Червиния/Церматт весной 2025 Ноябрь 2024 - Апрель 2024 Италия, Франция, Швейцария
Лыжи Мерибель 11-18 января 11 Января 2025 - 18 Января 2025 Франция, Мерибель
Лыжи 20-29 Декабря, Франция 20 Декабря 2024 - 29 Декабря 2024 Франция
+1

За кулисами Тиня. Часть 2

Reports Лента автора 3 Мая 2011 (10:33) Просмотров: 523 31
За кулисами Тиня. Часть 1



Верещит будильник. Верещит и мерзко докладывает - Тиньское время 06-30 минут.

За окошком слабый и чуть застенчивый рассвет. В холле Альпаки, у еще не остывшего камина, подрагивая лапами, лежит Джипси (Цыган). Джипси собака барменши и, видимо, в силу ее (барменши) изысканной фантазии, абсолютно белого окраса. У Джипси выдалась не простая, но сытная ночь. Шумные и множественные люди приходили по одному и толпами, рассаживаясь на стульях, диванах, креслах, а когда те закончились - то и на полу. Все внутреннее пространство бара и холла Альпаки постепенно заполнялось. Как обычно, люди взирали в огромный экран, на котором англичане играли английский футбол. Они пили пиво и хрустели едой и, чем больше пили, тем добрее и невнимательнее становились. Особенно тот пожилой джентльмен, который отойдя по нужде, оставил на столе надкусанный сэндвич.

Пинание несчастного мяча закончилось, но, несмотря на поздний час, люди не расходились. В тесный уголок бара втиснулись три волосато-бородатых парня и, взяв в руки нечто более шумное чем английский футбол, исполнили то, что у них в Англии принято называть «паб-рок». Возможно, людям это кажется интересным и забавным, а вот Джипси - два с половиной часа бессонных скитаний. И вот оно - блаженное утро, когда можно растянуть все четыре лапы, поближе к неостывшему камину.

Предупредительный хозяин Альпаки – Александр - еще со вчерашнего вечера знал о наших ранних планах и позаботился о том, чтобы в ресторане для нас оставили легкий завтрак: пару круассанов, домашний джем, теплое молоко и кофе. Александр англичанин. И его жена Джил тоже англичанка. Да и все, кто работают и посещают Альпаку, сплошные англичане, в крайнем случае, шотландцы.

Часы на городской ратуше отбивают семь ударов. Мы выходим на утренний морозный воздух и направляемся в сторону окраины Тиня, в ту неприметную часть, где располагаются административные и технические службы курорта. Час ранний, туристическое население Тиня еще спит, и это позволяет увидеть то, что обычно скрыто от глаз отдыхающих. Небольшие грузовички, поскрипывая тормозами на подъемах-спусках, методично развозят молочные продукты, хлеб и воду, не задерживаясь, скидывая поклажу прямо у порога. Зашевелились роллер-ставни продуктового магазина, принимая ящики с фруктами и всевозможные коробки, выкатывая мусорные контейнеры в ожидании бригады веселых и шустрых мусорщиков. Распахнулись ворота штрафной площадки, поглощая своим хищным нутром очередную жертву неправильной парковки. У штраф-площадки сегодня на завтрак Рено Меган. Стоянку мэрии заполняет скромный, видавший многое на своем веку, автотранспорт служащих. У гаражного бокса ратраков собираются обычные трудяги-механики. Они приветствуют друг друга и, сжимая в натруженных руках стаканчики с горячим кофе, попыхивают ядреным французским дымом Житан, лениво перебрасываются фразами и страницами утренних газет.

Утро Тиня. Не для посторонних



В кабинете у руководителя отдела la Regie des pistes Арно Тренкье умиротворенно шипит рация и в такт ей урчит кофейный аппарат. Взгляд мой цепляется за карты региона. Это и история лавинообразования и свежие распечатки лавинных очагов. Отдел, которым руководит Арно, отвечает за оснежение, подготовку трасс, лавинную безопасность и службу спасения. Все, что касается небесной канцелярии, предупреждения и состояния снежного покрова, сводки по несчастным случаем на курорте - находится именно здесь.

Мы ставим свои лыжи к лыжам Арно. Несмотря на то, что он является руководителем крупного отдела и «фигурой кабинетной», а в его распоряжении не только парк снегоуплотнительной техники, но и вертолеты, Арно всегда держит лыжи при себе, по праву считая именно лыжи первейшим инструментом своей профессии.

Сегодня нам предстоит подняться наверх вместе с теми, кто открывает и закрывает трассы, кто по роду своей деятельности, сталкивается с, пожалуй, самыми негативными явлениями на курорте, а именно - с несчастными случаями.

Но, прежде чем попасть на ранний служебный рейс подъемника, мы не отказываем себе в удовольствии от глотка крепкого кофе и беседе с Арно.

У Арно за плечами диплом геофизика, диплом гида-проводника ENSA и 10 лет работы на трассах в качестве спасателя и гида.

- Не скучно сидеть в кабинете? – спрашиваю я Арно.

- Да где уж тут скучать? - улыбается Арно и бросает взгляд на горы. - Хозяйство большое, времени на обед не всегда хватает, не то что бы на скуку.

- И насколько большое?

- У меня трудятся 27 водителей ратраков, 56 спасателей на трассах, 3 человека занимаются снежными пушками и 3 человека администрация… Ах, да! Забыл… еще 5 собак. Лавинных собак.

- Знаете, Арно, меня всегда интересовал вопрос - кто может стать спасателем? Что необходимо для поступления в этот отряд?

