Поездку на новый год 2014-1015 планировали в июне 2014. Курс евро уже тогда существенно подрос – искали, куда дешевле. Оказалось дешевле ехать в швейцарский Санкт Моритц (ударение на 'и'). Вариант хороший, так как на НГ везде дорого, а на топовых курортах нет понятия "низкий сезон".
Жильё заказали через Интерхом – апартаменты 26 тыс. руб за неделю с 3-го по 10 января. Оплата перелёта и проживания – сразу, что в связи с меняющейся экономической ситуацией оказалось очень выгодно. Аэропорт прилета турецкими авиалиниями – Штутгарт. Оказалось дешевле привычного Мюнхена, хотя ехать чуть дольше. Аренда машины тоже была оплачена сразу. Варианты вылета – 3-е января и 1-е января. Второй чуть дешевле. Выбрали вылет первого января. Должны были встретиться с украинскими друзьями около Инсбрука – они планировали ехать кататься под Инсбрук. На две ночи нашли дешёвое жилье под Инсбруком – 30 евро за ночь в гестхаусе у трассы А12. Ещё одна ночь в Штутгарте, днём культурная программа и вечером 11-го домой. Основные расходы выполнены (авиабилеты, жилье). Ждём конец года.
Глобальная ситуация в мире вокруг России начинает ухудшаться. Разорение турфирм (самоход рулит), события на Украине, санкции и антисанкции... Рубль начал стремительно падать. Рассчитываем бюджет. Срочно в кредит закуплены необходимые евро и франки. Всё готово к поездке в начале октября – и нам не страшны экономические приколы. Наши украинские друзья отказались от поездки. Ладно, покатаемся сами.
Прилёт. Инсбрук. Штубай
Первого января рано утром приезжаем в аэропорт Уфы. В этом году есть рейсы первого января. В другие годы не было рейсов. Поздравляем турецких стюардесс с Новым Годом. Они его в полёте встречали. Полный самолёт туристов. Нам кризис нипочём. Пересадка в Стамбуле. Три часа ожидания. Рейс на Штутгарт. Пассажиры – турки-немцы, мест нет свободных.
В Штутгарте пограничный контроль, молодой пограничник чисто по-русски говорит, увидев страну в паспорте – наверное, из уехавших отсюда. Особо не расспрашивали. У них пол-самолёта более интересных персонажей. Спросили обратные билеты и спросили куда едете и зачем. Три минуты – и штамп в Шенген. Берём машину. Дали Опель Зафиру бензиновую. Про ходовые качества автомобиля промолчу – зато у машины просто огромный багажник и экономичная она.
Загружаем машину чемоданами и снаряжением, отправляемся в Инсбрук. В Штутгарте всё снегом покрыто – перед Новым Годом в Европе были сильные снегопады. Наш маршрут – Штутгарт-Ульм-Брегенц-Ландек-Тельфс (где жили под Инсбруком). Дорогу с остановками преодолели меньше, чем за 5 часов.
Гостиница под Инсбруком (нашли её в букинге.ком) – придорожный гестхаус Gasthof Plattenhof (47.304712, 11.126328) в Тельфсе. 60 евро за ночь без завтрака и ужина. Отличная гостиница за свои деньги. Достаточно большие аккуратные номера, лыжехранилище, хозяева тут же живут. Ночью тепло не отключают. Видимо, рассчитана на летних автотуристов. Один раз завтракали в гостинице (6 евро с носа), второй раз хомячили в номере (так как выехали рано, до завтрака). Ужинали в случайно найденном весьма достойном и недорогом тирольском ресторане на горке над нашей гостиницей – Cafe-Restaurant Stefan (47.30471, 11.1263287), добраться до которого было приятным приключением с серпантином и альпийскими видами.
Утро второго января. Солнце, везде снег лежит. Зимняя сказка. Очевидно, в такую погоду надо ехать на ледник. Штубай нас зовет. Решили сэкономить – не ехать по платному автобану А13 (5 евро в одну строну), а проехать десяток километров по локальной дороге вдоль горы. Дорога – зимняя сказка.
Очень красиво. Немного срулили не в том месте (в Наттерс) – встретили трамвай.
Обычный трамвай в горах. Он ходит из Инсбрука в Фульпмес. Необычно. Около Инсбрука видели знаменитый трамплин – один из "Турне четырёх трамплинов". Красивый. Жалко, хороших фоток сделать не удалось. Зато знаем, где он расположен.
