+4

Зимой лыжи и доски, летом - велик! Инструктор НЛИ Анна Скумбина

zagremel Лента автора 13 Марта 2018 (21:15) Просмотров: 1342 0
Анна Скумбина, инструктор НЛИ по сноуборду и горным лыжам, а также пятикратная чемпионка России в дисциплине Downhill и инструктор по маунтинбайку о своей и работе и связи этих направлений.




Многие горнолыжники/сноубордисты с грустью воспринимают приближающееся межсезонье. Казалось бы, ну что может заменить любимый снаряд? Бег, плавание, треккинг, игровые виды спорта, велосипед.. А вот здесь остановимся. Именно велосипед, на мой взгляд, в большей степени сопоставим с горными лыжами/сноубордом. Я уже несколько лет зимой работаю инструктором по лыжам и сноуборду в Красной поляне, а весной перебираюсь в Крым, где так же работаю инструктором, но уже по маунтинбайку.


Одно из направлений маунтинбайка - трейлрайдинг в горах помогает поддерживать себя в форме круглый год, и, помимо тренировки основной группы мышц, прокачивает баланс, координацию, а самое главное - позволяет испытать похожие ощущения, как при спуске по подготовленной или не очень горнолыжной трассе. Это технический вид и, как и в горнолыжном спорте, освоение начинается с базовых навыков - основной стойки и упражнений на баланс. Постепенно, двигаясь от простого к сложному, можно открывать для себя все новые возможности для катания, одновременно с техникой прокачивая и физическую сторону. Трейлрайдинг - это отличная возможность попробовать новый для себя формат катания, привнести в свои межсезонные тренировки разнообразие и значительно подтянуть физическую форму.


Трейлрайдинг - trail - тропа, riding - катание,  дословно - катание на горном велосипеде по тропам. Как специально подготовленным для велосипеда, так и любым другим.

У велосипеда и горных лыж/сноуборда прослеживается взаимосвязь. Как правило, горнолыжники, впервые приехавшие в тур, чувствую себя намного увереннее на велосипеде, чем остальные участники. Им быстрее даются многие технические элементы, быстрее начинают чувствовать велосипед,  а еще они не боятся скорости.


Это что касается техники и удовольствия от управления спортивным снарядом. Но есть еще одно, не менее важное - эстетическое удовольствие от пребывания в горах. Зимой  красиво, бесспорно, но летние горные пейзажи много больше будоражат воображение. Только представьте это буйство, красок, запахов, звуков!


Даунхилл -  downhill - вниз с холма — экстремальная гоночная дисциплина маунтинбайка , скоростной спуск по трассе с серьёзным уклоном и сложным рельефом.


Я начала кататься на велосипеде с раннего детства. Простое катание с друзьями плавно сменилось кросс-кантри и выступлениями на соревнованиях в старших классах школы, а затем, благодаря новым знакомствам, все это перетекло в Даунхилл и захватило меня настолько, что хобби в свободное от учебы и других видов спорта время стало любимой работой. Я выступала за команду Format, участвовала во всех стартах в нашей стране и 5 раз становилась чемпионкой России. Параллельно с даунхилом я продолжала кататься в горах с друзьями, в свободное от гонок время. Любимым местом для трейлрайдинга была и остаётся - Алушта, в этом месте сосредоточено огромное количество маршрутов на любой вкус и возможности как нигде в России. Крымские горы очень популярны у пеших туристов, а это значит, что там много троп, Большая их часть подходит для велосипедов - маршрутов огромное количество - можно покататься по простым тропинкам недалеко от города, а можно залезть подальше в горы и за несколько часов побывать в разных климатических зонах, чередуя подъёмы и спуски, очутиться в зоне густых буковых лесов, альпийских лугов, степей и спуститься к прямо к морю.


Несколько лет назад, катаясь в горах Алушты после очередной гонки по даунхиллу, я случайно встретила главного идеолога небольшой команды гидов - Дмитрия. Познакомились, начали кататься вместе, а потом мне доверили водить группы и обучать новичков.

Cross-Country - спортивная дисциплина, гонки по пересечённой местности. Летний аналог лыжных гонок.


