Другие формы годиля
Хорошо усвоив классический годиль, можно начать изучать другие формы движения:
годиль-торможение, о котором уже шла речь, годиль в пушистом
снегу и годиль-авальман. с которыми мы познакомимся позднее,
ре заный годиль в передней стоике, резаный годиль с загрузкой
задников лыж, годиль с группировкой на буграх, годиль с переходами
с одной лыжи на другую. В любом годиле, как бы часто он ни
выполнялся, очень важно поддерживать ритм в две фазы: первая
фаза — закантовка, вторая фаза — ведение дуги. Ни перескоки
от закантов-ки в одну сторону для закантовки в другую сторону,
ни поочередные переходы с одной лыжи на другую не могут называться
годилем.
ПОВОРАЧИВАЙТЕ ЛЕГКО, БЕЗ НАПРЯЖЕНИЯ
Свободные спуски — расслабившись, без напряжения — доставляют наибольшее удовлетворение лыжникам. Они чувствуют себя словно птицы, парящие в воздухе. Конечно, чтобы постичь полную свободу в спусках и никогда не думать о лыжах при пересечении ложбин, спадов и контруклонов, надо располагать прочным техническим фундаментом. Причем здесь техника особенная — это скорее поиск экономичности движений, нежели стремление к быстроте перемещений. Эта техника создает впечатление легкости и изящества, обусловливает безупречность скольжения лыж. Правда, повороты в расслабленном состоянии могут привести к серьезным недостаткам в технике, если не следить внимательно за собой. Именно по этой причине я позволю себе вторгнуться в эту исключительно индивидуальную область лыжного катания — свободные спуски для удовольствия, расслабившись, без напряжения.
Для выполнения поворота достаточно наклонить тело
На довольно большой скорости при спуске по хорошо подготовленному ровному склону для входа в поворот достаточно загрузить верхнюю лыжу, слегка отклониться в сторону долины и немного подать вперед все тело — поворот начнется сам по себе и будет далее самопроизвольно продолжаться. Если же вы для входа в поворот воспользуетесь большим бугром или склоном несколько большей крутизны, то поворот начнется еще легче (рис. 89).
Рис. 89. Поворот расслаблением с простым наклоном внутрь
Если снег слегка прихватывает лыжи, то надо немного разгрузить их. Для этого согните ноги и, готовясь к нанесению укола палкой, сделайте как бы замедленный подскок, подкрепляя равновесие опорой о палку во время разгибания. Распрямляясь, загружайте верхнюю лыжу и наклоняйтесь слегка внутрь и немного вперед — начинается поворот (рис.90).
Рис. 90. Поворот сгибанием-разгибанием и с наклоном тела.
Будьте внимательны! Наклон обусловливает начало соскальзывания,
а центробежная сила его усиливает. Чересчур большой наклон
вызывает излишнее соскальзывание и некоторую неустойчивость
положения, ибо малейшее изменение трения лыж при соскальзывании
может привести к нарушению равновесия. Кроме того,
не следует систематически использовать наклон внутрь как основной
механизм начала поворотов. Если уж эти повороты выполняются
в расслабленном состоянии, то, значит, для их выполнения необходимо
использовать внешние условия. Именно по этой причине такие
повороты особенно эффективны на идеальных весенних снегах,
покрывающих обширные склоны гор, или на неглубоком пушистом
снегу, который бывает порой в начале зимнего сезона.
Для выполнения поворота достаточно перенести загрузку с одной лыжи на другую
В свободных поворотах, выполняемых в расслабленном состоянии с узким ведением лыж на склонах средней крутизны при незначительном отклонении от линии ската в виражах, используйте кратковременный перевод лыж в широкое положение для входа в поворот. Это очень просто: точно в тот момент, когда разводите лыжи, больше загрузите верхнюю; вы сразу окажетесь наклоненными внутрь и — начинается поворот (рис. 91).
Рис. 91. Поворот из широкого ведения или с шагом в сторону.