Приехали в Штубай. Был тут осенью несколько лет назад. По дороге красивых водопадов не видели. Зимой они не работают. На парковке аншлаг. Приехали часов в 10. Помогалы-парковщики указали место на дальней парковке. Паркинг бесплатный. Остальные забиты. Переодеваемся. Рядом – две машины с русскими. Потом на Штубае тоже встречали русских, но мало. В основном, немцы и поляки были. На бесплатном автобусе-шаттле доехали до подъёмника. Коллегу в кассе обсчитали в его пользу – продали ски-пасс за 20 евро вместо 39. Он заметил это уже после каталки ;-) Ему вообще везло – в супермаркете швейцарском потом шоколадку за 2 франка забыли посчитать.
Хотим на подъёмнике почти на самый верх. Кабинки третьей очереди на самый верх почему-то не работают. Покатались на Штубае. Вспомнил прошлую поездку. Более-менее всю гору объехали. Народа на трассах очень много, поэтому в основном катались по нераскатанному пухляку в левой по карте трасс части ледника. Тут было клёво. В конце спустились по скируту в самый низ к подъёмнику. Круто – я спустился с самого верха Штубая до самого низа к подъёмнику. Народа на скируте было много. Кое-где были камни. Где-то очень узко над пропастью. Но состояние хорошее (прим. сноубордиста: удовлетворительное). В нижней части трассы попали под мелкий дождь.
На машине домой, ужин в ресторане на горе и спать. Завтра рано утром выезжаем в Швейцарию. Попутно встретимся с земляками в Наудерсе (Nauders) и вместе покатаемся.
Наудерс
Выехали в 8 часов утра. В 9:30 были на подъёмнике в Наудерсе. Не ожидали, что так быстро доедем.
Наши друзья ещё были в гостинице. Пока переоделись, поднимались наверх – приехали земляки. Им в прокате в Милане выдали машину на летней резине. Заметили этот факт только в Наудерсе. Повезло, не оштрафовали их в Швейцарии и Австрии за отсутствие зимней резины. Покатались вместе.
Наудерс – детский курорт. Много для детей сделано, много детских групп. Народа на трассах было средне. Трассы интересные и, в основном, не сложные. Чем-то похожи на итальянские соседние курорты, входящие в единую зону с Наудерсом.
После каталки на парковке видели сцену. Какая-то немка с двумя дочками не могла завести автомобиль Фольцваген-Пассат универсал с автоматической коробкой передач. Немец – мужик вызвался помочь. Искал провода. У нас их не было на прокатной машине, естественно. Помогли оттолкать машину, чтобы к капоту подъехать было удобно. Немец нашёл персонал подъёмника. Они приехали на пикапе с проводами и завели машину. У этого Пассата аккумулятор был очень неудобно расположен, почти под панелью – как его вытаскивать оттуда, непонятно. Подключили провода, прикурили. "Данке". Никто с женщины денег не взял.
После каталки поехали за продуктами в Наудерс в большой супермаркет MPREIS (46.888705, 10.502906) – в Австрии продукты дешевле Швейцарии. Затарились по самые таможенные ограничения Швейцарии. Полная машина вещей, лыж, сноубордов и продуктов. Купили любимого итальянского судтирольского вина – домой его повезём и будем пить в Швейцарии.
Погода была хорошая. Едем в Ст. Моритц по короткой дороге через горку по серпантину с 11 поворотами на 180 градусов. 15 минут страха и мы около границы. Таможни Швейцарии. Впереди останавливают какую-то машину со швейцарскими номерами и начинают глобальный шмон. Нам говорят, проезжайте дальше. Готовим документы, но молодой швейцарский таможенник показал, езжайте дальше. Так нас и не досмотрели. До Ст. Моритца ехали часа полтора. Я не гнал, ехал 60 км в час. Начался дождь. За нами – паровозик из автомобилей. До Сильвапланы-Сёрлей добрались часа за два. Успели аккурат к окончанию времени заезда. Это очень важно, так как на ресепшене можно купить ски-пасс со скидкой в 10% и добыть бесплатный интернет, если подождать до окончания работы ресепшена (только это секрет).
Живем в апартотеле Маргун в поселке Сёрлей. До подъёмника – 60 метров до бугеля, потом на вагон на Корвач. Остальные зоны Санкт Моритца – Корвилья и Селерина – на автобусе или на машине. Комплекс апартаментов – достаточно большой, 7 корпусов квартир. Квартирки небольшие. Очень неудобно, что кухня прямо при входе в апартамент (в 7 корпусе). В 5 корпусе комнаты отделаны деревом, кухня там, где и должна быть, в прихожей кафель, на котором не страшно сушить лыжи и ботинки, да и в целом показались уютнее. Из оборудования – всё есть (приборы, посуда, электроплита с духовкой, посудомоечная машина, холодильник, ванная или душ, телевизор, бесплатный интернет, ночью тепло не отключают). Теперь купоны на скидку в местную пиццерию не дают. Раньше давали. Часть шкафов закрыта – видимо, хозяева сюда приезжают иногда и вещи туда складывают, а остальное время сдают апартамент. Паркинг крытый, многоэтажный, тёплый и общий, удачно замаскирован снаружи под рельеф внутреннего дворика. Достаточно долго по лифтам и лестницам таскать вещи с подземной парковки, даже при наличии лифта. В супермаркет за едой надо ехать в Сильваплану или в большой Coop в нижнем Ст.Морице. В округе с продуктами всё плохо. Магазинов нет.
