Президиум Федерации лыжных гонок России утвердил Юрия ЧАРКОВСКОГО в должности главного тренера сборной России. Сразу после назначения «Новые Известия» задали несколько вопросов специалисту, который будет готовить наших лыжников к Олимпиаде-2010 в Ванкувере.
– Юрий Анатольевич, после таких плачевных результатов, которые показывала наша команда в последние два сезона, надо очень крепкие нервы иметь, чтобы согласиться возглавить ее. Спите теперь спокойно?
– Вчера в четыре утра проснулся и больше не мог заснуть. В полседьмого я уже здесь, в Олимпийском комитете… Не скрою, когда месяц назад руководство федерации сказало, что нужно развязать руки Юрию Бородавко и дать ему возможность заниматься только практической тренерской работой с группой, которая должна принести медали в Ванкувере, а его должность предложили занять мне, не сразу согласился. Как плюсов, так и минусов было предостаточно. Решающим доводом в пользу принятия решения, пожалуй, оказалось то, что на данный момент действительно у нас нет подходящей кандидатуры, которая бы столько лет крутилась в этой сфере. Я же с 1974 года стал работать в системе лыжного спорта: сначала с советской юниорской сборной, потом два сезона со сборной Австрии, затем снова вернулся к нашей «молодежке», готовил также и основной состав… А с начала 90-х и до сегодняшнего дня был менеджером сборной России. Ну и Юрию Викторовичу хотелось помочь, если честно. Я же видел, как ему приходилось не просто. Как он часто отвлекался в спорах с другими тренерами, которые упирались чаще не по делу. Сколько раз я был на его стороне, но мы не всегда могли доказать другим, что именно его точка зрения правильна. Теперь у него будет полная творческая свобода, и он целиком сосредоточится на подготовке группы из семи человек, трое из которых – Легков, Дементьев, Вылегжанин – для нас сегодня, как говорится, являются самыми-самыми.
– Не самая лучшая обстановка в команде, где каждый тянул одеяло на себя, по мнению Бородавко, сильно влияла на результат.
– Да, было несколько разных групп, каждая из которых гнула свое, при этом об интересах всей команды мало кто думал. Например, спринтерская группа все время куда-то в сторону уходила. И доходилась (спринтер Наталья Матвеева была уличена в применении допинга. – «НИ»). Поэтому теперь все будут готовиться вместе, под единым контролем. Останутся в прошлом и упреки, что главный тренер тащит в команду «своих» спортсменов. У меня нет ни одного своего ученика, для меня все, кто показывает результат, – свои!
– Каким будет круг ваших забот?
– Обязанностей менеджера команды с меня никто не снимает, поэтому хлопот прибавится. Но если раньше я больше дискутировал с тренерами, хотя и задавал острые вопросы, которые не всегда им нравились, то сейчас то же самое буду делать уже немножечко по-другому. Пожестче, понастойчивее, где-то, может быть, и в приказном порядке. А главную свою задачу вижу в организации и объединении. Министр спорта Виталий Мутко не зря сказал, что «частную лавочку» надо прекращать, сборная России должна быть единой.
– Судя по тому, что в сборной теперь снова будет работать опальный Анатолий Чепалов, первые шаги уже сделаны?
– Отец и тренер нашей трехкратной олимпийской чемпионки Юлии Чепаловой будет вести в сборной свою группу, в которой собраны спортсмены для нас очень интересные: Юля, Василий Рочев, к подготовке которого на первом снеге подключится и его отец, а также Сергей Ширяев, Ольга Тягай, Ольга Рочева, Егор Cорин… Сами видите, спортсмены с большим потенциалом, и отодвигать эту группу на задворки нет никакого смысла. При этом старшим тренером женской команды останется Виктор Смирнов. Но Чепалов со Смирновым нашли общий язык, и я вижу только плюсы от этого объединения. Пожалуй, это и есть мое основное кредо – мы не должны смотреть друг на друга, как враги народа. Мы должны друг другу помогать.
– Но времени до Олимпиады катастрофически мало. План, по которому команда начнет готовиться именно к главному старту, вы уже держите в уме?
– В целом да. Самый важный момент подготовительного периода заключается в том, что мы увеличим время тренировок на снегу. В связи с критикой в наш адрес со стороны и Виталия Мутко, и Леонида Тягачева (последний, в частности, упрекнул нас в том, что мы чересчур увлеклись подготовкой на лыжероллерах), мы сейчас начали прорабатывать варианты встать на лыжи уже в мае. Либо на Камчатке, что, скорее всего, окажется проблематично, либо в Норвегии.
– Сколько медалей «записано» за вашими подопечными в Ванкувере?
– Пять-семь наград, из них две-три золотые.
– Не страшно такую ответственность брать?
– Нет. Я же всегда был вместе с командой, и так или иначе вместе со всеми нес ответственность за любой результат. Но вы сами знаете, иногда как бывает – бежал Легков на медаль в Либереце (на последнем чемпионате мира. – «НИ»), но упал – и все. Я верю Юрию Бородавко. Как не верить, если он однажды уже подготовил олимпийского чемпиона? А Анатолий Чепалов сделал это трижды? Я считаю так: если тренер смог добиться успеха один раз, значит, и еще сможет.
– Тогда, как вам кажется, какие самые слабые стороны нашей команды сегодня?
– Думаю, основная проблема в том, что мы очень рьяно готовимся летом, перебарщиваем в этот период с нагрузками.
– А самые сильные?
– Огромное желание побеждать. Оно есть абсолютно у всех.
Комментировать