Горнолыжный спорт (и примкнувший к нему сноубординг) часто незаслуженно считают одним из самых опасных активных развлечений. Однако многие простые "горнопляжники" часто катаются всю жизнь без травм, чего и остальным желают. Но в жизни каждого человека наступает момент, когда организм дает понять: надо быть аккуратнее и проницательнее. Не нестись как сумасшедший, не прыгать как молодой, не лезть, куда не стоит… Вот и Шумахер теперь – не образец скорости, но образчик неаккуратности… Так что же теперь – вообще не кататься? Кататься. Но соблюдая определенные меры предосторожности.
Даже самые аккуратные райдеры не защищены от травм. По статистике, проблемы с коленями – одна из главных бед лыжников и сноубордистов, в том числе, среди давно катающихся. И вовсе не спортсменов! Те хотя бы помнят о разминке и подготовке к сезону, понимая всю необходимость физкультуры. Но вспомните своих товарищей: дорвавшись "до снега", вы стремглав несетесь к подъемнику, потом стремглав спускаетесь вниз… Один раз, другой, третий… Пошел третий час, и коленки начали поскрипывать, а на второй день ‑ и вовсе отказываются повиноваться.
Как говорят опытные инструктора, усталость – первый путь к травме. А также отсутствие физической формы и накопившиеся с возрастом проблемы суставов и костей. Поэтому не удивительно, что после 30-ти лет риск познать проблемы с коленями резко возрастает. По статистике, повреждение медиального мениска и передней крестообразной связки – самые частые из встречающихся травм колена. И снова спросим: что же теперь, не кататься?!
Именно так рассуждают миллионы горнолыжников во всем мире. Идти к доктору, пока еще не болит (или "не оторвалось совсем") у нас не принято. Многие катаются через боль, мажут коленку мазями или используют эластичные наколенники и бинты. Хотя это – первый путь к дорогостоящей операции. Человек "средней проницательности" терпит, затем делает рентген (МРТ – дорого, вы же понимаете!), затем – идет к не очень профессиональному травматологу, который… Который подскажет ограничить нагрузку, а лучше ‑ вообще завернуть колено в вату и проводить время на диване. Вы правда этого хотите?
Вариант два: вы попали к действительно хорошему доктору, и операция действительно показана. И что, после нее опять не кататься?! Кататься. Но с учетом всех возможных последствий и предосторожностей. То есть, в защите. Впрочем, после операции стоимостью от 150 тыс. рублей на одно колено вы и так это знаете… "Теперь-то я буду беречься! – обещает себе лыжник. – Буду кататься в ортезе!" Хотя если бы необходимые манипуляции были проделаны года за два до тесного знакомства с хирургом, траты могли быть уменьшены ровно вполовину. Вот и считайте.
Один из самых достойных способов предотвратить хирургическое вмешательство – заняться здоровьем, пока "звоночек еще не прозвенел". И подобрать себе снаряжение, которое сможет уберечь ваши связки и мениски от ножа. "Наколенники тяжелые! В них неудобно! Они дорогие! У меня еще не так болит!" – готовы воскликнуть тысячи спортсменов. И на это есть что возразить.
Во-первых, не все брейсы – тяжелые. Прогресс не стоит на месте: так, компания Össur уже давно выпускает спортивные наколенники CTi, в которых катаются и вейкбордисты, и мотогонщики, и лыжники, и сноубордисты. В том числе, небезызвестные Дэнни Харф, Филипп Совен, Паркс Бонифай (вейк), Райан Найквист (BMX), Тома Паже, Леви Шервуд, Матье Ребо (фристайл-мотокросс), Пеп Фьюджас, Крис Бенчетлер (горные лыжи), Сэм Хилл (маунтинбайк).
В России лицо бренда – один из лучших сноубордистов Европы, джиббер Денис "Бонус" Леонтьев из Петербурга (кроме всего прочего, райдер компании Red Bull). Он использует наколенники Custom, изготовленные по индивидуальному макету с индивидуальной расцветкой. Также в брейсах CTi катаются знаменитые российские райдеры, братья Виктор и Артем Теймуровы.
Несколько лет назад Денис Бонус порвал "передний крест", пришел в CTi за размерным ортезом и купил его как рядовой клиент, который слышал, что кто-то где-то катается в таких "коленках" и "они крутые". В итоге, через полгода компания предложила райдеру изготовить индивидуальный брейс Custom, который был выполнен в цветах российского триколора. А еще через год, летом 2014 года, Денис решил, что так как коленки его "кормят", он хочет защитить и вторую ногу. Новый брейс получился максимально стильным: сиренево-фиолетовый с "бриллиантами" и с логотипом бренда райдера "Bonus Gloves".
Итак. Что выбрать? В линейке CTi две модели наколенников – OTS (Off The Shelf) и Custom. Каждая имеет два исполнения – Standard и Pro Sport. У последней ‑ дополнительный слой карбона и, как следствие, она несколько тяжелее. Однако если вы не собираетесь устанавливать рекорды в мотокроссе или заявляться на участие в чемпионате Европы, вполне можно обойтись "стандартом".
Ортезы CTi очень прочные: шарнир изготовлен из титана, база ‑ из карбона, это диктует низкий вес и удобство при носке. Брейсы практически не ощущаются на ногах, даже в течение длительного времени. А что еще нужно райдеру для безбедного катания!
Касательно неудобства: модель OTS – размерная (от Small до XXLarge), грамотно подобрать размер можно, измерив ширину коленного сустава штангенциркулем в самом широком месте, а также окружность колена под коленной чашечкой, и сопоставив с таблицей, рекомендованной производителем.
Ну а CTi Custom изготавливаются индивидуально по 26-ти меркам, снимаемым с колена. На выходе клиент получает продукт, идеально сидящий по ноге, обеспечивающий максимальную фиксацию сустава. Брейс может быть изготовлен с установкой дополнительных опций: дополнительная поддержка передней крестообразной связки, защита коленной чашечки, крепление к горнолыжному ботинку для предотвращения травмы скручивания. В зависимости от роста возможно исполнение в различных вариантах длины ортеза.
Ну и главное – помните. Цена качественной операции на одном колене составляет от 150 тысяч рублей. Цена двух наколенников OTS – 60 тыс. рублей. Вот где можно сэкономить на своем здоровье – и вам будет не больно за потраченные деньги.
Дополнительная информация: http://ctibrace.ru/
В следующих публикациях: горнолыжник и вейкбордист Сергей Жуйков – о сравнительных характеристиках ортезов CTi и Breg. История эксплуатации.
Фото: Red Bull Photofiles, Роман Назаров