Верещит будильник. Верещит и мерзко докладывает - Тиньское время 06-30 минут.
За окошком слабый и чуть застенчивый рассвет. В холле Альпаки, у еще не остывшего камина, подрагивая лапами, лежит Джипси (Цыган). Джипси собака барменши и, видимо, в силу ее (барменши) изысканной фантазии, абсолютно белого окраса. У Джипси выдалась не простая, но сытная ночь. Шумные и множественные люди приходили по одному и толпами, рассаживаясь на стульях, диванах, креслах, а когда те закончились - то и на полу. Все внутреннее пространство бара и холла Альпаки постепенно заполнялось. Как обычно, люди взирали в огромный экран, на котором англичане играли английский футбол. Они пили пиво и хрустели едой и, чем больше пили, тем добрее и невнимательнее становились. Особенно тот пожилой джентльмен, который отойдя по нужде, оставил на столе надкусанный сэндвич.
Пинание несчастного мяча закончилось, но, несмотря на поздний час, люди не расходились. В тесный уголок бара втиснулись три волосато-бородатых парня и, взяв в руки нечто более шумное чем английский футбол, исполнили то, что у них в Англии принято называть «паб-рок». Возможно, людям это кажется интересным и забавным, а вот Джипси - два с половиной часа бессонных скитаний. И вот оно - блаженное утро, когда можно растянуть все четыре лапы, поближе к неостывшему камину.
Предупредительный хозяин Альпаки – Александр - еще со вчерашнего вечера знал о наших ранних планах и позаботился о том, чтобы в ресторане для нас оставили легкий завтрак: пару круассанов, домашний джем, теплое молоко и кофе. Александр англичанин. И его жена Джил тоже англичанка. Да и все, кто работают и посещают Альпаку, сплошные англичане, в крайнем случае, шотландцы.
Часы на городской ратуше отбивают семь ударов. Мы выходим на утренний морозный воздух и направляемся в сторону окраины Тиня, в ту неприметную часть, где располагаются административные и технические службы курорта. Час ранний, туристическое население Тиня еще спит, и это позволяет увидеть то, что обычно скрыто от глаз отдыхающих. Небольшие грузовички, поскрипывая тормозами на подъемах-спусках, методично развозят молочные продукты, хлеб и воду, не задерживаясь, скидывая поклажу прямо у порога. Зашевелились роллер-ставни продуктового магазина, принимая ящики с фруктами и всевозможные коробки, выкатывая мусорные контейнеры в ожидании бригады веселых и шустрых мусорщиков. Распахнулись ворота штрафной площадки, поглощая своим хищным нутром очередную жертву неправильной парковки. У штраф-площадки сегодня на завтрак Рено Меган. Стоянку мэрии заполняет скромный, видавший многое на своем веку, автотранспорт служащих. У гаражного бокса ратраков собираются обычные трудяги-механики. Они приветствуют друг друга и, сжимая в натруженных руках стаканчики с горячим кофе, попыхивают ядреным французским дымом Житан, лениво перебрасываются фразами и страницами утренних газет.
В кабинете у руководителя отдела la Regie des pistes Арно Тренкье умиротворенно шипит рация и в такт ей урчит кофейный аппарат. Взгляд мой цепляется за карты региона. Это и история лавинообразования и свежие распечатки лавинных очагов. Отдел, которым руководит Арно, отвечает за оснежение, подготовку трасс, лавинную безопасность и службу спасения. Все, что касается небесной канцелярии, предупреждения и состояния снежного покрова, сводки по несчастным случаем на курорте - находится именно здесь.
Мы ставим свои лыжи к лыжам Арно. Несмотря на то, что он является руководителем крупного отдела и «фигурой кабинетной», а в его распоряжении не только парк снегоуплотнительной техники, но и вертолеты, Арно всегда держит лыжи при себе, по праву считая именно лыжи первейшим инструментом своей профессии.
Сегодня нам предстоит подняться наверх вместе с теми, кто открывает и закрывает трассы, кто по роду своей деятельности, сталкивается с, пожалуй, самыми негативными явлениями на курорте, а именно - с несчастными случаями.
Но, прежде чем попасть на ранний служебный рейс подъемника, мы не отказываем себе в удовольствии от глотка крепкого кофе и беседе с Арно.
У Арно за плечами диплом геофизика, диплом гида-проводника ENSA и 10 лет работы на трассах в качестве спасателя и гида.
