Новичкам
Сами беритесь за обучение
Умейте выбирать для себя склон
Мой совет — сами беритесь за обучение — может показаться странным для тех, кто слепо следует традиционно принятой методике обучения. И, наоборот, он может понравиться тем, кто понимает, что на любом этапе обучения лыжнику самому, без посторонней помощи надо выполнить какой-то прием, чтобы прочувствовать и закрепить навык, преодолеть собственный страх и, быть может, лень. Именно к последним я и обращаюсь. Они сумеют сами освоить технику так же быстро, если даже не быстрее, как и с опытным преподавателем. Кроме того, им будет помогать в этом чувство радости и удовлетворения оттого, что они действуют самостоятельно.
Читатель, я не буду давать тебе внешне впечатляющих советов, которые приносят мало пользы. Я предлагаю тщательно разработанную методику горнолыжной техники, непосредственно приспособленную для усвоения на склоне. Доверься мне, и за несколько дней занятий ты пройдешь этап начального обучения.
Ваш дебют на лыжах может быть успешным или неудачным. Это зависит от того, есть ли в лыжном центре, куда вы приехали, трассы для начинающих лыжников. Я говорю, конечно, не о том склоне, где вы совершите свои первые спуски, и не о тех склонах, на которых вы начнете пользоваться подъемником и набирать первые километры спусков с простейшими поворотами. Я имею в виду трассы, специально приспособленные для начинающих лыжников. В настоящее время я могу назвать два горнолыжных центра с такими трассами: Альп д'Уэц и Куршевель. Занятия в них проводятся по строго спланированному сценарию под руководством инструктора. При методике обучения, которая принята в этих школах, нужны склоны и трассы менее просторные, чем при самостоятельном катании новичков.
В настоящее время много говорят о так называемом эволюционном обучении, в основу которого положено использование лыж постепенно возрастающей длины. Я же предлагаю иную форму эволюционного обучения - занимающиеся постепенно переходят на более крутые склоны. На первом этапе новички катаются на простой трассе, где в прямом спуске, как говорят горнолыжники — в шуссе, скорость не превышает 20 км/час. На втором этапе максимальная скорость в шуссе на склоне не должна быть больше 40 км/час, а в широких поворотах — в пределах от 10 до 20 км/час. И на третьем этапе склоны надо подбирать так, чтобы скорость в шуссе достигала 60 км/час, а широкие повороты проходились со скоростью 20—30 км/час.
Если ребенок покатается два дня последовательно на каждой из названных трасс, то он сам освоится с лыжами и, в 80% случаев будет спускаться на параллельных лыжах. Разумеется, взрослые не располагают способностями ребенка быстро осваивать движения и приспосабливаться к новой обстановке. Зато они более дисциплинированны, умеют контролировать себя, методичны в катании, — значит, также могут добиться соответствующих успехов.
Итак, выйдем на склон, где вам предстоит сделать первые спуски на лыжах. Желательно, чтобы он был ровным, а крутизна позволяла развить скорость, не превышающую скорость быстро идущего или медленно бегущего человека. Попробуйте проехать 20, 30, 40 и 50 м, пока не остановитесь. Очень хорошо, если склон заканчивается выполаживающим участком. В противном случае, чтобы остановить движение, вам придется в конце спуска сесть на «пятую точку». Вы сами убедитесь, что такой способ остановки нисколько не страшен — надо только поглубже присесть и свалиться вбок от лыж прямо в снег.
Катайтесь на хороших лыжах, предназначенных для начинающих
Неправильно мнение, что начинающие лыжники должны кататься на коротких лыжах. И среди лыж длиной 130, 160, 175 см есть такие, которые не всегда подходят для начинающих. Многие марки лыж длиной 200, 205, 210 см тоже могут быть неудачными. Лыжи для начинающих, прежде всего, должны легко соскальзывать, разворачиваться, как говорят, легко входить в поворот. Ну, а так как начинающий лыжник не может сам разобраться в качестве лыж, которые он собирается приобрести, то в этом ему может помочь опытный горнолыжник. Надо проверить, не покороблены ли лыжи, не слишком ли сильно прогнуты, не жестки ли, не выступают ли канты над скользящей поверхностью и не вдавлена ли последняя в средней части,
Я не стану сейчас подробно объяснять, какая у вас должна быть обувь, какие надо иметь крепления и лыжные палки. Начинающий лыжник может довериться лыжному мастеру, у которого приобретает инвентарь. Однако хочу предупредить: ботинки не должны быть жесткими. Прикрепив к ботинкам лыжи, вы можете чувствовать себя довольно удобно. И полное доверие креплениям, которые надо отрегулировать несколько слабее обычного.
ВАШИ ПЕРВЫЕ СПУСКИ
Вы готовы — начинайте!
