Фоток будет мало (имеется практически online «фотозвит» на www.bukovel.com, копирайт фоток не мой), ну а буквы по моей чайницкой привычке раскину по разделам «дорога» - «жилье/пища/развлекалово» - «каталка». Ну и, есессно, про экономические аспекты не забуду. Вся экономика будет приведена в рублях. Пересчет в гривны прост – делите на 4. Важное примечание! Нижеописанное относится к периоду 4.01.2010 – 11.01.2010, т.е. сами понимаете, что за времечко…
1. Дорога
Гiрьско-лижнiй курорт Буковель расположен ровно в 106 км от ж/д вокзала г. Ивано-Франковска, в который не летают самолеты из Твери и СПб (там живут участники нашей поездки), но ездят поезда из г.Москвы. Поэтому, с учетом массовости компании (8 взрослых и 2 деток), ехать было решено по-доброму, по-старому – на поезде. Первое, от чего пришлось офигеть – цена билета 3400 руб. в один конец. Месяц назад летал в Геш (4 часовых пояса) за почти такие же деньги, а тут – на тебе – поезд, 1 часовой пояс и та же денюжка… Ну да что делать – купили на поезд № 141 Москва-Черновцы билеты.
Поезд – жесть и ностальгия по советскому милому прошлому. Для начала оторвалась в купе верхняя полка. Все живы. Потом в туалете обнаружился двухсантиметровый слой чего-то жидкого на полу. Не утонули. Воды в унитазе (пардон!) не было, но было специально отрезанное донышко от пластиковой бутылки, в которой наливаешь воду из-под крана, который, на удивление, работал, и этим донышком обеспечиваешь дальнейшую санитарию. Научились. Ночь на матрасе с каменной подушкой и с дивно пахнущей наволочкой была томной, но в голову дуло. И это радостно выдюжили и не заболели, т.к. пьяные на радостях были все (дети были радостны и без бухла).
Вывод прост как мычание – из европейской части России ехать в Буковель надо на машине, реальность ГИБДД и ДАI все ж лучше, чем советская ностальгия в виде поезда № 141. Причем обратно этот замечательный поезд уезжает в 1 час ночи, а приезжает в 5 часов утра. Не, я за автопробег!
Конечно, есть другие варианты – тот же Львiв, но он гораздо дальше от Буковеля и не оптимизирует то, что всегда волнует – трансфер от вокзала/аэропорта до места, где будешь жить.
Я дальше еще расскажу про Украину, которая старается, и во многом это получается, жить по-европейски, но в вопросе трансфера «И.-Франковск – Буковель» контора под гордым названием «Лидер-Такси» облажалась полностью. Суть лажи состояла в том, что заранее созвонившись с этим маяком частного франковского извоза, я договорился о том, что перед отъездом позвоню с Киевского вокзала Москвы и мне скажут, какой номер будет у «Мерседеса-Спринтера», который отвезет 10 человек со всем барахлом. Когда я позвонил, иная девушка честно сказала мне, что максимум, что у них есть – это «Волги-универсалы». Ну и на фига они нам? Позвонил Михе, который тут объявления на форуме здоровыми буквами пишет. В ответ – тишина. В результате во Франковске прямо на вокзале, как лохи, взяли VW-Transporter за 2000 р. Потом-то выяснилось, что нормальная цена у частников (в праздники) 1440 р (360 гривен), а такси «Явор» везет просто, тупо (и правильно!) по счетчику 10,5 р/км (2,6 грн/км), т.е. 1100 р.
Но все-таки доехали до своего жилья.
2. Жильё/пища/развлекалово
Жили в отеле «Чабан». Цена вопроса 437 баксов с человека за период с 4 по 11 января. Отель новый, номера однокомнатные и двухкомнатные. Однокомнатные номера небольшие (примерно 10 м2). Душ-туалет совмещенные, в номере, эксклюзивно пур ле дам, имеется фен с такой насадкой в виде пальцев. Полотенца чистые, постельное белье чистое, один раз меняли точно. Все номера с балконами. Тепло, вода горячая и холодная были всегда. Телевизор в номере есть, холодильника и стульев нет. Один день были перебои с электричеством. Помойку вытаскивали каждый день. В общем – номер гуд.
