Япония. Хоккайдо. Январь 2019.
Основной выбор - на Хонсю или на Хоккайдо?
Из отзывов друзей и powderhounds стали ясны отличия Хоккайдо (Нисеко и т.п.) от Хонсю (Хакуба, Нагано, Японские Альпы):
- раннее начало сезона (ноябрь)
- частые снегопады из легкого сухого снега (фирменный japow)
- но меньшие высоты.
Мы решили не рисковать со снегом и выбрали Хоккайдо.
Стратовулкан Йотей (20 км от Русуцу).
Мы сразу отказались от идеи ехать в Нисеко - в самый большой и популярный курорт острова.
Уже на момент бронирования (сентябрь) не осталось мест в отелях за адекватную цену. Прочитали много отзывов про большие очерди и скорость "поедания" свежего снега.
В итоге решили сначала заехать в Русуцу (40-50 мин на автобусе от Нисеко, 100 км от аэропорта), а затем отправиться в самый центр острова - Фурано.
На заметку: наши "международные права" в Японии не дейтсвительны, потому снять машину в аэропорту не получится. Основной траспорт между городами на Хоккайдо - автобус. Он достаточно редкий, медленный (разрешенная скорость 40-50 км/ч) и достаточно дорогой (в среднем 700 р за 20 км, 2000-3000 р за 100-150 км). Почти все билеты на междугородний автобус нужно бронировать заранее, на локальном японском сайте.
Русуцу
В 20 км от Русуцу мы сняли на аирбнб замечательный домик у озера Тоя, которое заполняет бывший кратер вулкана и не замерзает даже в феврале. Цена дома - менее 1К руб с человека/ночь. Хозяйка решила все наши транспортные проблемы - организовала нам трансфер из аэропорта и ежедневную доставку до горы и обратно.
Русуцу, вид с высшей точки (1000 м) основной зоны катания на юг.
Русуцу по уклону, числу подъемников, перепаду высот, фокусе на лесном катании - почти что Шерегеш.
Подсыпало каждый день (10-20 см), но большого снегопада (>30) за наши 4 катательных дня не было. Снег замечательный: сухой, очень легкий, отлично скользит. Экпозиция основной части курорта - север, потому наст не образуется.
Курорт состоит из 2-х отдельно стоящих горок высотой ок. 1000-1100 м. На малой горнолыжке подъемник идет всего до 700 м., но есть возможность небольшого беккантри на 20-40 мин по хребту со спуском по просеке и финишом у подъемника (см. схему):
На основной горе подъемники доставляют до высоты 1000 м, эффективный для катания перепад 500 м. Уклон постоянный, плавный, нет скал и опасных мест. Лавинной опасности по сути нет как и снежного патруля). Вся гора покрыта лесом, полей нет, но лес достаточно редкий, есть "ряды" полян, лесные линии доступны с любой трассы без траверса. Местами из под снега торчат верхушки бамбука с зелеными листьями (трава их не сбрасывает на зиму). Выглядит экзотично.
На основной горе места для беккантри нет совсем - в нижней части горы выкат очень пологий, потому лесное катание без возврата на трассу не имеет особого смысла. Без скитура гулять по хребту в дикие зоны катания не получится.
Подъемники достаточно старые, есть даже экспонаты без ручек/планок безопасности. Очередей нет ни в будни, ни в выходные. Конкуренция за свежий снег невелика.
Апрески: совсем никакого и общая проблема горнолыжки в Японии.
Из развлечений - были в "минеральном" онсене у озера Тоя, по сути - это баня для местных. Туристов нет. Горячий бассейн 2 х 6 х 0.5 м, находиться там можно только нагишом, соответсвенно дамы и господа купаются раздельно. Любопытно еще вот что: вход с татуировками запрещен (система анти-якудза).
Резюме, если стравнивать с Гешем:
+ отличный снег: свежий, легкий
- мало возможности беккантри
Фурано.
До курорта ехали на автобусе с небольшой пересадкой в Саппоро. Суммарно почти 5.5 часов, хотя расстояние всего около 200 км (действует жесткое ограничение в 40-50 км/час даже вне города). Пейзажи в пути достаточно красивы, но до Кавказа или Центральных Альп им далеко.
