Ищу попутчиков на любой г/л курорт с... Февраль 2025 - Март 2025 Италия, Франция
Ищу трансфер Лион Валь Торанс 8 Февраля 2025 - 15 Февраля 2025 Франция, Валь Торанс
Червиния/Церматт весной 2025 Ноябрь 2024 - Апрель 2024 Италия, Франция, Швейцария
0

Закон о Горах. Французский опыт обустройства горных курортов

Reports Лента автора 19 Июня 2005 (14:43) Просмотров: 605 0

В условиях быстрорастущего интереса к развитию горных курортов в России представляется полезным более внимательно ознакомиться с накопленным в других странах опытом развития таких курортов. Это позволит воспринять наиболее ценное из их опыта, а также избежать допущенных ими ошибок, иногда весьма чувствительных.

В этом плане наиболее интересным представляется нам опыт Франции. После Второй мировой войны Франция сильно уступала своим альпийским соседям, в первую очередь, Швейцарии и Австрии, по количеству и качеству оборудованных горных курортов.
Сейчас же, после нескольких десятилетий устойчивого, организованного развития Франция стала крупнейшим в мире рынком горного туризма. При этом ей удалось избежать таких кризисов развития, какие пережили США и Канада - в начале 70-х годов в США и Канаде имелось соответственно 1.200 и 500 горных курортов, на сегодняшний день из них осталось только 507 в США и 240 в Канаде.

Во Франции общее число горных курортов превысило 400, причем подавляющее большинство из них были построены "с нуля", на голом месте, а наиболее известные - Куршевель, Ля Плань, Ле дез п и другие - стали мировым эталоном качества их обустройства.
Такие результаты во многом обязаны активному участию французского государства, которое сформулировало принципы развития, создало законодательную форму для него, а также всячески содействовало развитию экономической деятельности в горных видах спорта.

1) План Снег

В 1964 г. Французское Государство разработало "План Снег". Сначала это была миссия по изучению, которая затем трансформировалась в специализированную службу, существующую до сих пор, которая называется SEATM ( Service d'tudes et d'amnagement touristique de la montagne) - СЕАТМ (Служба по изучению и туристическому обустройству в горах).
Ее задачей является обеспечивать техническую помощь муниципалитетам, заинтересованным в развитии зимних видов спорта с тем, чтобы сделать рациональным выбор оборудования и содействовать развитию экономической деятельности в зимних видах спорта.

Она состоит в том, чтобы:

  • провести инвентаризацию всех французских территорий, на которых можно развивать зимние виды спорта (по их морфологии, оснежению, экспозиции, транспортной доступности);
  • определить принцип обустройства высотных курортов, функционально ориентированных на горные лыжи;
  • инициировать кооперацию при муниципалитетах для проектирования, обустройства, оборудования и эксплуатации жилищного фонда и механических подъемников (т. н. интегрированные станции);
  • создать условия для того, чтобы на рынке появилось новое поколение горнолыжных курортов, способных привлечь иностранную клиентуру. Новый "План Снег", одобренный французским государством в 1970 г., соответствовал периоду быстрого развития зимних видов спорта.

В этот период государство проводит осознанную политику создания курортов для зимних видов спорта. Оно участвует в финансировании вместе со строительными компаниями и банками. Именно в этот период развивается французская профессиональная сеть проектных организаций, архитектурных ателье, предпринимателей, изготовителей механических подъемников и систем механического оснежения.

2) Закон о Горах

Этот Закон был принят в 1982 г., после того как французский парламент принял Закон о децентрализации исполнительной власти.
Его задачами было:

  • свести к минимуму демографический упадок;
  • защитить природное богатство и в то же время использовать его с выгодой ;
  • облегчить получение разрешений на региональном уровне (Префектура региона) Основные принципы Закона о Горах;
  • базировать развитие на оптимальном использовании местных ресурсов - лесных, промышленных, ремесленных, энергетических - и на диверсификации (развлечения, туризм);
  • примирить выгодное использование сельскохозяйственных, культурных и туристических ценностей;
  • защитить биологическое и экологическое равновесие;
  • создать движение национальной солидарности по отношению к зонам с тяжелыми природными условиями (сохранение некоторых налогов на местном уровне при условии, что эти будут реинвестированы в дальнейшее развитие инфраструктуры курорта);
  • определить в юридическом плане характер контрактных отношений между местными муниципалитетами или объединениями муниципалитетов (синдикатами) и частным или частными партнерами (например, концессия на эксплуатацию установленных подъемников - на 18 лет);
  • контролировать качество жилищной застройки и архитектуры.
3) Новые Туристические Образования (НТО)

Под этим понятием подразумевается строительство новых или реконструкция существующих горных курортов. В соответствии с Законом о горах решение о создании НТО принимает Комиссия при Префекте Региона, в котором расположен массив, на котором располагается НТО. Задачей этой комиссии является рассмотрение любого нового проекта или расширение уже существующего на предмет его соответствия требованиям Закона о Горах.
Это рассмотрение может начаться только тогда, когда местный муниципалитет, инициатор развития НТО, подготовит общий план обустройства своей территории (Мастер-План).