- Прежде всего - это возраст (не моложе 18 лет) и здоровье. Ну а далее по пунктам. Человек, претендующий на работу в отряде должен:

- закончить курсы метеорологии, поскольку каждое утро спасатели обязаны делать замеры давления, температуры снега и окружающей среды, состояние снежного покрова и т.д.;

- пройти специальное обучение, сдать два экзамена и получить два диплома. Первый выдает ENSA (Школа гидов в Шамони), второй Министерство внутренних дел;

- получить диплом подрывника, который состоит из двух частей: работа со взрывчатыми веществами и работа с лавинами;

- для человек, работающего в паре с лавинной собакой, естественно, - диплом кинолога;

- далее надо пройти медицинскую комиссию и специальный, 3-х недельный курс обучения в отряде. Сдать экзамены и спасатель готов!


- … Всего-то? (Шутя) …

-Ну и еще язык. Спасатель обязан знать английский. При желании еще парочку иностранных языков.

Руководитель службы "la Regie des pistes" Арно Тренкье



- Говоря о лавинной безопасности… Тема мне близкая, поскольку однажды я прожил некоторое время в лавинном отряде, который базируется в Приэльбрусье. Изучал работу наших лавинных служб и занимался обучением сотрудников работе с ARVA. Я с большим интересом рассматривал карты лавинных очагов. Если коротко… Сколько лавинных очагов в Тине являют собой явную опасность для отдыхающих, систем коммуникации и канатно-кресельных дорог?

- В Тине 170 подобных очагов. История наблюдения за активностью лавин ведется со дня становления курорта. За основу взяты показания жителей «старого» Тиня. Тот, что в настоящий момент затоплен. Старики помнят и знают многое. С тех пор активность лавин, лавинообразование изучается и систематизируется. Изучение лавин позволило нам четко определять степень опасности природных лавинных накопителей. Прогнозировать и действовать на опережение. Если Вы обратили внимание - на склонах, предрасположенных к накоплению снежных масс, стоят системы которые предотвращают это накопление… Хотя, слово «системы» слишком громкое. С виду обычные деревянные заборы. Подобные заборы еще наши деды строили.

- А как с принудительным сбросом? У нас, что греха таить, лупят по очагам из гаубиц.

- Из гаубиц?

- Ну да… Их еще во Вторую Мировую использовали. Это на Кавказе, а вот в Хибинах минометы…

- Вы серьезно?

- Вполне.

- Нет… У нас такое невозможно. Это же разрушает горы! Да и не только… Не представляю себе, чтобы по Альпам стреляли из боевых орудий…

- Согласен… Весьма варварский способ, да и снаряд не всегда детонирует… так и остается лежать миной замедленного действия. Но, что имеем - то имеем. Как у Вас?

- У нас существует План принудительного спуска лавин (PIDA) , в котором регламентированы все необходимые мероприятия по принудительному сбросу. План этот утверждается муниципалитетом Тинь и мы обязаны действовать согласно этого плана. Практикуем два способа спуска лавин. Первый способ на расстоянии. Здесь работают системы Gazex и Avalhex. Обе системы управляются дистанционно, работают в цепочке с метеостанцией. Они имеют контроль управления и код доступа. Давление на лавиноопасный склон осуществляется за счет взрыва газового баллона над поверхностью склона и никаким образом не разрушает горную породу.

"Свежая" лавинка


Второй способ предполагает участие человека. Здесь и работает команда спасателей. Такие случаи связаны, прежде всего, со сложными погодными условиями, труднодоступными местами накопления снега и экстренными случаями.

- И все-таки, без взрывчатки не обойтись?

- Да. Мы тратим в год около 900 кг взрывчатого вещества. Однако взрывные капсулы также не разрушают и не портят окружающую среду. Максимальная энергия взрыва капсулы направлена на создание ситуации деформации и схода снежных отложений - козырьков, лавинных досок, сырых и мокрых лавин. И от вида предполагаемой лавины выбирается вид заряда и его мощность. Порой достаточно плюнуть и карниз уйдет вниз, а бывает, что и одного взрыва не достаточно.

- Я знаю, что есть уж совсем гиблые и недоступные места, в которых происходит накопление снега. Как правило, образование и сход подобных лавин не угрожает курортам, но несет опасность для транспортных коммуникаций - дорог и самого транспорта.

- Совершенно верно. Туда, куда невозможно, либо трудно дойти пешком, применяем вертолеты и сброс капсул. Но для этого необходимо особое предписание Префекта… Но, это бывает редко. Обычно мы используем скутер, а там где он бесполезен – лыжи.

- Насколько часто происходят несчастные случаи, связанные с лавинами?

- Вы знаете, последний раз в Тине это было 4 года назад… А вот в Валь д’Изере в этом году.

- Надеюсь, лавины и в дальнейшем обойдут Тинь. Арно, а как обустроена работа спасателей?

- Наверное, Вам лучше спросить об этом самих ребят. Как раз время подняться наверх.

Мы смотрим на часы понимая, что Арно прав - все дальнейшие расспросы уже на месте. Благодарим Арно, за потраченное на нас время, хватаем лыжи и через пять минут оказываемся в кабине Aeroski.

Кабинка поднимает на 2704 метра, где на стыке двух курортов, Тинь и Валь д’Изер, располагается спасательная служба TOVIER. Место весьма людное, но сейчас еще слишком рано, а потому спокойно. Ресторан, находящийся здесь, готовит террасу для приема туристов. Раскладываются шезлонги и выдвигаются скамейки. Ресторанная труба выкидывает пары натруженного пара. Круассаны пахнут, глинтвейн кипит, пиво пенится. Все готово к новому и радостному дню. Готовы и спасатели. Их домик находится тут же и ничем особым не выделяется из общего ансамбля построек. Разве что яркий и абсолютно заметный красный крест на дверях.

