Итак, лечу!
Рейс в Сочи против обычного выполняет Боинг 777. Причем, несмотря на неудобное время вылета (5.00 утра), забит под завязку. Это один из признаков грядущей Олимпиады — очень много иностранцев, которые отродясь в Сочи не летали, и слыхать про него не слыхали.
Олимпийский аэропорт. Теперь в Сочи все «Олимпийское…». Даже на местной лавке «Продукты 24» висит табличка «Официальный поставщик 22 Олимпийских игр». Хм…
Встретил нас обычный для южан некоторый пофигизм по отношению к гостям, которые везут им деньги. Бардак с выгрузкой и получением багажа, полный информационный вакуум. Но, покрутив изрядно башкой в ожидании багажа, обнаружил пункт регистрации аккредитаций (зрительский паспорт — без которого здесь никуда, причем не только на соревнованиях, но и по пути на них, да и в Адлере). Представляю себе, что здесь будет, когда в день будут прилетать заявленные 60 самолетов Boeing 777! А вообще отсутствие внятной информации, на мой взгляд, — главная и основная проблема. Никаких печатных булетов, щитов — схем, указателей, карт олимпийских объектов вы не найдете. Даже я, почти местный, с трудом понимаю как, куда попасть. Порой логистика доходит до маразма, особенно на Лауре. Потом расскажу. Я представляю ужас впервые попавшего сюда хоть русского, хоть иностранца. Не у всех есть олимпийский навигатор, смартфон, а большинство ими не умеют пользоваться. А постоянно встречающаяся на названиях маршрутов аббревиатура «ТПУ» вводит в ступор абсолютно всех.
Уф-ф… Получил наконец багаж! Даешь Красную поляну!!!
На перроне прямо у выхода посадка в Олимпийский автобус. Волонтеры (о них подробней позже) не смогли сказать насчет возможности перевоз лыж и прочих «не олимпийских» предметов. Пошлепал на остановку общественного транспорта. И вот первая неприятная новость — проезд «Аэропорт – Красная поляна» стоит 164 рубля! То есть подорожал за два года ровно в 5 раз! Едем на удивление не быстро — видимо, водителей как-то «стреножили», раньше они могли поспорить с Шумахером. В итоге, несмотря на практически пустынную дорогу (общественный транспорт по-прежнему ходит по «старой» дороге), мы доехали до «Горной карусели» за 1 час 20 минут.
Открыл я свою Олимпиаду с катания. Резонно: кататься хочется всегда, сначала человеку свойственно удовлетворять первичные потребности, ну и чтоб ни свербило нигде и не мешало олимпиадить.
Дальше я попробую изложить свои впечатления системно, а не в форме дневника.
Транспорт
В Красную поляну можно добраться трояко.- «Ласточка» — типа «Аэроэкспресса, но большей вместительности — по шесть мест в ряд, но комфортные. На время ОИ — бесплатно для всех! Но попасть на нее можно только через бдительную систему проверки. Везти за исключением одежды, фото-видео-телефонии ничего нельзя. Ни воды, ни сникерса, ни алко. Ходит быстро — от Адлера всего одна промежуточная станция, «Эсто-Садок». Разгоняется до 124 км (есть табло), но временами ползет 10-15 (дорога временами однопутная). В пути 45 минут. Есть розетки 220 вольт и вроде бы даже вай-фай. Но у меня он не споймался.
- Олимпийский автобус. Система доступа на этот транспорт несколько запутанная. С Адлера и из Сочи можно попасть только через общий с «Ласточкой» досмотр. Однако с Красной поляны можно уехать в режиме обычного общественного транспорта — с лыжами и прочими «опасными» предметами. Автобусы узнаваемы — белые новенькие «Лиазы», обклеенные олимпийским логотипом. Я был шокирован, когда подъехал ко мне автобус с калужскими номерами, но потом видел и номера других регионов — набирали «с бору по сосенке» вплоть до Татарстана. Внутри новенькие кресла, водители в костюмах с галстуками. Передвигаются по новой дороге, без остановок до «Эсто – Садок», далее по Горному кластеру с остановками. Время в пути от Адлера около 50 минут, но можно попасть на «кортеж» и простоять 10 минут. Также на олимпбусе можно попасть непосредственно к месту соревнований из хаба «Красная поляна», Адлера, Сочи.
- Общественный транспорт — те же 105 и 135 автобус за кэш без билетов.
