Декабрь. Шерегеш. Ищем компанию. 8 Декабря 2024 - 14 Декабря 2024 Россия, Шерегеш
Ищу компанию в Шерегеш! 28 Ноября 2024 - 9 Декабря 2024 Россия, Шерегеш
Шерегеш 25.12 - 32.12 15 Декабря 2024 - 31 Декабря 2024 Россия, Шерегеш
0

Золотые горы. Томские горнолыжники и сноубордисты могут остаться этой зимой без места для катания

official_skiru Лента автора 4 Августа 2006 (03:05) Просмотров: 280 0
Метров триста от лыжной базы «Метелица» глубже в лес – и вы попадаете на балетную гору. Некогда она была цитаделью российского горнолыжного спорта. В 1991 году здесь проходил чемпионат России по фристайлу, а в 1994-м сборная страны, тренировавшаяся на склоне в томском Академгородке, заняла три призовых места на чемпионате мира во Франции.

Метров триста от лыжной базы «Метелица» глубже в лес – и вы попадете на поле боя. Несколько лет подряд между городским департаментом недвижимости и руководством областной федерации фристайла идет судебная тяжба. Она может закончиться тем, что этой зимой томские горнолыжники и сноубордисты останутся без места для катания.

Договор – штука условная

В 2004 году председатель областной федерации фристайла Дмитрий Карташов с удивлением узнал, что уже два года как должен вносить арендную плату за пользование землей в Академгородке. Три склона – балетный, могульный и акробатический – были переданы федерации в 1998 году в безвозмездное пользование сроком на десять лет. Однако в договоре имелся пункт, позволяющий департаменту недвижимости менять условия аренды. Он и изменил.

– Мы сразу пошли просить, чтобы нас освободили от арендной платы, – рассказывает Дмитрий Карташов. – Ходили-ходили – тщетно. В декабре 2005-го было первое судебное заседание. На нем решался вопрос по балетному склону и спортивной акробатике. О том, что это заседание состоялось, мы узнали в феврале нынешнего года от судебных приставов. Они начали требовать с нас деньги за аренду – около 200000 рублей.

Декабрьское решение суда Кировского района областной суд обжаловал и отправил на новое рассмотрение. 15 августа должно состояться заседание. Впрочем, за это время уже другой суд, мировой, успел вынести решение по могульному склону. За то, что десяток лет подряд воспитывала на нем томских олимпийцев, федерация фристайла задолжала около 30000 рублей.

– Сейчас вопрос стоит так: либо мы платим за аренду, либо бросаем все к чертям, – объясняет Дмитрий Георгиевич. – Мы бросим. Только тогда здесь ничего не будет. Пусть сюда придет новый собственник хоть с золотыми руками, он просто не успеет подготовить склоны к зиме. Томичам негде будет кататься. Я уж не говорю о том, что негде будет тренировать спортсменов.

Миссия: уничтожить?

– Мы все расчищали тут и планировали сами, – зампредседателя федерации фристайла Александр Жабко показывает фронт былых работ. – Это – балетная гора (балетом в советские годы называли акроски – вид фристайла – С.П.). Она и два следующих склона были переданы нам в 1982 году решением облисполкома. В те времена здесь было то же самое, что и рядом находится.

Александр Арнольдович обводит рукой окрестности. Лес непролазный.

– Вообще, эта гора готовилась специально к проведению чемпионата России по балету, – продолжает зампредседателя. – И в декабре 1991-го он здесь проводился. В 1995-м был кубок России... Эту гору знают даже за рубежом. Победив в 1994-м на чемпионате мира по фристайлу, который был во Франции, Елена Баталова на всю планету заявила: «Мы так хорошо подготовились в далеком сибирском городе Томске».

– Теперь за эти земли нас заставляют платить, – горько добавляет Дмитрий Карташов.

Идем дальше. Сырая трава, поросшая кустами пологая поляна.

– А вот это у нас могульный склон, – рассказывает Дмитрий Георгиевич. – Если «балетку» мы делали совместными усилиями, то эту гору – лично я. Она обошлась мне в 2200 рублей. В те времена «Жигули» первой модели стоили 4500. А у меня были деньги, я их на калыме заработал.

– Всесоюзное первенство – 1988-89 годы, чемпионат и кубок России, – это Александр Жабко присоединяется, – этот склон тоже многое повидал! Тут было срезано под 3000 кубометров грунта. Надо было бы еще подделать, но не было ни денег, ни техники, чтобы закончить планировочные работы. Сейчас главная проблема – провести сюда электроэнергию и поставить тут подъемник. Тогда о томском могульном спуске еще услышат!

Цена вопроса – чуть больше миллиона рублей. Столбы для электропроводов и фонарей остались тут еще с советских времен. Сами провода и фонари исчезли в конце 90-х.

