— И президент, и премьер во время Олимпиады говорили, что Россия учтет опыт проведения Игр в Лондоне при подготовке к Сочи-2014. А на ваш взгляд, какой главный урок наша страна должна извлечь из летних Олимпийских игр?
— При том что спорт — штука непредсказуемая, две последние Олимпиады — Ванкувер и Лондон — показали, что медали тоже можно планировать. Но в некоторых видах спорта, особенно в зимних, залог успеха заключается в правильном управлении технологиями подготовки сборной команды. И канадцы, и британцы максимально использовали эффект домашних игр...
...В целом в летних видах спорта ситуация обстоит несколько лучшим образом: по итогам летнего сезона у России первое место в мире, тогда как зимний сезон завершился для нас 16-м местом. Так что пока перспектива на Сочи для нас не очень радостная.Основной нашей проблемой в государственном спортивном менеджменте, на мой взгляд, остается чрезмерное увлечение борьбой за медали и кубки, тогда как основной упор необходимо делать на развитие массовости спорта, создание условий, чтобы фактически спорт стал идеологическим стержнем нашей страны.
— Олимпиада в Сочи уже в 2014 году. Сейчас можно что-то сделать, чтобы войти хотя бы в тройку лидеров?
— Необходимо, чтобы наши спортсмены максимально использовали преимущество родных стен и вели активные тренировки в Сочи. Туда нужно не на две недели приехать, как делают спортсмены из других стран для тестовых соревнований, а использовать трассы в качестве постоянной подготовительной базы. Все спортсмены отметили, что на «Розе Хутор» очень сложный рельеф склона, — это же большое преимущество: у наших спортсменов есть возможность, например, откатать этот склон так, что они и с закрытыми глазами смогут по нему съехать. Такой возможности у спортсменов-конкурентов не будет.
— А сейчас это почему не так?
— У федераций есть свои графики соревнований, кубков, выступлений, в которые использование преимуществ родных стен пока не включено. Мощный эффект мы получили бы, если бы штаб-квартиры не только федераций, но и самого Олимпийского комитета до 2014 г. были переведены в Сочи. В перспективе Сочи мог бы стать центром российского спорта: там формируется серьезная спортивная база, которую нужно загружать. Для сравнения: центр американского спорта находится ведь не в Вашингтоне, а на олимпийской базе в Колорадо-Спрингс. Думаю, для решения этого вопроса необходимы последовательные политические решения.
— А сами спортивные объекты уже готовы к тренировкам?
— Я могу объективно говорить об олимпийском объекте, который строила компания моего брата Магомеда Билалова «Красная Поляна», — это олимпийский трамплин. Были опасения, что трамплин может сдвинуться из-за землетрясения или оползней, которые нередки в Сочи. Тем не менее первые, самые тяжелые тестовые соревнования, которые провели этой зимой, прошли успешно. В том числе благодаря поддержке вице-премьера Дмитрия Козака, взявшего на себя принятие нужных решений.
— Нет, я вложил свои личные средства... По ходу работы стоимость трамплина несколько увеличилась, а чтобы успеть сдать его в срок, мы часто были вынуждены завозить стройматериалы на объект вертолетами, что, сами понимаете, удовольствие не из дешевых. Мы с Козаком оказались заложниками всех этих проблем. Но мы же в итоге их и решили.
— А какую сумму вам пришлось вложить в строительство олимпийского трамплина?
— Около 1 млрд. руб...
— На полях лондонской Олимпиады прошла масштабная презентация проекта развития летних и горнолыжных курортов на Северном Кавказе. Вы уже привлекли крупных инвесторов из Италии, Франции, Китая и Кореи. Теперь надеетесь на сотрудничество с английскими бизнесменами… А как развивается проект?
— В этом направлении за последние два года мы сделали в 5 раз больше, чем планировали. Компанию зарегистрировали 2 декабря 2010 г., уставной капитал наполнили в феврале — марте 2011 г., чуть позже подписали соглашения с французскими и корейскими партнерами. Уже спустя год после создания «Курортов Северного Кавказа» благодаря поддержке президента Медведева была подготовлена и принята вся необходимая по этому проекту законодательная база.
— А Путин поддерживает ваш проект?
— Владимир Владимирович прекрасно знаком с проектом, все распоряжения, принимаемые на уровне правительства, были согласованы и подписаны премьер-министром. Сейчас мы также ощущаем серьезную поддержку и президента, и его администрации. В частности, именно в ходе визита Путина в Китай были подписаны соглашения с инвесторами проекта из этой страны.
— Как изменился проект за последнее время?