Имеется лыжехранилище, в котором – ха-ха – нет места для досок. И правильно – Буковель глыжный, а не досочный. Сушка для бот сделана дебильно – просто два бруска, меж которых боты и вставляешь. Не сохнут боты ни фига (то ли дело в Спортотеле Геша – для каждого бота отдельная трубочка с горячим воздухом). Имеется ресторан (кормили завтраком). Ну кормежка сами понимаете какая – мало не покажется. Порции как наши две, а цены как наша одна. Вкусно, много, названия забавные. В «Чабане» имеется баня на 4 чел. – 1000 р/час, инета нет.
Персонал отеля отличный, добрый и отзывчивый. Вообще, в Буковеле все хорошие, только если моложе лет тридцати, то по-русски не говорят совсем. Особый респект управляющему Сергею, который, по-моему, вообще «Чабан» не покидает и о постояльцах заботится. Маленький нюанс – бус не смог забраться в гору, так он помогал таскать нам шмотки.
В общем, отель – вполне. Насколько я знаю, в других буковельских приютах примерно так же, поэтому главный критерий их выбора (именно буковельских, а не других) – расстояние до подъемников №1R или №2R или №7. Непонятный минус Буковеля – неадекватные цены на лыжехранилища у подъемников (респект домбайским джигитам на 3-ем уровне). По-моему, даже невозможно оставить лыжи с ботами на ночь. Поэтому расстояние до подъемников является важным, особенно вечером. «Чабан» расположен удачно – примерно по середине, т.е. топать в ботах с лыжами надо полкилометра, а вот излишне рекламируемый отель «Ра» - где-то в полутора километрах.
Замечены ещё следующие отели, расположенные близко к начальным подъёмникам: «Буковель», «Шелтер», «VIP», «Вилла Буко», «SportLand», «ZimaSnow» и еще какой-то здоровый напротив подёмника 1R. Уверен, есть и другие, незамеченные. Но жить не в новогодние праздники, а в обычные будни, в Буковеле не нужно. Жить нужно в Полянице-Яблунице-Татариве-Микуличине-Ворохте-Яремче (цены на жилье при том же качестве кратно падают пропорционально перечислению). Имея под собой авто, проблема доставки тела на каталку решается автоматически, а не имея авто решается с помощью денег – самый дальний переезд (Яремче) стоит 480 р туда утром, обратно вечером.
В выходные же дни главная проблема житья не в Буковеле – чиста конкретные пробки. Приезжать надо до 8 утра, а уезжать не позже 16 часов – иначе вилы. Необходимо отметить, что по рассказам местных в следующем году сделают еще одну дорогу Яблуница-Буковель, но думаю, это проблему не решит, т.к. останется вечная постройка моста в Микуличине, узкая двухполосная дорога до Надвирной, да и Буковель – реально всеукраинский, туда полстраны на выходные/праздники едет.
Про покушать сколько стоит – пообедать вкусно и быстро надо на горе – названия харчевен «Фильварок» и «Панорама» - где-то в 400 р уложитесь. Настоятельно не рекомендую заведение «BUGI.L» внизу подъемника 2R – очереди, дорого и, самое главное,- гадко, что для Буковеля удивительно.
Ну а поужинать – кому что. Я укладывался в 600-800 р. Или в колбасу в номере.
Теперь про развлекуху-апрески.
Как-то погано писать про хорошее место – но не нашли мы этой лайлы в Буковеле. Дискотек немае. Каток размером 20х10 метров за 500 р 45 минут - этто, панове, беспредел. Луна-парк, конечно, круто – но четыре аттракциончика на такую толпу и в Выдропужске имеются. Такие пиццы, как в «Феличите» - это не по-украински. По-украински – должно быть много и вкусно. Мне нравятся украинские песни – но на втором этаже «Козачка» хочется и рок-н-ролла.
А что хорошо – очень красиво в Буковеле в темноте – снято на мыльницу, так что звиняйте.
