В стране с несколькими горными системами, с объемом продаж фрирайд снаряжения более 10000 единиц в год, с 2011 года прекратились Кубки России и практически свернулись к нулю титульные контесты.
Вот именно сейчас, когда столь стремительно развивается инфраструктура отечественных курортов, а вместе с ней и конкуренция за клиента, именно сейчас захотелось понять, в чем же проблема. За ответами сходил к Ане Ханкевич и Ивану Малахову. Согласитесь, что чемпионы последних Кубков по фрирайду, вполне годятся на роль экспертов.
Но вначале немного теории:
Зачем нужны соревнования? Какова их роль в индустрии?
- Спортсменам соревнования нужны чтобы доказать свое мастерство и получить спонсорские контракты.
- Спонсорам спортсменов нужна засветка их брендов на соревнованиях, новые таланты, которые, будут своей спортивной и медийной активностью продвигать бренд.
- Спонсорам соревнований нужно позиционирование себя в медийном облаке которое предваряет, окружает и сопровождает сам Контест.
В Европе контесты нужны потому, что катальщиков очень много и средний уровень очень высок. Соревнования нужны чтобы объективно выделять «сливки» райдеров, далее те из «сливок» кто готов делать медийную работу становятся прорайдерами.
Вот как становление происходит за рубежом - неизвестный райдер из какой ни - будь альпийской деревни, прежде всего, едет на соревнование чтобы проявить себя, чтобы у него появились спонсоры. Если показывает результат, то далее он уже более- менее спокойно может жить на деньги спонсоров, путешествуя по миру, соревнуясь и реализуя свои проекты. В России все с точностью до-наоборот, сначала у нас появляются спонсоры, потом мы едем просаживать деньги этих спонсоров на соревнованиях в Европе, пытаясь доказать, что мы, в общем, то еще ничего.
Основное достоинство Кубка в том, что он есть (был). Кубок это, прежде всего ожидаемое событие, Альпиндустрия много лет занималась тем, что создавала эту культуру. И все ждали Кубка каждый сезон. Нынешняя популярность фрирайда в частности является следствием того, что до 2011 года у нас каждый год были соревнования по фрирайду…
Раньше когда был Кубок и этапы, то все вместе раскатывались перед ним. Был дух фрирайда, и сейчас нужен этот дух фрирайда.. Нечто, что объединяет людей. И это даже не связано особо с призовым фондом.
Сейчас произошла глобальная смена концепции роста в индустрии, если раньше надо было БЫТЬ, то теперь важнее КАЗАТЬСЯ. Раньше ты должен был, что-то из себя представлять как спортсмен, а ныне, ты просто хвастаешься количеством друзей в соцсетях и количеством лайков. Фрирайд как спорт затухает?
“Отсутствует прилив новой крови. Вокруг райдеры которых мы видели и 10 лет назад”
«В Шерегеше проводил соцопрос, пока ехал на креселке спрашивал соседей, что такое Freeride World Tour... и из 10 опрошенных никто не знал! И тем более они не знают, что такое Кубок России. В этом и есть основной парадокс: растет продажа лыж и снаряги, в Поляне и Шерегеше любой человек считает себя фрирайдером, все бурно развивается, и при этом такая слабая осведомлённость. Маркетинговая эффективность спортивных ивентов падает.
Чистых спортсменов в нашем фрирайде практически нет. Дело в том, что фирайд немного не типичный вид спорта… он настолько плотно связан с фрирайдом как активным отдыхом, что, как правило, спортсмен по совместительству еще гид. Причем, именно последние 5-6 лет мне кажется, бизнес гидов превратился в мейнстрим. Может быть, отчасти этот факт и лишает соревновательную активность ее актуальности.
Мне кажется что, теперь те, кто хочет связать жизнь с горами думают прагматично и становятся гидами, спасателями, инструкторами, лавинщиками…
И все таки процесс не совсем остановился вот уже 10 лет бесперебойно проходит Freeride Khibiny Open Cup, второй год подряд будут соревнования на Розе Хутор ( в этом сезоне 12 февраля), кто знает, может, появится, еще кто –то. Кто, вообще, должен быть инициатором? Какие проблемы будут ждать организаторов?
Тот, кто максимально заинтересован в ивенте. Главным спонсором должен быть сам курорт, не обязательно деньгами, но административным ресурсом. Это спасатели, лавнищики, проживание и питание организаторам и т.п… это довольно много.
Одна из главных проблем Кубка, это диаспоры и эти диаспоры находятся в постоянном конфликте друг с другом… Приэльбруская, Домбайская, Краснополянская, Московкая, Хибинская, Сибирская. Если не дай бог не провести этап в Приэльбрусье, то, скорее всего, местные игнорируют контест. Потому что это с их точки зрения это будет локальный междуусобчик и не репрезентативно.. Поэтому Кубок без Приэльбрусья это вроде, как и не Кубок.
Еще одна проблема – судейство. Постоянные конфликты кто кого засудил и тому подобное. Самое простое – пригласить главного судью из Европы, как гаранта объективности.
Разборки по судейству, да.. нужны видео съемки, что бы как минимум было документальное подтверждение. То есть все как всегда - судьи на горе сразу дают балы и определяют победителей, но при этом, решение прозрачное, любой может потом просмотреть снятый проезд. Хотя, может быть вот так: на Вербье Экстрим был случай, когда дали парню второе место, и потом после просмотров сместили его на четвертое, судьи «задним числом» решили что он «грязно» проехал и потом опубликовали видео, где объяснили, почему они так считают. Это максимальная прозрачность.
Они вообще иногда выпускают ролики, где объясняют, почему конкретный участник занял первое место.
Как вы считаете, какой формат может иметь Кубок? Это много этапов и хорошие призы? Или как FWQ и FWT - много локальных соревнований и один большой финал с отличными призами? И вообще, стоит ли нам под звезды FWQ перемещаться?
По поводу проведения Кубка, мне кажется, правильно было бы сделать два этапа или даже один этап с отбором сильнейших, и в финале на взносы участников вывезти первую десятку райдеров куда надо.
Платить за статус FWQ статус звезд FWQ сейчас нет смысла, так как это стоит денег, а рейтинг никому не нужен, никто не едет в Европу.
Уважаемые читатели, разговор про Кубок только начался, думаю, что все кто катают фрирайд могут высказать свое мнение или эмоции по поводу текущей ситуации.
В любом случае огромное спасибо Анне и Ивану, за высказанные мнения, а так же респект Игорю Загвоздину за его Freeride Khibiny Open Cup, и Николаю Пиотровскому за Rosa Khutor Freeride Contest (ранее Newline Freeride Contest) который стартует уже через 1.5 месяца (12 февраля 2016).
Как минимум два состязания в этом году это хорошая новость)
О да!
Мы Великая Горнолыжная держава!!!
А объем наших продаж ГЛ снаряжения составляет аж целый ОДИН процент от мировых!!!