Начало
От станции на Плато Роза (3480) нужно сильно разогнаться по восьмидесятой, тогда хватит скорости и можно проскочить, не останавливаясь, долгий и пологий участок, продуваемый холодным ветром. И тогда не придется отстегиваться. При минус 20 забываешь, что сейчас конец марта. Зато дальше, сплошное удовольствие.
Если не соблазниться 72-й и не застрять здесь, нарезая дуги на свежем склоне, пока сюда не добрались лыжники из Церматта, можно быстро доехать до Фюрга и спуститься по черной до Фури, разглядывая по дороге швейцарские красоты.
Кафе Фури. 1864.
- How big is the dish?
- Standard
Стандартная порция на стандартного голодного леопарда.
Можно платить евро, но франками дешевле.
Дальше, вниз - Церматт, направо - Риффельберг, назад - ледник и Червиния.
От Риффельберга, не отказав себе в искушении проехать на поезде, доезжаем до Горнерграта 3089 и пересаживаемся на подъемник до Хохтали 3286.
Наверное, это как у курильщика первая затяжка. Выпрыгиваешь вперед и даешь доске свободу, позволяя ей разогнаться, потом заваливаешь задний кант, борд послушно выводит кривую и когда он прочертит четверть окружности, перекинув себя как мачту через него, буквально, падаешь на передний кант. Доска врезается в снег и выводит длинную глубокую дугу, прочерченную кантом как ножом, и ты чувствуешь носками ботинок, как центробежная сила вдавливает тебя в тобой же оставленный след.
Гант 2223 – как седловина, как комната, где две двери. На одном подъемнике – можно вернуться назад на Хохтали, на другом на Блаухерт, в сторону Роттхорна, куда мы и направляемся.
[page]Швейцария расстраивает своими очередями. Очередь в обе стороны. Смотрю на часы, приходится всегда помнить о крайнем подъемнике, чтоб успеть назад, к границе на Плато Роза. Откуда уже ничего не мешает спуститься в Червинию.
Роттхорн Парадайз. 3103. Цель нашей поездки. Доехал до Роттхорна, считай, откатал швейцарскую зону. Спускаемся по 11. Далеко внизу долина с Церматтом, который со всех сторон обступают горы, они как раз напротив - совсем близко. Красиво. Нужно остановиться, чтобы это переварить.
Сноуборд провоцирует к созерцательности. Достаточно съехать с трассы или расположиться у верхушки горы, сесть на пятую точку - как на стуле, уперев кант в снег, и получать удовольствие от разглядывания окружающих красот.
Санега. Не сразу понимаем, что это вход. Вход в метро. Вместо подъемника - подземный, вернее подгорный - поезд. Только это не обычный поезд с вагончиками, а буквой зю - диагонально-наклонный. Каждая следующая дверь вагона, выше предыдущей. И ты входишь, в вагон, поднимаясь по длинной лестнице без промежуточных площадок. И кресла, и пол - ступеньками. Идея метро в горах впечатляет не меньше красного поезда. Делаем фото и выходим через турникеты в Церматт...
По всему городу расставлены специальные приспособления-автоматы для парковки лыж и сноубордов. Не найдя монет, пристегиваем доски и Гришины блейды к железному забору тросовым замком, и отправляемся гулять по городу.
Узкие улицы, фахверковые дома, колоритные и красивые. Черное дерево с трещинами, подчеркивает солидный возраст зданий. Магазины сувениров, лыжи - доски, спортивная одежда. Шоколад, часы, армейские ножи victorinox, шоколад, часы... Экологические электрические скибасы и такси, экипажи с лошадьми. Фонтан с бронзовыми бобрами.
Гриша в лыжных ботинках остается внизу, а мы поднимаемся по лестнице на 2 этаж кафе. Приятное кафе, есть свободный столик, и Гриша топает за нами наверх.
Официантка, крепкая симпатичная девушка с длинными светлыми волосами, подпоясанная широченным кожаным ремнем, на котором висит огромный кошелек. Ну, улыбнись, пожалуйста )))
Гастрономический конкурс - где вкуснее лозанья, в Италии или в Швейцарии не прекращается. Кофе вкуснее итальянский, зато роскошный яблочный апфельштрудель вне конкурса и вне конкуренции.
Висящие часы на доме - сильно увеличенный циферблат армейских наручных часов со стрелками, показывает путь домой. Находим свой забор с пристегнутыми сноубордами. Все на месте, забор никуда не делся))
Электрический скибус.... и вот мы у станции.
Припаркованные велосипеды приехавших кататься лыжников. Экология ограничивает в выборе транспорта, зато тренирует мозги в придумывании приспособлений для крепления лыж к велосипеду. )))
Две пересадки. Ждем вагон на глетчер под гигантской рекламой самых точных в мире, швейцарских часов. Оттуда спустимся к Розе и вернемся в Червинию. Есть альтернативный путь - на бугеле, но одного подъема хватило, чтобы пропало всякое желание повторять этот путь, длиною, почти в полчаса, под пронизывающем насквозь, холодным ветром. Кажущийся цинизм швейцарцев с этим бугелем, объяснили для себя просто. В сильный ветер, когда выключают подъемники, остается последняя возможность добраться до границы - это два длинных бугеля на Розу.
