Поэтому постараюсь не обижаться, если в процессе дискуссии у некоторых будут возникать вопросы, ответы на которые мной описаны, но в силу объема и своеобразия, не были увидены в предложенном материале.
Кстати, считаю целесообразным до прочтения данного материала ознакомиться с двумя частями касающимися разгрузки: В свою очередь прошу не вести диалог агрессивно, с позиции отвержения данного текста изначально. Ведь, возможно, Ваше отторжение данного текста, связано с недостаточным пониманием моих посылов и идей, а возможно некоторые моменты, мною описанные, неверно восприняты.
И в этом случае, возможно, требуется просто-напросто наиболее подробное объяснение тех или иных моментов, вызывающих у Вас негативную реакцию, для установления истины.
Оговорюсь дополнительно, что готов корректировать свои утверждения и идеи. Но очень бы хотелось, чтобы были предложены достаточно серьезные и обоснованные мотивы для признания моих высказываний в предлагаемом материале ошибочными или требующими корректировку.
О чем еще я хотел бы попросить некоторых читателей:
Дорогие, критики! Прошу Вас не цепляйтесь к мелочам и оговоркам, которые возможны всегда, но и исправимы так же просто. Постарайтесь увидеть суть, идею. И давайте поговорим об этом, а не о мелочах. А это, как мне кажется, гораздо важнее, чем цепляться по пустякам. Хотя за пустяки буду так же благодарен!
1. Введение
Прежде чем начать разговор о загрузке, я хотел бы предложить рассмотреть синусоидальную кривую, получаемую в результате сопряжения дуг, с точки зрения элементарных физических процессов.
Для этого давайте рассмотрим возможные условия, создания синусоидальной траектории изображенной на рис.1.
Сразу оговорюсь, местоположение, всех обозначенных точек на рис.1, примерно и может быть незначительно смещено в ту или иную сторону в зависимости от специфики поворота. А так же местоположение точек на синусоиде соответствует их расположению на спортивной трассе и никак не отражает их расположение в произвольном спуске или в трассе для начинающих.
Давайте рассмотрим, что происходило с лыжей в момент движения по указанной на рис.1 траектории?
Понятно, что для поворота необходимо было создать определенное давление, в результате которого лыжа начала прогибаться и последовала по округлой траектории.
Но, в точке О, в момент сопряжения дуг, при переходе с канта на кант, произошло неизбежное разгибание лыжи. То есть в момент до и после точки О, на каком то отрезке пути, лыжа, хоть и касалась склона и давление на склон со стороны лыжника осуществлялось за счет силы тяжести, начинала скользить плоско в распрямленном состоянии.
Таким образом, в момент неизбежного выпрямления лыжи произошла ее разгрузка.
Физическое состояние лыжи в момент следования по синусоиде рис.1, в момент сопряжения дуг, меняется с загруженного на разгруженное.
Таким образом, можно сделать вывод, что разгруженное состояние лыжи неизбежно в момент сопряжения дуг.
Этот участок, на котором лыжа находится в разгруженном состоянии, может быть как очень коротким, так и достаточно большим в зависимости от трассы, на которой выполняются повороты.
Итак, действия спортсмена на участке загруженного состояния лыжи в принципе понятны.
Лыжник создает давление - лыжа прогибается и загружается.
А какие действия являются определяющими и постоянными для лыжника в момент разгруженного состояния лыжи? Естественно - это перенос ЦМ из внутреннего положения одного поворота в последующий. Такой перенос ЦМ в разной терминологии может именоваться как перенос центра тяжести лыжника, перекладка, переваливание и т.д. В том числе может именоваться и как разгрузка. Но, на самом деле такой переход ЦМ из точки C1 в точку C2, должен именоваться именно как разгрузка, так как эти действия обусловлены неизбежными физическими процессами влияющими на состояние лыжи в этот момент и закономерны в случае выполнения любых разнонаправленных сопряженных поворотов.
Таким образом, становится понятно, что разгрузка лыж, как физическое явление, неизбежна в момент переноса ЦМ из одного поворота в последующий.
