0

Юрий Бородавко: правильная методика у того, кто выигрывает

official_skiru Лента автора 28 Октября 2006 (01:04) Просмотров: 642 0
Фото: СС
В субботу в Дюссельдорфе традиционными спринтерскими коммерческими соревнованиями, которые входят в зачет Кубка мира, начинают очередной сезон лыжники. Главный тренер сборной России ЮРИЙ БОРОДАВКО рассказал корреспонденту Ъ ВАЛЕРИИ Ъ-МИРОНОВОЙ о структурных изменениях, происшедших в сборной, а также о своих стратегических и тактических планах.

– Кто стартует в Дюссельдорфе?

– В основном молодые гонщики: Николай Морилов, Игорь Усачев, Дмитрий Чванов, Дмитрий Егошин, Алена Сидько, Наталья Матвеева, Наталья Ильина, Нина Рысина, Евгения Шаповалова. Наши асы-спринтеры Василий Рочев и Иван Алыпов в эти дни находятся вместе со мной на первом снежном сборе в Хакасии, и первым официальным стартом сборной станет Кубок Хакасии в середине ноября.

– Раньше вы отвечали только за мужчин, теперь за всех. Трудно?

– Прецедент, когда главный тренер был "играющим", история лыжных гонок России знает. Это Виктор Иванов. Я стараюсь вобрать лучшее от предшественников. Я всегда бился за централизованную подготовку. Ее должны вести назначенные тренеры, которые полностью за нее отвечают и являются проводниками стратегии и политики Федерации лыжных гонок России (ФЛГР). Было время, когда нас призывали к тому, чтобы федерация выполняла только номинальную работу по заявке спортсменов на соревнования, а всю практическую, дескать, станут делать клубы и территории. Но даже такой монстр, как "Роснефть", с подготовительной функцией не справилась. Задачи перед федерацией и клубами стоят абсолютно разные. Задачи сборной и ее резерва – государственные и могут решаться только централизованно. Молодежная, юниорская и взрослая сборные будут почти всегда рядом. С полным контактом с их тренерами. Но я не стану заставлять их тренироваться по своему плану. Творчество не возбраняется. Но есть стратегия развития всего спорта вообще. И я хочу, чтобы специфические данные спортсменов развивались в заданном направлении.

– Поэтому первое, что вы сделали,– создали спринтерскую команду?

– И она будет иметь такое же значение, как и дистанционная. Со мной отныне будут согласовываться все планы. Приветствуется все, что разумно и рационально. Мне прибавилось немного работы. Ведь стоит один раз все организовать и составить план, чтобы потом только следить за его выполнением. За результат, однако, будут спрашивать с меня. Значит, и я буду жестко спрашивать. Если не будут выполняться решения, принятые тренерским советом и утвержденные исполкомом ФЛГР, значит, будет сначала жесткий разговор, а потом реальные меры вплоть до расставания. Если специалист считает себя правым – изволь, докажи свою состоятельность результатом. Не докажет – пусть доказывает в другом месте. Творчество должно быть разумным и трансформироваться в конкретный результат. Если потребуется принять экстренное решение, мы соберемся и все обсудим. Особенно часто спорные моменты возникают по Кубку мира – кого выставлять? В этом году мы ушли от подготовки членов сборной в разных группах, поэтому тренерам будет проще определять степень готовности своих спортсменов. Раньше перед этапами проводились контрольные отборы, чтобы спортсмену попасть на дистанцию. На следующую дистанцию – опять отбор. Это угнетало спортсменов, плюс отборы очень серьезно сдвигали всю подготовку в целом.

– Вы новатор или консерватор?

– Не консерватор уж точно. Все новое я изучаю и, что считаю подходящим для своих, беру на вооружение. Однако у меня есть свое направление. Взяв все лучшее из старого, когда у нас были успехи, я многое добавил с учетом нововведений – спринта и масс-стартов, современной подготовки трасс. Мой микроцикл в тренировочном процессе изменился. Развитие идет за счет специальности, силовой выносливости, словом, всего того, что считаю основой современных лыж. Сегодня итальянцы, норвежцы, финны, русские, австрийцы тренируются по-разному. Правильная методика у того, кто выигрывает.

– Насколько закономерны победа и второе место Евгения Дементьева в Турине в дуатлоне и марафоне соответственно?

– Сейчас закономерно выиграть очень трудно. У тех, на кого ставили, не получилось. За год до Олимпиады Дементьев в этом же стиле выиграл этап Кубка мира в дуатлоне, да и незадолго до старта в Турине точно так же был вторым на масс-старте 30 км коньковым ходом. Поэтому один раз, когда такое происходит, это может быть случайностью. Два – совпадением. А когда больше – закономерность. То же он подтвердил и на 50 км, поэтому о случайности могут говорить только люди несведущие.

