Юрий о себе: «…Сам я из Санкт-Петербурга, моя мама Наталья Данилочкина работала инструктором в горнолыжном центре «Охта-Парк» под Питером, а позже тренером в местной горнолыжной школе под руководством Людмилы Кедриной и Дмитрия Новикова (я надеюсь, многим знакомы эти имена). Мне ничего не оставалось, как встать на лыжи, когда мне ещё не исполнилось и трёх лет — меня просто некуда было деть. По мере роста спортивного мастерства я перешёл на более длинные склоны горнолыжных курортов, находящихся неподалёку от посёлка Коробицыно: «Снежный», «Золотая Долина» и «Красное озеро›, где тренировался довольно продолжительное время.
Не помню точно, где и когда я заработал юниорские и взрослые спортивные разряды, но могу с уверенностью сказать, что КМС’а заработал на «Олимпийских надеждах», которые проводились в Междуреченске около двенадцати лет назад. Тогда я выиграл все три дисциплины (SL, GS, SG) в возрастной категории 1991-92 г.г.
А Мастера спорта я выполнил на своём втором слаломе, который проводился в рамках Кубка России на горке рядом с г. Миасс. Тогда я въехал в топ-30 с 81-ым стартовым номером, проиграв лидеру около пяти секунд по сумме двух попыток и тем самым подтвердив, что я достоин корочки Мастера…»
Википедия: Первоначально Юрий выступал за сборную России, но, не попав на зимние Олимпийские игры 2010 года в Ванкувере, а также после отказа о смене своего личного тренера Юрий принял решение принять белорусское гражданство.
Юрий, с тех событий – а они, наверняка явились переломными в твоей спортивной карьере – прошло пять лет. Как ты сейчас считаешь – решение о том, что ты не едешь в Ванкувер, было принято ФГССР правильно или нет? Почему?
Сейчас уже не имеет смысла оценивать решения руководства ФГССР пятилетней давности. Они исходили из каких-то своих соображений, политической конъюнктуры, вероятно, и тому подобных вещей.
А почему было выбрано именно белорусское гражданство?
Было несколько вариантов. Казахстан (но он далеко), Израиль (сложности с национальностью), Дубай (там не было создано федерации на тот момент). Беларусь выбрали из-за того, что у моей матери там были знакомые, которые нас свели с федерацией лыжного спорта Белоруссии. Там руководство выразило заинтересованность, и я принял решение о переходе.
Недавно узнал, что было бы невероятной удачей получить гражданство ОАЭ: гражданство иностранцам там дают по личному распоряжению то ли короля, то ли эмира, насколько я понял.
Так что, теперь будешь искать ходы в Эмираты?
Нет, потому что смена гражданства – исключительный случай. В России я был поставлен в сложные условия, поэтому был вынужден пойти на такой шаг. А еще раз менять гражданство... Зачем? Конечно, может статься так, что в Белорусси вообще прикроют горные лыжи, перестанут финансировать. Однако в Белорусми все более-менее хорошо. Нас приняли, довели до Олимпиады. Надеюсь, что дальше ситуация будет только улучшаться. Мы тоже будем стараться – искать спонсоров, дополнительное финансирование.
Но если случится полный тупик... Ну, блин, тогда даже не знаю. Не факт, что снова сменю гражданство, однако не готов сейчас ответить. Возможно, продолжу выступать каким-то магическим образом. Понимаете, стать гражданином другой страны – большой стресс. Случаев двойной смены гражданства еще не было. Ну, или я о них не слышал. Мне тоже не особо хочется всей этой канителью заниматься. Даже не в том дело. Просто нравится Беларусь, здешние люди, нацеленность на результат. Все здорово!
Что было самым сложным в тренировках и на соревнованиях за эти пять лет?
Сложно было быстро ездить по трассам скоростного спуска при фактическом отсутствии возможности тренировать этот вид в летне-осенний сезон.
Самыми трудными были трассы в Венгене и в Китцбюле. Хотя нет, вру. Каждая трасса скоростного спуска на этапах кубка мира, чемпионатах мира и в Сочи была сложной для меня, когда я ехал её первый раз во время первого тренировочного заезда. Впоследствии, конечно, уже привыкаешь, и всё становится чуточку проще. Но, несмотря на это, каждый проезд по трассе даунхилла - это огромный риск и море адреналина.
Правда, что трасса мужского скоростного спуска в Сочи одна из самых сложных трасс в мире?
Это правда, там действительно сложная трасса и очень интересный рельеф.
В Сочи ты выступал во всех дисциплинах. Но подготовиться к стартам такого высокого уровня крайне сложно. Вопрос: зачем? Или больше никто из спортсменов Белоруссии не был готов?
Да, из мужчин не было никого кроме меня, кто смог бы более-менее нормально проехать олимпийскую трассу. Я же подумал: "Почему нет?" - и проехал все виды, хотя и несколько неудачно: всего в двух стартах из пяти я добрался до финиша.