На подземном паркинге наша машина была самой стрёмной – кругом бэхи, ауди, лендроверы. Соседи – итальянцы или немцы. Русских не было в комплексе вообще.
Андрей (swissmaker) говорил, что сзади к корпусам апартотеля подходят олени и можно втихаря их кормить. Оленей не видели. Олени были вечерами в китайском чудопланшете с двойной загрузкой Windows 8.1 и Android на Intel Atom. Пинг 120-130 – это нормально.
Санкт Моритц
День первый. 4 января. Корвач
Вечером шёл дождь. Утром он сам собой превратился в правильный снег (правильный снег – это тот, который идет ночью). Погода – ясно. Идём обкатывать склоны Корвача. Тропинка между домами ведет к началу детского бугеля. На бугеле к вагону-скотовозу и наверх. Потом ещё раз в вагон-скотовоз, и мы в самой высокой точке зоны катания – высота 3451 м. Тут ледник, виды зачётные, но очень сильный ветер – сдувает с ног и не даёт ехать.
Эта очередь очень часто закрыта из-за ветра, поэтому нам повезло, что мы смогли попасть на самые верхние склоны. Кто на лыжах чувствует себя неуверенно, лучше не лезть туда. Очень жёсткий спуск по красным трассам (трассы 1 и 3). Спустились сверху два раза. Потом подъёмник на самый верх выключили. Обкатали в первый день все трассы с левой стороны карты, в правую часть, Segl, не поехали кататься.
Трассы зачётные, особенно понравилась красная № 10 в самый низ, единственная из всех имеющая искусственное освещение, и достаточно длинная. В определенные дни здесь открыто ночное катание. Народа немного. Русских мало. Немцы и итальянцы. Место очень зачётное. Понравилось. Русских встретили – они на такси от Милана за 450 евро в одну сторону доехали – "Скажем кризису НЕТ". Я спросил, "а что не на самолёте в аэропорт Ст. Моритца?" Есть в этом месте свой аэропорт маленький. Туда в день по 5-6 самолётиков прилетает. Посмотрел дяденька вебкамеру в Ст. Моритце – не покататься ли нам сегодня на лыжах – в самолёт и на склон. Вечером летит обратно. Клёво же?
День второй. 5 янв. Ст. Моритц. Корвилья/Corviglia
Утром опять ясно и солнце. -5 градусов. Едем в знаменитый Ст. Моритц общественным транспортом. Местным автобусом Сюрлей-Сильваплана, с пересадкой в Сильваплане (ост. Silvaplana Post) на автобус в центр Санкт-Моритца. Доехали до нужной остановки за час. Дальше – в горку по лесенкам метров 100 до станции фуникулёра. Пересадка в другой фуникулёр, и вот мы в знаменитой зоне Ст. Моритца. Так вот, если у вас есть машина под попой – не надо пользоваться общественным транспортом и повторять нашу поездку (или повторять только в экскурсионных целях и для расширения кругозора). Садитесь на машину и езжайте на бесплатный паркинг в Целерине (46.512478, 9.854028). 10 минут ехать на машине от Сюрлея. Потом 30 метров до подъёмника – обычные кабинки (а не чудной и тормозной фуникулер) + креселка и вы в Корвилье, в самом центре.
Про городок писать не буду, сто раз писали уже – дорогущие отели, сильно рельефистая местность, озеро с прогулочными дорожками.
Итак, мы наверху. Покатались. Что сказать? Знаменитых суперподготовленных трасс я не увидел. Все синие трассы изрыты буграми к 11 часам дня, на красных ветром почти весь снег сдуло, где-то проплешины и камушки. Очень понравилась каталка в районе трасс 1-4, но пейзажи однообразные. Также понравились трассы за козлом, которого все фоткают (16-18) – там мы, в основном, раскатывали пухляк. Часть курорта была закрыта – где-то строили трассу к этапу КМ, все чёрные трассы были закрыты (чтоб русские не лезли – заговор, наверное), Олимпия закрыта – вот такой облом. На креселках нет турникетов – если на лыжах подняться пешком, то по спускам в город можно кататься бесплатно. Креселки скоростные, но без подогрева попы.
