Поездка в Японию для меня планировалась целый год и зависела от многих факторов. Еще летом или даже весной команда Trueski, на которую я работаю, озвучила свои планы поездок на предстоящий сезон. Первое, что врезалось звенящим грохотом в голову - это, конечно же, Япония - единственное, что меня интересовало и мешало думать о других проектах и соревнованиях. Я был уверен, что группа сноубордистов соберется, и это позволит мне поехать в эту чудесную страну. Сам бы я, наверное, еще нескоро смог бы позволить себе этот совсем не дешевый трип.
Я стал делиться этой новостью со своими друзьями, о возможном путешествии в страну восходящего солнца, о бездонном паудере с нереальным катанием. И тут появился еще один дополнительный стимул для осуществления этого путешествия.
Мне кажется, это было летом в Италии у подножия Маттерхорна, где вечером, под треск костра, мы обсуждали планы на предстоящий сезон с Аней, Ваней и Андреем. Андрей даже не думал, как мне показалось, когда услышал, что я собираюсь в Японию, сразу предложил поехать вместе до или после катания с группами, чтобы отснять совместный материал. Это, собственно, еще больше меня стимулировало попасть в это путешествие года для меня. За окнами уже началась осень, все отлично складывалось для этой поездки, народ очень быстро собрался, мы с Андреем уже тоже были с билетами и занимались оформлением документов на визы и поиском машины и отеля для проживания на время съемок. Мы решили поехать на неделю раньше перед общим заездом групп, чтобы успеть проехать больше курортов и сделать максимум фото. Забыл еще написать, что к нам присоединился старый друг Андрея из Франции - Давид, хороший лыжник, тоже участник FWQ в прошлом и просто отличный парень.
Даже не верится, что поездка уже позади, что я сижу на полу женевского аэропорта и пишу эту статью. Время летит очень быстро.
23-го января мы все вылетели из разных мест: Андрей из Барселоны, я из Москвы, а Давид, если не ошибаюсь, из Женевы - все с одним курсом навстречу солнцу в Токио. Договорились встретиться во 2-м терминале, куда прилетел Андрей. Мой телефон отказался ловить связь, что, собственно, продлилось на протяжении всего моего пребывания в Японии, так и не починили. Немного не по себе стало, когда не можешь просто позвонить, чтобы найтись в аэропорту, вот мы заложники технологий. Все обошлось, мы все хорошо долетели и встретились в аэропорту.
Теперь перед нами стояла задача арендовать автомобиль. Для российских автолюбителей это невозможно сделать без нарушения закона, так как наши права недействительны на территории Японии, о чем нас предупреждали, но я почему-то не терял надежду. Первые два проката, как говорится, прокатили нас с машиной, ссылаясь на закон. Мы решили взять билет на поезд до ближайшего пригорода и там попробовать снова. Транспорт общественный и заказной стоит в Японии очень дорого, хоть и очень быстрый. История с машиной только начинается. Я взял с собой интернациональное удостоверение в виде большой бумажной книжки, которую при запросе выдают в ГАИ, но пластиковая карточка российских прав осталась в Европе в машине, а одно без другого недействительно, хоть в Японии все недействительно). Первый же прокат согласился выдать нам машину на зимней резине, но через 2 часа, на что мы любезно согласились. В итоге у нас машина на мои недействительные интернешнл права, оплачена машина карточкой Андрея Британишского, и за рулем Андрей с российскими правами на машине, под крышу загруженной снаряжением, с Японским навигатором.