Кстати, на заднем плане видна освещенная вторая трасса. Вопрос к буковельским бизнесменам – зачем врать по трансляции, что вечером открыты первая, вторая и семерка? Ведь только вторая работала?
Ну да это оффтоп – а в топ – очень хорошо после каталки прийти в гостиницу по этим красивым буковельским ночным видам и посидеть своим коллективом.
Так что апрески у нас получилось такое домашненькое.
Да, так как были мы в Рождество, насмотрелись всяких колядок и ввечеру
и поутру.
Ну а теперь к главному:
3. Каталка
С учетом погодных условий, а именно – смытия снега перед НГ, полуплюсовой температуры – каталка была супер. И супер она стала только и исключительно благодаря тому, что Украина действительно старается быть европейской страной. И поэтому в Буковеле – один скипасс на все подъемники, все трассы с оснежением, канатчики в лапу не берут, спасы народ в акьях эвакуируют, а не говорят «давай-давай, на одной ножке». Но специфика, конечно, тоже есть.
Сначала про подъемники и трассы. Карта, лежащая на сайте, визуально искажает действительность. Это неизбежно из-за двумерности карты и трехмерности гор. Например, длина 15-ых трасс соизмерима с длиной 5Н. Реально Буковель можно рассматривать как вытянутое слева направо ущелье, с одной стороны (юго-западной) которого находятся подъемники 1R, 2R, 5, 11, 12 и 16, а с другой стороны (северо-восточной) – подъемники 7, 14, 3, 13, 22 и 15. При этом жить либо парковаться приходится слева, поэтому в начале дня ключевыми являются 7, 14 и 5 подъемники, потому-что с них попадаешь туда, где можно кататься («домашние» 1R и 2R не в счет). И вот на этих подъемниках народу всегда самая засада. Бог с ними 7 и 14 подъемники, к приличным 13, 22 и 15 трассам можно добраться и через «пятерку», но «пятерка» - она ключевая. При мне ездилась прекрасная карвинговая трасса 5Н, просматривались неоткрытые, но тоже очень смотрящиеся 5G+5E и 5G+5F. Но очередь на «пятерке»!!!
Сдается мне, что из-за существующего рельефа (а это данность) очереди на ней в выходные и праздники будут вечны, даже если все радостные «новые лыжники» будут подниматься на «четырнадцатой» и «семерке». Я объездил все открытое и полуоткрытое на 11.01.2010 (где можно ездить). Краткое резюме по карте слева направо и сверху вниз: 1А, 1В – прилично (особенно 1В), отсутствует выкат, из-за чего граждане тормозят в очередь.
2 – ледяные поля вперемешку со снегом, в середине снег похож на пенопласт (чего они там намешали?), длинный тупой выкат.
5Н – качественно отратраченная для карвинга, верхняя половина великолепна (2 скатки с короткими полками), ниже пологовата и мягкая с жОлтым снегом. Главный минус – 5-ый подъемник.
5А – никакая, местами нулевой уклон, дорога домой после выключения подъёмников, даже для начинающих не гуд (за исключением скатки от верхней станции «пятёрки» до подъемника № 12, на этом участке скоро запустят креселку и будет то что надо для поучиться).
12А – сначала ультрасиняя, потом небольшой крутяк и длиннейший выкат. Резюме – трасса никакая, только пофоткаться на фоне Говерлы (это можно сделать также и на верхушке 1R).
16С – СУПЕР. Лучшая трасса из тех, что были полуоткрыты. Сначала круто, потом чуть менее, но совершенно отсутствует длинный тупой выкат. Трасса требует действительно поработать. Открыли 11 числа, снег был на половине ширины, отратрачена хорошо. Супер и то, что на 16 подъёмнике очередей нет. 16А – нормальная, с поворотом, сильно не ратрачат, очень длинный тупой выкат, на котором почему-то бьются люди.
11В – сначала ничего, потом длиннющий выкат. Открыли 11 числа.
11D, 11Е (в том числе в связке с траверсами H и I) – полого в начале, небольшой крутяк в середине, длиннейший выкат. Плюс 11-ых трасс только в быстром подъемнике. Также использовались как альтернативный путь к 22А и 13-ым трассам.