— Туристический кластер пополнился новыми территориями, новой идеологией. Туристический кластер перерос формат горнолыжных курортов — это масштабный рекреационный проект, наверное, один из крупнейших в мире. Помимо территорий, которые были в него включены изначально, к нам присоединилась Ингушетия, рассматривается вопрос о включении Чечни, Кавминвод, рекреационной части Сочи. Недавно мы договорились с руководством Кабардино-Балкарии о работе на уже существующем курорте Приэльбрусье — это общероссийский бренд, можно сказать, лицо всего Северного Кавказа. Там есть необходимая инженерная инфраструктура, работают канатные дороги и горнолыжные трассы, местные жители участвуют в турбизнесе — как владельцы гостиниц, прокатных фирм, кафе. Поэтому нам кажется логичным начинать большой проект туркластера именно отсюда — при небольших вложениях и правильном менеджменте за короткий период времени здесь можно получить нормально работающий горнолыжный комплекс.
Если раньше реализация проекта туркластера рассматривалась просто как строительство подъемников и гостиниц, то сегодня это уже проект развития огромной территории, всего Северо-Кавказского региона. Включая все аспекты — аэропорты, железные дороги, объекты энергетики и социальной инфраструктуры, инженерные сети, гостиницы, спортивные сооружения...
...При этом уже есть инвесторы, которые работают, что называется, на месте, в частности «Группа Синара», застройщик курорта Архыз, нашей стартовой площадки. Это был такой подарок нам от Дмитрия Козака — будучи полпредом в Южном округе, он впервые обратил внимание бизнеса на Кавказ и заложил основы для строительства инфраструктуры. Следом пришел инвестор — "Синара", которая взяла на себя обязательство по строительству туристической инфраструктуры.
При поддержке вице-премьера Александра Хлопонина, удалось закрепить механизмы того, как должны решаться вопросы с землей, с кредитами. Поэтому уже в марте этого года на Архызе удалось запустить один подъемник, подготовить две трассы для катания — это очень важно с точки зрения динамики проекта. Мы надеемся, что зимой там уже можно будет полноценно покататься, — к началу сезона в Архызе должно появиться пять отелей и как минимум еще один подъемник.
— При открытии первого подъемника возник разговор, что «Синара» не хочет продолжать строительство…
— Дело в том, что к тому моменту необходимая для второй очереди инфраструктура не была полностью закончена — электричество, газ подводились по временной схеме. Мы договорились, что КСК профинансирует 2,2 млрд руб. на завершение этих работ, а Карачаево-Черкесия в координации с нами достроит необходимую инфраструктуру.
— Архыз — первая ласточка, а какой регион может стартовать следующим?
— Мамисон в Северной Осетии... В целом мы надеемся, что активное строительство на Мамисоне начнется в 2014 г., тогда же — на курорте Лагонаки в Адыгее, если будет решена проблема с определением границ биосферного заповедника.
При этом на площадке Мамисона в отличие от Архыза нет якорного инвестора, но и задачи такой мы перед собой не ставим...
— А французы уже начали как-то участвовать в проекте?
— С Caisse des Depots et Consignations мы создали совместное предприятие International Caucasus Development («Международное развитие Кавказа»), которое уже активно работает. СП, во-первых, отвечает за международное позиционирование туркластера и привлечение инвесторов, занимается комплексной экспертизой проекта и в какой-то степени готовит почву для собственных инвестиций наших французских партнеров. Французские специалисты уже объехали все площадки, изучили мастер-планы. Сейчас, с учетом опыта горнолыжных проектов в Альпах, они дают свои рекомендации по корректировке планов, с тем чтобы повысить инвестиционную и туристическую привлекательность курортов.
Параллельно мы обсуждаем совместные инвестиции в строительство горнолыжных подъемников...
— Китай сегодня — ваш самый крупный инвестор, $3 млрд. Что их привлекает в вашем проекте?
— Китай — это одна из крупнейших экономик в мире, поэтому неудивительно, что китайский бизнес ищет новые территории для инвестирования, и Кавказ является потенциально привлекательным для них регионом, богатым рекреационными ресурсами. Для нас же Китай интересен не только с точки зрения инвестиций, но и как крупнейший в мире поставщик туристического трафика — сегодня он составляет 90 млн человек. Для сравнения: Францию посещают 60 млн, а США — 100 млн человек. И открывшийся Год российского туризма в Китае показал хороший потенциальный спрос на наши туристические услуги. Надеемся, что Кавказ станет для их туристов новой интересной точкой, ведь до горнолыжных курортов юга России им добираться ближе, чем до Франции или Германии.