Тело наклоняется в результате отставления в сторону верхней лыжи. Вместо простого разведения лыж можно более четко перейти с опоры на нижнюю лыжу к загрузке верхней, которую предварительно следует приподнять и сдвинуть в сторону. Это нечто вроде конькового шага, но выполняется движение очень мягко, расслабленно, направление скорее вбок, чем вперед. При загрузке верхней лыжи больший вес приходится на задник — начинается поворот, контролируемый соскальзыванием внешней лыжи (даже скорее соскальзыванием задника лыжи). Приставьте затем вторую лыжу и продолжайте дугу с минимальным соскальзыванием. Отставьте снова верхнюю лыжу и начинайте новый поворот, перенеся загрузку с одной лыжи на другую.
Этот тип поворота имеет три достоинства. Во-первых, при определенном состоянии снега, когда лыжи прихватывает, он более эффективен, чем предыдущие способы. Во-вторых, вызывает меньшее торможение, чем повороты с переходом в переднюю стойку, и поэтому особенно эффективен на пологих склонах. В-третьих, он приводит к скольжению на заднике лыжи (почти в задней стойке), к более продолжительному скольжению на внешней к повороту лыже. А это нейтрализует неблагоприятную тенденцию, которая наблюдается в поворотах с простым наклоном внутрь и которая вызывает переднюю стойку в движении и преимущественную загрузку внутренней лыжи.
ВЫХОДИТЕ НА ПУШИСТЫЙ СНЕГ
Теперь стало очень модным кататься на пушистом снегу. С одной стороны, это объективный показатель повышения общего уровня техники владения лыжами и, кроме того, ярко выраженное стремление к встрече с истинной природой. С другой стороны, для некоторых это даже стало своего рода снобизмом. Теперь довольно часто выходят на склоны лыжники, технически не подготовленные для спусков по целинному снегу. Они недооценивают увеличивающуюся опасность и не понимают, что техника спуска по целинному снегу — вершина мастерства горнолыжника. Прежде чем приспосабливаться к спускам по целинному снегу, надо научиться спускаться по хорошему снегу. Случается даже, что неутомимые поиски целинного снега приводят к несчастным случаям и к гибели лыжников. Я больше всего сейчас думаю о молодых и даже совсем юных безумцах, следы лыж которых все чаще и чаще появляются около лавиноопасных зон и иногда обрываются там...
Со временем вы начнете разбираться в условиях, которые наиболее благоприятны для катания по целинному снегу, и тогда — не упускайте возможности и отправляйтесь на трассы, покрытые пушистым снегом.
В пушистом снегу лыжи следует вести узко, плоско и сохранять заднюю стойку
Прежде всего знайте, что в спусках по целинному снегу главное — это состояние ваших лыж. Слишком прогнутые лыжи или же чересчур жесткие, упругие лыжи, неправильное распределение гибкости между задней и передней частями лыж — все это затрудняет любое движение по глубокому снегу.
Для начала я дам вам ряд общих советов по стойке, которую следует сохранять, чтобы удобно чувствовать себя на пушистом снегу. Вы должны (рис. 92):
1. Узко держать лыжи. Если у вас широкое или полуширокое положение лыж, то неравенство сил, возникающее на боковых гранях лыж при трении, заставляет их съезжаться или разъезжаться; при узком ведении легче управлять лыжами.
Рис. 92. В пушистом глубоком снегу: низкая стойка, узкое
ведение лыж.
2. Удерживать заднюю стойку в положении приседа. Если снег неглубокий, то носки лыж выступают из-под снега. Это придает лыжникам больше уверенности и облегчает исполнение поворотов. Если же снег глубокий и лыжи полностью погрузились в него, то, надавив на задники, вы переведете лыжи в наклонное положение носками кверху (положение глиссеров и водных лыж).
3. Во время поворотов плоско держать лыжи. В таком положении они режут снег боковыми гранями, а при закантовке — выталкивают его в сторону и придавливают, подминают. В результате создается сила, препятствующая их боковому смещению.