Заходим внутрь и тут же попадаем в объятия и смачное лобызание двух псов. Псы безумно рады новым людям. Но их восторженность происходящим пресекает энергичный, но без давления, женский голос. Это Марина. Собаки безропотно и не очень отправляются в свои домики-лежанки. Марина кинолог. Именно тот человек, который работает в паре с собакой.

Хозяйство спасателей и тот редкий момент,
когда их можно видеть вместе



Помимо Марины в домике еще пара парней в черных костюмах спасотряда. Знакомимся и - сходу в карьер.

- Чай будете?

- Неплохо было бы.

- Хотите попасть на патрулирование?

- Еще бы!

- Ну, тогда надо немного подождать. Через полчаса заработает подъемник, а минут через 50 наверняка будет вызов. Как раз чай успеете попить.

- Вот так уверенно? Будет?

- Как правило. Обычное дело. С утра, когда организм еще физически не готов, а трассы жесткие и быстрые. В обед, когда снег меняет свою кондицию, ну и вечером… Вечером целый букет причин - усталость, алкоголь…

- А что касается наиболее травмоопасных мест катания? «Голубые» трассы для начинающих, «черные» трассы, внетрассовое катание?

- Мы работаем только на трассах. И здесь мы не делаем различий и не ведем статистику. Трасса может быть любая. А те, кто катается вне трасс, все риски берут на себя. Мы не можем запретить людям кататься офф-пист, тем более что разветвленная система подъемников делает эти места весьма доступными. Поднялся на подъемнике, прошел пару шагов и вот он - офф-пист. И уж если мы не можем запретить фрирайд, то попытаться сделать его максимально безопасным в наших силах. Вы наверняка обратили внимание на специально оборудованные пункты, которые находятся на верхних станциях подъемников. Это информационные пункты офф-пист, откуда и берут начало внетрассовые маршруты. Пройти мимо них попросту невозможно. На каждом таком пункте есть вся необходимая информация о погоде на день, информация о лавиноопасных склонах. Эти склоны ежедневно отмечаются тревожными флажками. Кроме того, пункты снабжены инструкциями по использованию лавинных датчиков. Здесь можно проверить работоспособность датчиков, узнать телефоны и частоты спасательной службы, горной полиции и военных.

- А для чего военных?

- Дело в том, что люди, практикующие внетрассовое катание, приравниваются к альпинистам и все спасательные работы, связанные с этими явлениями в компетенции полиции и военных.

Пункт Off Pist



- Там, внизу, я нашел несколько коммерческих предложений от различных школ фрирайда. Это законно?

- Вполне законно и даже приветствуется. У нас работает большой штат инструкторов, но они работают, по большей своей части, с начинающими и теми, кто стремится повысить свой технический уровень катания. Фрирайд - это область уже опытных райдеров. Но не каждый, хорошо катающийся, может в достаточной степени определить состояние снега на склонах, погодную ситуацию и тем более досконально знать и ориентироваться на местности. Особенно в условиях внезапной смены погоды, что в горах бывает частым явлением. Потому мы рады работать совместно со школами фрирайда. Гиды этих школ проходят специальные курсы обучения в нашей службе, после чего сертифицируются и получают не только право на организацию катания вне трасс, но и соответствующие обязанности. Любой несчастный случай в группе подобных школ имеет последствия для школы, рассматривается отдельно и очень внимательно.

Важны все детали. Это и правильная оценка гидом уровня райдеров, и верная оценка погодных условий, и оценка кондиции снега. Действия гида до несчастного случая и - главное - после случившегося. На основании этих данных действия гида могут быть признаны единственно верными. В обратном случае гид может получить предупреждение либо полную дисквалификацию. И еще… гиды должны осознавать, что любое происшествие в их группе может иметь дальнейшие последствия. Бывали случаи, когда клиент не выражал свои претензии непосредственно на курорте. Но в дальнейшем гид получал иск и приглашение в суд. Чтобы избежать подобного - перед каждым выходом гид заполняет особую форму протокола, в которой указывается все – прогноз погоды, состояние снега, рекомендации информационных пунктов. Форму подписывают все члены группы. И это юридический документ, который любой суд признает как факт.


Благоприятный фрирайд в районе Dome De Pramecou



- Другими словами, бытующее мнение о том, что французские спасатели и полиция гоняется за фрирайдерами, а поймав, прячет их «за решетку» - не что иное, как всего лишь легенда?

Ребят разбирает хохот…

- А где Вы слышали эту легенду? В России? …Знаете, мы тоже о России много легенд слышали.

- Расскажите?

- Будет время – обязательно. А что до наших легенд, то никто не гоняется с наручниками за фрирайдерами. Хотя есть одно исключение. Если действия фрирайдера способствуют сходу лавины, которая приводит к травмам, либо гибели других, а также порче имущества курорта. Вот здесь уже все строго и «наручники».

Открывается дверь и, стуча горнолыжными ботинками, входят еще два спасателя. Они приветствуют нас широкой улыбкой и рукопожатием. И, пока они перебрасываются словами с другими спасами, я оглядываю хозяйство отряда. В предбаннике аккуратно сложены акьи и разного рода медицинские «шины». Тут же дверь в туалет и душ. Большая комната, в которой находимся мы, имеет антресоль, на которой можно и вздремнуть и снегопад проспать. Огромный общий стол и полки, на которых расположились авалунги, веревки, ледовый инструмент, снегоступы и многое другое.