Первый отрезок нам нужно было проделать 280 км и при этом не заблудиться. Мы еще те путешественники оказались. С улыбками и легким стрессом вырвались из лап стоянки и поехали в Хакубу. Хакубу выбрали не случайно, просмотрели материалы уже опубликованных работ, посмотрели рельеф, высоту курортов, этим и руководствовались при выборе. Дорога из окраин Токио до Хакубы заняла около 5 часов. Снег появился за окнами только на последнем часе нашего пути, нет-нет, а тут на тебе целые тоннели из сугробов. Конечно, впечатляет такое зрелище, когда лампа уличного фонаря может касаться шапки сугробов. Провода телефонных кабелей сквозь сугробы несут гудки. Очень, очень много снега! Тревожило только одно, что его много, он старый, уже слежавшийся и далеко не паудер. Мы не собирались расстраиваться, очень хотелось кататься и, по сути, наплевать по какому снегу. Вечером поехали в магазин по соседству, нужно же отметиться по саке, расселились. Тут же стало понятно, что принцип жизни японца - это «терпеть», правда это или нет, но слышал это более чем за 20 дней пребывания неоднократно. Гостишка, мне показалось, просто промерзла насквозь. Первую ночь спали в термиках под всеми одеялами, в шапках и толстовках. Потом нашли обогреватель, день так на 3-й, и все стало веселее).
Утро первого дня порадовало 20-ю сантиметрами свежего снега. Ранним утром выдвигаемся на обзорную экскурсию со всем снаряжением на гору. Купили ски-пассы за 5000 йен плюс 1000 залог. Делаем первый подъем на самую высокую точку, куда довозит подъемник. Тучки с каждым метром подъема рассеиваются, и на пике светит солнце. Снег искрится, ветра нет, погода очень комфортная, и так хочется кататься. Уже не помню, что конкретно нас остановило, но мы принимаем решение первым спуском начать съемку. Поиски спотов не заставляют себя долго ждать, и уже через несколько минут у нас есть удачные кадры, снимали целый день, ползая по плюшкам снега, перебираясь через речки и водопады, выгребая из сугробов и проваливаясь по шею. Андрей клацает затвором своего фотоаппарата, мы тоже очень стараемся, работаем, как в последний день. Получается и немного катнуть между местами съемки. Сверху снега оказалось чуть больше, видимо, чуть надуло с верхов. Тяжело заставить себя сниматься в такой день, но горы непредсказуемы и могут больше не сделать такого подарка. Поднимаемся на подъемнике, смотря на огромное поле абсолютно без следов и с элементарным заходом прямо с трассы. Решили поснимать повороты. Андрей уехал на точку, мы с Давидом ждем команды. Я стартую первым с огромной улыбкой на лице, мне предстоит хорошенький проезд первым следом, не смог сдержаться и больше прокатился для себя, а не на камеру. Далее хороший лес, катаем для себя, выезжая на единственный траверс, где нас официально с "хлебом и солью" встретил патруль. Мы так и не поняли, как нас так быстро вычислили, видимо, стоят камеры на заходах, или в бинокли снизу, но определили четко ты, ты и ты), «следуйте за нами», хоть мы были и не одни на этом траверсе. Так в первый же день мы познакомились с патрулем и потеряли свои ски-пассы.
Вечером на нашей обледенелой кухне просматриваем фото, греемся у обогревателей, обсуждая следующий курорт. Япония в свое время построила очень много канаток, и если не ошибаюсь, то она является лидером по количеству курортов по странам. Андрею дали контакт одного японца, который должен был приехать в наши даты и показать нам интересные маршруты, но пока в ожидании решаем посетить ближайшую канатку Хаппоуан, а первый день мы провели на курорте Гори.
Утром садимся в наш Ниссан Куба - нелепая квадратная табуретка, но с таким трудом нам доставшаяся, едем. Дорога занимает всего 10 минут, соседние курорты отлично просматриваются с канаток. Мы также решаем сразу приступить к съемкам. Небольшой подъем пешком позволяет нам начертить первые следы в красивом кулуаре над верхней станцией канатки Хаппоуан. Очень жаль, что эти фотографии стали единственными удачными за этот день, хоть Андрей очень старался, лазил по деревьям и выбирал оригинальные ракурсы для съемки. В этот день мы встретились с нашим японским другом, он показал нам самые интересные и длинные проезды этого курорта. Мы погоняли по лесу дикого кабана, впервые увидел его в дикой природе, хоть и с детства в семье охотника, вкус котлет из этой хрюшки был знаком. По прогнозу было очень сильное потепление, и отсутствие нового снега в прогнозе немного портило настроение. Мы же прилетели на другой конец света за этим неповторимым паудером.