Волонтеры
Самые пестрые, в стандартной форме, легко заметные. Мне нравится внешний вид — позитивный, симпатичный. Первые дни от них немного толку — могут сказать. каким автобусом куда ехать, но не знают, где промежуточные остановки, по какой дороге едет. На соревнованиях помогают с направлением движения, помогают сканировать билеты и прочее. Думаю, к концу Олимпиады они освоят все тонкости информации. В основном молодежь. Отсутствие знаний пополняют задором и доброжелательностью. Постарше (в основном тетки) более приземлены, но до состояния «понаехали» и «вас много, а я одна» не скатываются, хотя многим это дается нелегко, заметно.Но срывы бывают. Но я и сам не подарок и могу затупить или быть занудой, в общем, не у всех же нервы жАлезные. У меня оказались знакомые волонтеры и, может, я о них напишу отдельно.
Безопасность
Одно слово — БЕСПРЕЦЕДЕНТНАЯ! Начиная:- от не олимпийского объекта «Горная Карусель» — наблюдатели на господствующих высотках, много катающегося народа в камуфляже на скитуре;
- от патрулей вдоль всех дорог;
- от просто патрулей по Красной поляне и Эстонке;
- от досмотров на вокзалах и даже на мосту через Мзымту!
- от множества казарм и лагерей, расположенных в неприметных местах.
Отдельно о досмотрах. Они напоминают досмотр в аэропорту, но более тщательный, на грани обыска. Пунктов досмотра — много и на вокзалах и в Олимпийском парке. Но строгость заметно разнится. Ездил с завалявшейся рацией в рюкзаке и однажды меня с ней не пропустили. Ехал однажды с горы с бипером, забыл снять (все остальное «запрещенное» пристроил на месте) — тоже. Сначала спросили — что это? Включи! Когда увидели мигающий индикатор — «С этим точно не пропустим, как бы хорошо оно не помогало искать в лавинах! Тем более на теле!». Ну и еще рассказывали пару анекдотичных случаев. Интересная деталь — все олимпбусы внешне осматривают после посадки и перед высадкой. И заклеивают контрольной лентой все двери!
Мне эти меры кажутся разумными. Обладая фобией нахождения в толпе, я обычно тревожен даже в вагоне метро, а такой подход ее купирует, реально. И потери времени и неудобство дороже спокойствия. А всякие вопли блондинистых дамочек: «Сколько можно ждать! Они над нами издеваются!» и быкующих господ: «Беспредел! Достали!» я отношу к их ужасу стояния в одной очереди с остальной страной, где не действует блат и авторитеты.
Да, еще патрулируют территории какие-то ряженые. У меня сразу в голове всплыло: «КолчАковцы в городе!», оказалось казАки.
Красота и потемкинские деревни
Бывавшие в Сочи, Адлере, Красной поляне знают, что чистота — это не главный козырь этих мест.Первый культурологический припадок у меня случился, когда я увидел, что старую дорогу на КП моют!!! А-а-а-а!!! Может, все-таки коммунизм наступил? А как иначе такое могло случиться?
Несколько удручает мой взор цвет бетона. Он естественный и превалирует в олимпийской гамме. Начиная от Олимпийского парка (о нем отдельно расскажу), эстакад, вокзалов и много чего. Из баснословных затрат не найти копеек, чтобы глаз и сердце порадовать(((.
Забор. Разумное решение — закрыть всю аляповатость частного сектора. И вот построили забор, протяженность которого можно занести в книгу рекордов — он везде и всюду, в серо-коричневой гамме (видимо, чтобы грязь не было видно), во всех городах и поселках, что я видел. И все несмотрибельные объекты задрапированы серым узором. Фу! Допустили бы сюда уличную шпану, они бы вам разрисовали. А несколько гамм цветовых нельзя было подобрать? А за заборами прежняя жизнь — не Олимпийская.
Я не понимаю тех людей, которые приехали на ОИ и фотографируются на фоне пяти колец с открытками негативного содержания, которые ходят и бурчат: «Наворовали… Вот сколько тут украли… Тут». Расслабьтесь! Пришло время получать удовольствие. Уже побывал на квалификации слоупстайла, гулял на открытии Олимпийского парка, по Розе Хутору. Буду выкладывать по мере наличия времени для писательства. Обычно встаю в 7.00, раньше 23.00 (вчера в 1.30) не возвращаюсь. Я не жалуюсь на жизнь, я ей рад! В том числе и такому трафику.
Сегодня битва: посещаю два соревнования в один день. Удачи всем!
Эти прекрасные фото принадлежат аффтору.
Поэтому они такие маленькие?:))