- Не скучно сидеть в кабинете? – спрашиваю я Арно.
- Да где уж тут скучать? - улыбается Арно и бросает взгляд на горы. - Хозяйство большое, времени на обед не всегда хватает, не то что бы на скуку.
- И насколько большое?
- У меня трудятся 27 водителей ратраков, 56 спасателей на трассах, 3 человека занимаются снежными пушками и 3 человека администрация… Ах, да! Забыл… еще 5 собак. Лавинных собак.
- Знаете, Арно, меня всегда интересовал вопрос - кто может стать спасателем? Что необходимо для поступления в этот отряд?
- Прежде всего - это возраст (не моложе 18 лет) и здоровье. Ну а далее по пунктам. Человек, претендующий на работу в отряде должен:
- закончить курсы метеорологии, поскольку каждое утро спасатели обязаны делать замеры давления, температуры снега и окружающей среды, состояние снежного покрова и т.д.;
- пройти специальное обучение, сдать два экзамена и получить два диплома. Первый выдает ENSA (Школа гидов в Шамони), второй Министерство внутренних дел;
- получить диплом подрывника, который состоит из двух частей: работа со взрывчатыми веществами и работа с лавинами;
- для человек, работающего в паре с лавинной собакой, естественно, - диплом кинолога;
- далее надо пройти медицинскую комиссию и специальный, 3-х недельный курс обучения в отряде. Сдать экзамены и спасатель готов!
- … Всего-то? (Шутя) …
-Ну и еще язык. Спасатель обязан знать английский. При желании еще парочку иностранных языков.
- Говоря о лавинной безопасности… Тема мне близкая, поскольку однажды я прожил некоторое время в лавинном отряде, который базируется в Приэльбрусье. Изучал работу наших лавинных служб и занимался обучением сотрудников работе с ARVA. Я с большим интересом рассматривал карты лавинных очагов. Если коротко… Сколько лавинных очагов в Тине являют собой явную опасность для отдыхающих, систем коммуникации и канатно-кресельных дорог?
- В Тине 170 подобных очагов. История наблюдения за активностью лавин ведется со дня становления курорта. За основу взяты показания жителей «старого» Тиня. Тот, что в настоящий момент затоплен. Старики помнят и знают многое. С тех пор активность лавин, лавинообразование изучается и систематизируется. Изучение лавин позволило нам четко определять степень опасности природных лавинных накопителей. Прогнозировать и действовать на опережение. Если Вы обратили внимание - на склонах, предрасположенных к накоплению снежных масс, стоят системы которые предотвращают это накопление… Хотя, слово «системы» слишком громкое. С виду обычные деревянные заборы. Подобные заборы еще наши деды строили.
- А как с принудительным сбросом? У нас, что греха таить, лупят по очагам из гаубиц.
- Из гаубиц?
- Ну да… Их еще во Вторую Мировую использовали. Это на Кавказе, а вот в Хибинах минометы…
- Вы серьезно?
- Вполне.
- Нет… У нас такое невозможно. Это же разрушает горы! Да и не только… Не представляю себе, чтобы по Альпам стреляли из боевых орудий…
- Согласен… Весьма варварский способ, да и снаряд не всегда детонирует… так и остается лежать миной замедленного действия. Но, что имеем - то имеем. Как у Вас?
- У нас существует План принудительного спуска лавин (PIDA) , в котором регламентированы все необходимые мероприятия по принудительному сбросу. План этот утверждается муниципалитетом Тинь и мы обязаны действовать согласно этого плана. Практикуем два способа спуска лавин. Первый способ на расстоянии. Здесь работают системы Gazex и Avalhex. Обе системы управляются дистанционно, работают в цепочке с метеостанцией. Они имеют контроль управления и код доступа. Давление на лавиноопасный склон осуществляется за счет взрыва газового баллона над поверхностью склона и никаким образом не разрушает горную породу.
Второй способ предполагает участие человека. Здесь и работает команда спасателей. Такие случаи связаны, прежде всего, со сложными погодными условиями, труднодоступными местами накопления снега и экстренными случаями.
- И все-таки, без взрывчатки не обойтись?
