Мы ездили в Зельден большой компанией (9-11 человек) в начале февраля 2009 (31 янв - 14 фев), и конечно - самоходом. В этом сильно помог forum.ski.ru, жаль только, что нашел я это место уже после того, как было забронировано жилье - некоторые вещи бы мы переиграли.
Ну да ладно, нам все равно понравилось. Поскольку здесь много эмоциональных рассказов о Зельдене - место у соотечественников популярное - я позволю себе сосредоточиться на тех конкретных деталях, которых мне не хватало в процессе сбора информации.
Итак, нас было 7 бордеров и 4 лыжницы, 2 машины + трансфер (летели через Мюнхен, который суть приятный и занимательный город). Ехали мы именно кататься, так что apres ski нас не интересовал(о) - лишь разок мы гульнуле в Шнурке (snowrock bar) и в соседнем стриптизе, и то скорее для проформы на границе двух недель нашего пребывания.
Итак, к каталке. Если не помните тамошние трассы, лучше имейте перед глазами карту - будут подробности. Зельден для сноубордистов подходит не очень. Здесь много крайне положительных отзывов от лыжников (по всей видимости), а от сноубордистов что-то не очень. Причин - всего две: неадекватные лыжники и постоянные горизонтальные полки, на которых, опять же, толпы неадекватных лыжников.
Возможно, неадекватные лыжники - атрибут времени, в течение которого мы в Зельдене гостили. Быть может, в середине марта, скажем, там с этим много лучше - не знаю. Но нам постоянно мешали товарищи и товарки, которые на узких и медленных участках либо 100% ширины трассы использовали без видимых причин, либо резко и по первости неожиданно останавливались. Особенно запомнился опытного вида и поведения товарищ, который, едучи передо мной по неразбитому краю 30-й трассы в том месте, где начинается ее горизонтальный участок, вдруг резко остановился с поворотом на 90 градусов - то ли подождать кого, то ли оценить по пройденному участку свою крутость. Едущие перед ним и за ним люди, пользующиеся неубитой обочиной для разгона на нудном горизонтальном участке, его, видать, не смутили. Справа от нас была толпа ребятни, слева - небольшой обрыв с речкой. Мне пришлось выбрать третий вариант - проехаться ему по лыжам, т.к. падать и потом не иметь возможности разогнаться (я доскер) мне было не с руки.
Горизонтальных полок в Зельдене на удивление много, и некоторые из них являются целыми трассами. Например, упомянутая синяя 30 (у нее вообще единственный плюс - если вы задержались на леднике до 16.00, возвращаться в Зельден можно только по этой трассе - обходной путь через подъемники уже закрыт), а также синяя 6. Добавим к этому (с натяжкой и во второй половине) синюю 33, треть красной 5, а еще большой участок красной 18, плюс ski tunnel, в котором комфортно ехать на доске можно лишь при попутном ветре, плюс несколько участков на 36 и 38 трассах, плюс начало 32/33 трасс с ветродуем в лицо, плюс примерно половину красной 10 и красной 9, плюс начало синей 24, на которой все обманутые бордеры хором матерятся. Короче, по сравнению с Шамони, где на 4 или 5 районов катания (в зависимости от способа подсчета) было всего 3 траверса (зато немаленьких), это полный вперед!
Нам не очень повезло с погодой - снега было очень много, зато солнца - очень мало (фактически - 2.5 дня из 13 катальных). Отсутствующее солнце, похоже, компенсировал ветер - из-за него часто закрывали ледники, верхнюю очередь Гайслайхкегля и красную 2 трассу, т.е. те места, где катание было лучше всего! Возможно, этот аспект и побудил обращать пристальное внимание на недостатки остальных трасс...
Уверенно катающимся крайне рекомендую следующие трассы: красную 2 (но только в солнечную погоду), черную 3 (аналогично), которая, правда, имеет дурацкий выкат в виде ресторана в 5 метрах от конца крутяка, черную 7 (в любую погоду; бордерам жаль, что выкатываться приходится на 9 и 10), красную связку 1-4-1, а лучше 1-4-10, красную 11, черную 14, черную 25, связку синяя 32 + черная 31 (наш фаворит). Имейте в виду, что все трассы, кроме, пожалуй, синей 32 (она слишком широкая - Boeing-747 можно посадить!), разбивают в хлам уже к обеду, так что если вы любите карв, милости просим на 14, 25 и 31 трассу - только там надо быть первым. Потом там откуда ни возьмись обычно появляются толпы чайников (похоже, они не смотрят на карты и теряются), мешающих ехать и накатывающих бугры. Но это, похоже, везде надо принимать как данность...
