Говорят, российского туриста без труда можно узнать в любой стране, как бы он ни маскировался. Он варварски опустошает шведский стол, накладывая на тарелку количество еды, которое превышает диаметр самой тарелки. Он пьет рассол из-под маринованных огурцов, а его кофе всегда отдает коньяком. Он говорит на русском и только на русском, а когда его не понимают - начинает орать, как будто все вокруг глухие: «Бо-тин-ки! Я хочу купить бо-тин-ки!» Он перебивает гида вопросом: «Почем у вас тут девочки?» - и громко смеется, уверенный, что удачно пошутил.
Но так ли одинаковы все наши отдыхающие? Как нам сообщили в Российской ассоциации туристических агентств (РАТА), в начале 90-х, после падения «железного занавеса», русский турист действительно был персонажем карикатурным. Во-первых, он был перепуган и зажат, поэтому агрессивен. Во-вторых, он хотел выпендриться перед иностранцами и швырял купюры направо и налево. Вот этот «малиновый пиджак» и прославил Россию на весь мир своими выкрутасами. Он то отдельный номер для своей собачки заказывал, то требовал, чтобы во время завтрака негр-музыкант наяривал для него мазурку за роялем белого цвета, то настаивал, чтобы в аэропорту его встречал шофер в розовом автомобиле и с букетом розовых цветов в руках. А еще наш турист гулял. В смысле - кутил. В смысле - напивался. С утра до вечера шокировал весь отель своим невероятным алкоголелюбием.
Сейчас же описать двумя словами среднестатистического русского туриста практически невозможно. Безусловно, нечто общее у всех наших отдыхающих есть. Почти все они наполовину происходят из Москвы и области, наполовину -- из нефтяных и газовых регионов. Русский все так же сорит за границей деньгами. И, что удивительно, его благосостояние при этом не играет никакой роли. Наш человек словно запрограммирован на отдыхе тратить деньги. Если дома он не поленится обойти десять агентств и найти то, где тур стоит на сотню долларов дешевле, то приехав за границу, он же дает на чай официанту сто долларов или проедает за один вечер всю свою месячную зарплату. Это отличает его, к примеру, от туриста-немца, который, как утверждал Дмитрий Крылов в своих «Непутевых заметках», на отдых едет экономить деньги, а потому «в основном питается скудным, зато полезным капустным листом».
В остальном мы - разные. Мы предпочитаем разный отдых, по-разному выбираем отели. Среди нас есть «курортники», «экскурсанты», «экстремалы», «горнолыжники». Есть люди, которые устали и хотят скрыться. Это, как правило, люди богатые. Им нужно только, чтобы их не трогали. (В турагентствах таких клиентов называют «лежачими».) Есть деловитые бабульки, врачи, учителя, которые целый год копят деньги и хотят посмотреть абсолютно все, записываясь на две-три экскурсии в день. Есть граждане, которые едут исключительно в шоп-туры, шуб-туры и плевать хотели на местные достопримечательности. Есть любители «событийного туризма», целенаправленно посещающие фестивали, карнавалы, выставки, спортивные соревнования...
В общем, нашего туриста не измерить общим аршином. Но, оказывается, если не брать в расчет совсем уж экзотические виды отдыха, туристические пристрастия и манера тратить деньги зависят от возраста россиян. Во всяком случае, именно так считают некоторые профессиональные гиды, работающие с нашими людьми за границей. Французские гиды даже составили подробнейшую «Типологию русских туристов».
«Пенсы» По мнению гидов, средний возраст российского «пенса» - от 55 до 65 лет. В путешествие он отправляется либо в качестве вождя племени (с детьми и внуками), либо в качестве любовника молодой дамы (бес в ребро). В массе своей ориентирован на определенные популярные места отдыха. Гиду сразу категорично заявляет, что Россия - «великая держава» и что «умом ее не понять». Через пару дней в приватной беседе жалуется, что живет в стране, где «сплошная коррупция». Не говорит на иностранных языках, во время экскурсий зевает, оживляясь только при упоминаниях марок автомобилей и одежды.
Богатый «пенс» придает первостепенное значение выбору отеля. Особенно радуется соседству мировых звезд или сильных мира сего. «Вождь племени», как правило, проявляет меньший интерес к хорошему обеду или ужину, чем «одинокий волк», который в компании своей любовницы может озолотить любой ресторан. Шопингом занимаются только спутницы «пенсов», мужчина обычно играет роль кошелька. По первому призыву своей дамы он легко расстается с огромными суммами, не имея понятия ни о ценах в магазинах, ни о размере чаевых. Предпочитает расплачиваться с помощью золотых карточек русских банков.
Бедный российский «пенс» - вежливый, воспитанный, скромный человек. Совершенно не зная Запада и иностранных языков, слушает гида с религиозным трепетом, как гуру. Неожиданно прочувствованно и душевно воспринимает увиденное, иногда шокируя гидов тихими слезами: «Увидел Париж, теперь можно и умереть». «Середняки» Российские туристы среднего возраста (от 35 до 50 лет), как правило, представлены семейными парами с одним-двумя детьми-подростками.