Вот вы надели на ровном месте лыжи, правильно продели в темляки кисти рук и держите лыжные палки. Первые шаги на лыжах... Сначала ощущения покажутся странными — пятки не отрываются. Не беспокойтесь и попробуйте самостоятельно прочувствовать и освоить ход на лыжах. Вам предстоит совершить свой первый подвиг — взобраться прямым ходом на очень пологий склон. Опирайтесь на палки — и вы не будете скатываться назад. Это легко вам удается. Опираясь на палки, переведите лыжи в горизонтальное положение, чтобы немного отдохнуть и отдышаться, прежде чем начать спуск вниз по склону.
Воткнув для опоры палки косо по склону, расставьте лыжи на 20—30 см в стороны, согните слегка ноги (если вы крепкого телосложения, согните ноги сильнее), убедитесь, что ступни по всей длине плотно опираются на подошвы ботинок (рис. 1) и - полный вперед! Природа наделила человека чуткой системой равновесия. При таком спуске, если удерживать нормальное по отношению к склону положение тела, очень легко сохранять устойчивость. (нормальное положение тела в соответствии с принятой в технике терминологией означает перпендикулярное. Впредь под нормальным будет пониматься такое положение тела по отношению к лыжам (склону в прямом спуске), при котором перпендикуляр, опущенный из центра тяжести спортсмена на лыжи, проходит через середину подошвы ботинка. Это нормальная стойка. В отличие от нее в передней и задней стойках этот перпендикуляр (нормаль) смещен соответственно вперед или назад (Прим. перев.).), Не надо делать движений, мешающих равновесию. Если склон не заканчивается выполаживающим участком и торможение не происходит само собой, присядьте как можно ниже и свалитесь набок.
Рис. 1. Естественная, стойка с широким положением лыж.
Страх — ваш первый враг. В 90% случаев страх—причина падений среди начинающих лыжников. Это может быть просто панический ужас, сопровождаемый криком «Мама!», когда ноги резко подкашиваются, а падение может привести к опасным последствиям. Боязнь иногда нарастает вместе с увеличением скорости, и бедняга новичок невольно принимает самые невероятные позы, которые, как ему кажется, могут притормозить спуск. Я уверен, что ни то, ни другое не случится с вами, если вы правильно выберете склон, будете постепенно увеличивать длину спусков (сначала 10, потом 15, 20, 30 м) и в случае отсутствия выполаживающего участка будете полны решимости прекратить движение, тормозя на «пятой точке». Я хочу сообщить вам одну очень важную деталь: на ровном склоне лыжник очень быстро достигает определенной скорости, которая при дальнейшем спуске не возрастает. Правильно подобрав склон, вы быстро почувствуете это, и тогда к вам придут уверенность и непринужденность.
Скованность положений и стоек — ваш второй враг
Известно ли вам, что, стоя на двух ногах, человек беспрерывно покачивается из стороны в сторону, вперед и назад. Сотни мускулов и мышечных связок, играющих роль оттяжек, сжимаются и расслабляются, чтобы сохранить устойчивость позы. То же самое будет происходить и на лыжах, если вы не будете блокировать мышцы рук, спины и особенно ног и позволите им вести свою игру.
Во время спусков расслабляйтесь, давайте лыжам свободу. Если замечаете боковые рыскания лыж — это очень хорошо: вы скоро освоите повороты и соскальзывания. Если же вы держите лыжи слишком жестко, а в прямом спуске они четко врезаются в снег — будьте осторожны: как бы ни начали они наезжать друг на друга или
Рис. 2. Высокая стойка — для лыжников высокого роста и для
лыжников с недостаточным физическим развитием. Низкая стойка
— для лыжников крепкого телосложения.
разъезжаться в стороны. Не стремитесь управлять лыжами с помощью ступней, а старайтесь чувствовать лыжи. У начинающего лыжника только ощущения — отправная точка для развития необходимых рефлекторных навыков устойчивости (рис. 2 и 3).
Рис. 3. При расстановке лыж в стороны на 20—30 см у лыжника образуется большая
площадь опоры; это приводит к тому, что колебания центра тяжести не нарушают
равновесие.
В конце спуска попробуйте развернуться переступанием
Поворот переступанием! Велика его роль для горнолыжника. Выезжая на выполаживающий участок, попытайтесь повернуть налево. Для этого сосредоточьтесь. Слегка согнув ноги, приподнимите немного левую лыжу и, развернув ее носок влево, опустите на снег. Сразу же оторвите от снега другую лыжу и приставьте ее так, чтобы она была параллельна первой. Спустя некоторое время повторите движение; проделайте его несколько раз. Так вы измените направление спуска (рис. 4). Не стремитесь к полному равновесию на одной лыже, прежде чем оторвете другую,— к этому вы еще не подготовлены. Поначалу пусть перемещения лыж будут короткими, не координированными с движениями корпуса. Попозже, когда в действиях появится больше уверенности, вы научитесь загружать лыжи по очереди, освоите бросок с одной лыжи на другую как в коньковом шаге. И помните: для быстрого прогресса в обучении не следует торопиться, перескакивать с одного этапа на другой.