Публика. Народа средне, но "Здравствуй! Маейерховен (Капрун, Зельден)". Если бы не кризис и не курс евро под 100 руб. А так получается, Маейерховен для богатых, очень богатых. Девушка в норковой шубе на лыжах с двумя инструкторами, богнер учиться на лыжах кататься, мат, сплошные русские инструкторы (у них урожай), вопрос в 12 дня – "Как нам проехать домой?" – "В Москву или куда вам надо-то?", суровые дяденьки, которые и на горе "начальника включили" и проч. Где же катаются дяденьки, кто на своих самолётах летают? Наши только кругом. Правда, немцы и итальянцы тоже встречаются. Катаются нормально или хорошо. Одеты скромно. Вот такие дела. Спустился в конце дня к пересадочной станции фуникулёра и сфоткал лошадку-повозку.
Потом автобус, пробка в городке минут на 30, ожидание 30 минут автобуса в Сюрлей, пешком от подъёмника-скотовоза на Корвач. В следующий раз – только на машине.
День третий. 6 января
Корвач
Буду краток. Утро. Солнце. Иду один кататься. Подъёмник-бугель до вагона начинает работать в 9:00. Я подошёл в 8:20. В гору по склону с лыжами на плече и на втором вагоне (на первый опоздал) еду на наверх. До 12:00 объехал весь открытый Корвач (кроме трасс 5-4 – закрыт подъёмник на них был, 23-й). Хорошо. На некоторых трассах вскрывал вельвет. Народа почти никого. Оборвал швабру на бугеле. Самая лучшая каталка за поездку. В небе низко над горами летал военный самолет-истребитель швейцарских ВВС.
Едем в Цюрих на Рождество
Планировали съездить на ночную Рождественскую службу в церковь Московского Патриархата в Цюрих. Храм Воскресения Христова расположен рядом с жд вокзалом – 15 минут пешком: http://www.pravoslavie.ch/, Narzissenstrasse 10, Zurich 8006 (47.382436, 8.546356). Заранее с ними списался и узнал расписание службы на Рождество.
После утренней каталки покушали и отправились на вокзал. Время взяли с большим запасом и до прибытия поезда – целый час, чтобы найти в Цюрихе храм. Оказалось, не зря. Надо было доехать на автобусе до вокзала Ст. Моритца. Пусть стандартен – автобус до Сильверпланы, потом автобус до вокзала. Добрались до Сильверпланы, оказалось, прямой бусик до вокзала будет через 45 минут. Коллега посмотрел на карту и сказал "Доедем на другом автобусе – до вокзала 500 метров пешком, судя по карте". Доехали на автобусе до остановки St. Moritz, Bären. Вышли. До вокзала действительно 500 метров – он ниже нас на 500 метров и прямой дороги нет. Посмотрели на карту – ближе идти до ж/д станции Целерина. По времени, вроде, успеваем. При этом, не знали, идут ли оттуда поезда до Цюриха или придётся возвращаться в Ст. Моритц. Пошли пешком в направлении ж/д станции Целерины. Обнаружили санную и бобслейную олимпийские трассы Ст. Моритца (две разные трассы по естественному рельефу).
Бобслейная трасса была в стороне. Прошли вдоль саночной. Её достраивали ещё. Вдоль трассы ещё ходили какие-то спортсмены – скоро начало соревнований, изучали трассу.
Потом шли вдоль ж/д путей по тропинкам, пришли на вокзал, тут же турофис, заходим и спрашиваем, когда поезд на Цюрих и сколько стоит билет. Говорят – через 20 минут. Ок, покупаем билеты – на два франка дешевле, чем из Санкт Моритца. Берём билеты в одну сторону и просим распечатать маршрут пересадок. Ждём поезд и садимся в электричку до Шура (или Цура, Shur).
Едем по маршруту Юнеско. Красиво. Горы на закате. Поезд едет по серпантину. Туннели. В вагоне рассказывают по радио на английском (немецком, итальянском) про эту уникальную железную дорогу, построенную в 1900 году. Чудо инженерной мысли. Туннели с поворотами внутри туннеля, знаменитый поворот по мостам на 360 градусов - впечатляет.
Пересаживаемся в Шуре в поезд Интерсити. Едем в Цюрих. На какой-то станции машинист сообщает: "технические проблемы" впереди – в итоге, задержка. Вот вам хвалёные швейцарские поезда, которые никогда не опаздывают. Билеты в Интерсити никто не проверяет – проводники ищут варианты пересадки для пассажиров, кому ехать дальше Цюриха.
