Море солнца, море снега, полное отсутствие камней на трассах – в общем, отдых удался!
Выбор местаМесто для зимнего отдыха начинаем выбирать сильно заранее – недельки через две после возвращения домой с гор. Изучаем схемы трасс, читаем отзывы, анализируем… К сентябрю остается два-три курорта, и тут уж – дело случая, куда фишка ляжет… Основной принцип – не повторяться. Хотя есть места, достойные исключения. Зельден безусловно привлекателен своей высокогорностью – снег гарантирован, наличием трех трехтысячников, двух ледников, и для разнообразия – наличием по соседству не менее обширной зоны катания Обергургль. Обе зоны связаны бесплатным скибасом. Но абонементы на подъемники разные (!)
Приятные неожиданности
По приезде в Зельден с удивлением узнали, что в 10 км ниже по долине, в Лангенфельде, существует построенный в 2004 г. Аквадом. По сути, большой водно-банный комплекс с собственной гостиницей, крытыми бассейнами, тремя подогреваемыми бассейнами-чашами на открытом воздухе (серо-водородная, простая и морская вода), трубой-горкой и набором различных саун (длинный коридор, двери налево и направо) . Ни одна сауна не повторяется!!!
Есть даже сюрприз – соляной грот с неожиданностями. Подробности опущу, чтобы не мешать остроте восприятия.
Не забудьте нажать все три кнопочки на стене в гроте!
При наличии в Зельдене своего бассейна в спорт центре Фрайцайт Арене, мы все «отметились» в Аквадоме по два раза. Из минусов – только замечание, что температура в двух лучших саунах не поднималась выше 100 градусов.
Расценки – 13 евро бассейны и 7 сауны. На три часа – всего 20 евро. Халаты, полотенца – можно арендовать, можно приносить с собой. Фены есть в раздевалках, в достаточном количестве.
Можно поужинать в ресторане с видом на бассейн.
Как добираться: с полтретьего каждые 10-15 минут ходят бесплатные автобусы.
Обратно: последний автобус заберет вас со ступенек Аквадома в 19:05, для тех, кто позже – на ресепшн вызовут такси. Сам Аквадом работает до 22 часов.
www.aqua-dome.at
Размещение
Весь Зельден пешком можно одолеть за 10-15 минут. Он вытянут вдоль берегов речки Отцталер.
Более популярно размещение при въезде в Зельден, у подъемника Гигльйох. Здесь все апре-ски, молодежные дискотеки (на австрийский манер, как сельдь в бочке). Если вам предложили жить на другом берегу речки – не отчаивайтесь, это рядом! Тем более что у подъемника можно арендовать место для лыж и ботинок, и оставлять все хозяйство в камере хранения, где его высушат, а домой ходить налегке! Стоимость – копейки.
Но: есть еще размещение выше по склону – вдоль дороги, вдоль трассы. Безусловные плюсы – выезд-въезд домой со склона, не снимая лыж. Не понравиться это может только начинающим – под конец дня «дорога домой» сильно запружена людьми и – увы – разбита.
Минусы – погуляв вечерком по поселку, домой придется долго брести в гору (минут 20) или звать такси. Расценки у таксистов прописаны в специальном формуляре, и от настроения таксиста не зависят. Машина на 4 человек стоит определенную мзду, далее за каждого лишнего человека доплачивается евро. Кстати, такси – это микроавтобус на 12 человек, с багажником для лыж сзади. Мы жили в Грюнвальде, и машина снизу стоила 10 евро.
Наверху можно найти более оригинальное размещение, чем внизу. Либо это будут очень большие комнаты (25-30 м), либо гостиная с эркером. Тем ребятам, что жили внизу, достались небольшие комнаты, и все на последнем этаже (т.е. скошенные потолки).
Есть еще Хохзельден – это несколько гостиниц чуть ниже первой очереди подъемников. Для любителей уединенной жизни, в полном отрыве от вечернего безобразия Зельдена.
Первое, с чем сталкиваются россияне, приехавшие в апартаменты – проблема сортировки мусора. У нашей гостеприимной хозяйки было два пунктика – не носить в номера лыжные ботинки и научить безалаберных туристов различать мусор. Это ведро для пластика, это для металла, это для пищевых отходов. Эта корзина для бумаги, а эта – для бутылок. А если ваши умственные способности взрываются от невозможности дать наименование очередному кусочку мусора – есть спасительная корзина «ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ».
И еще одно: если вам дали один ключик на четверых человек – не парьтесь, договариваясь о встречах и явках в одно и то же время под двери своего временного пристанища: попросите хозяйку выдать ключики КАЖДОМУ. В нашем случае, в течение двух недель передавая ключ друг другу, встречаясь в час Х в ресторанах на склоне и испытывая некоторый дискомфорт при попадании домой в неурочное время, мы кляли жадность хозяйки, не желающей заказать лишний комплект ключей, и в то же время не желающей открывать дверь на наш звонок. Как оказалось в день отъезда, мы просто НЕ ПОПРОСИЛИ дополнительный ключ, который, конечно же, был…
КатаниеСклоны все ухоженные, широченные, длинные. В первый день поехали на ледники. Полное удовлетворение. Во второй день исследовали область Гайслахкогеля. Тоже хорошо. В остальные дни катались везде, где хотелось. С утра втапливаешь газ, и до обеда. Замечательна 14 трасса – достаточно крутая вначале, и с регулярными перегибами в дальнейшем, на которых при хорошей скорости можно даже попрыгать. Если уйти влево от трассы – море целины. Трасса малонаселенная за счет крутизны при старте. Захватывает дух при спуске по 31 трассе – короткая, очень широкая и крутая. Особенно хороша с утра, по вельвету. Неплохо на нее выходить , размявшись и разогнавшись на синей 35.