Черная 31 трасса - это вообще многосторонняя штука. Во-первых, ее (и синие 32/33) обслуживает самый удобный подъемник - яйца, 2 очереди которых можно проехать без пересадок. Во-вторых, если вам повезло и все ездят по 33й, а сверху светит солнце, здесь можно всласть покарвить (мое самое сильное катальное впечатление всей поездки - утренний продубас по здешнему вельвету, покрытому тонким слоем свежего снега при полном отсутствии народу). В-третьих, 6 февраля нам несказанно повезло - пришел такой снегопад, что с ледника все ушли. Лишь горстка людей радостно барахталась в целине, образовавшейся на 31 и 32 трассах - в сторону можно было даже не уходитЬ! В-четвертых, раз уж о фрирайде заговорили - по бокам от 31й есть легкодоступный пухляк. Короче, это курорт на курорте. Жаль, что все остальные трассы сильно отстают...
Однажды на подъеме случайный попутчик проговорился, что очень хорошее катание на 37 и 38 трассах - под бугелями. Эти подъемники отпугивают народ, поэтому трассы хорошо сохраняются до конца дня. На личном опыте так и не проверили...
В противоположность Шамони, спуски до самой долины (9, 10, 19-20-21-22) порекомендовать не могу - после полудня, когда народу на нижних станциях уже нет, эти трассы уже разбиты до неприятного состояния.
Про фрирайд здесь писали много и подробно, поэтому останавливаться на этом не хочу. Перед поездкой мы расчитывали на поля по обеим сторонам от 30-й трассы, но ни разу на них не вышли - хватало других мест, менее изъезженных.
На денек ездили в Хинтертукс, в соседнюю долину. Вообще, ехали на фрирайд (один участник много раз бывал там и обещал показать прекрасные безлюдные места), но погода снова подкачала, везде был плотный наст, поэтому катались по трассам. В целом, туксовские трассы даже интереснее Зельдена, но их сильно меньше, а бугелей - больше. Мы обкатывали красные трассы, начиная с верхней очереди кабин/яиц - было бы просто супер, но сильнейший ветер и почти нулевая видимость превращали катание в борьбу со стихией. Рекомендую при хорошей погоде, зачетное место!
Осталось только рассказать про деревню и жилье. Если вы едете туда впервые, внимательно читайте карты - мы лоханулись и забронировали апартаменты в Platte, на склоне горы, так что возвращаться пешочком после целого дня каталки было затруднительно и невесело. Временами асфальт обледеневал, и некоторые падали на ровном месте.
Если уж вы решили жить в самом Зельдене, настоятельно рекомендую селиться у Гаслайхкегля (левый подъемник на карте трасс) - там значительно меньше народу с утра. Очередь (в период нашего пребывания) собиралась в 9.15 и рассасывалась после 10. На Гигийохе очередь появлялась уже в 8.30. Кроме того, на трассах Гигийоха обычно невероятный муравейник (особенно на 11, 13 и 15 трассах), в то время как в левой части региона (Гаслайхкегль) заметно посвободнее.
Но идеальный, на мой взгляд, вариант - жить где-нибудь в Лангенфельде или другой деревушке между автобаном на севере и Зельденом на юге. Имея прокатную машину, вы будете свободны в выборе курорта каждый день - это раз. Сэкономите на проживании или выиграете в качестве за те же деньги - это два. Будете ближе к АкваДому (о, это отличное место стоит посетить хотя бы раз, но только не в пятницу - в пятницу у них отвратительное меню во всех ресторанах) - это три.
Второй раз мы сюда вряд ли поедем - есть еще куча неопробованных мест, да и комфортнее здесь явно лыжникам, нежели бордерам (парк в расчет не берем - мы его не посещали, ибо не интересуемся).
Даты поездки: 31 января - 14 февраля 2009
Автор: Василий (gingerman)