Опоздали на 40 минут. Но у нас есть запас времени. Отправляемся на поиск храма. Не мы одни его искали. Нашли. Заходим. Храм ещё в процессе достройки. Стены не расписаны. Но иконостас есть. Хор наверху поёт. Народа достаточно много. Служит один батюшка. Без дьякона. Служба была по полной программе – исповедь (народа было много, батюшка исповедовал около двух часов – всех исповедовал), потом вечерня, потом литургия. Закончилась служба в пол-третьего ночи. Удивило на службе следующее – народа было много, батюшка даже сам не ожидал такого количества народа. Народ обычный, такой же, как и у нас (но с учётом местной специфики – всё-таки в Швейцарии побогаче люди живут), олигархи не были замечены.
Многие приехали на Рождество со всей Швейцарии. Пьяных не было вообще. Много немцев, именно, немцев православных, что тоже удивило. По-русски они ни бум-бум, но подпевали, когда могли. Часть службы (Евангелие, "Святый Боже" и ещё какая-то часть службы) читались на русском и на немецком, как и в церквях в России, молились за мир на Украине. Обстановка при этом была очень семейная, можно было бы без проблем причаститься, но я, наученный прошлогодним опытом в Мюнхене (ты откуда взялся тут, я тебя не знаю, своих только причащаем, нельзя причащаться, езжай к себе в Россию и там причащайся – ладно хоть исповедовали), не решился готовиться к причастию.
Служба закончилась в пол-третьего. Побыли немного в храме и пошли по направлению к вокзалу. Было около трёх. Огромный ж/д вокзал Цюриха закрывается на ночь. Откроют только в пол-шестого. Холодно. Какие-то русские туристы с чемоданами. Холодно. Видим спасительный надпись Макдональдс и идём туда. Там бесплатный интернет, бесплатный туалет, там еда и горячий чай, там вообще тепло! Заходим, народа никого. Покупаем еду – выбор, правда, небольшой – из того, что у них осталось. Девушки на кассе пытаются сложить всё в пакет. Мы – тут будем кушать! Они говорят: "мы закрываемся!" Я, возмущённо – "мы тут на 17 франков купили у вас, а вы нас на улицу гоните! Тут поедим, но быстро – 10 минут. И ещё нужен туалет!" Разрешают покушать. Туалет. Говорит что-то по-немецки, и показывает на второй этаж. Там туалет. Но туалет с кодом. Девушка, видимо, код говорила. Пришлось спуститься и попросить ее набрать код. Ура!
Покушали, сказали "Спасибо" (я ещё горячего чая в дорогу взял в большом стакане) и ушли. Девушки закрыли Макдак в 3:10 – а все оставшиеся сандвичи отдали бесплатно нищей (такие тоже есть в самом богатом и лучшем городе мира), которая ждала около входа.
Идём на экскурсию по городу, в котором самый высокий уровень жизни в мире. Был до этого в Цюрихе. Смотреть особо там нечего. Спальные районы повсюду, сонный, относительно небольшой дорогущий город. Провинциальный на вид, и очень тихий. Все достопримечательности – вдоль реки Лиммат. И озеро. Прошли вдоль речки к озеру. Так вот Цюрих поразил! Видели фильм "Жизнь без людей"? Это про Цюрих ночью! НИКОГО нет на улицах, кроме нас!!!! Никакой движухи! Даже полиции нет нигде! Только негры-таксисты на "Тойотах-Примусах" вежливо предлагают куда-то отвезти. А ехать-то некуда, всё закрыто. Никого больше нет. Хочется кричать, прыгать, выражать эмоции на пустых холодных улочках.
Прогулялись до озера и обратно до Ж/Д вокзала.
На Ж/Д вокзал начали пускать после 5 утра. Всё закрыто, но немного теплее, чем на улице. в полшестого вокзал начал оживать – открылись Ж/Д кассы, появились продавцы горячего кофе и чая. Открыли комнату, где можно посидеть на стульчиках, посмотреть рекламу и погреться. Первые поезда ИнтерСити (IC) подошли к перронам намного раньше времени отправления. Но полуавтоматические туалеты по 2 франка (по франку в самом низу вокзала) были закрыты до 6 часов утра – видимо, открываются автоматически. В этом случае есть альтернатива – посмотреть расписание, быстро зайти в поезд, который будет ещё долго стоять, и быстро решить проблему.
Купили билеты до Ст. Моритца. Погрузились в поезд за 10 минут до отправления и поехали обратно. В Шуре-Суре – пересадка. Садимся в региональную электричку. Тут тоже туалет удивил – вынос мозга – обычная дырка на рельсы. Маршрут ЮНЕСКО. Поезд стоит на станции. Всё открыто. Тем не менее, не воняет на станции, и снег вдоль путей чисто-белый.