- Да. Мы тратим в год около 900 кг взрывчатого вещества. Однако взрывные капсулы также не разрушают и не портят окружающую среду. Максимальная энергия взрыва капсулы направлена на создание ситуации деформации и схода снежных отложений - козырьков, лавинных досок, сырых и мокрых лавин. И от вида предполагаемой лавины выбирается вид заряда и его мощность. Порой достаточно плюнуть и карниз уйдет вниз, а бывает, что и одного взрыва не достаточно.
- Я знаю, что есть уж совсем гиблые и недоступные места, в которых происходит накопление снега. Как правило, образование и сход подобных лавин не угрожает курортам, но несет опасность для транспортных коммуникаций - дорог и самого транспорта.
- Совершенно верно. Туда, куда невозможно, либо трудно дойти пешком, применяем вертолеты и сброс капсул. Но для этого необходимо особое предписание Префекта… Но, это бывает редко. Обычно мы используем скутер, а там где он бесполезен – лыжи.
- Насколько часто происходят несчастные случаи, связанные с лавинами?
- Вы знаете, последний раз в Тине это было 4 года назад… А вот в Валь д’Изере в этом году.
- Надеюсь, лавины и в дальнейшем обойдут Тинь. Арно, а как обустроена работа спасателей?
- Наверное, Вам лучше спросить об этом самих ребят. Как раз время подняться наверх.
Мы смотрим на часы понимая, что Арно прав - все дальнейшие расспросы уже на месте. Благодарим Арно, за потраченное на нас время, хватаем лыжи и через пять минут оказываемся в кабине Aeroski.
Кабинка поднимает на 2704 метра, где на стыке двух курортов, Тинь и Валь д’Изер, располагается спасательная служба TOVIER. Место весьма людное, но сейчас еще слишком рано, а потому спокойно. Ресторан, находящийся здесь, готовит террасу для приема туристов. Раскладываются шезлонги и выдвигаются скамейки. Ресторанная труба выкидывает пары натруженного пара. Круассаны пахнут, глинтвейн кипит, пиво пенится. Все готово к новому и радостному дню. Готовы и спасатели. Их домик находится тут же и ничем особым не выделяется из общего ансамбля построек. Разве что яркий и абсолютно заметный красный крест на дверях.
Заходим внутрь и тут же попадаем в объятия и смачное лобызание двух псов. Псы безумно рады новым людям. Но их восторженность происходящим пресекает энергичный, но без давления, женский голос. Это Марина. Собаки безропотно и не очень отправляются в свои домики-лежанки. Марина кинолог. Именно тот человек, который работает в паре с собакой.
когда их можно видеть вместе |
Помимо Марины в домике еще пара парней в черных костюмах спасотряда. Знакомимся и - сходу в карьер.
- Чай будете?
- Неплохо было бы.
- Хотите попасть на патрулирование?
- Еще бы!
- Ну, тогда надо немного подождать. Через полчаса заработает подъемник, а минут через 50 наверняка будет вызов. Как раз чай успеете попить.
- Вот так уверенно? Будет?
- Как правило. Обычное дело. С утра, когда организм еще физически не готов, а трассы жесткие и быстрые. В обед, когда снег меняет свою кондицию, ну и вечером… Вечером целый букет причин - усталость, алкоголь…
- А что касается наиболее травмоопасных мест катания? «Голубые» трассы для начинающих, «черные» трассы, внетрассовое катание?
- Мы работаем только на трассах. И здесь мы не делаем различий и не ведем статистику. Трасса может быть любая. А те, кто катается вне трасс, все риски берут на себя. Мы не можем запретить людям кататься офф-пист, тем более что разветвленная система подъемников делает эти места весьма доступными. Поднялся на подъемнике, прошел пару шагов и вот он - офф-пист. И уж если мы не можем запретить фрирайд, то попытаться сделать его максимально безопасным в наших силах. Вы наверняка обратили внимание на специально оборудованные пункты, которые находятся на верхних станциях подъемников. Это информационные пункты офф-пист, откуда и берут начало внетрассовые маршруты. Пройти мимо них попросту невозможно. На каждом таком пункте есть вся необходимая информация о погоде на день, информация о лавиноопасных склонах. Эти склоны ежедневно отмечаются тревожными флажками. Кроме того, пункты снабжены инструкциями по использованию лавинных датчиков. Здесь можно проверить работоспособность датчиков, узнать телефоны и частоты спасательной службы, горной полиции и военных.
- А для чего военных?
- Дело в том, что люди, практикующие внетрассовое катание, приравниваются к альпинистам и все спасательные работы, связанные с этими явлениями в компетенции полиции и военных.
