Вернулись. Покатались. Довольные и здоровые. Что сказать. В горы с дитем ездить можно и нужно. Как оно с дитем расскажу как-нибудь в другой раз, сейчас будет много букв про каталку.
Каталку в горах можно разделить, условно говоря, на трассовую и вне трассовую. Трассовую, в свою очередь, на черную (интересную) и сине-красную (учебно-расслабленную).
Речь пойдет об интересной и внетрассовой, потому что об этом пишется как-то мало. Все прочее подробно расписано в разных статьях и на www.ischgl.com.
![]() |
Трассовое катание
На сайте обещается 45 километров черных трасс. Это, на самом деле, не очень много, но на неделю каталки хватит. Большая их часть расположена довольно компактно, что позволяет практически non stop кататься только по черному:
1. Поднимаемся из Ишгля на подъемниках А1 или А3 (соответственно, Silvretta с вагончиками на 16 человек, куда идут все приезжающие на автостоянку; и Fimba с вагончиками на 8 человек, к которому ведет туннель с центральной улицы Ишгля). Преимуществ одного перед другим особых нет (разве что на Fimba сиденья с подогревом), приезжают они в одну точку, так что выбирать лучше тот что ближе.
На A2 любителям черного катания с утра подниматься не советую, к нему лучше всего вернуться в обед, потом напишу как.
2. Пересаживаемся на кресельный восьмиместный В3 и с него сразу на бугель B4. На бугеле посередке не ссаживаемся (и пусть указатель на черную 13-ю не смущает), поднимаемся до конца.
Дальше можно спуститься по черной 13-й вниз обратно к B3. Но оно того, честно говоря, не стоит. Черный участок 13-й слишком короток, чтобы ради него подниматься на двух подъемниках. Лучше сразу спускаться по черной 14а.
3. Итак, спускаемся по черной трассе 14а, переходящей в красную 24 к посадке на кресельник С2. В конце 14а, перед красной, замечательный крутяк – самое лучшее место. После крутяка держимся правее опор подъемника, чтобы уйти именно на 24-ю, так как левее параллельно красной 24-й идет синяя 23-я. Хоть эта синяя и спускается к тому же требуемому нами подъемнику, что и красная, но ее не советую. Во-первых, скучно, во-вторых, к этому месту набирается приличная скорость, с которой по синим трассам набитыми тихоходными чайниками ездить просто опасно.
4. Поднявшись на С2 переходим (спускаемся) к посадке на подъемники D1 и D2. Все, мы размялись и каталка началась.
Подъемники D1 и D2 отличаются не существенно. Они ведут к одним и тем же трассам. D1 поднимется чуть выше (на длину подмосковной горки), зато у D2 есть ветрозащитные колпаки, которых у D1 нет. Для тех, кто без каски, колпаки здесь штука полезная в любую погоду: место ветреное, и нередко один из подъемников закрывают, приходится пользоваться только одним.
Поднявшись наверх, у нас есть следующий «черный» выбор между трассами 20, 21 и 33. 20-я двойная, с двумя параллельными крутыми спусками. 21-я круче, кроме того на ней можно уйти траверсом левее и спуститься по целине. Для начала предлагаю покататься всяко по ним. Очень долго их раскатывать скучно, ибо крутяки короткие, а подъемники долгие. Поэтому, раскатав черные 20-е по разу – два, поднимаемся и уходим на 33-ю.
5. 33-я трасса всем хороша. И черная, и длинная, и интересная. И переходит в ту же черную 34-ю. Песня, а не трасса. Одна беда – с конца спуска (посадка на подъемник E2) к ее началу подняться не удастся. Для того чтобы спуститься по ней еще раз, надо подняться по E2, и спуститься по красной 32-й (что, по сути, представляет собой практически один длинный-длинный траверс) к D1 и D2. Итого два подъемника на трассу со скучным переходом. Многовато. Переход можно разнообразить, нырнув с траверса (после поворота) вниз на целину (Ski route 26, про ski routes будет отдельный разговор). Но тогда мы спустимся еще ниже, на подъемник С2. А это уже совсем чересчур.