Трогаемся и ранним утром едем по маршруту ЮНЕСКО с мостами в 360 градусов, по туннелям и серпантинам. Вокзал Ст. Моритца – странные ощущения, как будто попал в 50-е годы. Кажется, вот-вот выйдут лыжники в свитерах, в вязаных шапочках, с прямыми лыжами.... На автобусе доехали домой и спать.
Вечером съездили в супермаркет за продуктами – австрийское мясо заканчивалось. По пути в супермаркет Coop чуть не заехали на Julierpass. Развернулись по льду над обрывом и поехали в большой Coop (46.491163, 9.835331) Ст. Моритца. Там обнаружили хамон. В принципе, недорого - 6 кг - на вес 8 кг. Замерили упаковку – увы, она всё равно не помещалась в чехол для лыж и сноуборда. Пришлось купить жутко дорогую маленькую нарезку в вакуумной упаковке за 10 франков. Вот так я попробовал первый раз хамон. Спасибо санкциям за рекламу.
День пятый. 8 января. Diavolezza/Lagalb
С утра погода отличная – едем на ледник Diavolezza. Доехали. Тут облом. Ледник закрыт (как выяснилось позже: его закрыли на ремонт подъёмников с 5-го по 30 января). Дяденьки и тётеньки – любители скитуров (те, кто не использует подъёмники) весело надевали лыжи и ползи в горку к нетронутому вельвету и пухляку, без подъёмника, естественно.
Ладно, раз тут облом, едем на соседнюю горку Lagalb. На этой горке всего три трассы и подъёмник-вагон-скотовоз. Решили попробовать – на Банном с тремя трассами не стрёмно же кататься – чем тут хуже? К тому же, перепад высот раза в два больше Банного. Наверху открываются красивейшие виды. Горы, плотина, дорога, паровозик, Италия.... Народа катается человек 20 всего. К концу дня уже всех в лицо узнавали, с кем-то познакомились, русских встретили – три сноубордиста из Питера.
Проехались раза четыре по трассе № 23 Bernina. Остальные трассы были ещё в тени – солнце их ещё не осветило. Жёстко с утра. Трасса местами очень узкая, не огороженная при этом, на скорости не впишешься в поворот – улетишь под откос высотой 600 метров. Спустились вниз, народ стал возмущаться – узко, опасно, жёстко, на сноуборде вообще не в кайф ехать – поехали в Ст.Моритц кататься. Меня тоже такие мысли преследовали. Ладно, говорю, давайте ещё раз съедем, а я один раз по чёрной проеду. Проехал, и неожиданно – очень клёвые две другие трассы – красная (21 Giandas) и чёрная (22 Minor – на самом деле, она тоже красная). Трассы пересекаются, так что есть варианты. Приехал вниз, говорю – пошли на двух других трассах кататься, там клёво. Еле уговорил хотя бы один раз проехать по ним. Понравилось, и давай гонять по ним до конца дня. Классно. Народа мало было – трассы почти не разбивались. Внетрасска на этой горке тоже зачётная должна быть, но свежего снега не было – бугры жёсткие и смёрзшийся снег, где-то скалы. Для фрирайда годное место, даже клуб фрирайдеров есть, где можно встретить единомышленников, чтобы не катать в одиночку.
Укатались и очень довольные уехали с Lagalb.
День шестой. 9 января. Ст.Моритц
С утра встали – облачно. На Корваче дуло и видимость не айс была, поехали кататься в Ст. Моритц. Обнаружили большую бесплатную парковку в Целерине (46.513157, 9.854675) прямо у подъёмника. Как выяснилось по картам Гугл – под парковкой проходит ж/д туннель. Тут обнаружилось, что забыли перчатки и палки к лыжам. Без палок ещё можно кататься, но без перчаток никак – вернулись в апартамент, кто на сноуборде (кто перчатки не забыл :)), поехал кататься. 10 минут туда - 10 минут обратно, и опять около подъёмника. Тут у маленьких детей из лыжной школы праздник – соревнования. На видео снимают. Все занимают первое место и получают медаль.
Едем наверх. Там видимость не очень. Спускаемся в самый низ, потом ещё катаемся немного над Целериной, и едем в зону над Ст.Моритцом. Тут катаемся. Опять еду в зону классных трасс 1-6.
Вижу, как вертолёт собирается тащить на тросе снежную пушку.
