На Олимпийских играх в Ванкувере российские лыжники завоевали четыре медали - одну золотую, одну серебряную и две бронзовые. И все в спринтерских дисциплинах, усилиями всего двух тренеров - Юрия Каминского и Николая Седова, которые пришли в сборную только в этом году и никогда раньше не имели столь значимых успехов. А дистанционные команды заслуженных тренеров СССР и России Юрия Бородавко и Виктора Смирнова возвращаются с Олимпиады без наград. Об итогах заключительного мужского марафона, в котором лучший из наших Максим Вылегжанин был восьмым, и Олимпийских игр в целом специальному корреспонденту Агентства спортивной информации "Весь спорт" рассказал главный тренер сборной России по лыжным гонкам Юрий Чарковский.
- На полтинике ребята боролись очень хорошо, но проиграли тактически, - резюмировал Юрий Чарковский. - Максим Вылегжанин до последнего держался в лидерах и "отцепился" только на заключительном подъеме. Саша Легков попытался убежать после 40-го километра, лидировал с преимуществом в две-три секунды. Пробежал так километра три, увеличить отрыв не удалось, а сил он на эту попытку израсходовал массу. Все остальные спокойно наблюдали и выжидали момент для решаюшего ускорения. Сил поддержать его у Саши уже не оставалось.
- А что еще, кроме как пытаться делать отрыв, оставалось делать Легкову, который не обладает сильным финишным рывком и заведомо не может на прямой бороться за победу?
- Именно так Саша мне и возразил. Он сам не согласен, что ошибся тактически. Легков рисковал, но в данном случае риск не принес результата. Еще за пять километров до финиша я сказал Анатолию Шмигуну, отцу и тренеру олимпийской чемпионки Кристины Шмигун-Вяхи, что выиграет норвежец Нортуг. Так в итоге и получилось.
- Как вам марафонский дебют 19-летнего юниора Петра Седова?
- Петя просто молодец. Жалко, что мы немного ошиблись с лыжами. После 30-го километра он поменял пару, но она поехала несколько хуже. На следующем круге поменял обратно, но караван за это время уже ушел. Дальше Петя уже подбирал отстающих из основной группы. Но в любом случае, сам факт, что парень в 19 лет решился выйти на олимпийский марафон, уже говорит о многом.
- Почему уже на 15-м километре дистанции сошел Сергей Ширяев?
- У Сергея были проблемы с лыжами. Он поменял пару, но и там смазка была не лучшая. Но все равно, честно говоря, мне сложно объяснить, почему спортсмен сходит практически в самом начале дистанции только из-за проблем со смазкой.
- Как вы оцените итоги выступления мужской дистанционной сборной России на Олимпиаде в целом?
- У нас были отдельные проблески, были очень реальные шансы завоевать медаль - вроде четвертого места Саши Легкова в дуатлоне или сегодняшнего марафона. Но главное, у нас вырисовывается неплохая команда на будущее, на Олимпиаду-2014 в Сочи. Легков, Вылегжанин, Седов и еще один молодой парень Евгений Белов - вот наша перспектива.
- Почему, если раньше наша женская команда была намного сильнее мужской, сейчас ситуация диаметрально противоположна?
- Потому что понятие таланта в лыжных гонках никто не отменял. Нам нужны способные люди, с которыми можно работать. В нынешней России среди мужчин таких людей не в пример больше, чем среди женщин. Чем это обьяснить - я не знаю.
- Во время Олимпиады вы сами себе задавали очень много вопросов: правильно ли была рассчитана акклиматизация, грамотно ли построен заключительный этап подготовки команды. Что лично вы считаете главным просчетом при подготовке к Олимпиаде в Ванкувере?
- На все эти вопросы сейчас есть риск ответить неправильно. Безусловно, просчеты у нас были, но сказать однозначно где - очень сложно по горячим следам... Возьмите, например, олимпийскую чемпионку Юстину Ковальчик из Польши. После Tour de Ski она практически день в день готовилась точно так же, как наша группа спортсменов в Кэнморе. То есть, без всякой среднегорной подготовки тоже реально добиваться результатов.
- Вы считаете возможным ориентироваться на Ковальчик? Она уникальная спортсменка, и не факт, что подходящее ей подойдет и всем остальным.
- Тем не менее, даже наш опыт подтверждает, что путь группы Юрия Каминского, которая за месяц до Олимпиады уехала из среднегорья, оказался более правильным, чем другие.
- Если уж разговор зашел о Ковальчик, вы не рассматривали возможность пригласить в Россию ее тренера Александра Веретельного?
- Юстина и сама бы не отказалась выступать за нашу страну (смеется). Если серьезно, в прошлом году у нас с Веретельным действительно был разговор. Но потом идея постепенно затухла. Да и зачем ему, по большому счету, это нужно? Ковальчик - по-настоящему одержимая работой спортсменка, которой еще выступать и выступать. Найти где-то вторую такую очень сложно.
- В прошлом году в Канаде проводилась предолимпийская неделя. Почему вы там не опробовали все варианты акклиматизации, чтобы не рисковать непосредственно в олимпийский год?
- По нынешним временам мы не можем себе позволить ничего опробовать! Мы связаны по рукам и ногам контрактами с фирмами-производителями инвентаря, которые обязывают спортсменов еженедельно выступать на этапах Кубка мира. Соответственно, мы не можем регулярно пропускать этапы ради подготовки. И так уже в этом году группа ведущих спортсменов в январе на этапах Кубка мира не выступала.
- Вы не считаете нужным возродить женскую спринтерскую команду, так как женский спринт в России после увольнения Татьяны Ревиной просто умер?
- Да, такой шаг напрашивается. И Татьяне Ревиной назад в сборную дорога не закрыта, хотя тут есть ряд сложных вопросов. Если говорить объективно, у нас сейчас просто очень немного классных специалистов.
Юрий Чарковский: в прошлом году у нас был разговор о работе в России с тренером Юстины Ковальчик
Комментировать