Фурано - небольшой скучный городок, поделенный заснеженными улицами на ровные квадраты кварталов. В городе почти нет исторического наследния.
Мы жили в хорошей гостинице в 15 мин от подъемника на городском автобусе. 4К руб с человека за ночь. Дневной скипас - примерно 4-5К руб. В городе есть предостаточно хороших ресторанчиков и суши с конвеером.
Апрески: нормальных баров с музыкой, клубов и т.п. мы найти не смогли.
В Фурано встречаются неплохие уклоны. Есть кулуарчики, карнизики, можно даже найти небольшие скалы, если очень постараться.
На курорте работают лавинщики, которые контролируют фрирайд-ворота (отметил их на карте): специально маркированные места для выезда вне трасс.
У ворот обычно стоит стенд с общей информацией об опасностях катания в горах и даже расценками на затраты при спасательной операции. На соседнюю "дикую" гору возят на ратраке. Цена - 12К с человека за день. Дороговато.
Фурано. Интересные маршруты вне трасс (сиреневым), кружочки - ворота (гейты), голубым - траверсы (по гребню) и выкат (у реки).
Перепад 500-600 м. Доступный для фрирайда высоты: с 1000 до 600, лес с 700 м очень густой, ниже 600 выехать можно только по просекам и тропкам. Снег отличный, подсыпает часто.
Есть возможности для небольшого беккантри по хребту с возвратом на трассу. Разнообразия рельефа хватает на 2-3 дня катания.
Как добирались:
Москва - Токио (аэрофлот, прямой) = 45К туда-обратно (10 часов)
Токио - Саппоро (Chitose) = 10K туда-обратно (1 час)
На заметку: В аэропорту Токио можно сразу сдать весь крупный багаж в сервис, который доставит его в любую точку Японии за 1-2 дня.
Резюме:
На Хоккайдо снег стабильно отличный, но рельеф не очень разнообразный, горы невысокие, курорты маленькие. Ленивого беккантри (без скитура) мало.
Если основная цель поездки - каталка и вы не супер-фанат японской культуры, то поехать под прогноз в Красную поляну, Кавказ или Альпы будет интереснее, веселее, дешевле и на 20-25 часов быстрее.
Если вы хотите увидеть вулканы, покушать морских "сладостей", хорошо покататься, то лучший ответ - Камчатка.
Есть вопросы - смело задавайте в комментариях.
Визы в Японимю дают бесплатно за 4 дня.
Намного проще чем в евросоюз: Анкета + Сканы паспорта + Фото + Выписка со счета.
Жилье - Букниг и Аирбнб
Передвижение по Хоккайдо: локальные автобусы и
http://www.furanobus.jp
http://teikan.chuo-bus.co.jp/en/
https://www.dohokubus.com
К сожалению, некоторые сайты не переведены на английский, разобраться в сложностях бронирования автобуса нам помогла хозяйка дома.
Жд (JR - Japan Railways) не использовали
жилье надо бронировать в конце весны/начале лета, тогда можно найти номера по гуманным ценам. Вечерняя жизнь в Хирафу (самое центральное место курорта), бьет ключом. Из гостей курорта много австралийцев, встречаются знаменитости (видел лично).
ссылка с фотографиями нашей поездки в 2015 году. https://www.drive2.ru/c/1884742/
http://powderhounds.com/Japan/Hokkaido/Niseko.aspx?template=Resort_ResortRatings&layout=default
Цитирую:
1. Those of us acquainted with completely uncrowded Japanese ski areas find the lack of fresh tracks in-bounds at Niseko very disappointing.
2. Nice but very crowdy.
3. but the resorts approach is not about catering to the skiers. They just turn them off and leave you watching the snow fall. Doubt I would come back, there are too many resorts around the world that have similar snow, larger runs and better facilities.
+ 2 группы знакомых, которые ездили в 2017 и 2018, говорили про большие очереди и быструю раскатку пухляка.
это насторожило.
жилье надо бронировать в конце весны/начале лета
- согласен, в конце августа-сентябре уже все разобрано.
https://www.drive2.ru/c/493075165916168623/
Больших очередей на подъемники не было (таких как на фотографиях в Красной Поляне)
Пухляк как и везде по всему миру раскатывается до обеда, но при желании можно и после обеда найти, если еще силы останутся ;)
Ратраки утюжат склоны каждый день, а утром выходишь, все засыпано свежим снегом.
