Золотая Долина переводится с русского на старофранцузский как Valloire. Деревня находится на пути к перевалу Galibier, связывающий Северные и Южные Альпы, возможно это название пошло с тех времен, когда местные жители зарабатывали себе на хлеб контрабандой, в центре стоит памятник контрабандисту
Это конечно моё предположение, неподтвержденное никакими историческими изысканиями. Но тем не менее окружают Валуар очень красивые горы, а эпитет «Золотая» очень даже к ней подходит …
Я на неё нацеливался уже много лет, но как то всё не складывалось, а в этом году все звёзды расположились правильно, и всё получилось!
В этой поездке я решил опробовать новый для себя способ добраться до места катания. Впервые обошёлся без авто. Т.к. вероятность того, что жена присоединится ко мне была достаточно мала, «жаба» мне нашептала: «А попробуй-ка автобус и ж/д - не барин чай, а экономия существенная». Да тут еще Эйрфранс соблазнила дешевым вариантом перелета с пересадкой в Париже на TGV – всего 207е при удобном времени вылета и приезда в Лион в пятницу, чтобы потом без суеты с утречка на Part-Dieu сесть в электричку и с Saint-Michel-de-Maurienne Альтибасом доехать до Valloire.
Так я и сделал, но скажу сразу, что вряд ли буду повторять в дальнейшем. С осени цены на ж/д сегмент существенно выросли по сравнению с перелетом в Лион. А осенью Эйрфранс увеличила время на пересадку в Париже на 1 час, а 2 ч. 50 мин. для пересадки в Шарле де Голле это многовато. Я прошел все процедуры, включая паспортный контроль, получение багажа, переход на ж/д вокзал и получение в офисе SNCF (французские ж/д) билета за полчаса!
Париж, слава богу, встретил меня не желтыми жилетами, а вот такими бравыми ребятами с ружом.
Следующий не очень приятный сюрприз – в пятницу из Парижа в Лион поезда забиты под завязку, билеты с местами, я перепутал номер вагона, пришлось протискиваться с багажом переходя в свой.
Ехать из Парижа всего 2 часа, но сама поездка на путешествие никак не тянет – обычные пейзажи из окна: поля, перелески, скучно. В общем на будущее для себя сделал однозначный вывод: проверено – вычеркиваем.
В Лионе остановился в 100 метрах от вокзала в Ibis Styles в двухместном номере за 49е с завтраком.
Вид из окна на трамвайную остановку напротив вокзала
Пятничный вокзал Part-Dieu по количеству пассажиров это что-то! Наш Казанский по сравнению с ним просто провинциальный вокзальчик.
Зато в субботу с утра все спокойно и без суеты: 10 минут пешком и я в полупустом поезде TER. Расписания очень удобны для различных стыковок. Пока сидел в поезде ждал отправления, на нашу же платформу прибыл TGV и очень много лыжников пересели к нам.
Так же на станции Saint-Michel-de-Maurienne: прибытие TER в 12-01, а отправление Альтибаса в 12-15.
А вот поездка на TER из Лиона до Святого Михаила Морьенского мне понравилась, комфортно, по 1 человеку в купе, виды из окна очень даже симпатичные и постепенно понимаешь, что вот они горы и снег - всё ближе и ближе.
Пересадка на автобус очень простая – рядом с платформой под навесом стоят автобусы, касса тут же для тех, кто не купил билеты заранее, главное автобусы не перепутать, т.к. в Valmeinier и Valloire разные. У меня были распечатки билетов, купленных через интернет и на ж/д и на автобус.
35 минут в полупустом автобусе (10 человек всего) по достаточно серпантинистой дороге и вот он Valloire!
А все таки приятно ехать пассажиром, с собой фляжка с Арманьяком, не надо крутить руль по этим серпантинам, кайф от осознания, что ты пассажир, усиливается, когда при сухой и ясной погоде видишь в 5 сантиметрах от твоего окна зеркало встречного автобуса при прохождении не самого крутого поворота. А если снегопад? Там однозначно цепи.
Финансовый итог моего трансфера по маршруту Шереметьево – Валуар: 207(авиа)+49(ночь)+34(TER)+14(Альтибас)=304е. Экономно, но затратно по времени. Быстрей конечно Альтибасом из Сент Экзюпери сразу, но последний автобус уходит в 15-30, и любая задержка в пути чревата опозданием и проблемами, тем более что вылет из Москвы в 6-50 означает бессонную ночь в пятницу. А в моём варианте я уже в 14 часов в субботу был на склоне!
До апартов от остановки 350 метров, и уже в 13 часов вот он мой LE Z'ESHERRION.