В этом году успех, наконец, пришел к Александру Хорошилову. Твое мнение: это в первую очередь заслуга самого Александра или заработала система подготовки спортсменов в России?
Саша это, безусловно, заработал. Он выполнил колоссальный объём работы под руководством первоклассных профессионалов, что в итоге вылилось в тот результат, которого он достиг в прошлом сезоне. Другими словами - сложились все плюсики.
Насчёт системы же сказать пока сложно. Хотя определённых успехов мужская команда, конечно, достигла. Вполне возможно, что если финансирование останется на прежнем уровне, то и Саша Андриенко, и Паша Трихичев также достигнут больших высот. Остаётся надеяться, что в текущей сложной экономической ситуации бюджет ФГССР не "просядет" на столько, чтобы утянуть с собой на дно молодёжь.
Ты специализируешься на скоростных дисциплинах, какая трасса у тебя самая любимая?
Штрайф в Китцбюэле, несмотря на то, что все её считают самой страшной трассой скоростного спуска в мире.
Кстати: расскажи о своем участии в съемках фильма «Штрайф». Как ты туда попал?
"Streif. One hell of a ride" - очень крутой фильм, снятый очень крутой съёмочной командой. Это фильм об истории этапа Кубка мира в Китцбюле. Создатели постарались показать максимальное для двухчасового хронометража количество точек зрения на это событие. Лично мне в фильме понравилась великолепная операторская работа, а также шикарный саундтрек, записанный эксклюзивно для фильма одним австрийским композитором и одним фрирайдером, исполняющим крутой рок.
Попал случайно. Два года назад Наталья разговорилась на старте в Китцбюле с сорежиссёром фильма. Рассказала вкратце нашу с ней историю. Ему рассказ понравился, и он решил, что мы гармонично дополним картину.
Мне было интересно давать интервью, сидя в лёгкой кофте осенью на открытом стадионе в Минске, и стараться не стучать зубами во время диалога :) Жаль только, что зря старался, ибо в итоге эта съёмка не вошла в финальную часть фильма.
«Штрайф» - фильм о горных лыжах… В западных странах горнолыжный спорт — это шоу-бизнес. У каждого спортсмена есть спонсорские контракты, и чем больше о спортсмене говорят в СМИ, тем больше получает спортсмен и национальная федерация. А какова ситуация в Белоруссии? И вообще: на какие деньги ты тренируешься, ездишь на соревнования, покупаешь снаряжение?
На данный момент спортсменов мало рекламируют и так же мало используют в качестве рекламных щитов. Спортивный менеджмент в РБ на мой взгляд находится в зачаточном состоянии. Отчасти это эхо экономической политики государства, полностью контролирующего бизнес-сферу.
Большую часть денег даёт федерация. Остальное - НОК и Минспорта. Часть снаряжения удаётся взять бесплатно, пользуясь наработанными связями и дружескими отношениями со многими европейцами. Крутимся…
Ты как-то говорил, что горные лыжи для тебя – это вся жизнь. Бесконечные переезды, тренировки, усталость, поиски денег, снаряжения, подготовка лыж своими руками, поиски жилья подешевле, переговоры о возможности потренироваться с сильнейшими командами – и опять, и опять… И в чем кайф такой жизни?
Например, в финише. Ты сделал это, проехал сложнейшую трассу. Положим – Китцбюэль. А внизу тебе аплодируют 50 тысяч зрителей. Также кайф идет от самого процесса. Все завязано на ощущениях от скорости, балансирования на грани падения, травмы. В горных лыжах спортсмены высокого класса ловят кайф от риска и от славы.
То есть, ты будешь продолжать спортивную карьеру?
Да, я рассчитываю попасть на Олимпиаду в Южной Корее. У меня контракт с Белорусской федерацией горнолыжного спорта, с расчетом на то, что буду выступать на Олимпиаде в 2018 году.
В твоем блоге довольно много комментариев типа: «Зачем эти лыжи нужны, такие вот Данилочкины тянут деньги из госбюджета Белорусси, а сами на курортах отдыхают…» Сильно задевает?
Иногда бывает. Но вообще – нет. Я воспринимаю это, словно люди не понимают, о чем речь. По сути, так и есть. Некоторые смотрят на все только сквозь призму государственных денег. Мне даже интересно их переубеждать. Представляется, как у монитора сидит какой-то пузатый человек с пивом и пишет гневные комментарии. Забавно :).
На самом деле, иногда получается менять точку зрения людей. Есть также довольно активная группа, которая поддерживает, смеется с тех, кто пытается уколоть. Даже несмотря на то, что выдающихся результатов у меня нет, понимающие и знающие люди видят – мы уже достигли довольно серьезного уровня. И это далеко не халява.