|
|
|
|
|
Грандвалира
Грандвалира
Решил поделиться деталями недавней поездки - возможно они будут кому-то полезны.
Я большой поклонник Андорры. И сюда в 2007 г. я первый раз приехал на горнолыжку в «большие горы» и полюбил эту солнечную и гостеприимную страну. И с тех пор был здесь еще 4 раза, ну, а кроме того, бывал в Австрии (на трех разных курортах) и в Италии (Селла Ронда), так что есть с чем сравнить. Неплохо представляю себе сильные и слабые стороны Андорры и не планирую их обсуждать – те, кто бывал здесь, их хорошо знают.
Катаюсь исключительно в Грандвалире и скажу, что каталка здесь сегодня примерно такая же, как была лет 7 назад: подготовка склонов, количество и качество подъемников - такое же, как было раньше. И, увы, ни одной креселки с защитным куполом и подогревом здесь так и не появилось.
Снега в этом году, как мне показалось, было чуть меньше, чем обычно, было открыто около 60% трасс и 80% подъемников. Несмотря на это, повышенной скученности на основных трассах и подъемниках нет ни в будние дни, ни в выходные. Максимальное время в очереди - 8 (!) минут, и это на кресельном подъемнике Cubil, одном из наиболее загруженных, возвращающих в конце дня катальщиков из сектора Grau Roig в сектор Encamp.
Практически не слышна русская речь (совсем не то, что раньше), зато очень много испанской, французской и особенно британской горнолыжной и сноубордической молодежи.
Одним словом, все, что связано с катанием, изменилось незначительно, чего нельзя сказать о способах добраться сюда. Если раньше мы наслаждались пакетными турами, т.е. прямыми рейсами из РФ с бесплатным провозом оборудования и трансфером до отеля, то теперь совсем другое дело. Именно об этой части поездки я хотел бы рассказать подробнее.
Перелет. Летали из Москвы через Стамбул в Барселону, в Стамбуле ночевали на пути туда и обратно. Все перелеты турецкой АК Пегас. Везли с собой все оборудование, кроме лыж. Пегас оказался очень приличной авиакомпанией с вполне разумными ценами (в нынешних условиях), молодыми самолетами, минимальными задержками, приветливым персоналом.
Трансфер. Из аэропорта Барсы в Ла Веллу ходят рейсовые автобусы компаний AndBus и DirectBus. Мы пользовались AndBus. Еще при подготовке к поездке я изучил условия компаний, сайт AndBus мне показался удобнее и информативнее, к тому же они предлагали гораздо большие нормы бесплатного провоза багажа (хотя на практике никто не считал и не взвешивал чемоданы).
Билеты заранее не покупали, не были уверены в пунктуальности турецкого лоукостера, но прилетели вовремя и после получения багажа у нас было еще полтора часа до ближайшего автобуса. Билеты можно купить у водителя, на сайте или в мобильном приложении. Билетных автоматов этой компании в аэропорту я не нашел. В итоге билеты туда-обратно купили в приложении. Для покупки лучше бы иметь мобильный интернет, т. к. бесплатный вай-фай в аэропорту очень слабый, я бы не стал оплачивать в приложении из-за риска разрыва соединения. Мобильное приложение у компании тоже не идеальное: например, мы так и не смогли выбрать в качестве пункта назначения стандартную конечную точку - автостанцию в Ла Велле. Пришлось выбрать в приложении наиболее близкую к ней остановку, а затем объяснять водителю, что мы едем именно до автостанции за стандартную стоимость. Дело в том, что компания за отдельную плату предлагает довести на этом же автобусе до некоторых гостиниц и остановок общественного транспорта на территории Андорры, и на обратном пути забрать из этих точек, эти пункты как раз и предлагает приложение. Нам это не было интересно, т. к. наши апартаменты в Энкампе были не слишком близко от остановок, и мы планировали в Ла Велле взять такси. Кстати, покупка в приложении оказалась хорошей идеей: когда подошел автобус, уже выстроилась весьма внушительная очередь из желающих и у всех были билеты. Посмотрев на эту очередь, водитель сказал, что сначала загрузит всех с билетами, а остальным продаст билеты только если будут свободные места. Впрочем, в автобусе перед отправкой все же оставалось около 5 свободных мест.
Такси. В Ла Велле для вызова такси в Энкамп пользовались приложением TaxiClick. Ну что сказать? Да, оно в принципе работает, т.е. таксист в конце концов к нам приехал, но до яндекса этому приложению очень далеко: после заказа минут 10 нам искали свободную машину, потом еще минут 10 она ехала, причем показывать, через какое время машина подъедет, приложение упорно не хотело, в дополнение, каким-то волшебным образом в процессе ожидания одна машина была заменена на другую. За это время к автостанции подъезжало несколько свободных такси, можно было совершенно свободно сесть и уехать, но стояла задача отработать заказ через приложение, т. к. на обратном пути нам предстояло выезжать из апартаментов в 5 утра и рассчитывать в это время на поимку такси на пустынной улице в Энкампе было бы слегка легкомысленно. Когда наконец подъехал наш водитель, он сразу предложил свои услуги на обратную дорогу, дал свой телефон и мы договорились, что я накануне отъезда вечером ему позвоню и сделаю заказ. Все именно так и произошло, и в 5 утра в день отъезда таксист ждал у наших апартаментов. Я заложил некоторый запас по времени на известную испанскую необязательность, но наш андорранский водитель оказался сама пунктуальность, поэтому на автостанцию в Ла Веллу мы приехали очень заранее и ожидали автобуса в теплом, чистом и светлом помещении автостанции, работающим, кажется, круглосуточно.