– Здесь все было, все работало, все крутилось, а потом развалилось, – разводит руками Дмитрий Карташов. – Федерация фристайла – некоммерческая организация, у нас нет своих средств. Единственные деньги, которые мы получаем от областного департамента, – на участие наших спортсменов в соревнованиях. И то в этом году отказались. Вот перечислят они деньги, а нам арестуют счета из-за этой судебной тяжбы – и еще не легче.

Вдоль по извилистой лесной дороге – к учебно-спортивному (или акробатическому) склону. Отсюда все начиналось. Первые томские горнолыжники облюбовали это место еще в 50-е годы прошлого века. Теперь эта территория – основной камень преткновения судебного спора департамента недвижимости и федерации фристайла. Тут больше всегда земли.

– Тут тоже все было сделано в середине 80-х, – говорит Карташов. – Официально фристайл как вид спорта был признан в 1986 году, но мы занялись им еще в 1984-м. Даже первые всероссийские соревнования по фристайлу проходили в Томске – правда, на Потаповых лужках.

Раньше тут стояло два подъемника. Теперь – ничего. Разворовали. Здесь уже давно не занимаются спортом как таковым, зато катаются любители.

– На этой горе выросла вся доблесть томского фристайла, – добавляет Александр Жабко. – Кстати, и до сих пор томские спортсмены – правда, в могуле – пользуются успехом. На последнем чемпионате России из четырех чемпионов два – среди мужчин и среди женщин – томичи. А еще в парном могуле – также мужчины и женщины. По итогам Томск занял неоспоримое лидерство на этом чемпионате. После нас – Чусовой, Москва и Красноярск.

– Да, сейчас пришло время, когда можно вложить средства в развитие спорта, – говорит Дмитрий Карташов. – А у нас получается все наоборот: когда мы своими руками все создавали – в стране спорт умирал, а у нас все работало. Сейчас спорт в стране поднимают, а у нас – душат арендной платой. Знаете, в чем вся соль? Если вопрос не решится положительно, мы действительно будем вынуждены просто все бросить.

Альтернативы нет...

Евгений Драпико купил парафин, теперь выбирает термобелье. К предстоящему сезону надо приготовиться заранее. Евгений, с 1987 года занимавшийся горными лыжами, встал на сноуборд четыре года назад. С того момента зимами частенько ездит после работы в Академгородок – покататься.

– Эта ситуация с горой – пугающая, потому что сейчас в пределах Томска нет мест, которые позволяли бы свободно заниматься сноубордингом, – говорит Драпико, переключаясь на сноубордические ботинки. – Другие трассы по ряду причин не устраивают. Единственная альтернатива академовским склонам – трасса в Коларове. Но туда нужен транспорт, она больше приспособлена для классических видов спорта, тех же горных лыж, и там дороже подъемник. Меня удивляет, откуда такой интерес к этой земле. Стояла себе – никому не мешала.

Евгений считает, что если трассу в Академгородке закроют, томской молодежи попросту негде будет кататься.

– Насколько я слышал, департамент недвижимости предлагал федерации фристайла брать деньги за вход на территорию балетного склона. Вы считаете, это нормально? – спрашиваю.

Евгений резко ставит на витрину увесистый ботинок:

– А откуда у молодых людей деньги? Вы посмотрите на цены вокруг: чтобы купить мало-мальски достойное снаряжение, нужно около 1000 долларов. А если еще за вход на склон брать – то это вообще никуда не годится.

...а выход?

Заместитель начальника управления земельных отношений городского департамента недвижимости, председатель комитета землеустройства Владимир Осипов – как и Дмитрий Карташов – в этой ситуации также может лишь развести руками.

– У нас же депутаты решают: кому платить, а кому – нет, – говорит он. – Раньше этот вопрос был в компетенции мэра, было соответствующее постановление, которое устанавливало льготы на землепользование и для общественных организаций, и для федеральных учреждений, и для инвалидов Великой Отечественной войны. Потом городские депутаты решили, что это их полномочия. По итогам всех арендаторов – а их было достаточно много – обязали платить за аренду. Это было в 2003-м, потом, в 2004-м, Дума, как говорится, одумалась: начала принимать половинчатые решения. Был составлен список организаций, которые все-таки освобождались от арендной платы. Но ведь по закону мы должны были брать аренду с 2003-го! В итоге в должниках у нас оказались и ветераны войны, и герои труда, даже налоговая инспекция и арбитражный суд! Что касается федерации фристайла – мы только исполняем закон. По сути, от суда нам нужно формальное решение. В этой ситуации я могу посоветовать только одно: пусть обращаются к новым городским депутатам, только они могут изменить решение своих предшественников из прошлого созыва.

Однако если суд 15 августа будет проигран, федерация фристайла будет вынуждена заплатить круглую сумму денег. То есть Гордума должна повлиять на ситуацию в ближайшие дни. Но – депутаты на каникулах до конца месяца. Не выписывать же их из заслуженных отпусков ради «каких-то там» олимпийских видов спорта, правильно?

Автор: Станислав Поручиков
Фото: Сергей Захаров

Источник: Томский вестник
0