Вечером Андрей получает письмо от Татсуо, что в двух часах езды утром будет полметра свежего снега на маленьком курорте, на котором всего 2 канатки. Нужно в 6 утра выезжать, что, собственно, мы и делаем. На двух машинах отправляемся на этот курорт еще до рассвета. Сначала мы попадаем в огромную пробку из-за большой аварии, которая парализовала все движение, потом не смогли подняться на перевал, чтобы объехать. Ребята уезжают без нас, а мы еще обнаружили, что у нас пробито колесо. Пришлось практически разобрать нашу бедную машину, чтобы найти в ней домкрат и ключи, затем снова спать в пробке. В итоге мы все же забираемся на перевал и остаемся на курорте Тсугайке. 10 см свежего снега на парковке вселило в нас надежду хоть как-то покататься. Каковы же были наши разочарования, когда на вершине снега не оказалось вообще, кто-то украл или сдуло. Несколько спусков пытаемся найти себе развлечения, пытаемся сдать ски-пассы и поехать на другой курорт, плохая идея, ничего не получилось. У нас есть ноги и желание кататься. Встегнули оборудование в рюкзаки и пошли наверх пешком от верхней очереди. Нашли засыпанные толщей снега домики, сделали пару фото и дальше наверх. Мы встретили троих скитурщиков, которые только откопались из лавины, им повезло, что только по грудь, и смогли сами освободиться, предупредили нас об опасности. Солнце уже сваливалось за горы, когда мы нашли очень красивые виды с проездами в хорошем свете. Андрей положил в копилку еще пару удачных кадров. Когда мы спустились на парковку, удивительно, там шел снег в то время, когда мы были наверху, так и не понял, как это возможно на высоте до 2000 метров.
Немного спутались дни в своем порядке. Я хочу вернуться в день оттепели, когда мы второй раз катались на курорте Гори. Утром сосульки на крышах уже таяли, и дул теплый ветер, мы очень хотели воспользоваться солнечным днем для съемок в бэккантри зоне. После разминочного спуска пошли на ребра со сложным рельефом с возможностью снимать еще и характерные японские проезды между японскими березами. Снег набирал влагу настолько стремительно, что после первой сделанной фотографии на самом верху стало понятно, что день будет очень коротким. Подрезанный склон сползал огромными снежными соплями, вовлекая в лавинные потоки даже боковые, теневые склоны. Каждая дуга сопровождалась новыми сходами, в итоге весь цирк уехал вниз, не оставив ни следа от накануне выпавшего снега. Мы решаем закончить катание и не искушать судьбу. Спустились по лавинному следу, на выкате лавина заполнила весь кулуар шириной более 50 метров, слоем около 3х-4х метров. Судили по следам, оставленным ранее. Я такое видел впервые, жуткое зрелище и без шансов. Последние 150 метров выноса - уже бетонное в комьях до 1,5 метров в диаметре. Неслись с Андреем, не оглядываясь, быстро к выходу, чтобы заряженные боковины ущелья не вписали нас в историю. Так, собственно, и был закончен наш день. Поехали высыпаться и отдыхать.
Вечером сели в машину и поехали на море, а почему бы и нет, решили мы. На побережье лил дождь, и мы приехали уже затемно, прогулка по порту, сети, пахнущие свежей рыбой, небольшой ресторанчик, первое в моей жизни сашими на родине блюда. Все продукты, которые мы пробовали и ели на протяжении всего путешествия, поражали свежестью и вкусом, даже рис, который я не люблю, стал повседневным блюдом в моем рационе. Мысли о маленьком курорте, заваленном снегом в двух часах от нас, по-прежнему кружили в голове каждого из нас. Захотели и поехали, вообще как-то дружно и без споров принимались решения в этой поездке, Япония, видимо, питала нас уважением друг к другу и рассудительностью.