Где-то я читал, что почти все такси в Андорре рассчитаны на перевозку лыж. Это не так. Возможно, микроавтобусы оборудованы, но ни одна из встреченных мною легковушек не имела приспособлений для их перевозки. Вероятно, при заказе этот момент нужно обговаривать. Кстати, вместо приложения можно заказать такси по телефону (есть 3 службы, телефоны легко гуглятся), и лучше это делать заранее, так как с такси здесь бывает напряженно, по крайней мере водитель говорил, что иногда клиенты ждут машину более часа.
Прокат. В этой части поездка отличалась от предыдущих. Как я говорил, раньше летал пакетниками со своим оборудованием, а теперь, из-за усложнившейся логистики летать с лыжами тяжело, хлопотно и дорого.
Мы арендовали лыжи в https://esportseverest.com/. Их магазин, прокат и лыжехранилище действительно в 20 метрах от входа в Фуникамп. При аренде на 6 дней нам бесплатно предоставили шкафчик для хранения 4-х пар лыж и ботинок, с хорошей вентиляцией, по утрам ботинки всегда были сухими. На сайте можно забронировать оборудование со скидкой 20% от прайса, но с одной особенностью: бронировать можно только на завтра и на последующие дни, поэтому в первый день мы взяли в прокат на один день по стандартному прайсу, а затем на оставшиеся дни забронировали через сайт. Ребята в прокате вполне услужливые, будут подбирать оборудование до тех пор, пока не останешься полностью доволен (возможно потому, что мы приходили к самому открытию, когда еще мало посетителей, ребята могли заниматься нами довольно долго), по первому требованию точат канты - за время проката мы обращались с этим два раза. В предпоследний день проката мы поняли, что накатались, и вернули лыжи досрочно. Денег за последний день нам не вернули, но выдали сертификат на 1 день бесплатного проката оборудования такого же класса до конца этого и на следующий сезон.
Ски-пассы. Я написал, что в самой Андорре мало что поменялось, но, пожалуй, кое-что изменилось. Это цены. Однодневный ски-пасс в Грандвалиру когда-то стоил 42, а теперь 64 Евро. Можно было бы, конечно, купить 5 из 7, но перед самым отъездом прогноз погоды на время нашего катания (с 10 по 16 февраля) был не слишком обнадеживающим и я не был уверен, что мы откатаем даже 5 дней. Поэтому на сайте grandvalira.com оформил для всей семьи ски-пассы Forfait Plus.
Принцип простой: регистрируешься в этой программе, привязываешь к своему аккаунту банковскую карту, заказываешь себе именной ски-пасс. Приехав в Андорру, получаешь его в кассе Грандвалиры. Ски-пасс действует весь сезон и может быть реактивирован на следующий. Если пошел кататься, прикладываешь его к турникету, и в конце этого дня с карты списывается стоимость однодневного катания. За первый день катания списывается полная стоимость, за каждый последующий – со скидкой 15%. На один аккаунт можно оформить несколько ски-пассов для членов семьи, тогда для третьего члена семьи скидка возрастает до 20%. При проходе на некоторые подъемники эти ски-пассы звенят по-особенному, привлекая внимание работников, и те периодически просят назвать свое имя, показать свой именной ски-пасс, что-то сверяют в своих планшетиках (при регистрации в программе кроме имени, фамилии и номера паспорта, нужно еще загрузить свое фото). Одним словом, пытаются выявлять разных хитрецов, катающихся под чужими аккаунтами. Имейте это в виду.
И после технических подробностей добавлю, что погода была вполне, каталка была замечательной, гоняли 6 дней подряд, накатались вдоволь, вся семья получила массу ярчайших впечатлений.
Твердая четверка. Как это обычно бывает в Андорре, рано утром очень жесткий вельвет, затем на солнце отпускает и к полудню на более освещенных участках совсем мягко и появляются бугры, но до льда почти нигде не свозят. В течение дня перемещались из сектора Encamp в Pas de la Casa и обратно, выбирая склоны исходя из освещенности и степени подразбитости. В этом году в PdlC работали почти все трассы, поэтому подолгу катались там, хотя этот сектор обычно избегаю из-за повышенного количества лыжников в нижней части, куда все съезжаются на подъемники.
С точки зрения количества и очередей - твердая пятерка. Один балл (или полбалла) можно снять за отсутствие подъемников с куполами. Нас это не напрягало, погода была вполне комфортной, но в предыдущие поездки доводилось кататься в метель и защита от ветра была бы очень кстати.
Конечно, дороговато, но в сравнении с другими местами по соотношению цена-качество, думаю, норм.
Открыто было примерно 60 % трасс, что для февраля, как мне кажется, маловато. Бывал здесь несколько раз в январе, обычно было открыто существенно больше (за исключением аномально теплого января 2007 г.)
Если бронировать заранее, то все отлично. И удобство, и разнообразие.
Выше всяких похвал.
Не эксперт в этой части.
Отзыв 1 из 29