Обучение детей горным лыжам. Часть 2
- Назад: Часть 1
Методика, разработанная нами для детей, оказалась хорошим средством для начального обучения и взрослых. Она не мешает в последствии дальнейшему совершенствованию их мастерства.
"А зачем нам дальнейшее совершенствование мастерства?" - скажете вы. "Мы и с предыдущей методикой можем хорошо управлять современными горными лыжами, ездить по современным трассам и чувствовать себя комфортно. Ведь мы же не спортсмены, а всего-навсего любители, и нам безразлично, быстрее мы или медленнее совершаем путь на той или иной трассе. Снег, солнце, горы для всех одинаковы и прекрасны."
Но всегда ли мы получаем одинаковое удовольствие от горных лыж? Достаточно ли нам для полного удовольствия только снега, солнца и природы?
Посмотрим, что об этом говорят разные люди, знакомые с горными лыжами. Как они относятся к горным лыжам, в которых совершенствование может быть бесконечным.
В 1948 году мы с братом Владимиром тренировались на слаломной трассе. За нашей тренировкой с восторгом наблюдал Б.Н. Делоне, известный математик, профессор Московского государственного университета, неутомимый турист и горнолыжник.
"Замечательно, фантастически замечательно", каждый раз восклицал он после удачного спуска по трассе брата. А затем, после одного из спусков брата сказал: "Удивительно, Володя, ты так легко и красиво спускаешься по трассе. Твое искусство замечательно!" На что брат смущенно ответил: "Разве мое умение ездить по трассам - искусство, и его можно серьезно сравнивать с Вашими познаниями такой серьезной науки, как математика?" Ответ Бориса Николаевича был таким: "Всякое, даже маленькое дело, доведенное до совершенства, становится большим и заслуживает большого уважения. Всякое, даже самое большое дело, не доведенное до конца, ничего не стоит."
Как-то прочитал книжку "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха. В ней говорится, что постоянно стремление к совершенству в любом искусстве позволяет нам кардинально менять свои стремления и характер, а любовь к окружающим рождает в нас желание поделиться обретенным с другими и это поднимает нас на еще большую высоту.
Моя профессия горнолыжного учителя (тренера), с которой я не расстаюсь вот уже более 47 лет, и которой занимаюсь еще и сегодня, позволяет мне понять высказывания Б.Н. Делоне и многое написанное в книге Ричарда Баха.
Горнолыжный спорт с его постоянно изменяющимися условиями спусков всегда нов и никогда не надоедает тем, кто хоть раз к нему прикоснулся всерьез. Горнолыжник, всерьез желающий оставаться на уровне, постоянно должен в нем совершенствоваться. Счастье от постоянных стремительных спусков с гор будит в нас желание дать и другим людям возможность испытать ту радость, которую сам испытываешь от спусков. Именно это заставило нас создать систему обучения, которая позволит тем, кто этого захочет, каждый раз идти дальше в познании горнолыжного мастерства и каждый раз стремиться встать на следующую ступеньку в этом мастерстве, приближающем нас к вершине.
Итак, второй метод - приблизиться к вершине.
Мы используем его в двух случаях:
- Когда вынуждены обучать новичка на крутых, неудобных для обучения склонах, где начальное обучение в плуге исключается.
- Когда у ученика никак не получается переход от резаного плуга к резаному повороту на параллельных лыжах.
В чем же этот метод заключается?
Мы берем самый легкий поворот - поворот из спуска наискось к склону. Для того, чтобы начать это осваивать, надо предварительно научить ученика спускаться наискось, держа лыжи узко и при этом загружая только нижнюю по склону лыжу.
Затем на спуске наискось надо нижнюю ногу согнуть сильнее в коленном суставе. Как бы припасть на нижнюю ногу. Колено и голень нижней ноги подать вперед. Колено верхней ноги приблизить к склону, голеностопный и коленный суставы ее согнуть сильнее, а бедро той же ноги разогнуть в тазобедренном суставе. Это стопу верхней ноги с лыжей отодвинет назад и тогда лыжа нижней, опорной ноги, легко повернет к склону. Затем перенести вес на верхнюю ногу, и колено этой ноги отвести вниз по склону. Верхняя лыжа встанет плоско и начнет поворот вниз по склону. Затем горнолыжник снова загрузит нижнюю лыжу, колено ее согнет сильнее и приблизит его к склону, а верхнюю ногу разгрузит и колено этой ноги так же приблизит к склону, и тогда нижняя лыжа повернет в сторону склона.