В дальней части залы, у большого окна, отделенная стойкой кухня, оборудованная всем необходимым для автономного плавания. Ну а ближе к нам, располагаются лежанки собак. Мы пьем горячий чай и посматриваем в их сторону. Собаки заняты важным делом. Они совместно раздирают приличной длины шарф. Внимательно приглядевшись, я нахожу, что это шарф фанатов футбольной команды Олимпик из Марселя. Марина смеется, предчувствуя мой вопрос.

- Мы не очень жалуем Олимпик. Заодно и собакам не скучно.

- Марина, ты кинолог в отряде и работаешь в паре с собакой. Сразу с двумя?

- О нет! Две это слишком, тем более этот бродяга - Марина указывает в сторону забавного черного весельчака – еще щенок и проходит обучение. А вот ретривер Арти - рабочая собака. С ним и работаю. Кроме того, в зонах катания не должно быть посторонних собак. Внизу, в Тине, сколько угодно, но на трассы им вход воспрещен.

- Почему? Что за дискриминация?

- Это не дискриминация. Просто правило. У лавинной собаки не должно быть отвлекающих факторов. В силу этого и на службе у нас одни мальчики. У девочек есть свои периоды, когда они «увлечены» собой и не работоспособны.

- Вот как! Насколько я догадываюсь, кинолог в отряде это нечто особенное и его работа отличается от работы других спасателей.

- Совершенно верно. Работа отряда поставлена таким образом, что четыре человека всегда находятся на трассах и два присутствуют на месте. Если происходит несчастный случай, патрулирующие обязаны как можно быстрее добраться до места, определить степень несчастного случая, состояние пострадавшего и диагноз. Всю эту информацию он передает наверх и здесь принимается решение, что необходимо из снаряжения для транспортировки пострадавшего вниз и оказания первой медицинской помощи пострадавшему.

Бывает так, что несчастные случаи происходят одновременно, все спасатели заняты эвакуацией и в домике остался один кинолог. Так вот, кинолог не имеет право выходить на спасательные работы не связанные с лавинными ситуациями.


- Почему?

- Потому что несчастные случаи, связанные с лавинами требуют быстрой и своевременной помощи. Человек, сломавший ногу или руку, может подождать, а вот у того, кто попал в лавину, времени на ожидание нет.

Квартирки-коммуналки лавинных собак



- Ваша работа далеко не «сахар», однако, вы все такие позитивные и вполне довольные жизнью. Есть что-то негативное, что может омрачить вашу работу?

- Да вроде ничего негативного в нашей работе нет. Один позитив. Ведь мы работаем с людьми. Другое дело, что существуют особо сложные моменты…
- Например?

- Например - чрезмерная активность стихийных молодежных мероприятий на горе. Неделю назад… Время закрывать трассы, спускаемся к промежуточной станции. Там ресторан расположен. На горе уже пусто, а в ресторане «дым коромыслом». Человек 100 английских студентов и практически все «навеселе».

- Ого! И как же вы поступаете в таких случаях?

- Все что мы можем, это уговорить лыжников и сноубордистов не спускаться самостоятельно, а воспользоваться подъемником. Связываемся с контролерами канатки, сообщаем им о том, что канатная дорога должна работать до последнего спустившегося.

- А если не соглашаются?

- И такое бывает, хотя в своей массе студенты люди дисциплинированные. Ну, а тех, кто решился спускаться сам - попросту сопровождаем…

В это самое время оживает рация, и ребята внимательно слушают доклад патруля.

- Ну вот. Мы же говорили, что недолго ждать. Похоже, что на выкате Trolles перелом челюсти. Вы готовы?

- Конечно!

Спасатель, с которым мы «идем» вниз, выкатывает акью, проверяет снаряжение, и некоторое время переговаривается со спасателем, который находится непосредственно с пострадавшим.

- Ну что? Спускаться надо быстро. Успеете? – улыбаясь, спрашивает нас.

Я смотрю на его акью и самодовольно улыбаюсь в ответ. Я, конечно, не чемпион Тиня по скоростному спуску, но от человека с двухметровой «железкой» на привязи уж точно не отстану.

Дальнейшее, трехминутное преодоление черных Trolles c перепадом в 600 метров по вертикали показало обратное… Не то чтобы я отстал, но, если честно сказать и перегнать не мог. Подобной «прыти» я попросту не ожидал… Крепкие ребята эти спасатели!




Прибыв на место, мы обнаружили пострадавшего, с которым уже работал один из спасателей. По этическим соображениям я не публикую фотографию данного несчастного случая, хочу только отметить, что был восхищен компетентностью и оперативностью действий ребят. Они не только оказали помощь истекающему кровью человеку, дали по рации указания бригаде скорой помощи, но и, поставив диагноз, связались с приемным отделением ближайшей больницы.

Это и называется - «Полное сопровождение».

Слава Богу, ничто более не омрачило этот солнечный день, а выбитые пальцы и легкие ушибы - не в счет.

Уже в наступающих сумерках мы спускались вниз по абсолютно безлюдным склонам. Рядом с нами, весело помахивая хвостами, бежали собаки, а навстречу нам, залечивая изрытый склон, двигался ратрак.

Когда мы поравнялись, дверь ратрака открылась, и водитель приветливо помахал рукой.

- Ребята! Это Вы те самые из России?

- Да, мы именно те самые.

- Меня зовут Жубер. Мне дано указание, взять вас на борт завтра вечером.

Это была отличная новость ибо, много раз глядя на горы в ночи, различая лишь звезды, еле угадываемые вершины и одинокий свет прожекторов работающего на горе ратрака, я пытался понять - каково ему там?