Комиссия состоит из 16 членов, представляющих государственные институты, сельское хозяйство, службы, отвечающие за окружающую среду, службы, занимающиеся обустройством территории, транспорт, мэрии заинтересованных муниципалитетов, депутатов разных уровней, ..., а также социальные службы, объединения горнолыжных инструкторов, офисы по туризму, гостиницы, фирмы-операторы подъемников.

Основное достоинство такой формы рассмотрения проблемы в том, что все возможные будущие проблемы (например, претензии экологов, …) рассматриваются в предварительном порядке в рамках комиссии, все заинтересованные стороны излагают свои требования и совместно ищут компромиссные решения, обязательные в дальнейшем для всех заинтересованных сторон.
Таким образом, почти все потенциальные конфликты решаются заблаговременно, а в судах в дальнейшем рассматриваются только конкретные нарушения ранее принятых решений, а не какие-то общие экологические проблемы, например.

Что касается государственных мер по стимулированию финансирования, то они имели место на двух уровнях: сначала для развития жилищного фонда, а сейчас для реабилитации старых апартаментов, сдаваемых в аренду, с тем чтобы избежать ситуаций, когда они слишком часто остаются с "закрытыми ставнями".
В Ля Пляни, например, фирма-оператор механических подъемников совместно с государством старается поощрить собственников на обновление их апартаментов. Это делается , чтобы избежать потери в посещаемости, что повлияет на объемы продаж услуг подъемников и курорта в целом.

С другой стороны, государство помогает в развитии дорожной инфраструктуры, водоснабжения и уборки мусора. В деятельность фирм или частных собственников государство не вмешивается.
Трудно ожидать, что в России в ближайшее время может быть принят такой закон о горах, но мы полагаем, что необходимо уже сейчас всячески внедрять его философию, которая в первую очередь предполагает бережное отношение к природе, и только с учетом этого - развитие экономической, а в нашем случае - туристической деятельности в горах. А такие методы рассмотрения вопросов, как создание НТО (новых туристических образований) можно было бы уже сейчас применять на уровне регионов.

Другим важным элементом французского опыта, который может быть очень полезным в России, являются выработанные ведущими французскими проектными и архитектурными организациями принципы обустройства круглогодичных горных курортов, обеспечивающие гармоничное взаимодействие зон горнолыжного катания и различных летних программ развлечений с жилищными массивами.
Среди них можно перечислить некоторые, такие как:

  • разнообразие трасс, дающее возможность отдыхающим видеть горные пейзажи каждый раз под новыми углами зрения;
  • экономика трасс, когда обязательным для обеспечения рентабельности курорта считается, что не менее 65 % площадей трасс должны быть несложными для катающихся (зелеными и синими), что делает курорт действительно привлекательным для катающихся любого уровня и обеспечивает высокий уровень выручки;
  • подавляющее число курортов во Франции - это курорты долгого пребывания, поэтому накоплен огромный опыт организации проживания и развлечений клиентуры, приезжающей на неделю и больше целыми семьями из трех поколений;
  • французы первыми в мире стали строить так называемые "интегрированные станции", которые ничего общего не имеют с городской застройкой (на отдыхе ничто не должно напоминать традиционную среду обитания), гармонично вписываются в окружающий горный пейзаж и организованы так, что можно на лыжах уехать от крыльца своего домика и вернуться домой на лыжах до самого крыльца (принцип "лыжи на ногах");
  • Франция является мировым лидером по организации крупных объединенных зон катания: 3 Долины - Куршевель, Мерибель, Валь Торанс), "Эспас Килли" (Валь д'Изер и Тинь), "Ля Плань + Лез Арк", которые связаны крупнейшим в мире маятниковым подъемником на 200 человек производства фирмы "РОМА".
    На таких зонах катания отдыхающий может каждый день своего недельного пребывания кататься на новых секторах, имея при этом один общий скипасс на всю зону. При этом он может и не знать, что эта зона обслуживается несколькими операторами подъемников (в 3 Долинах их семь!). Современные системы контроля доступа позволяют операторам справедливо распределять общую выручку со всей зоны;
  • сильно развитая инфраструктура для отдыха детей всех возрастов, начиная от ясельного - так решается проблема воспроизводства клиентуры!
Автор: Анатолий Воликов
Управляющий фирмы "Горимпекс", Франция
0