Бросковые повороты в пушистом снегу
Это поворот со сгибанием-разгибанием и броском таза при сохранении задней стойки в процессе движения. Начните косой спуск с узким ведением лыж, равномерной загрузкой их по длине и в положении небольшого приседа. Для подготовки поворота согните ноги, перенесите тяжесть тела на задники и, слегка развернув туловище в сторону долины, приготовьте нижнюю палку для нанесения укола. Носки лыж начинают подниматься; тогда сразу вслед за сгибанием нанесите укол нижней палкой и, медленно начиная разгибание, постепенно ускоряйте его, чтобы не дать лыжам погрузиться в глубь снега. Во время разгибания устремите таз наружу поворота (рис. 93).
Рис. 93. Поворот броском таза.
Разгруженные лыжи практически находятся в плоском положении
(и на поверхности снежного покрова и внутри его они параллельны
поверхности) и начинают движение в повороте. Постарайтесь
теперь постепенно и как можно мягче загрузить задники лыж.
У вас должно возникнуть ощущение, будто вы действительно усаживаетесь
на лыжи во время ведения поворота.
Короткие повороты в две фазы на тяжелом снегу
Предыдущий тип поворота выполняется только на пушистом и довольно легком снегу. Предлагаемый теперь поворот применим на тяжелом снегу, даже на раскисшем влажном снежном покрове. Принцип поворота прост: из положения косого спуска прыжок до пересечения линии ската. Затем благодаря набранной скорости и установившемуся равновесию (спустившись на один или два метра по линии ската) продолжайте поворот (рис. 94).
Рис. 94. Поворот в две фазы.
Подготовка к прыжку в направлении линии ската точно такая же, как и в предыдущем способе поворота, только здесь он делается немного поэнергичнее. Далее: сгибание до положения приседа в задней стойке и подготовка нижней палки к уколу, туловище несколько развернуто в сторону долины, потом укол и разгибание — лыжи отрываются от снега и поворачиваются вниз по склону. Хорошо самортизируйте приземление, сгибая ноги до положения приседа, загрузите задники, спуститесь на метр-два вниз по склону, затем, надавив на задники, силой разверните лыжи и продолжайте поворот, чтобы в конце его перейти в траверс.
Для пушистого снега—годиль бросковым движением бедер
Если вы умеете хорошо выполнять короткие сопряженные повороты, то вам, конечно, будет легче на пушистом снегу сделать годиль, чем красивые широкие повороты. Причина очень простая: во второй половине поворота под лыжами скапливается снег, и это мешает продолжению поворота, в то время как в годиле вторая фаза сильно сокращена. Более того, скопление снега, получающееся при закантовке, создает благоприятную опору для начала следующего поворота.
Этот вид годиля очень похож на классический (рис. 95).
Рис. 95. Техника годиля с броском таза.
Чтобы приспособить последний к пушистому снегу:
1) больше отклонитесь назад; в момент закантовки лыж сгибайте ноги;
2) во время последующего разгибания с использованием опоры на нижнюю палку устремите таз наружу поворота — лыжи войдут в поворот, оставаясь в плоском положении, т. е. параллельными по отношению к снежной поверхности, или же разрезая снежный слой боковыми гранями;
3) вновь как можно более мягко, постепенно загрузите лыжи, передав преимущественную опору на задники, и примите согнутое положение приседа; как только почувствуете скопление снега под задниками, снова разгибайтесь и так далее (рис. 96).
Рис. 96. При выполнении поворотов в глубоком. снегу лыжи
в плоском положении режут снег боковыми гранями, встречая
при этом минимальное торможение. Поставленные на канты, лыжи
подминают снег; при этом требуется большее усилие для скольжения
по траектории поворота, за исключением тех случаев, когда
лыжи очень гибки. В последнем случае они могут хорошо вписываться
в дугу поворота. Виртуозы глубокого снега используют также
косое положение внутренней лыжи и даже иногда положение небольших
«ножниц» (в результате некоторого наклона колена внутренней
ноги). Ведение поворота в атом случае происходит на внутренней
лыже.
