Приветствую всех любителей горнолыжного спорта!!!
Наконец-то дождались сезона 2022, наконец-то удалось прорваться в Альпы и наконец-то сегодня будем прожаривать австрийский горнолыжный курорт Шмиттен Целль-ам-Зее.
Это рядом с Зальцбургом, в городке на берегу озера Целл. Как всегда, в своих заметках о каком-либо лыжном курорте, попытаюсь выдать максимально полный гайд об интересных трассах, где они, какие из них самые самые, а какие совсем не стоят внимания.
Зона катания Шмиттен Целль-ам-Зее имеет общий ски-пасс с зоной Капрун - Китцстейнхорн и снежным цирком Заальбах (да, так он называется в проспектах, потому-что круглый, а не смешной). Но, недостаток в том, что эти зоны не сообщаются между собой и поехать туда покататься возможно только на ски-басе или авто.
В зависимости от того, где Вы поселитесь - подниматься наверх возможно в гондолах CityХpress4 в центре городка Zell am See, или AreitХpress1 на окраине (левее, если смотрите на карту). Либо есть вариант подняться в авто на парковку к гондолам TrassХpress15 или Schmittenhohebahn7 и первыми взорвать вельвет. Последний - это небольшой вагончик Порше, который возит на верхнюю точку курорта каждые полчаса. В небе выглядит как подвешенный мимиминитрамвайчик. Обратите, кстати, внимание на то, как владельцы курорта пишут названия гондол - через большую Х, тем самым как-бы намекая нам за екстремальность его склонов))).
Те, кого поднимает Ситиикс сразу по выходу могут ехать вниз по #13 black. А вторым нужно перейти на Areitbahn ll2 и выйти на промежуточной станции (общее время подьема составит примерно 20 мин) и потом все время левее по #2 red и внизу еще левее на #13 black. Зато на пересадке в Арейтбан вы посмотрите на мини-музей олдскульных тачек. Как по мне - зеленый фолькс -огонь.
#13 black это первый серьезный склон, которым нас встречает Целл и для многих эта горка станет лучшим склоном курорта. Она имеет хороший крутой уклон, что компенсируется пологими уступами внизу каждого участка и несколькими Z-образными поворотами. Внизу, на финише, довольно крутой финальный съезд, но там сделали боковые уступы-выкаты для тех кому склон покажется слишком отвесным. Трасса в тени и при хорошей погоде бархат и жестсткость покрытия приводят в полный восторг. Единственный ее недостаток - это отсутствие персонального подьемника. Вам нужно либо подняться на гондоле Трасс15 и пробираться до начала #13 примерно столько-же, сколько есть ее длина (~1,7 км), либо после ее прохождения спуститься вниз к Сити4 и снова подняться на нем наверх (так и не понял, как это сделать в реале).
Дальше у нас то, зачем все едут в Целл - нас ждет Trass #14 - жемчужина зоны Schmitten. Похоже, я в плену у маркетологов курорта, поскольку второй раз в Целл-ам-Зее приехал исключительно ради нее. Длина 4150м, перепад 1000м, уклон до 70% - огонь вводные)).
Причем австрийцы везде поддерживают этот уровень саспенса. На выходе из гондолы Трасс фото лыжника в прыжке, посередине трассы плакатик, на котором сухие факты продолжают нагнетать)). Там сказано, что обычный человек тратит на прохождение Trass #14 до 10 минут. Затягивают тебя в игру)).
Но все это, по сути, тонкий маркетинг. Во первых, старт аж на горе и видимо с него считаются 4150 м. Во вторых, она - широченная и крутой уклон 70% имеет только один участок после траверсы, которая делит Trass #14 пополам (где и находится этот плакатик). Остальные участки имеют обычный уклон 18 - 34%. В третьих, спуск довольно широкий и там даже учат спускаться маленьких деток))). Но факт есть факт, Trass #14 - наживка и ты на неё покупаешься.
