполне отличный (новый Lidakis с классической формой и отличным скользяком), но вот сноубордические ботинки это просто дешевка: черно-грязного цвета, Noname (никакого названия вообще не написано на них), внутри текст: made in China, а толщина и теплота как для весны в Сочи, изрядно разшатанные (минимум на размер больше). В тот самый морозный и ветренный день мне было в этих ботинках не очень комфортно, ведь по окончанию катания вечерняя температура сравнялась с утренней:
Погода снаружи на вечер 17 декабря.
Теперь о грустном: по курорту сильно ударила пандемия и все эти локауты во время COVID-19. В регионе катания Sun Mountain (Саньгокуй) - вторая карта к описанию курорта на этом сайте с двумя подъемниками - при мне работала только гондола. Насчет работы 6-местной креселки в будущем я не уверен - может откроют позже, с увеличением снежного покрова. Но снежные пушки на склонах к югу от этой креселки работают и нарабатывают 5-6 метровые бугры снега про запас.
Регион, где я катался всё время (отмечен зеленой линией) принадлежит вместе с отелями владельцам отеля Club Med. Только там ски-пасс и работает. Ски-пасс стоит 380 юаней на день, но для гостей отеля Club Med входит в цену проживания. Т.е. тут ситуация Шерегеша: один курорт, но разные ски-пассы от разных компаний.
Другие кресельные канатки, те что на спутниковом снимке Google выше перечеркнуты красными крестами, так как не работают - это другая компания (и даже ранее, когда они работали для них не было общего ски-пасса). Эти кресельные канатки не работают уже 2-3 года, судя по их верхним площадкам с высокимим кустами - я уверен в их беполезности для клиентов (смотри фото).
Названия вершин курорта Ябули и схема канаток
Что касается двух самых высоких, южных кресельных канаток на вершины Эргокуй 1262 м и Дагокуй 1374 м - то может быть это канатки третьей компании и там тоже свои ски-пассы. Там, по слухам, ездят только спортсмены из сборной КНР, я туда не пробовал добираться.
Вид на самые высокие пики (1374 и 1262 метра) из долины Ябули
Имейте в виду эту особенность курорта Ябули - ОБ ЭТОМ НИГДЕ ОФИЦИАЛЬНО НЕ ПИШУТ И УЗНАТЬ ЭТО МОЖНО ТОЛЬКО НА МЕСТЕ! В результате живущим в районе отелей Sun Mountain / Club Med клиентам доступна по факту только 1/3 площади трасс этого курорта. Думаю, что если жить в отелях в соседней долине к югу, то там будет симметричная ситуация.
Общий вид курорта Ябули, цифрой 2 обозначена развилка, зелёным выделена доступная зона катания
Доступ в эти долины разделяются внизу, в месте развилки дорог/улиц (цифра 2 на виде сверху) под названиями Jinpai Blvd (ведёт в южную долину) и Jin Pai Road + Yangguang Str (ведёт в знакомую мне долину Sun Mountain). Местный автобус заезжает и туда и сюда, но по очереди. Что интересно, на обеих улицах, вдоль шикарных тротуаров из плитки все указатели оформлены на трёх языках: китайском, английском и русском. Важное замечание для тех, кто будет рассматривать Google карты курорта: на этих картах примерно половина названий объектов размещена неправильно, причем сдвиг может достигать 1-2 км! В целом на Google картах всего Китая есть много сюрпризов: на схемах многие вещи устарели. Так в Пекине на схеме Google карты вообще нет нового ж/д ВСМ вокзала Пекин Чаоян (Beijing Chaoyang - открыт в январе 2021), а на спутниковом снимке он есть. Кроме того по улицам городов видно, что схемы Google сдвинуты относительно спутниковых снимков Google примерно на 50 метров к северу и на чудовищные 250-300 метров к востоку.
Над отелем Sun Mountain, справа от гондолы и прямо под трассой А6 раскинулись аппартаменты в виде коттеджей с претензиями на альпийский стиль. Странно, но полностью готовые снаружи дома внутри не отделаны и не заселены/не сдаются. Может разорился владелец, а может дело в последствиях пандемии. Постковидная тишина и запустение воцарились также в средних отелях (ниже 300 м вниз по долине) - Yabuli Sunshine Sport resort теперь общежитие для персонала курорта, отель Windsor Windmill перед ним был заброшен уже давно и теперь напоминает развалины замка с приведениями, остальные отели в непонятном состоянии (может работают только летом?), да и добираться от них до подъемника на местном автобусе (типа ПАЗика) для персонала (раз в полчаса ходит) ещё то удовольствие...
Даже специально построенная к олимпиаде 2022 года (или к другим соревнованиям?) станция ж/д Yabuli South (зачеркнута на виде сверху) просто закрыта и заброшена вместе с веткой ж/д - огромные деньги просто на ветер.
Станция Ябули Южная закрыта для всех и потихоньку разваливается.
И об этом тоже невозможно нигде официально узнать - более того, официальная страница станции: https://www.chinatrainbooking.com/train-station-guides/yabuli-south.html продолжает вводить туристов в заблуждение, якобы станция работает!