Что касается наших китайских партнеров, то это самые крупные частные компании страны. «Далянь Ваньда груп.» специализируется на строительстве торговых центров и гостиничных комплексов — в ее собственности находится 32 млн кв. м площадей. В г. Ухань мы видели, как практически одновременно она строит объекты масштабного центра города наподобие «Москва-сити» общей площадью 3 млн. кв. м: небоскребы, парки, кинотеатры, пешеходные улицы. Это впечатляет. Есть у «Далянь Ваньда» и свой собственный горнолыжный курорт. Мы там побывали: это место высочайшей культуры сервиса, там первоклассные гостиницы, цены на скипасс держатся на европейском уровне — $120, при этом очереди на подъемники стоят. Более того, эта компания является еще и крупнейшим в мире кинопрокатчиком. К тому же они специализируются на реализации больших проектов с нуля. Именно поэтому, когда делегация из Китая побывала на курортах Кавказа, больше всего с точки зрения инвестирования их привлекла альпийская низменность Дагестана. Там в отличие от Сочи, например, нет проблем со свободными территориями, нет незаконно построенных объектов — можно приходить и работать. Китайских партнеров поразила наша «Великая Китайская стена» — стена длиной 70 км. близ Дербента, древнейшей крепости, возраст которой — 5000 лет...
— А вопрос транспортной доступности ваших курортов на каком этапе будет решаться? Того же Архыза?
— По Архызу этот вопрос уже решается. Сейчас дорога от аэропорта в Минеральных Водах до курорта занимает три часа, ехать нужно по не освещаемой зимой и явно не европейского уровня трассе. Нам нужно максимально сократить скорость транспортной доставки, поэтому вопрос модернизации и реконструкции автодорожной сети в районе курорта тщательно прорабатывается. Кроме того, есть поручение руководству ОАО «РЖД», Хлопонину и «Группе Синара» подготовить предложения по строительству дороги скоростного сообщения между аэропортом и Архызом. Также в рамках развития сети региональной авиации прорабатывается вопрос о строительстве аэропорта в станице Зеленчукской, недалеко от курорта.
— А вообще, как вы считаете, в регионах Северного Кавказа что-то меняется после начала проекта?
— Безусловно. К нам обращаются компании малого и среднего бизнеса с интересом, с предложениями, говорят, что ждут не дождутся, когда все это заработает. Я разговариваю с главами республик Северного Кавказа — все они так или иначе связывают свои надежды на изменение ситуации в регионе и его развитие с нашим проектом. Видно, как меняется отношение местного населения — от недоверия, что приедут неизвестные люди и отберут землю под свои проекты, до понимания того, что курорты дадут новую работу, инфраструктуру, помогут обеспечить семьи. Мое глубокое убеждение — не надо ждать никаких якорных инвесторов, просто нужно дать возможность большому количеству компаний малого и среднего бизнеса вкладывать деньги, создать для них комфортные условия работы.
— А как же угроза террора? Все помнят подрыв горнолыжной дороги в Кабардино-Балкарии в самый разгар лыжного сезона…
— Проблема с безопасностью на Северном Кавказе — это следствие социальных проблем: безработицы, экономической нестабильности. Когда в проект включится малый и средний бизнес, местные предприниматели, когда люди станут собственниками гостиниц, турбаз, других объектов, когда эта работа будет кормить их семьи, жители сами будут заинтересованы в обеспечении безопасности гостей. И поверьте, на Кавказе местные жители могут обеспечить безопасность иногда гораздо эффективней федеральных силовых структур.
— А вопросы охраны объектов, защиты туристов на будущих курортах сейчас вами как-то прорабатываются? Две иностранные компании предлагали вам свои услуги — чем закончилось?
— Российская правовая база сейчас не позволяет нам применить тот опыт, который был наработан в Израиле и во Франции. Поэтому в ближайшее время мы будем самостоятельно эту проблему решать, создадим под руководством полпреда Хлопонина рабочую группу с участием представителей правоохранительной системы и наших специалистов, чтобы выработать единый подход в этом вопросе, который позволит совместить успешный зарубежный опыт с объективными российскими реалиями. Помимо этого необходимо решить вопрос с пограничными зонами — сейчас они контролируются разными ведомствами, поэтому есть нестыковки в понимании того, как обеспечить туристам свободный доступ к новым курортам, не ослабив при этом критично режим охраны границы.
Показательным я считаю подход ФСБ к вопросу безопасности в Сочи. Там ведется серьезная работа с применением новейших технологий и традиционных методов наблюдения и анализа ситуации. Регулярно проводятся учения, используются камеры наблюдения за территорией, устанавливается многоуровневый периметр безопасности.
Полностью текст интервью.
это на каком же европейском курорте ски-пасс стоит $120 ???? Может это в юанях??