8С – прилично и достаточно равномерно по уклону. Была каменистой.
15С – хорошая «красная». Сдается, специально плохо ратрачат для набивания бугорков и сугробчиков. В-общем, вполне, в нижней половине требует работы.
15D – сверху короткий крутяк, а дальше «уныло и печально». 15-ых трасс есть еще 2 штуки (снега не было, наверное, хорошие), но главный минус в них – медленный подъемник.
22А – намбер ту после 16С. Минусов два – заезд через верх 14А и коротковатость (метров 200 бы ещё!).
14А – «чайникштрассе» - этим сказано все про валяющиеся тела, глину вперемешку со снегом, летящего вуйка с криком «Застопьте мене!!!» и очередь на 14 подъемник.
13А (до развилки) – прекрасно для милых дам, стоящих на глыжах, удобные места для фотосессий, ратрачена не жёстко.
13С – была закрыта, ездил по надутым «бигэйрам», прикольно, но прыгать в силу возраста стрёмно.
3А – лучшее место для начинающих (чего все прутся на 14А?). Дополнительный жирный плюс – всегда пустующий 3 подъемник.
7А – место для обучения.
Вот такие вот были трассы. Это не новые горы, это старые Карпаты, подвергнутые всем видам эрозии. Поэтому и перепады здесь небольшие и длины невеликие, но покатать стоит. В том числе и потому, что личный рекорд – 36 спусков за 7 часов и это совсем не сорочановские или золдолиновские пупыри. Конечно, на Домбае или в Приэльбрусье и за 5 раз укататься можно, но сдаётся мне, что скоро появятся трассы с Довги до нижней станции 16 подъемника (а это под 400 метров перепада высот) – вроде просеки проглядываются.
С различными вариантами ски-пассов я сейчас уже не парился бы. В среднем 25 скаток в день – вполне нормально, едем обычно на неделю, есть скипасс на 200 подъемов – его и надо брать. Невыкатанные подъемы сохраняются 4 года, а за 4 года скорее всего еще разок сюда заедешь. Цена 200 подъемов 9400 р, т.е. 47 руб. за подъем.
Про катающийся пипл. Во-первых, на праздники половина – летающие и парящие ломы. Украинцы, по-моему, массово полюбили глыжный спорт, либо модно это стало, но устойчиво просматривалось наличие большого количества мужчин и женщин, без палок, параллельный плуг (ноги буквой V, лыжи параллельны), движение по прямой, адреналин можно экспортировать, но ведь падают редко!
Вторая особенность Буковеля – малое количество наших лучших друзей на доске, что способствует качеству трасс и безопасности на дорогах. Максимальное замеченное количество оных досочников в фан-парке – 7 человек. Но у нас в компании была юная бордерша, и в силу ее уникальности для Буковеля пощу (или постю?) эту фотку.
Минус Буковеля – отсутствие доступного фрирайда. Есть хелиски, стоят 2 вертолета, но цены там запредел. Непосредственно на Буковеле, Черной Клеве и Довге катать никак – ельник с шагом в метр. Но есть у них, буковельщиков, мысль уходить правее и правее – к горам Синяк и Хомяк, а это уже совсем другое:
И вроде потихоньку начинают это делать – просеки видны, новый поселок у 11 подъемника вроде собираются делать, дорогу опять-таки тянут. И я верю, что они это сделают: в 2001 году на Буковеле появился первый бугель, а где у нас в России такой глыжный центр есть? За 9 лет братья-украинцы отстроили полноценную инфраструктуру, в которой один скипасс, который действует 4 года, а деньги на него можно класть и из России; в которой спасы прилетают за 3 минуты и «Скорая помощь» бесплатна; в которой бесплатные туалеты; в которой на каждой развилке стоят указатели; в которой страховочные сетки не для проверяющих; в которой при полном отсутствии снега вокруг снег на трассах есть. Не, Буковель – это уже Европа. Респект Буковелю.
И особый респект Володе с ником SIV – очень приятно было, что ты нас встретил. Прости, что не допёр сразу, кто ты – будешь в СПб, позвони.
Автор: ChainikD |