Вслед за первым лицом государства за освоение зимних снарядов взялись чиновники и бизнесмены, а там потянулись и массы. Растущие доходы граждан стали попадать на благодатную почву и давать все новые всходы в виде частокола новичков на крутых участках трасс и очередей на подъемники. И теперь в ночь перед выходными можно наблюдать караваны машин и автобусов, тянущиеся от крупных городов в сторону традиционных мест катания. Что поделаешь, если стало модным кататься на горных лыжах? Но приехать за 500–600 км — всего лишь полдела, ведь еще нужно отстоять в очереди для того чтобы подняться на вожделенную высоту. Очередь — как много в этом слове для сердца лыжника (бордера): это и нервное напряжение, и оттоптанное и оцарапанное снаряжение, и хамство в среде в общем-то цивилизованных людей. Но количество новичков не уменьшается год от года, предсказывая, что эта музыка будет долгой.
Вероятно, увидев измученных стоянием в очередях людей, металлурги и угольщики решили им помочь и стали один за другим обзаводиться новыми инвестпроектами в совершенно непрофильном для них виде бизнеса. Во всяком случае, так объясняют ситуацию раздающиеся наперебой заявления топ-менеджеров компаний о том, что эти инвестиции имеют больше социальную, нежели коммерческую направленность.
В это можно было бы поверить, если бы эти проекты были единичными, но большое их количество и масштабы говорят об обратном. Как-то слабо верится в то, что ГМК «Норильский никель» и холдинг «Интеррос», куда он пока входит, обзавелись сразу двумя крупными объектами строительства (Фанпарком «Бобровый лог» в Красноярске и курортом «Роза Хутор» в Красной Поляне), преследуя благотворительные цели. В первый проект «Норильский никель» уже вложил более двух миллиардов рублей, а во второй ожидаемые инвестиции составят около 300 млн долларов. Эти цифры, да и информация о суммах вложений по другим горнолыжным проектам различных компаний говорят о том, что коммерческая выгода стоит на первом месте. Но независимо от первенства интересов реализуемые проекты оборачиваются плюсами для всех сторон — создают новые рабочие места населению, расширяют возможности для отдыха горожан и дают зарабатывать инвесторам.
В советское время горнолыжная индустрия как таковая не существовала, и большинство склонов держались на энтузиастах, далеких от разработки масштабных курортных концепций. Поэтому сейчас, если инвестор желает превратить гору в современный комплекс, то ему либо приходится полностью перестраивать всю инфраструктуру под современные требования, либо вообще обращать свои взоры на дикие склоны. Представители компаний-инвесторов отмечают, что сопутствующие такой стратегии проблемы развития общей инфраструктуры зачастую решаются с помощью администраций регионов. Помощь может быть различной: от прямых денежных вливаний в разные объекты, связанные с комплексом, как в случае с «Бобровым логом», до реконструкции автомобильной трассы в Таштагол в Кемеровской области и общей поддержки по всем вопросам в Шерегеше. Да мало ли в каком виде, самое главное, что она есть. И это радует больше всего. Помощь властей, сопряженная с тем настроем, с каким входят в этот бизнес угольщики и металлурги, и взятый ими темп инвестирования говорят о том, что в не самой далекой перспективе можно будет кататься на отечественных курортах, испытывая положительные эмоции от мысли, что у нас не хуже, чем в Альпах.