Язык повсюду испанский, хотя и немного разный в разных странах. Языковый вопрос испанцы решили в своё время радикально: тем, кто говорил на местных индейских языках - тупо отрезали язык. Нет языка - нет вопроса. Охх... зачем я это пишу на этом форуме? Его же и свидомые укры читают...
Южноамериканская нация, в целом, очень однородна. Несмотря на разнообразие лиц - от нордических германских до смуглых индейских. Несмотря на все различия между порядками, скажем, в Аргентине и в Чили, и не раз бывавшие войны между всеми соседями. Несмотря даже на то, что в одних странах baños подписаны для caballeros, в других - varones, а в третьих - просто hombres! Зато здесь вы не встретите ни афроамериканцев, ни исламоевропейцев с их не очень аппетитно пахнущей шаурмой и агрессивной торговой практикой (по-видимому, позаимствованной у наших сотовых салонов). Как это удаётся? Вроде бы очень просто: надо всего лишь иметь наглость жить по-своему, не подстраиваясь угодливо под все прихоти чуждых и агрессивных меньшинств - сексуальных, религиозных, кулинарных и каких угодно ещё. Например, Aerolineas Argentinas с порога встречает гостей страны ужином со вкусным и полезным свиным рагу. Ах, вы не кушаете свинину? Ну так к вашим услугам есть полторы сотни других стран, где вы можете комфортно чувствовать себя в обществе единоверцев, а у нас - извольте-с, наш монастырь и наш устав. Вот как бы объяснить мазохистичной Европе (а тем более - ультракошерному российскому Аэрофлоту), что чем больше потакать незваным гостям - тем более навязчивыми и многочисленными они становятся? И когда Европа окончательно зависнет, поражённая вирусом толерастии, тогда можно будет её отформатировать заново и переустановить систему из этой копии. Ну или, по крайней мере, тот, у кого ещё останется необрезанный болт, найдёт здесь подходящую резьбу.
Отчего же столь схожие нации - близкие друг другу гораздо более, чем, скажем, разные регионы России - оказались в разных государствах? На мой прямой вопрос я получил с ходу столь же прямой и короткий ответ: "из-за гринго". За единую Латинскую Америку боролись и Симон Боливар, и Че Гевара. Но гринго оказались хитрее и сильнее, теорию "управляемого хаоса" они придумали не вчера. Стравливали латиноамериканцев между собой на протяжении всей пост-испанской истории. Устраивали экономические кризисы и перевороты, поддерживали многочисленных диктаторов, лишь бы те давили в зародыше любые шевеления в сторону единого мощного и самодостаточного субъекта. Не стану утверждать, что так думают все или большинство, но собеседники, которых послала мне дорога (вполне случайным, как она это делает, образом) - именно так. И это - в Чили, стране, находящейся под прямым управлением США уже почти полвека и внешне насквозь проамериканской.
Через задний проход
Сама процедура прохождения границы, как я уже писал в прошлый раз, относительно быстрая и беспроблемная. Здесь поездки к соседям или через соседей - в порядке вещей. Если, конечно, вы не наркокурьер и не международный террорист масштаба Че Гевары.
Дальше начинается ужас. Чилийские дороги узкие, с виду каждая полоса не шире легковушки, и как на них разъёзжаются, точнее, разлетаются огромные международные автобусы и грузовые фуры на скорости под сотню каждый (скорость услужливо выводится GPS-информатором) - я не понимаю от слова совсем. Даже на горных лыжах я не так боюсь теперь ездить, как на чилийских дальних автобусах. Уж лучше буду самолётами летать - не в пример спокойнее.
Автобус быстро скатывается с гор почти до уровня океана, и начинается равнина. Чили - одноэтажная страна. Домишки... эээ... выглядят не очень богато. Типа наших дачных строений, в лучшем случае дощатые внахлёст, в худшем - из гофрированного железа или ДСП. К тому же не один раз достроенные и пристроенные в таком же духе. Как и на дальнем юге, где мы были в прошлый раз. Но здесь-то люди живут всерьёз и надолго! Об этом говорят хотя бы лесополосы, посаженные некогда по границам участков - деревьям многие десятки, а порой и сотни лет. И если в сельской местности, среди степей, пастбищ и лесополос, одиночные дома на хуторах выглядят более-менее гармонично с окружающим пейзажем, то города - это просто скопления таких же хибар, тесно прижатых друг к другу.
Порт-Монтт (а также Порт-Варас и Осорно по дороге) - как раз из таких городов. Это ещё не совсем анус, а всего лишь преддверие его: фактически конец материковой части Чили. Дальше на юг сплошного сухого пути нет - только отдельные отрезки дорог, перемежаемые паромами, или объезды через аргентинскую территорию. В центре города есть не только улицы в 2-3 полосы, светофоры и 2-3-этажные каменные дома, но даже пара башен - небоскрёбов, по местным меркам - врезанная в одноэтажный ландшафт наподобие лужковского Сити у нас в Москве. В заливе ныряют пингвины и тюлени. Пингвины едят рыбу, а тюлени - пингвинов. Над городом высится ближайший вулкан Кальбуко (2015 м), подальше и левее - снежный Осорно (2661 м), и в совсем уж хорошую погоду виден Тронадор справа. А за ним - наше швейцарское Барилоче, каменные дома, шоколад...
Подсантьяжье
Вокруг аэропорта Сантьяго - голые сухие холмы. Город смотреть не поехали, неинтересно. Только в пробках париться. Следующая долина в сторону моря - Касабланка: виноградники, одни только виноградники - насколько глаз хватает. И ведь всё это будет собрано, выжато, сброжено и выпито.
Передышку сделали в Альгарробо - дачном местечке на побережье, к югу от Вальпараисо. Отогреться после Патагонии, отожраться чилийскими фруктами и овощами, омыть тушки в Тихом океане. Маленький курортный посёлочек, вполне что нам надо. Надоедают только собаки, всю ночь передающие эстафету своего бреха из одного конца деревни в другой и обратно.
Среди одно-двухэтажного частного сектора высятся многоэтажные элитные жилые комплексы; хозяева квартир, в основном - столичные жители, сюда приезжают на выходные. Один из комплексов - огромный Сан-Альфонсо - примечателен своим открытым бассейном с морской водой, длиной чуть ли не в километр и немного потеплее, чем само здешнее море. Где-то
За исключением пары особо охраняемых бакланников, город заляпан гуаном лишь частично. Над морем пеликаны, численностью от пары до полка, отрабатывают строевую подготовку. Хмм... это у нас в зоопарке пеликан - забавная белая птичка со смешным клювом-сачком. А здесь это огромная мощная тварюга, летающий желудок с трёхметровыми крыльями. Сколько же он жрёт! А когда такой бомбовоз заходит на цель над твоей головой, и ты вдруг обнаруживаешь себя строго по его боевому курсу - вот тогда становится действительно не очень комфортно.
Окончание следует...
Отче, с удовольствием читаю твои
непутёвые заметки. Вот занесла тебя нелегкая с тихой горной дачи на край земли )Какой контраст между Аргентиной и Чили.