Встретил меня дедок еще более древний, чем я. Что то проворчал про заселение после 4, но так как апарты были свободны – отдал ключи, а вот про депозит в 100е мы с ним долго пытались понять друг друга: я по-французски только знаю «же не манж па сис жур» , а попытка объяснить на ломаном английском, что уезжаю в субботу в 4-30 утра не увенчалась успехом. Но в конечном итоге благодаря жестам и написанием на бумаге даты и времени я услышал в ответ от него слово «суар». Но, забегая вперед, на всякий случай перед отъездом в пятницу я ему напомнил о нашей вечерней встрече, и все прошло благополучно. Он пришел со своей бабулей, которая торжественно вручила мне эти 100е, удовлетворившись идеальным порядком на кухне – я как раз домывал посуду. Уезжая, я оставил на столе записку со словами «мерси боку» и большую бабаевскую шоколадку (звучит просто – боку, а пишется жуть – beaucoup).
В итоге заселение прошло достаточно быстро, в прокате (Skimium) меня уже ждали лыжи, хоть и начиналась аренда с воскресенья, правда из больших ростовок оказалась только Nordica Navigator 85 и то всего 172, но я договорился, что они мне оставят другие, и я обменяю, что я и сделал через несколько дней. HEAD Monster 88 177 см – отличные вездеходы, от них получил большое удовольствие!
В общем на 3 часа субботнего катания бесплатная аренда лыж, а скипасс я получил еще в Москве по почте, заранее оплатив сезонник за 302е (э-эх, до сих пор действителен, ну хоть бы чуть-чуть поближе было…)
Поселился я на трассе между двумя подъемниками Setaz и Cret de la Brive. До первого 50 метров пройти вверх, а до второго 20 метров подняться по дороге и спуститься на лыжах. А вот возвращение прямо к дверям.
Трассу возле моих апартов как раз прерывает дорога в L'Archaz, верхнюю часть Валуара. Скажу сразу, что спускаться по ней новичкам проблемно – последняя часть метров 150 это узкий, достаточно крутой и постоянно льдистый кусок красной трассы. Но конечно удобно – отстегнул лыжи и вошел в лыжехранилище.
Под журчанье речки Нёвашет под балконом я засыпал и просыпался
По катанию можно сказать только одно – я укатался за 14 дней. Только два раза по полдня была плохая видимость,
а все остальное время если не яркое солнце, то в облаках, но видимость отличная.
Понравились красные трассы, особенно в домашней зоне Setaz. Широкие, равномерный хороший уклон, нижние трассы в лесу.
На половине ширины спортсмены ставили трассу, а на второй половине спокойно катались туристы. Для оттачивания техники шикарная короткая, но очень широкая и с равномерным уклоном Stade Thimel, до самого вечера оставалась ровной без бугров.
Вообще зона ресторана Thimel очень приятна и для обучения, и для горнопляжничества, на солнечной терассе вкусный и дешевый хотвайн (3,5е в отличии от 5,2е в горнопляжной зоне Valmeinier).
Есть отгороженный лягушатник с траволатором.
На моих глазах соорудили интересный аттракцион для детей Snowbolide: трасса с двумя поворотами на 360 градусов с проездом по трубе под виражом. Снег заранее накачали пушками, и потом ратрак вот так эффектно его уложил на виражи.
Дети получали море удовольствия, визг и смех звучал постоянно.
Конечно прелесть низкого сезона в пустых трассах, и свободе перемещения по курорту. В общем то и в конце дня в любой зоне катания можно было с удовольствием кататься по нормальным не разбитым трассам без «свинороя», разве что из-за редких снегопадов (за 2 недели было всего два более-менее приличных на 15-20см свежачка) и яркого солнца местами была льдистость.
Setaz мне понравился больше всего. Конечно я жил рядом и утром попадал на трассы в числе первых на вот такую красоту
и до 11 часов вельвет сохранялся хорошо, но потом народу прибавлялось и я шел загорать в Thimel со стаканчиком хотвайна. А после уже отправлялся по другим местам: Crey du Quart, Valmeinier.
На Crey du Quart конечно трасс побольше и они достаточно разнообразные: и широкие, и узкие, и длинные, и не очень. Красные в основном все симпатичные,
на этой трассе даже бугель на подъеме не напрягал
а на верху бугеля вот такая красота
а вот синих широких и комфортных как то нет, разве что только у бугеля Crete, но все таки хочется подниматься на современных креслах. Мне понравилась лесная трасса перехода в Valmeinier – Armera. Трассой опять же её можно назвать на 50-60% длины – достаточно широкая с равномерным уклоном, а остальные 40% пологий переход, пред которым нужно разгоняться, чтоб коньком не идти.