Завтра нам представиться такая возможность.

- До завтра Жубер, au revoir!


Продолжение следует.
Автор: Максим Любавин старший
margin-center:0px;
+1
0  
Алексей Калинин    22 Апреля 2011 (19:34)   #
Очень полезный, познавательный материал. Большое СПАСИБО !!!
  • 1
0  
starper    22 Апреля 2011 (19:46)   #
Себастьян улыбается весьма приятной и, как мне кажется, чуточку застенчивой улыбкой.

- Я профессиональный маркетолог. И образование у меня соответствующее - управление и маркетинг туристических объектов. 20 лет назад я начал свою деятельность и работал на небольшом курорте в Приморских Альпах в качестве директора по маркетингу. А вот 9 лет назад меня пригласили возглавить департамент по развитию Тиня.

Это профессионал, видимо.
Думаю, что у нас такое невозможно. Кто главный на Роза Хутор? Наверняка родственник газпромовца или главы админ КП(((

0  
sasha k2    22 Апреля 2011 (21:43)   #
Статья - грамотная реклама Тиня. Я в ЭК 3 раза был. ЭК - неплохой курорт для начинающих и продолжающих. Для карверов - там только 3-е трассы - Фейс, если вам повезет и его ратрачат,
иногда французы за лицом ухаживают раз в 3 дня. icon_sad.gif
2- я трасса- под яйцом Aeroski в Тине. И еще одна трасса в ВальДизере, забыл название. Все ! Остальные трассы - синие. в Тине под вагоном на ледник (куда всегда очередь) - красная, но очень корорткая, через 6 поворотов- 1-км - плоскача. icon_sad.gif Обломммммммммммм

И ваще, - жить лучше в ВальДизере, из Тиня в ВальДизер проще добраться, больше вариантов ( 2 ) , а из ВальДизера в Тинь- только 1 , подъемник Tommy.. как его, забыл..
Тем более Валь Дизер - супер приколная уютная альпийская деревушка, а Тинь - размытый озером поселок. Вот. ИМХО

Что касается движухи - Тиню - зачет! На прошлый НГ там был оупен эйр, где играл один из 3-х самых дорогих ди-джеев в мире -француз Дэвид Гетта (попса, но все же icon_smile.gif)
  • 1
  • 1
0  
da_vova    23 Апреля 2011 (21:48)   #
Цитата(sasha k2 @ 22.4.2011, 21:43)
Я в ЭК 3 раза был. ЭК - неплохой курорт для начинающих и продолжающих. Для карверов - там только 3-е трассы - Фейс, если вам повезет и его ратрачат,
иногда французы за лицом ухаживают раз в 3 дня. :(
2- я трасса- под яйцом Aeroski в Тине. И еще одна трасса в ВальДизере, забыл название. Все ! Остальные трассы - синие. в Тине под вагоном на ледник (куда всегда очередь) - красная, но очень корорткая, через 6 поворотов- 1-км - плоскача. :-( Обломммммммммммм

И ваще, - жить лучше в ВальДизере, из Тиня в ВальДизер проще добраться, больше вариантов ( 2 ) , а из ВальДизера в Тинь- только 1 , подъемник Tommy.. как его, забыл..
Тем более Валь Дизер - супер приколная уютная альпийская деревушка, а Тинь - размытый озером поселок. Вот. ИМХО


Хмм, для начала ))). я в Тинь (ЭК) первый раз заехал в 99-м году, после этого был там раз 10 или 11 с разными промежутками и на разное время.
Не плохой курорт для начинающих - чессно, поржал )). зачем ратрачить фэйс - тоже загадка, он на то и черный с буграми. с ледника ехать скушно - ну, это ваще не в какие рамки моего понимания Тиня )...
может вы просто с трасс чуть вбок не съезжали? вся прелесть ЭК, как и 3 Vallees (тоже был раз 8 наверно), в том, что практически с каждого верхнего подъемника можно уйти в оффпист, с выкатом внизу к трассе/подъемнику. и с того же ледника, если 200 м. уходить вправо к летним бугелям, и потом ехать вниз юго-восток-юг - так там великолепные поля с нормальным уклоном. валь-д-изер, тоже много мест, где легко можно проложить первый след. конешно придецца чуть траверснуть по верху или пешком перейти, но там полно экзитов в свободное катание. форнет - тоже самое, нет смысла описывать.
появилась возможность выездов в горы с 95 года, попробовав австрию (разное), италию (разное), шамони, церматт и еще заездами всякие паради ски и т.п., самым часто посещаемым местом для меня/семьи остаеца как раз ЭК и 3 V, причем живем обычно в валь кларе или в-торансе, ибо наиболее близко к свежему снегу в случае павдер дэй.
этот год не стал исключением. попав в относительное бесснежье в феврале в 3 долинах, замечательно хапнул в конце марта в Тине неделю нормального снега )). жаль, на Х-геймз не попал, в МСК катаю только в парке или в подушку, было б интересно живьем все видеть.
т.ч. мой ЭК выглядит примерно так )):
"лохматый" 04 год, в-д-изер
07 по-моему, Тинь, с ледника вправо на юга
06, моя Мо, ледник Тиня
ну, и сходный с Тинем Меньюир в 3В, 10 год . . . . . . . . . . . . . или так
бесснежный февраль 11 в 3В, Мо . . . . . . . . . . . . . . . или так
т.е. для меня по каталке, оба места практически одинаковы )), в 3В больше места конешно )
я нисколько не сомневаюсь в вашем высочайшем уровне катания, вероятно просто вам не хватило 5 раз разведать как следует ЭК )).
с наилучшими пожеланиями,
В.
0  
sasha k2    23 Апреля 2011 (23:56)   #
Цитата(da_vova @ 23.4.2011, 21:48)
Хмм, для начала ))).
может вы просто с трасс чуть вбок не съезжали? вся прелесть ЭК, как и 3 Vallees (тоже был раз 8 наверно), в том, что практически с каждого верхнего подъемника можно уйти в оффпист, с выкатом внизу к трассе/подъемнику. и с того же ледника, если 200 м. уходить вправо к летним бугелям, и потом ехать вниз юго-восток-юг - так там великолепные поля с нормальным уклоном. валь-д-изер, тоже много мест, где легко можно проложить первый след. конешно придецца чуть траверснуть по верху или пешком перейти, но там полно экзитов в свободное катание. форнет - тоже самое,
В.