Поэтому, словив кайф по 33-й, поднимаемся на E2 и катаемся вволю по черным 34-й и 35-й. 35-я мне кажется интереснее – в ней больше крутых участков. Зато с середины 34-й можно уйти под опоры подъемника на целину, что вскоре раскатывается в бугры, с всегдашней возможностью вернуться обратно на трассу. Словом – парочка из черных 34-й и 35-й – прекрасное место для укаталки до дрожи в коленках. Как коленки начинают дрожать самое время отдохнуть путем перехода на 33-ю. Подниматься на нее довольно долго и ноги успевают отойти. А переход в виде краcной 32-й усталости не добавляет.
6. Описанной каталки, если каждую из трасс пройти хотя бы раза по два в темпе вальса, до обеда хватит. Обедать любителям черного катания советую в конечной точке подъемника A2. Во-первых, там вкусно кормят и отлично жарят рыбу (целиком), раков и стейки. Во-вторых, там нет проблем с местами. В-третьх, пока туда доберешься, пройдет минут 20 неспешного катания, а перед плотным обедом полезно чуть остыть. Ну и самое главное, от этого места вниз идет вторая по длине и интересности (а может даже первая) черная трасса 4. После обеда покататься по ней прелесть как хорошо.
7. Осталась только одна черная трасса – 72. Не стоит обольщаться, ничего черного в ней нет. Зато, если нет снегопадов, можно свернуть с начала трассы в кулуар под опоры подъемника. Там висит знак о лавинной опасности, но опасность эта лишь после обильного снегопада. Если снегопада давно нет, то кулуар целиком и полностью раскатан в настоящие чегетские бугры, и лавинам там взяться неоткуда (про подрезаемые доски слышал, а про срезаемые бугры – нет). При наличии этих самых бугров – 72 я становится настоящей черной, и при том единственным местом для могула. Больше приличных мест для могула в Ишгле нет.
Внетрассовое катание
Мест для фрирайда в Ишгле хватает. Начиная от близкого ухода с трасс и катания в межтрасье (Alp trida волшебное в этом смысле место), заканчивая экстремальным уходом куда глаза глядят от трасс подальше (здесь об этом написано подробно:
https://www.ski.ru/static/211/2_14932.html,
https://www.ski.ru/static/211/2_20887.html).
Но я буду писать только о легальном катании. И в Ишгле есть такая удивительная вещь, как легальное внетрассовое катание. Называется она Ski routes.
Австрийцы сделали, в сущности, умную вещь. Они приметили возможные пути вне трасс без скально-пешего туризма и выходом к трассам/подъемникам, приметили лавиноопасные участки (а опасные обезопасили), поставили вдоль этих путей через каждые сто-двести метров оранжевые вешки, пути пронумеровали, назвали их Ski routes и заявили, что гарантируют только отсутствие лавин. Камни, избыток или недостаток снега, бугры – по погоде, везению и прочим обстоятельствам.
На схеме обозначили их пунктирами, на горе – ромбами. Их, к сожалению, не много, и заслуживают они всего пары слов. Самый интересный ski route – 39. На него выход с начала красной 40-й. Это самый длинный и разнообразный. С самой крутой целиной – 26-й. О нем я уже писал – выход на него с красной трассы-траверса 32. Есть еще так называемый (на табличке) «Extreme ski route» номер 9. Экстремального в нем мало, зато камней много. Впрочем, камни эти легко пролетаются если умеем ездить не только плугом. Зато выходит этот ski route на подготовленные ратраками, профессиональные трамплины. Любителям и умельцам попрыгать – сказка. Нелюбители и неумельцы могут расслабленно катиться до подъемника на синей 23-й, что идет по соседству (и на которую на схеме выходит ski route).
Пожалуй, это весь черный Ишгль. За чем-то больше надо уже ехать в другое место.
Даты поездки: январь 2008
Другие статьи автора на сайте:
Valle d'Aosta: Пила, Ля Туиль, Курмайор, Монте Роза, Червиния, Церматт
21-ая - это моя первая чёрная трасса в жизни. Впечатлений было масса
4-ая - вроде как самая крутая. По ней проехали ну просто из принципа, "где наша не пропадала"
А вот 14а ждёт своего часа. Когда я увидел её впервые снизу (а это было примерно на 3-й день моего катания на горных лыжах), я просто не поверил, что это возможно.. Сейчас я понимаю, что возможно, но в январе 2007го на ней не было снега..