Можно сформулировать и по-другому: спортсмен выполняет разгрузку именно для перемещения своего ЦМ внутрь следующего поворота, внутрь новой траектории.
1.1. В современном слаломе отсутствует разгрузка?
А как быть с традиционным, антинаучным и ошибочным понятием, так плотно засевшим в массы даже на уровне спортсменов и тренеров, что действия спортсмена по разгрузке связаны лишь со снятием импульса накопленного в результате загрузки?
То есть, бытует мнение, что если спортсмен умышленно загрузку не ослабляет или не обрывает, то следовательно разгрузка отсутствует и соответственно разгрузочных действий спортсмен не выполняет.
Достаточно смелое предположение с точки зрения физики. Здесь позволю себе даже улыбнуться.
Например, в профессиональных кругах считается, что в современном слаломе отсутствует разгрузка.
Пардон, разгрузка отсутствует, а физические процессы по разгрузке лыжи происходят! Как такое возможно?
Ведь в любом случае будет происходить перенос ЦМ внутрь следующего поворота. И этот перенос предвещает разгрузку лыжи и определяет набор разгрузочных действий спортсмена.
Какими же способами может происходить разгрузка?
Существует два варианта: спортсмен или обрывает загрузку умышленно, или не обрывает.
Причем, в каком-то из этих вариантов учитывается ситуация по ослаблению загрузки. А в варианте "не обрывает" учитывается ситуация, наоборот, по нагнетанию давления в конце загрузки.
Позволю напомнить, что сброс импульса, который спортсмен выполняет за счет сжатия корпуса, именуется разгрузкой вниз. А вариант нагнетания импульса, который может быть связан с разгибанием корпуса, трактуется как разгрузка вверх. Хотя вариант по нагнетанию импульса может происходить и без разгибания корпуса.
Спортсмен в какие-то моменты абсолютно неуловимыми и невидимыми движениями даже при отсутствии желания разгрузить лыжи на подсознательном уровне использует импульс для разгрузки и переноса ЦМ внутрь следующего поворота.
Наше тело на подсознательном уровне чувствует, что в момент сопряжения дуг, разгрузка необходима, именно, для выполнения такого сопряжения, именно, для выполнения перекладки корпуса внутрь следующего поворота.
А для примера факта, что разгрузка происходит неосознанно и то, что разгрузка необходима, именно, для перемещения ЦМ спортсмена внутрь следующего поворота давайте рассмотрим такой пример: представьте выполнение разгрузки с помощью разгибания корпуса, то есть разгрузка происходит способом разгрузки вверх. Представьте и ответьте сами на вопрос: а зачем нужно разгибаться? Что не хватает для выполнения следующего поворота?
Очевидно то, что не хватает импульса или энергии для начала очередного поворота. Такие моменты встречаются на трассе и подробно рассмотрены в "Особенностях разгрузки". А зачем нужен этот импульс? То есть мы чувствуем, что накопленной энергии не хватает для переноса тела внутрь следующего поворота. И помогаем телом за счет разгибания получить дополнительный импульс. То есть, энергии, накопленной в результате загрузки, будет недостаточно для выполнения перемещения ЦМ внутрь нового поворота. И мы с помощью дополнительного разгибания осуществляем разгрузку лыжи и получаем возможность переместить ЦМ внутрь нового поворота.
Вы почувствовали, что разгрузка необходима, именно, для перемещения ЦМ внутрь следующего поворота? Надеюсь, что да!
А так как необходимость эта на подсознательном уровне, то и осуществляет разгрузку в этот момент спортсмен неосознанно. Иными словами, хоть лыжа и разгрузиться, то есть распрямится, казалось иногда и без стараний спортсмена, но именно его желание по перемещению корпуса внутрь следующего поворота и определит место очередной загрузки на траектории поворота и меру и величину остаточного импульса для осуществления данного перемещения. То есть всегда и при любых обстоятельствах спортсмен поможет лыже осуществить разгрузку в момент сопряжения, так как именно спортивная техника заключается в том, что все действия инициирует спортсмен и не ждет протекания и завершения физических процессов естественным путем.