Вижу швейцарских военных – парни лет 20 (у них призывная армия). Две группы по 30 человек. Без оружия. Одна группа на горных лыжах, вторая что-то собирается строить. Через две недели по телевизору показывали соревнования Кубка Мира по лыжам в Ст.Моритце – военные на лыжах стояли вдоль трассы и обеспечивали безопасность, помогали улетевшим с трассы супергиганта лыжницам, а те, кто без лыж, построили трибуну. Так что в Швейцарии военных тоже привлекают к выполнению несвойственных функций (так вот кто строил склоны Ст. Морица – швейцарский военный стройбат).
Встретил фрирайдеров русских на подъёмнике, они недовольны – нет пухляка. Вне трасс один жесткач.
Вечером было ночное катание на Корваче по трассе № 10. Но пошёл сильный проливной дождь и туда кататься не пошли. Нужно ещё вещи сложить – завтра уезжаем.
День седьмой. 10 января. Корвач. Дорога в Штутгарт
С утра сдали ключи от апартаментов. Поехали кататься на любимый Корвач. Погода – солнце. Машину с вещами оставили на платном паркинге у подъёмника (4 франка) напротив видеокамеры. Было опасение, что вчерашний ливень смыл весь снег. Но по факту оказалось всё нормально. Правда, ратрачили ночью, и трассы под утро замёрзли и были в состоянии "доска для стирки" или "шифер на крыше".
Потом часам к 11 трассы отпустило, и стало всё нормально. Проехались по любимым трассам. Катались до часа дня. Потом переоделись перед дорогой. У меня в кармане лежали два ски-пасса одноразовых от Банного и Абзаково. Я их аккуратно раcположил на радиаторной решётке рядом стоящей "Тойоты". Тут пришёл хозяин машины – у него от этих бумажных ски-пассов произошёл разрыв шаблона, он сначала сильно возмущался внутренне, потом понял, взял сувенир себе и успокоился – приезжай друг к нам на Урал! Нам ничего не сказал. Когда он уехал, посмеялись над этим случаем.
Выезжаем. На улице +10 или +12. Нам предстоит долгий путь в Штутгарт. Через три страны – Скуоль, Наудерс, Ландек, Брегенц, Ульм. Приехали в Скуоль.
Тут со снегом всё плохо. Травка зеленеет, туман над речкой, едем над облаками. В феврале 2014 ездили сюда кататься, тут со снегом было всё просто замечательно. Теперь снег есть только на самом верху. Фоткаем, и через туман едем дальше.
Решаем заехать на заправку в Самнаун.
Самнаун – швейцарская деревенька с кучей магазинов дьюти-фри (деревня находится после пограничных пунктов Швейцарии) и дешёвым бензином. Горнолыжный курорт с общей зоной с австрийским Ишглем. В прошлом году тут завершили альпийский горнолыжный сезон. Но лыжи нас не интересуют сейчас – нам нужен дешёвый бензин. Но не всё так просто. В деревню ведут две горные дороги (Pass-ы) со швейцарской стороны и с австрийской вдоль двух сторон узкого ущелья. В снегопады их закрывают, и деревня оказывается отрезанной от мира. Кроме бензина, наша цель – экскурсионная поездка по этим дорогам. Сравним две дороги.
Подъезжаем к повороту на Самнаун. Взгляд вверх и вопрос – "Что это такое над пропастью на мостках? Тропинка или железная дорога?". "Это дорога на Самнаун. И мы едем туда!" – отвечаю я, и резко поворачиваю с дороги вправо и на подъём по горной дороге. До заправки ВР у въезда в Самнаун ехать минут 20 по швейцарской дороге.
Заезжаем на заправку – тут бензин по 0.96 Е (в Австрии – 1.3 Е, в Италии и Швейцарии – 1.5 Е, в Германии – 1.4 Е). После заправки проезжаем на ледяную площадку (лёд не почистил никто) над пропастью, фоткаем горы и едем по австрийской дороге. По австрийской дороге тоже ехать минут 20 – поворот на эту дорогу сразу после заправки, мостика через ущелье и австрийского таможенного поста.
Что сказать про эти две дороги? Австрийская дорога – достаточно широкая дорога (одна полоса в одну сторону, другая в другую) с несколькими туннелями и поворотами на 180 градусов на серпантине ближе к основной дороге в Австрию. Эти повороты пронумерованы. Дорожное покрытие – почти идеальное. Швейцарская дорога – узкая, где-то подбитая с треснувшим асфальтом, местами неогороженная дорога, местами шириной в полторы машины, но с карманами над пропастью для разъезда. В карманы лучше без крайней нужды не залезать – там есть лед и не огорожено. По отвесной стене лететь далеко. Повороты на 180 градусов и слепые повороты присутствуют, но дорога хуже австрийской! Отдельно нужно рассказать про туннели – их там четыре штуки. Туннели не простые, а древние – такие, что в них может проехать только одна машина (желательно, небольшая по габаритам), освещены они не везде и при этом петляют внутри горы. Поэтому заезжая, в туннель, посмотрите, не заехал ли кто-то ещё в туннель с другой стороны? (дорога просматривается), иначе будет проблематично разъехаться и даже выйти из машины. Но проехать по этой дороге нужно. Чтобы запомнилась на всю жизнь. Не бойтесь, по ней ездит рейсовый швейцарский автобус в Самнаун – главное, чтобы он не ехал вам навстречу!
