Заключительная часть повествования будет о самой важной составляющей нашего путешествия. О снеге. Он был главной целью нашего путешествия...
А вдруг кроме нас найдутся придурки и поедут на Остров, что бы получить свою порцию снегонаркотиков. Тогда, надеюсь, эти записки помогут им в путешествии.
ФОТО: Вид на обратку ГВ
Горный воздух. Сразу скажу — подготовленные трассы на «Горном воздухе» (ГВ) находятся в идеальном состоянии и местами очень зажигательные! Но ехать из МСК на Сахалин, чтобы покарвить? Хм-м…Хотя бывают билеты до Южного дешевле, чем в Минводы и Адлер. Мало того, на курорте висят завлекалочки от авиакомпаний (название удалено цензурой), предлагающие к билету туда-сюда (из Магадана, Хабаровска, Владивостока) еще и скипасс. Очень продвинутый маркетинг ГВ! И в случае, если билет из МСК стоит 7,5-8 000 рублей в обе стороны, почему и не съездить? Заодно и экзотики хлебнуть. И вина попить с местных виноградников))).
Я не претендую на полный анализ снегоситуации в течение горнолыжного сезона. Но передам личные наблюдения, произведенные в течении в начала марта.
ФОТО: Водораздельные заструговые поля
Статистика. Удалось воспользоваться подъемниками на протяжении всех 6 дней. Но по погодным условиям гондолка 2 дня не работала до декларируемого закрытия (20.00). В один из ветреных дней на подъеме второй очереди кабину гондолы довольно чувствительно раскачивало. На какой-нибудь Розе Хутор наверняка бы в такой ситуации канатку на «стоп» поставили, а тут…К тому же предыдущие 2 дня до нашего появления гора вообще не работала из-за тотального циклона. Итого получается, что КПД погодно-катальный составляет 50%. У местных катальщиков, возможно, иное мнение, но по факту это так.
Из чего важный вывод: если вы собираетесь на неделю, то лучше перестраховаться и ехать на 10 дней, при неблагоприятном стечении обстоятельств из 7 дней катальных может получиться 3-4. Что и случилось в нашем случае.
Качество снега. Он бывает очень разный в зависимости от температуры, ветра и «возраста». «От бездонного павдера» до каменной прочности застругов, на которых не остается царапин даже от палок. И очень большую роль в формировании снежной поверхности играет солнце — оно основной фактор (помимо температурного) образования корки на снегу, что по-любому печалька. Причем метаморфоза снега происходит очень быстро — еще утром можно ехать по мягкой целине и этот же склон с заходом солнца может превратиться в наст, с коркой 3-5 сантиметров, под которой — «сахар», фирновый рыхлый снег.
ФОТО: Заструги на возвышенностях
Фактор нестабильности очень большой. Погода тут меняется практически ежедневно, да и в течение дня может кардинально поменяться. Для ски-тура важно предугадать состояние снега на спусках и соответственно строить маршрут. Обидно же, протропив час-два, скатываться по «жести».ФОТО: Снега хватит всем!
Итог — определить наиболее «лакомые» экспозиции склонов практически невозможно. Необходимо учитывать погоду накануне туринга и в актуальную. Единственное, что можно с уверенностью сказать, — что в хвойном лесу всегда сохраняется хороший снег, если накануне не было сильной оттепели. Ну и, соответственно, если склон обращен навстречу ветру, то, скорей всего, там снег задут и есть заструги. И напротив — подветренные склоны скорей всего мягкие (смотри выше об оттепели). В случае мощного снегопада, как правило, свежий глубокий снег покрывает всю местность.ФОТО: «Кубинские поля»
Рельеф и ландшафт. Крутизна склонов различная. На том же ГВ есть фрирайдные маршруты с круты уклоном на склонах обращенных в город (на запад). Они большей частью проходят по лесу, но выезд на первую очередь всегда есть. Есть на ГВ пространство открытое (от обелиска), безлесное, практически поле. После снегопада — рекомендую.
На обратке ГВ (восточный склон) — уклоны в 2/3 от верха достаточно пологие и при глубоком снеге ехать можно только прямо. В нижней части, где уклоны пободрей — к сожалению, лес густой. И если бордеры еще пробиваются сквозь него, то лыжникам это проблематично. А жаль, обратку начинают ратрачить через-день другой после снегопада. Вот бы и мочить по целине! Увы!
Еще раз напоминаю, что это касается оффписта. На ГВ на обратке подготовленные, ратраченные трассы идеальны.
Бэккантрийные места начинаются на восток от ГВ. С севера к ним выход по снегоступной тропе, там можно катать и на север, спуск в парк Культуры (не катали, но видели многочисленные следы), на северо-восток, с выходом на дорогу, на запад с выездом к бугельному подъемнику, причем там два цирка — ближний и дальний, катают в основном ближний, хотя дальний интересней, но выкат пробивать ленятся.
ФОТО: Вид на дальний цирк и Фрирайдовое седло
И далее по хребту можно катать восточные отроги (выход ски-туром) или восточный цирк г. Красная, выход ски-туром. Кстати, последние два направления были постоянно с хорошим снегом. Они слабо занесённые, что придает еще больше драйва.ФОТО: Фрирайдовое седло с г. Красной
Обычно спуски с перепадом 250-350 метров. Редко более. Это г. Красная, г. Стахановская, но они тоже не пользуются особым «спросом» из-за длинных подъемов и выходов со скаток.Если рано вставать и есть набитые тропы на подъем, то вполне возможны 3-4 скатки. Правда, возврат практически уже в сумерках.
ФОТО: Восхождение на г. Стахановская
ФОТО: Пурга
Тропление. Самый песец тропить — конечно, после снегопада. Несмотря на лыжи длиной 189 см и талию 114 мм, проваливаешься временами по «развилку». Но в 2-3 лица нормально. «Снегоступка» натаптывается сразу после того, как включают подъемники после прекращения ветра. Это и самое лучшее время для бэккантри. НО первый день после «свежачка» можно похалявить на ГВ. Если знать нычки, то, несмотря на большое количество «хфрырайдеров», на день целины хватит и с подъемников. Но, возвращаясь к непредсказуемости снежного покрова — мы в первый же день после снегопада наткнулись на наст, один из склонов был задут до ощутимой корки.ФОТО: Редкий случай — спускаюсь, не снимая камусов!
Я попытался нанести фактуру на карту и фото, насколько получилось — может, аборигены дополнят.Прощайте, виноградники Сахалина.
ФОТО: Фрирайдовое седло
ФОТО: Заколдованный лес
ФОТО: Обратка ГВ. День первый. Следы обгона
ФОТО: Поход на г. Красную
ФОТО: Эх, хорошо на виноградниках в лесу!
ФОТО: Вид на Тихий океан
ФОТО: Привет с сахалинских виноградников!
Спасибо моим друзьям Ромчику и Диману, которые меня взяли с собой на виноградники и любезно предоставили фото для публикации.