Такое сочетание поворотов к склону от склона назовем гирляндой из спуска наискось.
Поупражняемся в этом. Затем на более пологой части склона будем менять крутизну спуска наискось и из каждого спуска наискось будем делать повороты к склону до тех пор, пока спуск наискось не превратится в спуск прямо.
Сделав 2-3 гирлянды к склону и не меняя ритма, сделаем поворот от склона. Причем необходимо при этом обратить особое внимание на отодвигание стопы верхней ноги с лыжей назад и припадание на нее. Затем отведем колено нижней безопорной ноги вниз по склону и моментально за этим должно последовать отведение будущей опорной ноги также вниз по склону с подачей колена этой ноги вперед и разгибание ее, что увеличит тем самым давление на опорную лыжу. Затем переходим к комбинации: один поворот к склону, другой от склона.
И дальше постоянно делаем это упражнение, как пианист играет гаммы. Повторение позволяет освоить не только поворот от склона, но и при распрямлении ноги в коленном суставе позволит прогнуть лыжу, врезать кант в снег, отталкинуться кантом от снега, увеличивая скорость лыжи при движении ее по дуге. Это упражнение позволит не только быстро освоить резаный поворот от склона, но и разучить отодвигание безопорной стопы с лыжей назад, а при переносе на нее веса тела сгибать ногу, как бы припадая на нее. Колено безопорной ноги отводить внутрь поворота, помогая вовремя опорную лыжу поставить на кант.
Освоив все вышеизложенный движения, горнолыжник может сказать, что он готов к совершенствованию мастерства и теперь должен научиться все движения повторять в нужной временной последовательности.
Детям все эти упражнения и их последовательности понять трудно, зато они очень легко их осваивают, повторяя движения за хорошо освоившим их человеком. При освоении нужен не сколько хорошо рассказывающий и объясняющий тренер, сколько хороший демонстратор, делающий все движение слитно и правильно. Освоив все это, ученик начинает легко выполнять резаный поворот. В дальнейшем детали резаного поворота совершенствуются и корректируются.
Итак, мы теперь с вами знаем, из чего состоит и когда применяется резаный плуг, что такое резаный поворот к склону, что представляют собой гирлянды, состоящие из ряда поворотов к склону и поворотов от склона. Как они помогают освоить и детям и взрослым резаный поворот от склона - основу дальнейшего совершенствования мастерства в горных лыжах.
Понимаю, как трудно и скучно только читая описание всех деталей, составляющих резаный поворот, и потом его еще и освоить на практике. Думаю, что у немногих из вас хватит на это терпения. Однако начинать чего-то надо. Надеюсь, что такие все-таки найдутся и освоят вышеизложенное. И тогда и вы, и ваши дети, и горнолыжный спорт в России в целом сдвинутся с мертвой точки.
Читать все это гораздо медленней, трудней и скучней, чем обучаться этому с помощью знающего на практике резаный поворот инструктора. К сожалению таких инструкторов и тренеров в России крайне мало. Их всех можно пересчитать по пальцам одной руки. Да и они стареют и перестают практиковаться на горных лыжах и понемногу забывают те двигательные ощущения, которые возникают при выполнении современного управления горными лыжами.
Пишу так упорно о механизме резаного поворота, о двигательных навыках, возникающих при этом, об обучении этому с надеждой, что кто-то из горнолыжников заинтересуется этим и возрастет число тренеров.
Начинать любое нужное дело всегда трудно, усилия в этом кажутся безнадежными и бессмысленными. Однако, капля точи камень не сильным, а частым биением и высекает в каменном монолите сначала чуть заметный маленький желобок, который в конце концов превращается в глубокое русло, по которому устремляется весь поток.
Если Вас интересует все то, что я в последнее время пишу на сайте, свяжитесь со мной, я всегда готов помочь не только словами, но и делом.
В следующей, третьей части обучения, вы сможете прочесть о дальнейшем, более высоком совершенствовании мастерства в управлении горными лыжами с помощью горнолыжных соревнований.
- Далее:Часть 3