Ровно пятьдесят лет назад, 28 января 1956 года, лыжница Любовь Козырева, победив в гонке на 10 километров в итальянском Кортина-д’Ампеццо, завоевала первую в истории советского спорта золотую медаль на зимних Олимпийских играх.
Вот что писал «Советский спорт» на следующий день после случившегося события: «Стадион разражается бурными аплодисментами, когда появляется спортсменка под номером 32. Это идет Козырева. Ее знают в Италии как превосходную лыжницу. В прошлом году Козырева здесь в Кортина-д’Ампеццо выиграла гонку, в которой участвовали все сильнейшие лыжницы мира. Итальянские газеты называли Козыреву феноменальной спортсменкой. Вот она пересекает финишную черту.
— Время Козыревой — 38.11, — произносит диктор.
Но борьба не закончена. Шведка Эдстрем — на лыжне. Она быстро приближается к финишу. Мы смотрим на секундомер. Неужели Эдстрем превысит время Козыревой? Шведка вкладывает все силы, она борется за каждую долю секунды. Но вот, наконец, Эдстрем проходит заветную черту. Смотрим на секундомеры — время Козыревой не побито!»
НА КОНТРОЛЬНОМ ПУНКТЕ ОБО МНЕ ЗАБЫЛИ
— В те годы женщины бегали только одну дистанцию — десять километров. Была также эстафета три по пять, — рассказывает Любовь Владимировна корреспонденту «СС». — Гонка лыжниц продолжалась всего один круг. Поэтому было особенно важно сразу развить предельную скорость. Поскольку проигранное в начале дистанции время очень трудно отыграть на финише. Накануне открытия Игр Международная федерация лыжного спорта приняла решение — разыгрывать чемпионат мира по лыжам не раз в четыре года, как это было ранее, а через каждые два. Поэтому тогда соревнования на Олимпийских играх являлись также и чемпионатами мира. Таким образом, я завоевала сразу две золотые медали.
— Помните свои тогдашние ощущения?
— Основное чувство — гордость за себя, за свою страну. Я была и остаюсь патриоткой. Считаю, что любой спортсмен должен быть патриотом. Когда играют гимн твоей страны, что может быть лучше? У нынешнего поколения, возможно, другие ценности. Но мы очень гордились тогда, что родились в Советском Союзе и конечно же мечтали принести пользу своей стране.
— Во время той победной гонки произошел курьез. После прохождения пятикилометрового контрольного пункта на демонстрационной доске не вывесили ваш результат. Что тогда случилось?
— Ничего особенного. Просто на контрольном пункте меня пропустили, и забыли обо мне. Тогда ведь не было таких технических средств связи, как сейчас, позволяющих контролировать буквально каждый шаг лыжника. Максимум, на что мы могли рассчитывать — это на помощь тренеров, которые на дистанции несколько раз подсказывали время.
ЗА НАМИ ПОСТОЯННО СЛЕДИЛИ
— Какая в то время была обстановка в команде?
— В тот момент мне казалось, что хорошая. Мы были дружны. После финиша я безумно радовалась, что серебряная медаль досталась нашей соотечественнице, моей подруге по команде Розе Ерошиной.
Со временем многое переосмысливаешь. Теперь, положа руку на сердце, могу сказать: многое было не просто. За спортсменами, которые выезжали за границу постоянно следили, подслушивали, подсматривали. Не дай бог, кто государственную тайну выдаст (смеется). К счастью, со мной ничего особенного не случалось. Меня никуда не вызывали и не припомню, чтобы на меня оказывали какое-то давление. Может быть, потому что лыжников считали менее значимыми. По сравнению, например, с хоккеистами. Олимпийские игры — в любое время мероприятие политическое. А в 56-м году, когда наше общество было, как теперь модно говорить, политизированнным и идеологизированным, тем более!
Конечно, от нас ждали только победы. Но никого не надо было дополнительно накачивать. Мы сами сознательно готовились к соревнованиям. Хотя тогда у нас не было никакой материальной заинтересованности. Сплошной энтузиазм. Впрочем, справедливости ради скажу, что после Олимпиады нам выдали по тем временам неплохие премии, а меня наградили орденом Ленина и медалью «За трудовую доблесть». А к этим наградам, как вы понимаете, тоже некая сумма прилагалась.
— А как вы живете теперь? Есть ли материальные проблемы?
— В последние годы все в порядке. Не нуждаемся. Спасибо Путину, Лужкову и Фетисову. Когда стали получать стипендии, которые учредили для олимпийских чемпионов, буквально свет увидели. А до этого всякое бывало. Одно время вообще никто не вспоминал. Как будто и не было нас никогда. А сейчас перед юбилеем Игр в Кортина-д’Ампеццо журналисты часто звонят. На телевидение приглашают.
ЖЕЛАЮ ПОБЕДЫ ЧЕПАЛОВОЙ
— С победного для вас 1956-го многое изменилось. Современные лыжные гонки вам нравятся?
— Сейчас гораздо интереснее. Больше возможностей. В наше время мы не знали, что такое пластиковые лыжи. А ведь насколько они удобны! Их просто не чувствуешь. Ноги сами летят. В них как в тапочках. Сейчас и комбинезоны специальные, и ботинки, и палки. Чего только нет! Качество современных лыжных трасс разве можно сравнивать с тем, что было у нас?
Раньше мы бегали только классическим ходом. Теперь и коньковым ходом можно, и «классикой». Количество дистанций в лыжных гонках увеличилось. Эстафетные гонки стали разнообразнее. Даже не сомневайтесь, были бы силы, побежала бы в Турине. И с удовольствием!
— Следите за тем, что происходит сейчас в лыжном спорте?
— Разумеется. Всегда смотрю лыжные гонки, когда их показывают по телевизору. Переживаю за наших девчат. Мне очень нравилась Лариса Лазутина. Обидно за то, что с ней так поступили, не выручили из беды. Из тех, кто выступает сейчас, симпатична Чепалова. Желаю ей победы на Олимпиаде.
Золото первой пробы. Ровно полвека назад Любовь Козырева стала первой в нашей истории «зимней» олимпийской чемпионкой
Источник: Советский спорт
Комментировать