- Там, внизу, я нашел несколько коммерческих предложений от различных школ фрирайда. Это законно?
- Вполне законно и даже приветствуется. У нас работает большой штат инструкторов, но они работают, по большей своей части, с начинающими и теми, кто стремится повысить свой технический уровень катания. Фрирайд - это область уже опытных райдеров. Но не каждый, хорошо катающийся, может в достаточной степени определить состояние снега на склонах, погодную ситуацию и тем более досконально знать и ориентироваться на местности. Особенно в условиях внезапной смены погоды, что в горах бывает частым явлением. Потому мы рады работать совместно со школами фрирайда. Гиды этих школ проходят специальные курсы обучения в нашей службе, после чего сертифицируются и получают не только право на организацию катания вне трасс, но и соответствующие обязанности. Любой несчастный случай в группе подобных школ имеет последствия для школы, рассматривается отдельно и очень внимательно.
Важны все детали. Это и правильная оценка гидом уровня райдеров, и верная оценка погодных условий, и оценка кондиции снега. Действия гида до несчастного случая и - главное - после случившегося. На основании этих данных действия гида могут быть признаны единственно верными. В обратном случае гид может получить предупреждение либо полную дисквалификацию. И еще… гиды должны осознавать, что любое происшествие в их группе может иметь дальнейшие последствия. Бывали случаи, когда клиент не выражал свои претензии непосредственно на курорте. Но в дальнейшем гид получал иск и приглашение в суд. Чтобы избежать подобного - перед каждым выходом гид заполняет особую форму протокола, в которой указывается все – прогноз погоды, состояние снега, рекомендации информационных пунктов. Форму подписывают все члены группы. И это юридический документ, который любой суд признает как факт.
- Другими словами, бытующее мнение о том, что французские спасатели и полиция гоняется за фрирайдерами, а поймав, прячет их «за решетку» - не что иное, как всего лишь легенда?
Ребят разбирает хохот…
- А где Вы слышали эту легенду? В России? …Знаете, мы тоже о России много легенд слышали.
- Расскажите?
- Будет время – обязательно. А что до наших легенд, то никто не гоняется с наручниками за фрирайдерами. Хотя есть одно исключение. Если действия фрирайдера способствуют сходу лавины, которая приводит к травмам, либо гибели других, а также порче имущества курорта. Вот здесь уже все строго и «наручники».
Открывается дверь и, стуча горнолыжными ботинками, входят еще два спасателя. Они приветствуют нас широкой улыбкой и рукопожатием. И, пока они перебрасываются словами с другими спасами, я оглядываю хозяйство отряда. В предбаннике аккуратно сложены акьи и разного рода медицинские «шины». Тут же дверь в туалет и душ. Большая комната, в которой находимся мы, имеет антресоль, на которой можно и вздремнуть и снегопад проспать. Огромный общий стол и полки, на которых расположились авалунги, веревки, ледовый инструмент, снегоступы и многое другое.
В дальней части залы, у большого окна, отделенная стойкой кухня, оборудованная всем необходимым для автономного плавания. Ну а ближе к нам, располагаются лежанки собак. Мы пьем горячий чай и посматриваем в их сторону. Собаки заняты важным делом. Они совместно раздирают приличной длины шарф. Внимательно приглядевшись, я нахожу, что это шарф фанатов футбольной команды Олимпик из Марселя. Марина смеется, предчувствуя мой вопрос.
- Мы не очень жалуем Олимпик. Заодно и собакам не скучно.
- Марина, ты кинолог в отряде и работаешь в паре с собакой. Сразу с двумя?
- О нет! Две это слишком, тем более этот бродяга - Марина указывает в сторону забавного черного весельчака – еще щенок и проходит обучение. А вот ретривер Арти - рабочая собака. С ним и работаю. Кроме того, в зонах катания не должно быть посторонних собак. Внизу, в Тине, сколько угодно, но на трассы им вход воспрещен.
- Почему? Что за дискриминация?
- Это не дискриминация. Просто правило. У лавинной собаки не должно быть отвлекающих факторов. В силу этого и на службе у нас одни мальчики. У девочек есть свои периоды, когда они «увлечены» собой и не работоспособны.
- Вот как! Насколько я догадываюсь, кинолог в отряде это нечто особенное и его работа отличается от работы других спасателей.