Дмитрий изначально был ближе всех к трейлрайдингу,  на протяжении нескольких лет все отпуска тратил на катание в горах. Тёплое время Альпы, Крым, зимой ездил ближе к экватору. В  Москве регулярно участвовал в гонках кросс-кантри.  В какой-то момент решил превратить своё увлечение в работу. Зимой 2013 стартовал первый МТБ тур на канарском острове Ла Пальма. Первые 3 года Дима работал один, потом появилась я, а в прошлом году присоединился еще и Андрей Алаторцев.
Андрей представитель другой дисциплины маунтибайка - его конёк 4х, dual slalom. Уже несколько лет занимался частным обучением базовой техники МТБ. Кроме того,  он является одним из организаторов и тренером в зимних МТБ кэмпах на БМХ треке в Саранске. Это уникальный крытый отапливаемый трек, где проводят тренировки  профессиональные бмх рейсеры нашей страны. Зимой на некоторое время его арендуют для проведения любительских кэмпов. Обучают желающих основам катания, работе с рельфом и тд.


то же что и Four cross, дисциплина аналогичная лыжному ски кроссу. Несколько человек одновременно стартуют на велосипедах по трассе с уклоном вниз, прыгают трамплины, закладывают виражи, преодолевают каменные сады и прочие элементы.

Dual slalom то же что и в лыжах, только на велосипедах. 2 человека едут трассу, насыщенную поворотами, каждый в своей дорожке, затем меняются.


За последние годы аудитория туров качественно изменилась. Людей, интересующихся горным велосипедом и выезжающих в горы, становится всё больше и больше. Если раньше это были в основном опытные велосипедисты, и мы в основном катались и выступали в роли гидов, то сейчас стало приезжать больше новичков и людей, для которых маунтинбайк не основное хобби. Насмотревшись красочных фотографии и видео люди и приезжают не просто покататься и посмотреть природу, но и приобрести новые навыки.  Людям становится интересен горный велосипед, как спортивный снаряд.  Большинство приезжает на 1-2 недели, за столь сжатые сроки нужно подготовить и обучить людей, желательно не уходя в целиком разбор базовых навыков, а еще  хорошо и много покататься, получить массу положительных эмоций и, конечно, уехать домой без травм. Мы очень тчательно подходим к обучению и много внимания помимо всего прочего уделяем тому, как избежать падений и связанных с ними травм.


Наше начало сезона обычно выглядит так. Весной команда организаторов выезжает в Алушту. За неделю две до начала смен. За это время мы в ускоренном темпе пробегаем по ключевым маршрутам с пилами, секаторами и граблями. После зимы многие тропы требуют восстановления, где-то упали деревья, где-то завалило палыми листьями. И каждый раз мы умудряемся и проложить что-то новенькое.   Затем начинаются смены. Каждую субботу у нас пересменка. В этот день мы провожаем откатавшихся, встречаем новеньких, помогаем собрать  и настроить велосипеды. С воскресения начинаем кататься.  Начинаем во дворе, смотрим на стойки ребят, показываем упражнения которые требуют отработки в статике до начала катания. Затем едем на какой-нибудь простой, но с нюансами трейл и каждый прокатывает его как может. Тут уже намётанные глаза гидов включаются в работу  и мы определяем состав групп.  Дальше всю неделю каждый гид катает свою группу двигаясь от простых к более сложным маршрутам, бывает что кто-то начинает прогрессировать быстрыми скачками, или наоборот кто-то устаёт и просится в группу попроще.


За последний год мы здорово продвинулись  в обучении. Во время туров мы находимся в постоянном контакте друг с другом. Каждый из нас приобретает опыт не только свой, но коллег.  Мне очень интересна эта работа, ведь  маунтинбайк молодой спорт,  методической информации очень мало, а та, что есть в большинстве своём уже успела устареть. Отслеживать все изменения в технике катания, разрабатывать методику приходится нам самим. 


 За время деятельности компании многие успели побывать  в турах по несколько раз, кто-то уже больше 10 раз посетил крымские и альпийские туры, их уровень катания сопоставим с инструкторским, в таком случае мы просто весело катаемся, пробуем совсем новые маршруты, и инструктора тут становятся просто гидами.


Вот, собственно, и всё ;) Увидимся в горах будущей зимой и этим летом!
+4