В 9 утра мы были уже на канатке этого маленького курорта, действительно сильно отличающегося от последних наших вылазок по наличию свежего снега. Все очевидное было уже раскатано, но мы нашли хорошие участки, и впервые за несколько дней Андрей смог покататься без аппаратуры за спиной в свое удовольствие. В первой половине дня больше катались, видимо, это зарядило нас на оставшуюся часть дня работы. Уезжали с курорта, когда канатные дороги уже были закрыты. Какие же приятные теплые воспоминая об этих днях. Несмотря на ранние подъемы и непростые дни, мы могли еще болтать, шутить целый вечер, выпрашивая фотографии у Андрея!))
История с нашим автомобилем еще не закончилась, нам пришлось купить новый баллон резины, так как японцы отказались ремонтировать боковой прокол. И все же даже с этими расходами на машину, бензином, оплатой дорог и новым баллоном оказалось бюджетнее, чем если бы мы добирались и ездили своим ходом. Накануне нашего отъезда из Хакубы пошел снег, сильный снег, но мы должны были переместиться на другой остров, нас ждал самолет в Саппоро.
С небольшим сожалением мы покидали Хакубу. Одной недели слишком мало для этого региона, сюда нужно ехать, как наши знакомые Америкосы, на 1,5 месяца. Снег еще падает крупными хлопьями, мгновенно засыпая наши сумки, которые мы снова укладываем в наше авто. У нас есть 5 часов, чтобы проехать 280 км, забросить товарища в Токио на адрес, сдать тачку и добраться до аэропорта. Все это время я был, как на иголках, прилетели клиенты, и я никак не мог подвести группу и опоздать на рейс. Не знаю, как все получилось, но мы успели вовремя без происшествий и за полчаса до вылета.
Андрей еще в Москве принял решение, что полетит со мной в Нисеко - это следующий регион, который мы планировали посетить и провести на нем неделю. По прилету нас уже ждал трансфер, от аэропорта до Нисеко в дороге около 2,5 часов. Шикарные апартаменты, новые знакомства, новые эмоции. Меня поселили со сноубордической группой из 6 человек и двумя лыжниками. Очень позитивные ребята, уже не дети и еще не дядьки, хотя всем за 30ку, ну почти всем. Первый день в Нисеко был на удивление снежным, мягким, я присматривался к своей группе, кто как едет, прыгает. Ребята довольно ровные, с хорошим уровнем, и с ними можно пускаться во все тяжкие внетрассового катания. Несколько дней из-за ветра были закрыты верхние канатки и было очень тяжело определить объем эрии для катания. Радовала мысль, что Андрей нашел сильных ребят и каждый день укатывался на 100 процентов. Давно я не видел его таким счастливым, много ли нужно для счастья - всего лишь оставить фоторюкзак дома и кататься.
На 3-й или 4-й день мы поехали на курорт Русуцу в 40 минутах от Нисеко. Разочарование с первых минут после выхода из автобуса: большое Степаново в Подмосковье без вулкана на заднем плане. Канатки поднимают метров на 500 максимум, как мне показалось. За хребтом виднелась гора и уходящий на нее скитурный след. Без первого спуска тащу всех наверх пешком. Гора невероятная с хорошими проездами под разный уровень и с редким хорошим лесом, японским лесом, который на границе перепада 1000 метров был весь покрыт снежными шапками. Создается иллюзия хрусталя, хрустальный лес, очень красиво. Через 1.40 мы наверху, у ребят уже мозоли на пальцах, устали фотографировать местные красоты горных массивов на горизонте, желтые солнечные блики океанских гаваней, трудно такие пейзажи описывать словами, просто поверьте. В начале спуска встречаю группу англичан, которые рвались наследить первыми, места там хватило всем, и не стоило переживать. В конце этого дня я признал, что этот спуск был лучшим, который я когда-либо делал, катаясь с клиентами, сочетание всех факторов надолго вписало его в мою память. Мы долго обсуждали за чашкой кофе этот спуск, все были примерно одинаковы в изложении своих испытанных эмоций. После перерыва, я потащил еще раз желающих туда же. На этот подъем присоединился и Андрей, думали, что успеем подснять что-нибудь. В этот раз забежали за 1.20, так хотелось повторить первый проезд, поэтому отказываемся от съемки и рушимся вниз, отрезая следом новые порции адреналина. В долине раздаются вопли, иначе это не назвать никак, на выкате народ орет, визжит, все подхватывают этот дикарский клич. Пишу, а на лице улыбка, воспоминания. Чудесный день, который начинался бесперспективно.