Есть, конечно, вопросы к стартовой позиции. Раньше она была почти посередине, сейчас старт перенесли на топ курорта возле часовни. И если Вы хотите официально стартовать и вести свой отсчет времени с этого места, то добраться до него можно весьма замысловато - с Schmittenhohebahn7 каждые полчаса или съехав с Trassxpress15 прямо вниз по #8 и поднявшись наверх по Kapellenbahn17.
Неудобно так делать - свой остчет времени я вёл с верха гондолы Трасс от белой будки слева. Кстати, Strava тоже считает время с этого места.
На пути к лучшему времени на Trass #14 главное препятствие - отсутствие других лыжников на Вашем пути. Еще есть вторая траверса, от которой склон падает на 70% и где надо или прыгнуть и повернуть (кто может), или лупашить нагонять.
Дальше уклон подхватывает и требуется только одно не ссать хорошая физподготовка)). На финишном выкате, можно распустить траекторию и искать свой предел скорости. Поверхность трассы жесткая, местами ледянистая - поэтому канты должны быть ок.
Про маркетинг. Они пишут, что лучшее время у М.Мэндлера - 3:30. Полагаю, это для того, чтобы втянуть в игру (мое лучшее 3:18 4150м, 2:31- 2680м) В Страве некто ИсламиИслам заехал на 1:56. Похоже, он ехал только отрезок от гондолы 2680м, - не полную. Но чел крут. Представьте как нужно валить все время, чтобы выйти на 83км/ч среднюю, ибо на траверсе он по-любому сбавляет скорость. Посмотреть бы, как он там прыгал. Если любите скорость, адреналин и состязательный аспект - пристрянете на Trass #14 надолго.
Наверху, напротив выхода из гондолы Трасс - рест Franzl. Милое место с кучей рогов на стенах (осуждение)). Милое, потому-что много свободных мест, мягких скамеечек, прекрасный вид, террасса и туалет с лифтом).
Если Вы тут уже не "месяц отдыхаете" - с навигацией на курорте у вас не всегда будет ок. По сути, курорт разделен на две зоны - темную и светлую)). Сумеречная)) - это та зона, куда нас вывозят подьемники из города, зона двух основных спортивных склонов - #13 black и #14 Trass. Даже в солнечную погоду эти трассы находятся по большей части в тени, поэтому покрытие их жестче и стабильнее. На вторую зону катания - Sonnen - сможете попасть, поднявшись на трамвайчике Sonnenalmbahn8 из долины Trass, или на лыжах от гондолы Trass вниз по синей #8 потом левее еще вниз до креселки Kapellenbahn17 и на верхнюю точку курорта, там где Berghotel и Chapel. Часовня мимими снаружи и внутри. Можно поставить свечку за погибшего альпиниста, только непонятно, где ее оплачивать - какая-то мутная касса - скорбь осталась безутешной.
Здесь-же от Капельбана 17 можно ездить вниз по #9 black. Обычная черная горка с уклоном, широкая. Но в качестве ограждения у нее только елки, а трассы на вершине гор без ограждений, в лично меня вселяют ужос. Ап по Kettingbahn12 и налево по пологому руту 28. Если съедете сразу вниз налево по синей #9, то это опять будет #9 black. Тошним по 28, поворачиваем вправо, опять тошним до стульев и направо будет поворот на #11 red.
Это выход в Sonnen. Что там ловить, вообще? Воу воу - там есть своя жемчужина, там же худшая горка курорта, фан парк и самая лютая трасса на Шмиттен.
Начнем с худшей. Это спуск #21 red вдоль гондолы Zellamseexpressll+l, которая едет к Заальбаху, Узкая (относительно) тропинка и если никого впереди нет, можно пробовать набрать скорость, но если есть хоть один человек- так нельзя , негде тормозить. Внизу начинается уклон, все ледяное - солнечная сторона. Перед станцией надо стронг вправо если Вы наверх и стронг влево, если дальше вниз. И не забыть, потому что жесть, лестница и щебень. Не понравилась от слова совсем. Сверху этой гондолы с горы вниз идет #12 red - тоже заколдованная)) - горы снега и голый лед. Некомфортная.