– Насколько обновлен состав сборных?

– В команду были приглашены два молодых спортсмена Илья Черноусов и Николай Морилов из числа призеров юниорского первенства мира, а восемь ребят остались из тех, кто уже проходил у меня подготовку. Плюс на днях к сборной присоединился Иван Бабиков, у которого не получилось стать канадским гражданином. Я убежден, что из большого круга юниоров, с которыми мы связываем будущее, потом редко кто себя проявляет. В основном это лыжники из ограниченного контингента сборной. Только они на чемпионатах России и на этапах Кубка мира выступают стабильно. Поэтому мы должны работать прежде всего именно с ними, попробовать из них сделать стабильных высококлассных спортсменов, показывающих результаты на международных стартах. А не пытаться среднего уровня лыжников подтянуть до уровня сборной. Но нужно смотреть и на юниорскую команду. Не будет прихода в основной состав, наш лыжный спорт опять угодит в яму. Как это было в прошлом. У девочек с уходом в декрет Натальи Барановой и Ларисы Куркиной теперь тоже молодой состав – 1984-1986 годов рождения. Но нужно время, чтобы они превратились в настоящих спортсменок. Когда появилась Юля Чепалова, которая, кстати, сейчас ждет второго ребенка, все видели, что из нее получится классная гонщица. Володю Смирнова тоже юношей было видно. Сейчас среди девушек и ребят общая конкуренция высокая, но ярких спортсменов пока не видно. Есть потенциально яркие личности, но им 16-18 лет.

– Как на посту наставника женской сборной зарекомендовал себя Алексей Прокуроров?

– Если бы мы не надеялись на Алексея, то не предлагали бы его кандидатуру. Тренер должен постоянно учиться и совершенствоваться, что Прокуроров и делает. Мы с ним обобщаем все новинки и применяем их на практике. Например, пригласили в команду профессионального психолога Леонида Кроля. Характеризуя команду, он сказал, что все адекватные люди. Но работы в этом плане непочатый край. За счет психологии можно поднять уровень абсолютно всех. Есть у Прокуророва очень хорошее качество – свое мнение, которое он всегда отстаивает. Он был упертым спортсменом, а сейчас стал таким же упертым тренером.

– Прокуроров говорит, что ему непросто со старожилами команды.

– Это нормально. Особенно когда спортсмен имеет определенный вес. Ольга Завьялова и Евгения Медведева тренировались вместе с Алексеем, и понятно, почему в их глазах его тренерский авторитет еще невысок. Но я считаю правильной его стратегию в отношении этих спортсменок, которые хотят ему показать, что они тоже что-то значат, и пытаются навязать свое мнение. Прокуроров достаточно жесткий и требует того, чего хочет сам. Ведь за их результаты спрашивать-то станут с него. И раньше бывало, что спортсмены пытались влезть в тренировочный процесс, но в итоге снимали тренера. Убежден, из Алексея выйдет толк. Видно, как от сбора к сбору спортсменки выходят на более высокий уровень. У Прокуророва выработалась своя позиция. Он видит, как девушки растут, потому что он сумел их убедить работать серьезно. В его голосе появился металл, и как педагога спортсменки воспринимают его уже на другом уровне.

– Почему на Олимпиаде не смог полностью реализоваться Василий Рочев?

– Из-за излишней самоуверенности. Хотя и я, и руководители федерации предостерегали его от опрометчивых шагов. Увы. Но став капитаном команды, он изменился. Особенно это стало заметно на тренировках, где именно он часто тащит всех за собой. Теперь Рочев не только пытается быть неформальным лидером, но старается стать и формальным. И как человек грамотный, думаю, он сам осознал свои ошибки, и лишний раз напоминать ему о них не стоит.

– Тяжело ли будет попасть на чемпионат мира людям, готовящимся вне сборной?

– Не тяжелее, чем раньше. В прошлом году были примеры Михаила Иванова, Ивана Бабикова, Ивана Артеева и Сергея Новикова. Пожалуйста, показывайте результат и попадайте. Другое дело, что в этом году система отбора будет несколько иной. Поскольку, кроме чемпионата мира, в новом сезоне пройдут еще Универсиада, на которой должны выступить не самые слабые, отбывающие номер спортсмены, а также молодежное (до 23 лет) первенство мира. Участники этих соревнований не смогут попасть на последний заключительный отбор. Поэтому мы выработали принципы отбора в сборную на чемпионат мира, учитывающие все нюансы.

– Слабые места прошлогодней системы учтены?

– Самое слабое место – бесконечная череда отборов. Мы ошиблись, забыв о том, что спортсмены должны еще и выступать. Это чисто по-русски: отбираемся до открытого перелома, а приезжаем на старт пустые. Этот момент мы учли.
Источник: Коммерсант
0