Спортсмен на подсознательном уровне оставляет ровно столько накопленной энергии, сколько необходимо для разгрузки, или для наискорейшего выполнения перекладки корпуса, или кротчайшего и наискорейшего переноса своего ЦМ из точки C1 в точку C2 рис.1.
В ответ Вы можете сказать, а как быть с ситуацией когда лыжник после поворота двигается поперек склона, осуществляя давление на плоские лыжи под воздействием силы тяжести, и ждет когда лыжи сами пересекут линию движения ЦМ в точке О рис.1? В этом же случае не нужен будет никакой импульс для перекладки и следовательно разгрузочных действий не будет.
Да! С этим вариантом я могу согласиться, но мы же рассматриваем технику спортсменов и выполнение поворота на спортивной трассе. А на спортивной трассе таких участков слишком мало, чтобы по этим эпизодам расценивать объективные действия спортсмена в момент разгрузки и ковать и обосновывать такими эпизодами технику спортсмена!
А что касается выполнения поворотов на спортивной трассе, то сказать уверенно, что спортсмен не выполнил абсолютно никаких действий именно по снятию импульса, будет непростительной ошибкой. Так как процессы перекладки или переноса ЦМ в следующий поворот предполагают использование разгруженного состояния лыжи и наличие импульса, то действия спортсмена по снятию импульса и по перемещению своего ЦМ настолько тесно связаны, что выделять и отделять одно от другого является большой и непростительной ошибкой.
Таким образом, давайте постараемся выделить однозначно закономерные действия спортсмена при разгрузке - это перенос своего ЦМ внутрь следующего поворота. А остальные вопросы, касающиеся умышленного снятия давления с лыжи в целях ослабления импульса или снятие давления лишь не полное, а частичное, оставим на втором плане, как дискуссионные.
А варианты разгрузки по ослаблению или использованию загрузочного импульса бывают разными, о чем и рассматривалось в двух частях "Особенностей разгрузки".
Тем более, все эти варианты очень условны и во многом зависят от опыта наблюдателя. Дело в том, что спортсмен порой выполняет некоторый симбиоз разгрузочных действий, например, и хотя сбрасывает давление, но и не расслабляется при этом.
То есть вроде бы разгрузка вниз должна предполагать при сбросе давления некоторое расслабление за счет сжатия, а спортсмены вроде бы сбрасывают давление, и это видно по группирующемуся корпусу в этот момент, но тем не менее остаются в очень напряженном и собранном положении.
По этой причине, иногда бывает очень сложно визуально однозначно трактовать способ разгрузки. Вот, именно, исходя из вышесказанного, я и считаю, что способ разгрузки - вопрос дискуссионный, а наличие разгрузки - однозначный и неоспоримый факт. Причем, как писал в особенностях разгрузки в части 1, выбор и способ разгрузки у спортсмена происходит на подсознательном уровне - интуитивно.
Поэтому определять сбросил ли давление спортсмен, исходя из сжатия его тела или ослабления конечностей в момент окончания загрузки, является грубой ошибкой.
Так же является ошибкой трактовать разгрузку вниз как разгрузку, при которой какие-то группы мышц расслабляются или подгибаются конечности.
Такого в спортивной трассе увидеть не удастся.
Я предлагаю расценивать варианты разгрузки только по очевидным действиям спортсмена - это сжатие корпуса в направлении креплений в момент перемещения ЦМ внутрь следующего поворота или распрямление корпуса относительно креплений так же в момент переноса ЦМ.
Конечно, возможны и другие совмещенные варианты, но, повторюсь, что определение именно способа разгрузки носит дискуссионный и философский характер, во многом зависящий от опыта и квалификации наблюдателя.
Таким образом, разгрузка в момент сопряжения дуг является неотъемлемым фактором для осуществления переноса ЦМ спортсмена из точки C1 в точку C2.
Вроде бы с переносом ЦМ в момент разгрузки разобрались.