Вдоль олдскульной, кондовой креселки Sonnenkogelbahn19, по обе стороны находятся 4 трассы, которые сливаются внизу в очень широкий склон. Налево от подьемника уходят #15 black и #15 red, а вправо идут #17 red и #16 red. #15 black хорошая, но местами голубая ото льда -точите канты. #15 red - обычная альпийская красная горка. #17 red и #16 red понравились больше - нет льда, снег разбит меньше после обеда, и они много шире 15й и 16й. 17я при этом с необычным рельефом - какими-то холмами. Вот она на фото.
Обещал жемчужину - #19 red с креселки Hochmaisbahn22. Это очень широкий, бархатный, почти некатанный склон, и он почти пуст. Катай как хочешь! На тьомной стороне к этому часу расколбас, а тут как в библиотеке.
Там же, с этого подъёмника вверху, въезд в фанпарк (видно вьезд на фото вверху). Фанпарк прикольный! Надо давать краба, бить в гонг и ездить по мостику, трамплину и в тоннелях. Гуд и мимими. Ради этого парка и #19 red имеет смысл переползти после обеда на солнце.
Но за кайф покатать вторую половину дня по неразбитой трассе надо будет немного приплатить))). Я говорю о самом лютом склоне курорта - трассе #20 red. По ней вы поедете домой. До финального спуска она кажется суперфановым синим выкатом среди сосен. На одной из стрелок, как экскьюз, открывается супервид на сумеречную зону - #13 black (справа), #14 Trass (слева).
А потом начинается узкий, длинный и довольно крутой ледяной спуск. Не ту горку назвали Черной Мамбой - даром, что прямая. Прокачаете боковое скольжение.
Кто не девочка Таня, а трушный лыжник - поедет с горы домой вечером вниз на своих. От Трасса налево вниз: к Сити левее, к Арейт правее. На Сити ведет связка #5 синяя, местами переходящая в #5 black. Хорошая, сложная, местами разбитая и немного подранная. На Арейт ведет #4 red - уклон у трассы хороший, но участки имеют уступы, как на #13, и вся #4 red теплая, ламповая и прям бархатная. Для измученных нарзаном есть траверсы 4 а, b, c. Трассы длинные - кусочек выносливости надо сохранить.
Если отвечать на вопрос из заголовка статьи, то Целл-ам-Зее это прежде всего Trass #14. Но кроме того, это прекрасная #13, #19, #17 и #16. Это хорошие широкие, в меру сложные трассы, где можно как зажигать, так и учиться. Еще есть один важный момент. Целл курорт суровый, как челябинский мужик и большую часть времени небо затянуто, а в нижней части трасс - туман или идет снег. Настроение монохром.
И это гуд для катания, поскольку поверхность трасс стабильная, жесткая и не очень сильно разбивается. Даже когда показывается солнце, картина может быть такой.
Но стоит солнечной погоде с околонулевой температурой продержаться несколько дней подряд, пейзаж тогда конечно ок, но трассы к 12:00 становятся фрирайдными. Мороз очень критичен для Целла. Оба отпуска были в январе, оба недельные и оба раза был хмурый, туманный Целл с тремя днями снегопада и тремя солнечными днями.
Получился лонгрид)). Надеюсь, Целл понравится вам так-же, как и мне. Пишите свое время на Трасс в комментах.
Желаю всем прекрасно провести сезон 2022!!!
Поддержу, 14 это отлично, если не голый лед. Спуск в saalbach тоже очень запоминается.
Тем кто не устал, в конце дня прописан могульный спуск к стоянке по 4.
Если говорить про зону Zell am See в целом, то на Kaprun, на мой взгляд, смысла ехать нет вообще, может только по волнам трассу погонять, как местные спорт-школы.
На леднике Kitzsteinhorn интереснее. Запомнилась навороченная система канаток - чередуются гондолы и кресла, подмешиваются в одну линию, есть перекрестки канаток, в общем высший уровень горного строительства.