Открытые, умеющие слушать, они мучают гидов неожиданными вопросами: «А как у вас эмигранты живут?», удовлетворяясь, впрочем, любым ответом: «По сравнению с предыдущим годом стали жить лучше на 30 процентов». В отличие от «пенсов», которые оперируют только общими категориями (ресторан, магазин, музей), «середняки» заранее интересуются, куда пойти, и наводят справки, прежде чем принять решение. Кроме того, это единственная категория туристов, читающая путеводители перед поездкой.
Представители этого возраста чаще всего живут в трехзвездочных гостиницах. Шопингом занимаются по принципу: «Купим французское во Франции, чтобы не попасть на подделку в России». На детей денег не жалеют, обязательно едут всем семейством в Диснейленд, где посещают все аттракционы, какие только могут. В большинстве случаев финансами распоряжаются женщины. Они же выбирают одежду для остальных членов семьи. Любят платить наличными, хотя все чаще используют кредитные карты.
«Молодежь» Наша молодежь (25 - 35 лет), по мнению гидов, свободна от предрассудков и очень работоспособна - например, информация о 35-часовой рабочей неделе во Франции вызывает у них искреннее изумление: «Ну и лентяи!» Поездка за границу для наших молодых людей - это в первую очередь удовольствие и развлечение. Чаще всего они ездят парочками или в компании друзей. По большей части проживают в трехзвездочных отелях и мечтают «однажды» остановиться в президентском люксе. Кулинарные пристрастия разнообразны. Хотят «самое-самое», но не побрезгуют и фаст-фудом. Тратят колоссальные деньги на развлечения: дискотеки, клубы, кафе и рестораны.
Шопинг молодежи тщательно спланирован, они посещают специализированные, «профильные», магазины (фотография, мода, запчасти, компьютеры). В целом прагматики иногда позволяют себе «шалости» в виде дорогой, но супермодной одежды. В равной степени пользуются карточками и наличными. Единственная категория русских туристов с правильными понятиями о чаевых -- дают ни много ни мало, а сколько принято. Оставшись довольны гидом, на прощание оставляют визитную карточку и хорошие чаевые.
В общем, как считают в РАТА, наш турист - самый желанный клиент в любой стране мира. Хорошо вести себя он уже научился (то есть с «облико морале» в целом все в порядке), а деньги тратит по-старому, с тем же размахом, в три (!) раза больше отдыхающего из любой другой страны. Россиянин не только выберет самый хороший номер, он еще скупит все дополнительные услуги, которые предлагает отель. Он пойдет и в сауну, и на массаж, и на экскурсию. Драмкружок, кружок по фото... Будьте уверены, первый, кто бросится к катамаранам или водным мотоциклам на пляже, будет турист из России. Мы не жалеем денег на свой отдых, поэтому нас так любят. Таксисты Болгарии, например, после введения виз собирались на центральной площади Софии с пикетами: «Отмените визы для русских!» Таксисты боялись, что поток щедрых русских братьев иссякнет и им придется иметь дело только с весьма экономными западными туристами. А это разорение. Точно так же переживали таксисты, владельцы отелей и ресторанчиков на Кипре. К их счастью, визовый режим нас не очень испугал, и без куска хлеба они не остались. Можно не сомневаться -- туристический бизнес многих стран зависит от нас. И это отличный повод для национальной гордости.
Отдыхаем!
По данным Центра макроэкономических исследований компании БДО «Юникон», в январе - сентябре 2003 года по сравнению с аналогичным периодом 2002 года расходы россиян за границей увеличились на 10,3 %. В личных поездках этот показатель вырос на 12,8 %. А в целом за прошлый сезон российские туристы потратили за границей $9,7 млрд.
По данным управления по туризму Барселоны, в 2003 году российские граждане потратили в столице Каталонии около семи миллионов евро, а в марте этого года оставили в Барселоне денег на 62,5 % больше, чем год назад. Посольство Испании в Москве сообщило, что 67 % русских туристов, приезжающих в страну, выбирают Каталонию в качестве места отпуска. По оценкам туроператоров Каталонии, в 2004 году эту провинцию Испании должны посетить 170 тыс. туристов из России.
Ежегодно Таиланд посещаeт примерно 70 тыс. наших сограждан. По расчетам таиландских специалистов, через несколько лет это небольшое государство может рассчитывать на полтора миллиона туристов из России ежегодно. Российские туристы привлекательны для Таиланда, так как тратят, по официальной статистике, примерно $85 в день. По мнению сотрудников некоторых турфирм, реальные цифры несколько больше и превышают средние показатели в целом по туристам, посещающим это королевство.
Президент British Airways Род Эддингтон считает, что «огромный потенциал российского выездного туризма и растущий спрос на путешествия в Лондон и другие крупные города Великобритании предопределили упрочнение позиций British Airways в России». Щедрые российские граждане, по мнению авиаперевозчика, -- «желанные гости во всем мире». По данным Федеральной погранслужбы России, в 2003 г. туманный Альбион посетил с целью туризма 51 551 россиянин (в 2002 г. - 38 996).
Сколько россиян выезжает за границу (тыс. человек)
1956 год - 561
1975 год - 2450
1985 год - 2790
1990 год - 9086
1995 год - 8396
2000 год - 9818
2003 год - 11 436
Данные Гоcкомстата РФ. До 1990 года - данные по СССР
Загранице мы поможем. Наш турист - самый богатый турист в мире!
Источник: Огонек
Комментировать