А в обзорах пишут все, что угодно, у всех разные задачи и предпочтения.
Большинство не русскоговорящих иностранцев катает во всем прокатном и если где-то жмет, трет или еще чего, то и отзыв о курорте будет отрицательным (снега много, персонал говорит только по японски, в очереди наглые русские, и т.д.)
- 146
- 46
- 30
- если лететь из Москвы на JAL, то местные перелеты на рейсах этой-же компании бесплатны (в нашу поездку, с 11 по 20 января билеты на JAL были по 502 Евро);
- поддержу Александра Афанасьева насчет Нисэко - самый серьезный и разнообразный курорт на Хоккайдо;
- на Хонсю имеет смысл кататься в Хакубе. Снега на о. Хонсю тоже хватает;
- есть ски-пассы дешевле (на 5 часов катания, например);
- ближе к Фурано аэропорт Асахикава (60 км), улетать имело смысл оттуда.
На заметку тем, кто задумался: если делать связку двух курортов на Хоккайдо, то Нисэко+Русуцу, они неподалеку друг от друга, лететь в Саппоро (Читозе). Оба курорта популярны у австралийцев, персонал прилично владеет английским. Если хочется более локальных, "японских", курортов, то Фурано – Асахидаке – Томаму, лететь лучше в Асахикаву. Из Фурано ходят автобусы, плюс если купили многодневный ски-пасс в Фурано, то в Асахидаке его можно на день обменять на местный ски-пасс. (Это только пример - там масса нюансов, в которых нужно заранее всерьез разбираться).
Если до Японии сами поездку в Европу не организовывали, будет непросто.
- 4
Есть нюансы (были в январе 2019):
- если лететь из Москвы на JAL, то местные перелеты на рейсах этой-же компании бесплатны (в нашу поездку, с 11 по 20 января билеты на JAL были по 502 Евро);
- поддержу Александра Афанасьева насчет Нисэко - самый серьезный и разнообразный курорт на Хоккайдо;
- на Хонсю имеет смысл кататься в Хакубе. Снега на о. Хонсю тоже хватает;
- есть ски-пассы дешевле (на 5 часов катания, например);
- ближе к Фурано аэропорт Асахикава (60 км), улетать имело смысл оттуда.
На заметку тем, кто задумался: если делать связку двух курортов на Хоккайдо, то Нисэко+Русуцу, они неподалеку друг от друга, лететь в Саппоро (Читозе). Оба курорта популярны у австралийцев, персонал прилично владеет английским. Если хочется более локальных, "японских", курортов, то Фурано – Асахидаке – Томаму, лететь лучше в Асахикаву. Из Фурано ходят автобусы, плюс если купили многодневный ски-пасс в Фурано, то в Асахидаке его можно на день обменять на местный ски-пасс. (Это только пример - там масса нюансов, в которых нужно заранее всерьез разбираться).
Если до Японии сами поездку в Европу не организовывали, будет непросто.
Я до Ля Плани на машине гонял))
Тут конечно момент такой что хочу в след сезоне попать на ДЖАПАНПАУ) и глянуть Японию. Так с билетами я так понял надо лететь до Саппоро. Так вот и момент дальше где кататься и что с автобусами, такси. Жилье где брать. Хотяб краткую инструкцию, хотя самому организовать с 0 явно интересней. Но не хочется с местом накосячить.
К примеру я так понимаю автобусов между Русуцу и Нисеко нет. Только такси. Или они есть?
Такси очень дорогое. Нисеко - Русуцу (25 км) выйдет в 7-10К руб.
кроме букинга и аирбнб не знаю
разброс очень большой - от японских циновок на полу за 1К руб/ночь до хилтона за 15К.
В Фурано советю суши с транспортером - https://goo.gl/maps/nBRuVfBZ9UJ2
Дешево и вкусно.
Фурано: https://nakarte.me/#m=14/43.32871/142.33908&l=Oso
Русуцу: https://nakarte.me/#m=13/42.73022/140.92923&l=Oso
Табличка по которой выбирали шорт-лист курортов:
http://powderhounds.com/Japan/Ski-Resorts-Ratings.aspx