Потом ехали вдоль зеленой реки Инн до длиннющего Ландек-туннеля, потом – ещё более длинный Альберг-туннель (платный). После Альберга остановились на стоянке для отдыха на австрийском автобане. Тут находятся идеальные бесплатные туалеты. Остановились на экскурсию. Почему идеальные – потому что они очень чистые!
А австрийцы в них не ходят, а ходят в лесок рядом или прямо на остановку – сам видел. Были тут в феврале 2014 г. Фоткаем горы на закате, кушаем и едем дальше.
На немецком автобане Брегенц-Ульм мой коллега установил личный рекорд скорости – разогнал Опель-Зафиру до 180 км/ч. Я сказал, что в дождь ночью так ездить не нужно. Потом ехали со скоростью 120 км/ч. Дул очень сильный западный ветер, такой, что чуть не сдувал машину.
Приехали в Штутгарт за час до окончания времени заезда в отель. Поставили машину на платный подземный паркинг (хотя и бесплатных мест было много около гостиницы). Перекусили (похомячили остатками продуктов) и спать. На улице – очень сильный ливень с молниями (зима же, блин).
11 января. Штутгарт. Культурная программа – идём по музеям
В Штутгарте жили в гостинице Hotel Stuttgart Zuffenhausen (48.83443934732699, 9.161968007683754). Оказалась недорогой гостиницей для бизнесменов (завтрак оплачивается отдельно и достаточно дорог (20 Е)). Но нам, кроме цены, важно расположение гостиницы – рядом находится музей автомобильной компании "Порше" (48.834087, 9.152267).
После завтрака отправляемся туда. Можно пройти пешком, но боязно оставлять машину с вещами на улице на бесплатном паркинге (в том районе бесплатных паркингов много). Загоняем в огромный подземный паркинг и идём изучать музей (4 часа). Есть бесплатный аудиогид на русском, расскажет о каждом экспонате. Музей очень достойный. Советую посетить этот музей.
Музей Порше (фотки под спойлером)
Проезжаем минут 30 на машине, и мы уже около другого автомобильного музея – музея "Мерседес-Бенц" (48.788103, 9.233875). Музей огромный, супер. Куча автомобилей известной фирмы – первый автомобиль в мире, гоночные машины с деревянной рамой начала ХХ века, шикарные лимузины, автобусы, грузовики..... По музею можно ходить целый день, жалко, что у нас времени было всего 4 часа. Так же дают аудиогид на русском бесплатно. После посещения музея сложилось впечатление, что всё новое в автомобилестроении (включая и сам автомобиль) было придумано в фирме "Мерседес-Даймблер-Бенц".
Музей Мерседес-Бенц (фотки под спойлером)
Оба музея плавно перетекают в магазин сувениров и в автосалон, где можно купить машину (игрушечную или настоящую). Сувенирная продукция дешевле у "Порше", настоящие машины – у "Мерседеса".
Едем в аэропорт, сдача машины, погрузка в самолёт и перелёт домой без приключений. Завожу вещи домой и иду на работу – длинные новогодние каникулы 2014-2015 закончились и начались трудовые будни.
Выводы
За 10 дней поездки посетили три страны, откатались 8 дней, посмотрели два музея, проехались в Самнаун, видели трамплин Инсбрука, встретили (и не встретили) друзей. Потратили около 1500-1600 Е с носа (полный бюджет) – отлично отдохнули. Погода (кроме одного дня) была солнечная. Нам повезло. Всем спасибо, кто дочитал до конца мой длинный рассказ.
1. За 35 минут я до Корвача из Понтеризины доезжал на общественном транспорте. Изучайте расписание и все будет хорошо. Тем более, что более близкая к Вам станция была Ст.Моритц Бад (а не Дорф).
2. На вершине Корвача обычные трассы - ничего там сложного нету. Не пугайте народ -)))
3. С ночным Цюрихом это вы дали жару.
4. Был на неделю раньше Вас -русских видел один раз.
5. Успел покатать и Лагальб и Дьяволеццу. Лагальб мне понравился намного больше Дьяволеццы. Отличные и интересные трассы. Только успевай, ввверх -вниз. И ресторан в Лагальбе показался вкусней -)))