"Траверснуть 200 м."? У Вас большой стаж катания, не спорю, но где в Вальдизере/Тине можно "проложить первый след"? Да там все уже проложено. Хотя есть фрирайдеры , которым не в лом идти пешком, траверсить очень долго, чтобы заложить потом 5 поворотов по целине.
Последний раз, когда ночью я ехал из Женевы в ЭК, шел очень сильный снег, и в самом Ваьдизере тоже. Ну, думаю, повезло, завтра павдер дей !
Хрен чего ! Поднялся на гору к 11-ти, (тк приехали в 6 утра) - ВСЕ разбито. В ЭК - все поля просматриваются с подъемника. Такое ощущение, что все ломанулись вне трасс и разбили все за пару часов. icon_sad.gif
Хотя может быть , Вы знаете секретные маршруты, к-е не разбивают за пару часов после снегопада.
Я был избалован катанием на доске по НЕТРОНУТОЙ целине по восточному склону Домбая (перепад 650 метров) в 95, 96-м,по 2 недели, когда вне трасс лыжники не лезли (классика тонула) а бордеров было всего 4 чела, я , еще один и 2-е инструкторв. Такое катание ( на большой скорости по свежему целяку) сейчас в Альпах можно получить только с вертолета или первые пару спусков после снегопада.
Поэтому я в Альпах катаю по трассам
  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    25 Апреля 2011 (13:33)   #
Цитата(sasha k2 @ 22.4.2011, 21:43)
Я в ЭК 3 раза был. ЭК - неплохой курорт для начинающих и продолжающих. Для карверов - там только 3-е трассы - Фейс, если вам повезет и его ратрачат,
иногда французы за лицом ухаживают раз в 3 дня. icon_sad.gif
2- я трасса- под яйцом Aeroski в Тине. И еще одна трасса в ВальДизере, забыл название. Все ! Остальные трассы - синие. в Тине под вагоном на ледник (куда всегда очередь) - красная, но очень корорткая, через 6 поворотов- 1-км - плоскача. icon_sad.gif Обломммммммммммм


Возможно, Вам попросту не хватило времени, либо информации, что бы оценить ЕК как регион с местами катания на любой вкус.
Относительно вне трассового катания. В моем понимание, лучше иметь инфу заранее о том месте куда Вы собираетесь ехать, нежели искать и не найти ее уже по приезду.
А инфы много. Ну допустим так
http://www.henrysavalanchetalk.com/
Либо так
http://pistehors.com/backcountry/wiki/Savo...ignes-Off-Piste
0  
sasha k2    25 Апреля 2011 (14:23)   #
Цитата(MaxL @ 25.4.2011, 13:33)
Возможно, Вам попросту не хватило времени, либо информации, что бы оценить ЕК как регион с местами катания на любой вкус.
Относительно вне трассового катания. В моем понимание, лучше иметь инфу заранее о том месте куда Вы собираетесь ехать, нежели искать и не найти ее уже по приезду.
А инфы много. Ну допустим так
http://www.henrysavalanchetalk.com/
Либо так
http://pistehors.com/backcountry/wiki/Savo...ignes-Off-Piste

Трассы ЕК я обкатал все еще в первую из трех поездок.


Piste"]http://pistehors.com/backcountry/wiki/Savo...ignes-Off-Piste[/url] - ресурс, конечно, интересный. Только там маршруты не указаны. Если бы хотели поделиться инфой, выложили бы карту, а не словами описывали
  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    25 Апреля 2011 (14:36)   #
Цитата(sasha k2 @ 25.4.2011, 14:23)
Трассы ЕК я обкатал все еще в первую из трех поездок.


Piste"]http://pistehors.com/backcountry/wiki/Savo...ignes-Off-Piste[/url] - ресурс, конечно, интересный. Только там маршруты не указаны. Если бы хотели поделиться инфой, выложили бы карту, а не словами описывали

Счасливчик. icon_biggrin.gif
Я 6 лет с перерывами в ЕК и каждый раз открываю для себя новое. Первый раз в 96 г , так теперь кажется это был совсе другой ЕК.
Есть ти карты. Только к чему они Вам?
0  
sasha k2    25 Апреля 2011 (15:25)   #
Цитата(MaxL @ 25.4.2011, 14:36)
Есть ти карты. Только к чему они Вам?

Если я окажусь там после снегопада, я бы , с удовольствием, съехал с трасс , на обум лезть неохота, а то заблужусь нафик icon_smile.gif
  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    25 Апреля 2011 (15:59)   #
Цитата(sasha k2 @ 25.4.2011, 15:25)
Если я окажусь там после снегопада, я бы , с удовольствием, съехал с трасс , на обум лезть неохота, а то заблужусь нафик icon_smile.gif

Если окажитесь там после снегопада, то сьедите по трассам и без карт. А вот если есть желание вне трасс, то тут , что после снегопада, что до него, что без него, советую прибегнуть к помощи сертифицированных гидов.
  • 1
0  
starper    25 Апреля 2011 (16:14)   #
Цитата(MaxL @ 25.4.2011, 15:59)
что после снегопада, что до него, что без него, советую прибегнуть к помощи сертифицированных гидов.