КАК МОЖНО РАНЬШЕ НАЧИНАЙТЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОДЪЕМНИКАМИ
Как только вы освоите прямой спуск и научитесь хоть немного поворачивать переступанием, можете пользоваться подъемниками для начинающих лыжников. Как отличить такие подъемники от остальных? Это не так-то просто. Мне кажется, следует заключить международное соглашение, согласно которому такие подъемники были бы обозначены соответствующими знаками. Окрашенные в определенные цвета круги, как это делается на горнолыжных трассах (по степени трудности трассы за рубежом классифицируются на очень простые, простые, средние и сложные, маркируемые соответственно зеленым, синим, красным и черным цветом. (Прим. перев.)), могли бы, к примеру, означать очень простые подъемники, простые, средние или трудные. Дело в том, что крутизна подъема не является единственным признаком его трудности. Следует принимать во внимание скорость движения подъемника, силу начального рывка при старте, иногда рельеф подъема (наличие боковых скосов) и, наконец, устройство верхней площадки — места, где лыжник сходит с подъемника. Для детей может возникнуть своя опасность — отрыв от снега вместе с лыжами. Из-за отсутствия единых официальных обозначений больше доверяйте собственным наблюдениям и советам ваших знакомых лыжников, уже имеющих опыт пользования подъемниками. Смелее пользуйтесь подъемниками!
Расставив лыжи в стороны на 20— 30 см (на площадке часто бывают проторенные другими лыжниками колеи для лыж), подождите, когда служащий дороги подаст вам шест. Внимание! Находящийся на конце шеста диск — не сиденье, на которое следует усесться, а просто удобная опора, которая тянет лыжника вверх. Вначале при старте возьмитесь обеими руками повыше диска за шест (рис. 5) и смягчите рывок, когда тронетесь с места. Вы начинаете подниматься по склону, скользя на лыжах и держась за шест руками. Регулируйте равновесие так же, как во время спуска. Если вы не уверены в себе и подъем не очень обременителен для вас, то продолжайте движение вверх до конца и в конце отпустите шест. Если же вы чувствуете себя уверенно, то, проехав 20—30 м, пропустите в руках шест, и вы почувствуете, как диск плотно подпирает вас под ягодицы и тянет вверх по склону. Приехав на верхнюю площадку, высвободите шест из-под ног и отпустите его. Если шест оканчивается не диском, а двухместной перекладиной, то при первых попытках требуйте, чтобы вам разрешили подниматься одному.
Рис. 5, Начало движения на буксировочном подъемнике.
Используйте подъем на буксировочной дороге для отработки движений. Скольжение на подъемнике — превосходное средство для развития чувства равновесия на лыжах. Почему бы не использовать его? Советую, например, пробовать скользить с широко расставленными в разножке лыжами, выдвигая попеременно то одну, то другую вперед (рис. 6). Попытайтесь по очереди приподнимать то одну лыжу, то другую. Делайте шаги в разные стороны, отставляя одну лыжу и затем приставляя к ней другую. Эти упражнения подготавливают к повороту пере-ступанием. Через некоторое время можно будет принять положение плуга и скользить, меняя угол раскрытия лыж. Выставьте одну лыжу в упор и постарайтесь ею слегка притормозить, потом поставьте на место. Проскользите в равновесии на одной лыже подольше, затем на другой.
Рис. 6. Упражнение в скольжении.
Эти упражнения имеют смысл не только как подготовительные движения. Они позволяют держаться на лыжах свободно и сохраняют мышцы разогретыми. Поэтому, когда вы достигаете вершины, то сразу можете спускаться вниз.
Кресельные подъемники
Сесть на кресельный подъемник? Нет ничего проще. Возьмите палки в одну руку и станьте в указанное для посадки место. Поверните голову и следите за приближающимся креслом. Поймайте одной рукой подлокотник и усаживайтесь на сиденье. На многих типах кресельных дорог на креслах есть оградительные перекладины. Опустив ее, вы закроете себя спереди; при этом внизу откроется поперечина, куда следует поставить лыжи. Трудности возникнут вверху, когда надо будет сойти с кресла. Вы заметите склон длиной 10—15 м, по которому вам предстоит скользить впереди кресла. При подъеме на парнокресельной дороге садитесь с внешней стороны. Перед прибытием наверх откройте заградительную перекладину и возьмите по палке в каждую руку. Как только лыжи коснутся снега, привстаньте и начинайте скользить (рис. 7), отталкивайтесь палками. Если снег недостаточно скользкий, заблаговременно предупредите своего соседа, что вы новичок, чтобы он был готов ко всякого рода неожиданностям. Но даже если вы и упадете, это еще не беда.
Рис. 7. Окончание движения на подъемнике и переход в спуск.
Ж.Жубер