+4

"Стоит только захотеть, можно в космос полететь..."

FGSSM Лента автора 17 Декабря 2013 (14:10) Просмотров: 788 0


С таким девизом выходят на склон дети, но не обычные дети, это особенные ребята. Они поставили перед собой цель: победить болезнь и доказать всем, в первую очередь себе, что они могут всё.

В благотворительном горнолыжном центре "Снежок" занимаются дети с последствиями ДЦП, синдромом аутизма, инвалиды по слуху, но методистов и инструкторов школы это не пугает, потому что они видят желания и цель в глазах своих воспитанников. 

Мы провели прекрасный день на склоне, вместе с детьми и заместителем руководителя Центра, Татьяной Борисовной Миненковой. 


Татьяна Борисовна, расскажите нам: как создавалась Ваша школа и какие задачи Вы ставили перед собой в начале?

В 1991 году Миненков Борис Васильевич, мой отец, и его друзья собрались и решили по аналогии с американскими школами создать школу для детей с ограниченными физическими возможностями. После развала СССР открылось много различных школ подобного рода, но в основном все они были на коммерческой основе. Борис Васильевич с самого начала был против такого подхода. Главной идеей было желание поделиться с детьми возможностью интересно и радостно жить, несмотря на диагноз.

Горные лыжи, горы были для Бориса Васильевича, своего рода, жизненной  философией. Всё началось в 40-50-е годы. Жизнь после войны была несладкой, и активная молодёжь искала возможность выразить себя, проводя время в занятиях альпинизмом и горными лыжами. Мои родители полностью отдавались горным лыжам и «заразили» меня. Как теперь выяснилось – на всю жизнь. После окончания института я начала работать в НИИ физической культуры. Кстати сказать, лаборатории горнолыжного спорта тогда не существовало. И приходилось по крупицам собирать материал, который и пригодился в начале 90-х, когда была создана школа «Снежок». Я не предполагала, что мне придётся заниматься с детьми с ограниченными физическими возможностями. По началу, помню, я даже растерялась немного. Но это был, своего рода, вызов. Проверка на прочность, если хотите. В те времена школа располагалась в Филевском парке, на базе ЦСКА, и вот туда привозили детей. На машине туда было сложно подъехать, а идти они особо не могли, ну и приходилось везти детей к горе на саночках.

У детей были разные проблемы: у кого ДЦП, у кого кривизна и выворот голени, у кого тонус. Но стоило обуть горнолыжные ботинки, как многие проблемы решались. Легче становилось держать равновесие, легче контролировать положение стопы и т.д. Приходилось искать решение для каждого конкретного случая. Постепенно, шаг за шагом пришло понимание того, как для каждого отдельного ребёнка с его возможностями трансформировать горнолыжную сложно координационную задачу, чтобы она стала выполнимой. Главное, не требовать быстрого успеха, быстрого освоения навыка,  спокойно относиться к тому, что у детей проблемы с равновесием и координацией. Количество в качество когда-нибудь обязательно перейдет, вопрос - как быстро. И когда ребенок все преодолеет и совершит свой первый спуск с поворотами – это и есть та самая цель, ради которой вообще стоит всем этим заниматься. Плачут родители, радуются дети. Значит, людям хватило сил подняться над обстоятельствами. Значит, можно освоить что-то ещё в жизни, если приложить силы, труд, терпение и свои устремления.

23 года существования школы - это  долгие, долгие годы порой однообразной, рутинной работы. А жизнь она вообще рутинна и однообразна. И потом, что такое результат? Медали – секунды, а потом долгие годы реабилитации и лечения всех своих спортивных травм? Или планомерное движение вперёд к самому себе. Порой трудное, долгое, но обязательно успешное. Важно двигаться, не стоять на месте. Горные лыжи это не только физический аспект, улучшающий двигательную составляющую, но и «кузница» счастливых, социально-адаптированных людей. Мы знаем, что нужно делать, чтобы, несмотря на обстоятельства, получить от жизни радость и удовольствие. И очень хочется поделиться этим знанием с людьми, которые приходят к нам на занятия.

Татьяна Борисовна, на кого направлена Ваши занятия и деятельность Вашей школы?

В первую очередь на людей, которые считают себя недостаточно способными к этому виду спорта, которые в тайне мечтают, но сомневаются в себе: «Куда мне, ну вот куда? Горные лыжи…» Это могут быть как дети с ограниченными физическими возможностями, так и взрослые у которых проблемы, может быть, после какой-то травмы, которые пытаются привести себя в форму. В принципе, инструкторов много и это хорошо, потому, что одному человеку надо одно, а другому другое  и они все разные, и у каждого свой характер, свои методы. Но к выходу на склон надо серьёзно готовиться, делать определённую работу. Это  не только физические упражнения, но и психологическая подготовка. И здесь важно, чтобы человека поддерживал педагог не только разбирающийся в горнолыжной технике, но и в психологии, владеющий приёмами мотивации и позитивной настройки человека на желаемый результат.

Кто для Вас ваши воспитанники?