Таким образом, в интервале от точки R до Z2 рис.1 происходит разгрузка лыж и действия спортсмена в этот момент являются разгрузочными.
Основным действием спортсмена в интервале разгрузки является перекладка корпуса внутрь следующего радиуса или перемещение ЦМ из C1 в C2 рис.1.
Будет ли спортсмен в интервале разгрузки выполнять действия по снятию загрузочного импульса или нет, это зависит от каждой конкретной ситуации, но корректировать импульс, накопленный при загрузке, спортсмен будет при разгрузке в любом случае.
Таким образом, главная задача спортсмена в момент окончания загрузки, то есть в точке R рис.1 - это перемещение своего ЦМ по кратчайшему расстоянию из точки C1 в точку C2 по прямой с корректировкой загрузочного импульса.
Вот эта основная задача и диктует мышцам и телу спортсмена на подсознательном уровне как использовать накопленную кинетическую энергию в повороте, каким способом осуществлять разгрузку, как гасить полученный импульс в процессе загрузки и как его использовать.
Таким образом, мы вплотную подошли к вопросу загрузки в повороте.
2. Загрузка
Давайте рассмотрим траектории движений лыж и ЦМ, которые изображены на следующем рисунке.
Нетрудно заметить, что путь, который проходят лыжи (А1-А7), значительно длиннее пути, который проходит ЦМ (В1-В7).
В силу этого обстоятельства, лыжи, после прохождения точки О1, начинают убегать от ЦМ.
ЦМ отстает и спортсмен, когда лыжи находятся в точках А1, А2, А3, оказывается в задней позиции.
Для лучшей наглядности этого факта давайте рассмотрим следующие кадры.
Таким образом, приведенные кадры наглядно демонстрируют:
- заднюю позицию в начальной стадии дуги,
- движение ЦМ вперед по мере нарастания давления на лыжу к апексу поворота,
- переход в переднюю позицию к апексу,
- ускорение лыжи после апекса,
- борьбу спортсмена по сохранению стойки в момент максимального ускорения лыж, приведенной на последнем кадре.
При попытке спортсменом создать давление на склон из передней стойки или зайти в поворот с носка, лыжи неминуемо уже пройдут ЛПС, то есть проскользят по дуге без давления. А давление в носок будет создано в момент, когда траектория ЦМ начнет догонять и приближаться к траектории лыж. Такая возможность спортсмену представится когда лыжа будет находиться в точке А5. Такой способ выполнения поворотов не позволяет создавать раннюю загрузку в точках А3, А4. А без умения создавать давление в начальной фазе дуги, невозможно выполнить короткие повороты малого радиуса, что является необходимым условием современной слаломной техники.
То, что спортсмен находится в задней стойке в начальной фазе дуги, это главное, что я хотел бы отметить, так как этот факт сильно противоречит представлениям начинающих лыжников и иногда даже некоторых спортсменов.
А при Вашем желании создать давление на поверхность в начальной фазе дуги, неминуемо приведет к загрузке пятки лыж.
Таким образом, для достижения амплитуды в повороте, спортсмен даст возможность убежать лыжам в начальной фазе дуги, в точках А1-А4, и при этом его задняя позиция будет его естественным положением.
Что важно, заниматься умышленным выпусканием ног, для создания амплитуды, не стоит. Такой путь совершенствования не приведет к желаемому результату, хотя амплитуда получаться будет. Дело в том, что при таком стиле необходимой загрузки на лыжи Вы не осуществите. А следовательно, не получите необходимой энергии для выполнения поворотов малого радиуса, так необходимых в слаломной трассе.
Повторюсь, необходимо в начальной фазе дуги использовать и не бояться своей задней позиции и пытаться грузить именно пятки лыж, так как Ваш ЦМ отстает и расположен сзади.
Более подробно ознакомиться с различными вопросами загрузки Вы сможете во второй части загрузки.
Наоборот. ЦМ идет по более короткой, спрямленной траектории, т.е. по дуге большего радиуса. Благодаря чему траектории лыж и ЦМ и пересекаются.