″Matterhorn Glacier Paradise″ летит над плато. Тоннель. Здесь есть лестница наверх, с площадкой на 3883 метра и потрясающим видом с неба на землю. Вернее, на горы вокруг. Можно найти названия горных вершин на схемах, стоящих у парапета.
Утром смотрю из окна на развивающиеся флаги на площади. Ветер. Самое время съездить - посмотреть Аосту. Наши все уже там были. Собравшийся было за компанию Володя передумал, и надевает защиту и куртку, несмотря на ветер. Все уехали. Смотрю расписание автобусов. Вдруг из рации:
- На Торретте ветра нет.
Мигом собираюсь и бегу на Breuil-Plan Maison ll..., чтоб подняться сразу к мезону. Выхожу из кабины. На карте нет ни одной зеленой лампочки. Вся карта красная - не работает ни один подъемник. Моя кабина тоже была крайней. Выхожу на Мезон-солнце, синее небо и ветер, который валит с ног.
Достаю рацию
- Володя, Наташка, Гриша, вы где?
- На Мезоне, в кафе, за тебя радуемся, что ты в Аосту уехал.
Володя пристегнул доску, но ветер не дает ему встать. Дует в спину, ложусь на воздушный поток и он меня держит. Выбрав момент, когда ветер ослаб, наша компания срывается с места, и мы несемся наперегонки вниз по пустым трассам. Скорость. Доска под ногами. Солнце. Ветер. И ощущение себя в этой стихии, приводят в состояние полного восторга. Смотрю на часы. До автобуса в сторону Аосты 25 минут.
Успею...
На обратном пути из Аосты, в Шатильоне, пока ждал автобус, познакомился с девчонками из Червинии, которые подарили расписание автобусов до Турина. Если погоды не будет - поедем в Турин.
Погода была... Замечательная..
Но в Турин все равно поехали.
...............
К концу второй недели доска прирастает к ногам и появляется правильное ощущение, что можешь все.
В четверг шел снег, плохая видимость, лишь к вечеру, на полчаса прояснилось и удалось расслабиться, и зажечь сверху по 29, по целине.
5nizzа. Солнце, свежий снег и лучшие трассы. Мы с Володей поднялись на вагоне-яйцах-вагоне до швейцарской границы, вместе с продуктами для ресторанов и спасателями, и первыми спустились по семерке по самому СВЕЖЕМУ, мягкому, скрипучему и свистящему под доской, белому вельвету до самого низа - на одном дыхании. С 3480 до Червинии (2050) Остановились только раз - сфотографировать безлюдную широкую вельветовую семерку. Твердо решив повторить – поднялись опять до Мезона, пересели на яйца и уже перед вагоном, пересеклись с Гришей - и так же твердо решили – Швейцария - так Швейцария, тем более - все наши рванули на Роттхорн.
Пересекли швейцарскую границу, спустились до вагона trockener steg, потом, все ж – таки, поднялись на шестикреселках до могула и оттуда вниз через Фург до Фури по черной.
Фури. Наше кафе. Неулыбчивая, но шустрая, то ли официантка, то ли хозяйка - плотная дама в полном расцвете сил. Порции стандартные. ))) Нагретое солнцем дерево столов и скамеек. Рассыпанные по склону черные древние деревянные швейцарские домики, со скатной каменной кровлей. Пролетающие над головой синие кабины подъемников. Пиво, лазанья, штрудель, чай. Запах корицы и яблока. Звонкие, вечно новые и сверкающие франки, катящиеся по столу. Дама то ли спрашивает, то ли утверждает - дас из гут? Конечно - гут. Натюрлих.
Виталик ругает в рации Роттхорн, швейцарские разбитые склоны и толпы на трассах. Гриша, щурясь на солнце, резонно замечает, что не стоит так упираться в крайний день. Мы снова твердо решаем вернуться на родину.
- В Италию так в Италию. Едем в Вальтурненш через Маттерхорн Глетчер Парадайз.
3883 м. Самая высокая точка Европы, куда приходит подъемник. Зажигалка не горит, у нее кислородное голодание. Кружится голова, слабеют ноги. Тоннель. Глубокая ледяная пещера с синей подсветкой и кичушными ледяными скульптурами.
Спускаемся в сторону Вальтурненша. Широкие, гладкие трассы и редкие лыжники. На подъемниках - никого.
Оторвались. Спустились несколько раз, потом сели в наше кафе, скинули куртки, вытянули ноги и подставили себя солнцу. Чай, лимон.
Назад. Кресла. Бугель. Спустились до вагона laghi cime bianche на 2812. Володя поехал домой по семерке (все ж таки повторил), а мы с Гришей снова вверх, к границе. Через Швейцарию вниз - Гриша, как обычно, срезал через флажки вниз - «в пропасть» - по прямой, собрав на узком перешейке кучу зрителей, а я по шестерке, растягивая удовольствие крайнего дня.
Из окон апартаментов видно склон с подъемниками и каток. До катка так и не дошли.
Даты поездки: март 2008
Автор: sm_ 2007 (Сергей Мухин)
Фото: Деев Александр, Кулага Гриша, Мухин Сергей, Ромишевская Наташа