Следующим утром мы с Андреем решаем сниматься в Нисеко. Наш план чуть не провалился, когда я приехал на гору, встретил Андрея вообще без желания надевать лыжи и что-либо делать, он успел сделать один спуск, сказал, что снег, если мягко выразиться, удивительно плох). Мы сидели на улице у касс, солнышко размазывало нас по стенке, собраться силами и поехать работать стоило нам многих усилий. Первый же спуск со съемкой в запретной зоне приободрил нас неплохим снегом и парочкой хороших кадров. Следующим спуском решаем повторить. Только обсудили прыжок, я пошел на исходную, и к нам приехал патруль, хорошо, что не успели залезть под веревку. Нас все равно пытаются прессовать, требуют ски-пассы, нам уже не привыкать, и мы улыбаемся, мы же не за веревкой. Нам указывают на единственные следы лыжника и сноубордиста, которые мы оставили первым спуском, отпираемся до последнего, даже попросили посмотреть кадры на фотоаппарате. Андрей умело показал кадры летящего самолета, извиняясь и улыбаясь, мы дали вниз в сторону трасс. На протяжении всего дня видел этого несчастного патруля неподалеку от нас, пока мы не решили подняться и уехать на другую часть курорта. Там впервые нашли кучу спотов для съемки японского формата. Деревья с заездами, карнизы с березками, и все в этом духе. Передвигаясь между спотами, погоняли зайца, кабан был умнее, сразу полез наверх, а заяц наваливает вниз по склону, гоняй не хочу, зато потом спал хорошо, наверное, после такой физкультуры. Заканчивали день, где и начинали, я прыгнул дроп, и мы поехали опять объезжать патруль, который нас ждал внизу. В целом неплохо поработали.
Крайний день в Нисеко у нас у всей группы отняли скипассы, гоняли нас на снегоходах с мигалками и сиреной, но этот спуск стоил того, раскатали красивое нетронутое ущелье всей моей группой в 8 человек. Полчаса монолога нашего старшего товарища в кабинете начальника патруля, и нам вернули скипассы, на этой позитивной ноте делаем пару спусков и едем собирать вещи, снова перелет, снова новый курорт.
На следующий день после обеда мы уже прилетели в Токио и двигались на трансфере в сторону Миоко. Прогноз показывал приятные цифры, и мы ждали снега, много снега. Мы заселились в реканы - традиционные японские комнаты без кроватей с кимоно и онсенами (горячие источники) на первом этаже. На протяжении всего путешествия поразила сантехника со множеством девайсов и возможностей. Я должен был это отметить, это же рассказ о путешествии. В Миоко был самый снежный период за все пребывание, мы действительно отлично покатались по свежему снегу, ребята учились прыгать, площадкой для обучения были засыпанные лавинные заграждения, все остались очень довольны катанием в группе.
Андрей уже неделю был в Москве, а я заканчивал кататься в Миоко и двигался в сторону Токио. На столицу у меня было два дня и одна экскурсия. В целом я ждал от Японии нереального визуального прогресса во всем, это было разочарованием, обычные бетонные коробки с плохими дорогами в три яруса. Конечно, есть красивые парки, архитектура, но я, видимо, не успел всего этого посмотреть. Я приехал кататься, и я это сделал. Хочу вернуться надолго, чтобы раскрыть для себя эту страну!
Спонсоры: - Gorilla Energy Team, Volkswagen Amarok, Jones Snowboards, Bergans, Dragon.
фото: Андрей Британишский (www.andreybritanishskiy.com), спонсоры Armada, Dragon