Мои воспитанники для меня, прежде всего, любимые дети. Мне очень не нравиться слово инвалиды, более подходит «люди с ограниченными физическими возможностями». На самом деле, где мера и кто её определяет? Каждый человек что-то умеет делать лучше, а что-то  хуже, поэтому, в принципе, разделение должно идти по другому принципу. На трудолюбивых, желающих чего-то добиться в жизни и ленивых, безинициативных. Вот, кто-то может быстрее – кто-то может медленнее, у кого-то лучше работает правая нога, а у кого-то левая. У нас достаточно знаний и опыта, чтобы учитывая реальные возможности каждого занимающегося, адаптировать процесс индивидуально.

Приходят дети с синдромом аутизма. Мера этого синдрома разная. Человек в себе, он другой. И требуются усилия, чтобы «выманить» его в наш мир и играть с ним в наши игры. Нельзя, в принципе, разделять людей на больных и здоровых в аспекте годности и не годности. Надо, чтобы люди понимали, что если они захотят, они смогут всё. И если они считают себя нестандартными, то подсказать, что им надо делать, если конечно они захотят слушать. Тут очень большой нюанс. Человек приходит и говорит: «Помогите, научите», мы объясняем, что нужно делать, а он возражает, что привык по-другому. И всё. Ничего не получится. Это очень трудно, выбраться из придуманных, годами очерченных рамок и начинать самому менять свою жизнь.

Есть ли дети, которые занимаются у Вас много лет?

Да, конечно! Есть некоторые, которые на десять лет остаются, то есть родители приводят ребенка в 8-9 лет и в восемнадцать он не уходит. И я не прогоню, мне не жалко, пусть дальше развивается, инвентарь найдем, пусть катается.

Какими результатами они уже могут похвастаться?

Те люди, которые приходят – им спортивный прогресс особо не нужен, здесь люди ставят перед собой другие цели. Сложная задача, с точки зрения обывателя, научиться кататься на горных лыжах. К примеру, когда ребёнок приходит в обычную школу, где он обучается наукам и говорит: «Мне сегодня некогда, я спешу на тренировку горнолыжную» – это очень важный момент для становления самооценки ребёнка. Причастность к чему-то значимому помогает подняться над обыденностью. Для родителей это очень важный момент, ведь диагноз в большинстве случаев, как пожизненный приговор. И те, кто не сдаются, те, кто снимают шубы, надевают спортивный костюм и валенки, чтобы таскать ребенка по склону, те, рано или поздно будут вознаграждены тем, что ребёнок обязательно сделает свой красивый горнолыжный спуск с поворотами и начнётся совсем другая жизнь. Нет, возможно, если человек не хочет двигаться, и не пробует ничего, тогда ничего и не будет, а если человек хоть как-то двигается, пусть сперва это не очень красиво, (а кто нам установил рамки что красиво, а что нет), то обязательно добьётся поставленной цели. Получается горнолыжный образ жизни, своего рода путь,  не только обучение катанию, но и помощь людям в том, чтобы самих себя сформулировать. И  это главная задача и если она определённым образом выполняется, то это здорово.

Влиться в ваш коллектив можно в любое время?

Абсолютно. В этом специфика, что в любой момент можно прийти и записаться. Новичкам  будут даны соответствующие упражнения. Конечно, очень важно участие родителей и сопровождающих. Ребёнок будет продвигаться в освоении навыков и вольётся в общую группу, сможет принять участие в соревнованиях и спортивных праздниках вместе с другими детьми. Любой процесс формируется не сразу. Главное, понимание себя, что ты можешь и хочешь это сделать. Но брать и делать, этого не вполне достаточно, нужно ещё и  думать о том, как ты это делаешь. Думать, что и как  - в этом и есть главный секрет, потому что нет общего рецепта, есть общее направление. Для этого тренер и нужен.

Основные занятия проходят по выходным дням. Чтобы записаться, надо приходить в воскресенье к 13.00, по адресу: ул. Крылатская, д. 1, административное здание ГК "Лата-Трек" (школа "Снежок"), имея с собой копии основных документов. Уточнить что и как, можно по телефону предварительно. Но ещё раз повторю, что основная роль достаётся родителям. Это их время, силы, терпение и упорство. В сезон, очень много народа на склоне. Без дисциплины и порядка невозможно гарантировать безопасность. Требуется внимание и контроль над своими детьми.  

Как организованы Ваши занятия в школе?

По принципу свободного и осмысленного выбора. В этом  своеобразие школы. Дисциплина на склоне жёсткая, но демократия у нас тоже есть. Но демократия на таком уровне: пришел – не пришел, хочешь – не хочешь. Сам для себя должен решить, но если пришел и сказал: «Да я играю в вашу игру», тогда ты  - школа «Снежок» и обязан соблюдать правила. Иначе наступит хаос, дети могут получить травмы и ничего хорошего у нас не получится.

И в конце нашего разговора, скажите: как все-таки попасть к Вам в школу.

Очень просто, Максим, позвонить мне по телефону или связаться через Вашу Федерацию, и я все расскажу. Занятия проводятся на благотворительной основе, абсолютно бесплатно. Ждём всех, кому интересно. Может, кто-то тоже думал на подобную тему и у него появились идеи, может быть, в чём – то отличные от наших. Мы бы поспорили, поискали вместе. А кто-то, возможно, захочет помогать детям на тренировках. Мамам порой тяжело с детьми, крепкие руки и молодой задор были бы очень кстати. До встречи на склоне, друзья!

+4