- Совершенно верно. Работа отряда поставлена таким образом, что четыре человека всегда находятся на трассах и два присутствуют на месте. Если происходит несчастный случай, патрулирующие обязаны как можно быстрее добраться до места, определить степень несчастного случая, состояние пострадавшего и диагноз. Всю эту информацию он передает наверх и здесь принимается решение, что необходимо из снаряжения для транспортировки пострадавшего вниз и оказания первой медицинской помощи пострадавшему.
Бывает так, что несчастные случаи происходят одновременно, все спасатели заняты эвакуацией и в домике остался один кинолог. Так вот, кинолог не имеет право выходить на спасательные работы не связанные с лавинными ситуациями.
- Почему?
- Потому что несчастные случаи, связанные с лавинами требуют быстрой и своевременной помощи. Человек, сломавший ногу или руку, может подождать, а вот у того, кто попал в лавину, времени на ожидание нет.
- Ваша работа далеко не «сахар», однако, вы все такие позитивные и вполне довольные жизнью. Есть что-то негативное, что может омрачить вашу работу?
- Да вроде ничего негативного в нашей работе нет. Один позитив. Ведь мы работаем с людьми. Другое дело, что существуют особо сложные моменты…
- Например - чрезмерная активность стихийных молодежных мероприятий на горе. Неделю назад… Время закрывать трассы, спускаемся к промежуточной станции. Там ресторан расположен. На горе уже пусто, а в ресторане «дым коромыслом». Человек 100 английских студентов и практически все «навеселе».
- Ого! И как же вы поступаете в таких случаях?
- Все что мы можем, это уговорить лыжников и сноубордистов не спускаться самостоятельно, а воспользоваться подъемником. Связываемся с контролерами канатки, сообщаем им о том, что канатная дорога должна работать до последнего спустившегося.
- А если не соглашаются?
- И такое бывает, хотя в своей массе студенты люди дисциплинированные. Ну, а тех, кто решился спускаться сам - попросту сопровождаем…
В это самое время оживает рация, и ребята внимательно слушают доклад патруля.
- Ну вот. Мы же говорили, что недолго ждать. Похоже, что на выкате Trolles перелом челюсти. Вы готовы?
- Конечно!
Спасатель, с которым мы «идем» вниз, выкатывает акью, проверяет снаряжение, и некоторое время переговаривается со спасателем, который находится непосредственно с пострадавшим.
- Ну что? Спускаться надо быстро. Успеете? – улыбаясь, спрашивает нас.
Я смотрю на его акью и самодовольно улыбаюсь в ответ. Я, конечно, не чемпион Тиня по скоростному спуску, но от человека с двухметровой «железкой» на привязи уж точно не отстану.
Дальнейшее, трехминутное преодоление черных Trolles c перепадом в 600 метров по вертикали показало обратное… Не то чтобы я отстал, но, если честно сказать и перегнать не мог. Подобной «прыти» я попросту не ожидал… Крепкие ребята эти спасатели!
Прибыв на место, мы обнаружили пострадавшего, с которым уже работал один из спасателей. По этическим соображениям я не публикую фотографию данного несчастного случая, хочу только отметить, что был восхищен компетентностью и оперативностью действий ребят. Они не только оказали помощь истекающему кровью человеку, дали по рации указания бригаде скорой помощи, но и, поставив диагноз, связались с приемным отделением ближайшей больницы.
Это и называется - «Полное сопровождение».
Слава Богу, ничто более не омрачило этот солнечный день, а выбитые пальцы и легкие ушибы - не в счет.
Уже в наступающих сумерках мы спускались вниз по абсолютно безлюдным склонам. Рядом с нами, весело помахивая хвостами, бежали собаки, а навстречу нам, залечивая изрытый склон, двигался ратрак.
Когда мы поравнялись, дверь ратрака открылась, и водитель приветливо помахал рукой.
- Ребята! Это Вы те самые из России?
- Да, мы именно те самые.
- Меня зовут Жубер. Мне дано указание, взять вас на борт завтра вечером.
Это была отличная новость ибо, много раз глядя на горы в ночи, различая лишь звезды, еле угадываемые вершины и одинокий свет прожекторов работающего на горе ратрака, я пытался понять - каково ему там?
Завтра нам представиться такая возможность.
- До завтра Жубер, au revoir!
Продолжение следует.
Автор: Максим Любавин старший |