Отличная 3 трасса – разве что немного жестковата. Опять же, можно доставить удовольствие своими па тем, кто сидит внизу «в партере» ресторана на Средней станции Гайслахкогельбана.
Кстати, именно на 3-ей каждую среду по вечерам инструктора демонстрируют свою технику катания. Геометрия фигур и перестроений впечатляет. Знаете, как в небезызвестном фильме: дорогой, посмотри, как красиво плывет та группа в полосатых купальниках…. И весь каприз – за десять евро.
Еще из сложных трасс я бы отметила 25 – южная ориентация, очень жесткая. Единственная, где внизу встречались камешки. Нам она не приглянулась.
Достойно выглядит 7 нижняя - ухоженная крутая жесткая техничная трасса. Не очень удобно с нее выбираться – надо снимать лыжи, садиться на нижней станции в гондолу. Не рекомендую с 10 до 11 часов из-за желающих подняться. Но в целом в Зельдене очередей нет! Максимально стоишь 5-7 минут в час пик, когда поднимается основная масса отдыхающих, еще не распределившаяся по трассам и не осевшая в ресторанах.
Пару слов о 10 нижней 4-километровой трассе – самая длинная освещенная трасса в Европе. Хорошо подготовленная, с умеренным уклоном, идеальна для отработки техники. Каждую среду вечером ждет тех, кто не успел накататься днем (дополнительно 10 евро)
Все остальные трассы обычные, подготовленные в лучших австрийских традициях. Катались две недели, и не наскучило. Правда, катались в разных погодных условиях, а это меняет трассы до неузнаваемости. Но о погоде позже.
www.soelden.com
Один день катались в Обергургле. За отдельную плату (38 евро). Очень достойное место. Катание с пяти пиков. Трассы имеют юго-западную ориентацию. Народу в пять раз меньше, чем в Зельдене. В основном, качественные красно-синие трассы. Основное отличие от Зельдена – отсутствие смотровых площадок на вершинах.
Есть интересное обозначение спуска в Австрии: «Ski route». Я дважды покупалась на эти надписи, подразумевая что-то вроде спуска по дороге. Не верьте, ваш ждет натуральный экстрим. «Ши рут» это никогда не обрабатываемый условный спуск шириной в два бугра и крутизной когда из трех флагов, отмечающих дорогу, от первого видна лишь макушка третьего, а рядом – рукой потрогать – стоят лавинозаграждающие сооружения. После прохождения Ski route требуется хорошая доза конъяка для восстановления сил и мироощущений.
В Обергургле это трасса № 11! После нее черная 13 воспринимается как синяя для начинающих!
Что еще интересно в Обергургле – существование высотного сообщения Хохгургль – Обергургль – 10-15 минутная гондольная дорога, соединяющая две области катания, протяженность Топ-экспресса 3,6 км.
Трассы в нижней южной части Обергургля проходят среди живописных елок. Там же симпатичный ресторанчик.
www.obergurgl.com,
www.hochgurgl.com
Еда на склоне – 10-15 евро. Большой выбор как ресторанов, так и блюд. Два-три вида мяса, традиционные вкуснейшие сосиски, и прочий обычный набор – салаты, спагетти, картошка, супчики, сладости. Пиво, глювайн и т.д.
Есть симпатичный ресторанчик на 2-й трассе, в музее минералов. Будете проезжать мимо – закажите «ребрышки» Это песня тирольской кухни.
Экскурсии
Турагенты и их представители предлагают набор экскурсий, как то: Инсбрук и Сваровски, Мюнхен, Венеция, баварские замки. Каждый выбирает, что ему ближе. Многие едут в Сваровски «только посмотреть». Без подарков близким и родным не выходит никто.
В Инсбрук можно доехать самостоятельно на автобусе 12 евро, шоппинг лучше делать в Отце (поселок при въезде в долину).
Бюджет поездки: 900 евро - путевка, 300 евро - ски-пасс на две недели (11 катальных дней и два выходных по выбору), 150 евро - еда, 60 евро - сервис лыж, 100 евро - экскурсии и такси. Итого: 1500 евро две недели.
Погода
Первая неделя была ясная, солнечная, соответственно склоны немного жестковаты. Загорели здорово. Зато в воскресенье задуло, и в понедельник повалил снег. К обеду развиднелось, отлично покатались по свеженькому. Далее два дня почти нулевой видимости, снег и туман, ледники закрыты. На склонах – борьба за выживаемость. Отчаянные лезут в целину, но на пологих участках не набирают скорости, вязнут в свежем снегу и толкаются палками. На следующий день ледники не успевают отратрачить, вместо обычного кайфа – топкие сугробы.
Но в остальных местах катание как по маслу.
Зато под завершение поездки – мороз и солнце, очень ветреный, ясный день и соответственно отличное катание под занавес. Завтра – в Москву.
Будут вопросы – обращайтесь
Автор: Светлана |