Да, переходные трассы из зоны в зону длинные и в основном не очень приятные, особенно в конце дня их соскабливают до льда. Например, из Crey du Quart в Setaz или дли-и-и-нный синий «тошнотик» Selles, или покороче приятная красная Mulot, местами соскобленная к вечеру до льда. И вообще, как мне показалось, очень много пересечений трасс и не в самых удобных вариантах. Когда людей мало, то ничего страшного, а вот в пиковые даты наверное не очень безопасно.
Зона Valmeinier в общем то хороша, но мне понравилась меньше. Самое лучшее на мой взгляд там место – подъемник Inversins (современный скоростной) со связкой трасс Rhodos – Chaudanne.
Но зато в Valmeinier комфортней начинающим – синих трасс больше, и много резиденций со ski in/out.
Горнопляжная зона Valmeinier
Пешеходные маршруты на высоте 2100м от подъемника Cret de la Brive
Со снегом конечно январь 2019 во Франции немного подвел. Но тем не менее трассы были в хорошем состоянии, правда несколько красных и черных были закрыты. Потенциал для внетрассового катания, причем без туринга, просто с подъемников очень не плохой, но не после таких снегопадов, какие были с 12 по 26 января.
Немного про деревню. Красиво, уютно, не железобетонно, симпатичные здания, есть старинные. Много церквушек. Главная церковь Успения Богородицы XVII века
Возле моего дома была вот такая часовня
Прямо на трассе вот такая
Есть еще Chapelle de l'Archaz, но трасса Эдельвейс, рядом с которой она находится была закрыта.
Так что можно было грешить, ну а тем, кто о-о-о-чень много грешил, грехи отпускали там
Деревня окружена высокими горами, долина узкая - уж очень не солнечно! Солнце в центре бывает только в полуденные часы, после 15 уже практически везде тень. Поэтому фотографии фестиваля снежных скульптур почти все без солнца. А фестиваль проводился уже 35 раз. Сначала на центральную площадь завезли грузовиками снег, потом закидывали в опалубкуполучались такие заготовки
и работа закипела и днем, и ночью
вот что получилось
В моём рейтинге №1:
пацан сказал
пацан сделал!
Немножко про бытовуху.
Я готовил себе сам, общепит не люблю. Вот мой обычный полдник
На ужин мясо, тушеное с овощами, ну а завтрак – классическая овсянка, буженина, сыр.
А такой ресторанчик был рядом, по вечерам растапливали печи и народ тусовался вокруг этих печек-бочек, приятно пахло дымом,
цены достаточно умеренные.
В деревне 3 магазина: мини Казино, Шерпа и большой достаточно Карфур Монтань. Продукты практически любые. Есть аж три (!) мясных лавки
Ну и всякие сырные и местные деликатесы
В дальнем конце деревни есть каток, фитнес с сауной, но честно говоря, укатывался так, что ни сил, ни желания дойти до туда уже не было.
Хватало только на обновление коллекции сыров и Бордо
Печень держала удар достойно.
Русскую речь слышал лишь однажды, да и на форуме попутчиков не нашлось. Лишь Vasay с отцом подтянулись на неделю с 19 по 26 в Вальминьер. Спасибо – очень скрасили моё одинокое катание.
Но всё хорошее, к сожалению, имеет нехорошее свойство заканчиваться.
Наступила пятница 25 января, лыжи сданы, порядок в апартах наведен, депозит получен обратно, остаётся только убедиться в пунктуальности Альтибаса. Получено сообщение с именем и номером телефона водителя и обещанием заехать за мной прямо к дверям апарта в 4-35 утра.
В 4-30 стою на площади перед домом, который на две недели стал моим, и напоследок вдыхаю чистый морозный альпийский воздух.
В 4-45 звоню – в ответ бодрые заверения про файв минитс. Но и правда, через 15 минут появляется микроавтобус на 24 места с пятью французскими старичками. А дальше подбор на трассе еще одного человека, которого передал другой водитель и полудрема до Сент Экзюпери.
Ожидание своего рейса в 14 часов скрасило неплохое вино в аэропортовском магазине.
Можно было конечно рискнуть и ехать на 8-часовом автобусе, но в случае снегопадов и прочих катаклизьмов не исключено опоздание на рейс. А оно мне надо? Побродил по аэропорту, закупил сувенирчиков близким, попил вина – а там и посадка…
Уже в Шарле де Голле прочитал в новостях, что в Шереметьево отменены десятки рейсов, стал настраиваться на ночевку,
но пронесло –Эйрфранс в отличии от Аэрофлота полетел, хотя действительно в тот день Москву засыпало «не по детски». Давно уже не ездил по снежному накату на МКАД.
Здравствуй Москва и до скорого свидания Франция! В марте будем горнопляжничать в Приморских Альпах, но это уже другая история…
спасибо