+1 французские гиды покажут самое вкусное и четко под ваш конкретный уровень соскребания icon_smile.gif
0  
sasha k2    25 Апреля 2011 (17:53)   #
ОК
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    23 Апреля 2011 (19:48)   #
Вот грамотный и ненавязчивый пиар. Агентство 001 и близко не валялось.

После прочтения сего я, пожалуй, пересмотрю свои планы на следующий год... в сторону Вальторанса какого-нибудь, что ли...
0  
sasha k2    23 Апреля 2011 (20:11)   #
Цитата(о.Валентин @ 23.4.2011, 19:48)
Вот грамотный и ненавязчивый пиар. Агентство 001 и близко не валялось.

После прочтения сего я, пожалуй, пересмотрю свои планы на следующий год... в сторону Вальторанса какого-нибудь, что ли...


Ну и зря ! ЭК по каталке лучше Вальторанса. Я был и там и там.
  • 1
0  
starper    23 Апреля 2011 (20:14)   #
Цитата(sasha k2 @ 23.4.2011, 20:11)
Ну и зря ! ЭК по каталке лучше Вальторанса. Я был и там и там.

Понять бы на чем ты катаешь в горах каким способом и стаж в Альпах icon_smile.gif
0  
sasha k2    23 Апреля 2011 (21:49)   #
Старпер, я катаю на доске по трассам, стаж в Альпах - 12 недель. Про ЭК я не читал ни одного отрицательного отзыва, а про ВТ - они есть. Хотя там тоже неплохо. Особенно, в Орелле.

Вова, я оффпист не катаю, потому что целяк очень быстро разбивают. Когда я сказал что ЭК - курорт для начинающих, я, естественно, имел в виду трассы. И Фейс в буграх мне не нра. потому что бордеры по буграм не катаются.
Хотя для фрирайда рельеф ЭК - по, моему, явно лучше ВТ. Жаль что фрирайдеров В ЭК очень очень много.
Я только свое ИМХО высказал, а оно у всех разное. icon_smile.gif
0  
Южнейка    10 Декабря 2011 (14:41)   #
Цитата(sasha k2 @ 23.4.2011, 21:49)
Старпер, я катаю на доске по трассам, стаж в Альпах - 12 недель. Про ЭК я не читал ни одного отрицательного отзыва, а про ВТ - они есть. Хотя там тоже неплохо. Особенно, в Орелле.

Вова, я оффпист не катаю, потому что целяк очень быстро разбивают. Когда я сказал что ЭК - курорт для начинающих, я, естественно, имел в виду трассы. И Фейс в буграх мне не нра. потому что бордеры по буграм не катаются.
Хотя для фрирайда рельеф ЭК - по, моему, явно лучше ВТ. Жаль что фрирайдеров В ЭК очень очень много.
Я только свое ИМХО высказал, а оно у всех разное. icon_smile.gif



По буграм те бордеры не катаются, которые не умеют их катать))

  • 1
0  
starper    23 Апреля 2011 (22:05)   #
Нормальный альпийский стаж. Имеешь право на имхо icon_smile.gif Но лыжи более универсальный инструмент: больше скоростных, маневренных и добирательских возможностей имхо
0  
sasha k2    23 Апреля 2011 (22:38)   #
Цитата(starper @ 23.4.2011, 22:05)
Нормальный альпийский стаж. Имеешь право на имхо icon_smile.gif Но лыжи более универсальный инструмент: больше скоростных, маневренных и добирательских возможностей имхо

Все правильно, на лыжах и между бугров прикольно попрыгать и возможностей больше. Только на них физически намного труднее кататься, Разница - такая же что и между приседаниями на одной ноге и на двух ( борд - это на двух icon_biggrin.gif ) да и прогресс на лыжах -намного медленее . На мягкой доске 12 недель - это как на лыжах - 36, примерно. ИМХО . поэтому когда в 95 -м я встал на доску, больше на лыжи не возвращался. icon_biggrin.gif До этого 4 сезона подряд в Домбае на лыжах катал .
А самое главное преимущества борда - это ощущение центробежной силы в повороте. Сорри за офф.

Старпер, Вы, видимо, покатались и на борде неск-о сезонов, чтобы иметь о нем свое ИМХО icon_wink.gif
0  
sasha k2    24 Апреля 2011 (00:11)   #
Фотки зачетные, только на всех , (кроме этой http://da-vova.users.photofile.ru/photo/da...e/115499156.jpg ) - конкретный фирн (жесткач). Я бы там не поехал, в ноги очень сильно отдает icon_evil.gif

Кстати, а где эта фотка была сделана ? И сколько метров Вы ехали , не пересекая чужих следов? Меньше километра я не согласен. Я тоже туда хочу icon_biggrin.gif, если это действительно поле, а не полянка
  • 1
  • 1
0  
da_vova    24 Апреля 2011 (18:17)   #
Цитата(sasha k2 @ 24.4.2011, 0:11)
Фотки зачетные, только на всех , (кроме этой http://da-vova.users.photofile.ru/photo/da...e/115499156.jpg ) - конкретный фирн (жесткач). Я бы там не поехал, в ноги очень сильно отдает :evil:

Кстати, а где эта фотка была сделана ? И сколько метров Вы ехали , не пересекая чужих следов? Меньше километра я не согласен. Я тоже туда хочу :-D, если это действительно поле, а не полянка


фотка, если из Меньюира подняца на первой кабине до Masse, там рядом есть двухкресельный подъемник, везет в сторону vallee des encombres, с него надо протолкаца на палках вправо метров 50, и вы попадаете в ту самую долину. в зависимости от того, как далеко в нее залезать, мильон вариантов оффпист влево/вправо, следы - только ваши ), выкат в самый низ к подъемникам есть, уже гораздо ниже Меньюира конешно.
как сказал Дима Климов (red, хозяин РАСК) очень верно, целина нормальная - это скорее везение, чем правило, т.ч. в километрах спуск не мерил, но сам спуск у нас занимал не меньше 20 минут в отличную погоду, в "плоскач" - минут 35. про фирн - это только так кажеца, там вперемежку с небольшим количеством свежака )). хотя меня и Мо это никогда ниразу не смущало, надо пользовацца тем, что есть в данный момент.
ведь гораздо интереснее, ИМХО, ехать там, куда основная масса по разным причинам не едет. зачастую такие места в ЭК и 3В есть прям под подъемниками , фот на эту тему можно постить бесконечно, т.ч. я лучше закончу )).
и кстати, в 07 году в Тине купил за 51 ойро книжку, 110 ФР маршрутов в ЭК, даже раньше и не думал, что можно там ухнув в никуда под желто-черную вешку, в итоге выехать в поля и к подъемникам. хорошая книжка ).
всех благ.
в.
0  
erotoman    24 Апреля 2011 (00:28)   #
Sasha K2
Можно один вопрос - если по твоему мнению ЭК - курорт для начинающих icon_rolleyes.gif и продолжающих, то - какой тогда альпийский курорт - для экспертов? icon_wink.gif
0  
sasha k2    24 Апреля 2011 (00:38)   #
Когда, я написал, что ЭК - курорт для начинающих и продолжающих, я имел в виду, что процент синих трасс там очень большой. Т.е в ЭК - 80% трасс - синие. ИМХО
Хотя есть неск-о интересных и сложных трасс.
В Швейцарии (Вербье, СМ) - процент черных ( а там маркировка корректнее, чем во Фр или Ит) - больше.
Эротоман, езжай в ЭК, тебе понравится, только не в середине или конце марта. Там должен побывать ,хотя бы разок, каждый. icon_biggrin.gif ИМХО.

А, вообще, в каждом курорте, где я был, есть хотя бы одна сложная трасса. Только в Зельдене она оказалась очень короткой. icon_confused.gif Больше туда ни ногой.
0  
erotoman    24 Апреля 2011 (08:42)   #
Цитата(sasha k2 @ 24.4.2011, 0:38)
Когда, я написал, что ЭК - курорт для начинающих и продолжающих, я имел в виду, что процент синих трасс там очень большой. Т.е в ЭК - 80% трасс - синие. ИМХО
Хотя есть неск-о интересных и сложных трасс.
В Швейцарии (Вербье, СМ) - процент черных ( а там маркировка корректнее, чем во Фр или Ит) - больше.
Эротоман, езжай в ЭК, тебе понравится, только не в середине или конце марта. Там должен побывать ,хотя бы разок, каждый. icon_biggrin.gif ИМХО.

А, вообще, в каждом курорте, где я был, есть хотя бы одна сложная трасса. Только в Зельдене она оказалась очень короткой. icon_confused.gif Больше туда ни ногой.

Правильно лия понимаю, что ты меня начинающим считаешь? icon_wink.gif icon_rolleyes.gif
PS Я был в ЭК три раза уже... В январе в следующем сезоне буду 4-й... icon_wink.gif так как особых альтернатив ЭК по каталке не вижу...
0  
sasha k2    24 Апреля 2011 (09:04)   #
Извини, не понял. Я твою ветку про "Куда ехать в след-м марте" читал, не знал , что ты , как и я, 3 раза в ЭК был icon_smile.gif
Альтернатива есть -это С. Моритц. ИМХО. Там и фрирайд хороший - на Корваче . Только он экстремальнее чем в ЭК, где все просматривается с подъемника.
И трассы мне очень понравились. Особенно на Лагалбе. Единственный минус - регионы катания далеко друг от друга, в отличие ЭК.
Я в прошлом Марте 3-й раз был в ЭК и понял, что он мне надоел, тк. я катал только по 2-м трассам всю неделю.
  • 1
0  
Telemark    24 Апреля 2011 (09:09)   #
папе 5! отличный материала! вопрос, а что за девочка слева на фотке? хорошая. icon_wink.gif
  • 1
0  
Telemark    11 Мая 2011 (12:25)   #
папа! зачет! прочитал с большим интересом!
  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    12 Мая 2011 (12:12)   #
Валя, спасибо! Надеюсь поднабраться опыта и со временем перетащить его в Приисковый.
Если конечно у тебя будет нужда в директоре по продвижению icon_biggrin.gif
  • 1
0  
Telemark    28 Июня 2011 (12:23)   #
хе, прикольно и приятно сравнивать тинь с при...
мм, к слову у меня тракторист (мы водителей сноукэтов называем так) зарабатывает всего тысячу евро, но ратрачить не наша стезя, у нас "дороги" и "перевозка" "пассажиров"!
как видишь все в скобках!
icon_wink.gif
  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    28 Июня 2011 (17:25)   #
Опять мощно. Опять браво. Пулицера сюда.
Ладно, СКИРУ свою премию учредит... "Снежные Вензеля"