Про Эспас Кили знают все. Хотя бы немного. И несомненно, там побывали все, кто считает себя поклонником Французких Альп. Знаменитый бренд. Место легендарное. Но это, мой взгляд – главное достоинство пространства Килли.
Сам по себе Валь д'Изер - богатая савойская деревня. Камень и дерево. Двух-, пятиэтажные шале (не считая Ла Даиля).
Много англичан и недешевых магазинов с экипом. Красивые ледяные и снежные скульптуры и регулярные ски-басы, которые подождут вас, даже если вы немного не успеваете. Красивый фонтанчик с питьевой водой на центральной площади, напротив офиса по Туризму.
У подножья Фейса неплохой водный комплекс Оксиджен. Есть, где выпить и подвигаться ночью, бары разные, от спокойных, традиционных до RnB местечек с пиплом в больших шапках и широких штанах. Есть бильярдные с заляпаными столами для пула и довольно веселой публикой. Много французских и английских студентов. После французов и англичан больше всего, пожалуй, русских. Это наблюдение подтвердил и местный инструктор, поднимающийся с нами на одном подъемнике. Почему-то в отличии от Трех Долин не наблюдали народа из Восточной Европы. Запомнились большие дядьки на Панамере с польскими номерами, каждый вечер лениво катающие по центральной улице городка. Цены в сетевых супермаркетах, Spar, Casino как нам показалось, не отличались от цен на других французских станциях. Как, впрочем, и цены на горе, все то же капучино за 4 юро и карбонара за 12. В общем и целом все очень похоже и аналогично другим французским станциям.
Но мы ехали кататься. Прежде всего кататься. Именно кататься! И именно каталка нас поразила больше всего. Хотя и не самым приятным образом. Первую неделю один раз шел снег. Температура была от -8 до+3, в основном солнечно. То, что по утрам 40-50% трасс не были подготовлены, - не слишком портило кайф. Снег позволял насладиться.
Всю вторую неделю снега практически не было. И это открыло нам чудесную истину, которую я слышал и раньше, но не видел и не ощущал в такой мере, как здесь, в Эспас Кили января 2011года – ФРАНЦУЗЫ НЕ ХОТЯТ ГОТОВИТЬ СКЛОНЫ!!! Это было слишком очевидно. Если в Италии и Австрии можно и днем видеть работающие снежные пушки, а в Австрии еще и ратраки (днем), то здесь пушки не работали ни днем, ни ночью. ВООБЩЕ! Единственный раз видел включенную пушку на слаломном стадионе, она проработала часа два. Стадион и знаменитый Фейс были чуть ли не единственными местами, где по утрам можно было найти нормальный вельвет. Даже ОК не ратрачился каждый день и на нем не работали пушки. Хороший такой бетон был на 60-70% трасс всю вторую неделю. Только на ледниках снег не сбивался и сохранял неплохие кондиции, но это, увы, не заслуга французов. Точить канты каждый день не хотелось, поэтому из заявленных 300км трасс катали в основном piste M, combe du geant, bleuets и combe folle. Неплохая красная myosotis в Тине и черная sache ратрачились раз в три дня. Последняя очень неплохая и по уклону и по рельефу. Отдельно хочу сказать о FACE. Трасса несомненно – супер. Широкая, интересная по рельефу. Это, наверно, лучшее, что есть в Эспас Килли. Однако в обледенелом/бугристом состоянии малопригодна для 99% катающих.
На слаломном стадионе под подъемником Mont Blanc работает self-timer, стоят гигант и специальный слалом, 2 юро - спуск, для лучшего времени дня, каждый второй проезд –free. Стадион - единственное место, где я за две недели видел включенную пушку. Состояние склона - безупречное.
В регионе работают два метро. Одно доставляет из Ла Даиля на Роше Бельвард, другое из Валь Кларе к подножью Гранд Мотте. Метро, как метро – темно и быстро. Немного удивляет отсутствие смотровой площадки на самой высокой точке региона, на леднике Гранд Мотте, 3456м.
Там на выходе из фуникулера, вас ждет единственный вариант спуска вниз, по красной descente, на карте почему-то обозначенной черным цветом. Обозаченный на карте стадион на леднике и трасса 3500 не функционировали. Спуск направо Leisse, обозначенный опять же черным, обычная красная трасса, которую не ратрачат. Другой ледник региона, расположенный над Валь д'Изером, запомнился почти постоянным ветром и хорошим состоянием снега (вопреки тунеядству французов). combe du geant действительно хороша для гиганта, проходится на одном дыхании.
В регионе два неплохих Сноу-парка. В парке над Тинем после последнего трамплина гиганская подушка – классный FUN для начинающих. Показался забавным тот факт, что большинство народа катает над Тинем. Валь д'Изерский ледник всегда был полупустой, хотя трассы на леднике Тиня, на мой взгляд, ничем не лучше. Слазили на фотосессию к знаменитому Кольцу Персея.
Любопытная дырка в скале. С солнечной стороны довольно круто, если снег жесткий, то сорвавшись, вероятно, можно будет лететь под горку метров сто, прежде чем остановишься.
[page]Из мест на горе, где хочется посидеть, всем запомнился бар под подъемником Chaudannes, классный вид на Тинь, много солнца, маленькие, но прожорливые птички, и чудесное ведро с пустыми бутылками МОЕТ, с которыми народу нравилось фоткаться.
Подводя итог, хочется сказать, что впечатление от Эспас Килли неоднозначное. Несомненно, есть достойные трассы, но их не больше, чем, например, в Альп д'Юэзе или Трех Долинах. Не знаю, в чем причина того, что половину склонов ратрачили раз в два-три дня, а пушки не включали вовсе, но это факт, и для меня пространство Килли не стало местом, куда обязательно хочется вернуться.
Городок – красив, богатая савойская деревня. Мне он напомнил Сельву Гардену и Куршевель, хотя мне больше по душе разнообразие архитектуры и разнеуровневое расположение Альп д'Юэза. Однако, несомненно, Валь д'Изер стоит посетить. Как минимум раз. А вдруг именно здесь вы встретите того или тех, с кем захочется продолжить сезон…. А когда французам будет угодно ратрачить свои распрекрасные склоны, может быть, вернуться именно сюда, в городок с красивым красно-белым орлом на эмблеме!
Автор: Илья Мороз
Даты поездки: январь 2011
Понравился. Дяенька в красном костюме.Зачетный