Умейте использовать упор при очень плохом состоянии снега
Нет ничего унизительного в том, чтобы применить упор для выполнения поворота в снегу, насыщенном водой. Случается, что приверженцы упора ставят в смешное положение умелых лыжников, которые презирают этот технический прием. Ведь в тяжелом снегу поворот из упора отнюдь не так просто сделать! Сейчас я могу только i вновь повторить те же советы, какие щедро давал начинающим лыжникам. Только следовать им будет сложнее, ибо тяжелый снег не простит ни малейшей ошибки. Чтобы повернуть от склона, т. е. сделать полный поворот, выставьте в упор верхнюю лыжу и поровну загрузите обе лыжи, разместив таз точно посередине над ними. Во время спуска вниз по склону контролируйте скорость, дозируя угол закантовки обеих лыж. Мгновение скользите по линии ската вниз, несколько больше, чем обычно, загружая внешнюю к повороту лыжу. В результате получится поворот. Не спешите приставить внутреннюю лыжу, вращайте ее на снегу вплоть до параллельного положения, а затем уже приблизьте к первой.
Скорость приносит большую пользу
Виртуозы спусков по глубокому снегу обычно движутся на большой скорости. Есть хорошие лыжники, которым не дается техника спусков на большой скорости, но если они осмелеют и бросятся по целинному снегу с заметно большей для себя скоростью, то сразу же почувствуют, как увеличиваются их возможности. Почему это?
Прежде всего потому, что если на заданном склоне спускаться с поворотами на малой скорости, то следует сильно закручивать траектории дуг. А вы уже знаете, что при выполнении закрытых поворотов в глубоком снегу возникают две трудности: 1) труднее выйти на линию ската и 2) трудно вести поворот в соскальзывании до следующего траверса, поскольку снег скопляется под лыжами и препятствует скольжению в конечной фазе поворота. И, наоборот, если вы на этом же склоне спускаетесь на большей скорости, то должны выполнять более пологие простые повороты. Вы, впрочем, заметите, что на возросшей скорости торможение, оказываемое снегом на ваши ноги, становится значительнее и стабилизирует скорость, а это может придать вам уверенность в спуске.
Наконец, вы поймете, что скорость помогает уловить ряд тонких, но исключительно действенных механизмов для выполнения начальной фазы поворотов большого радиуса и их ведения в глубоком снегу. Наклон тела, броско-вое движение таза, принятие группировки остаются ценными приемами; но незначительные движения ступней могут оказаться еще более эффективными и полезными. Небольшое отклонение колена наружу, незначительное отведение внутренней по отношению к повороту ноги и как следствие незначительное сцепление лыжи со снегом (она может не только опираться на кант, но и быть переведена в положение «ножницы»*) обусловливают момент вращения, достаточный для входа в поворот и движения по траектории его дуги. Именно в этом секрет успехов большей части лыжников-виртуозов. Попробуйте скопировать их движения, но делать это следует с полным пониманием техники. Вы прежде всего должны привыкнуть к спускам на большой скорости и не бояться падений, ибо только своего рода постоянное опережение при сбоях равновесия позволит вам оставаться в устойчивом положении. Итак, будьте посмелее!
Однако я считаю нужным сказать об опасностях, которые могут встретиться при быстрых спусках по глубокому пушистому снегу. Опасайтесь скальных блоков и больших камней, спрятанных под толщей снега, скальных скатов, припорошенных снегом, которые сверху могут показаться удобными для поворотов буграми. Не доверяйте появившимся за одну ночь на верхушках бугров и перегибах склонов снежным наносам. Лощины могут также в течение нескольких часов покрыться глубоким снегом, предательски спрятавшим выступы скал. Наконец, избегайте лавинообразных склонов, которые ежегодно поглощают десятки жертв. Особенно осторожны должны быть любители целинного снега, искатели острых ощущений, которые стремятся кататься на неразмеченных склонах или на трассах, закрытых в связи с ухудшившимися метеоусловиями. Будьте осторожны и не поддавайтесь без разбора соблазну покататься по пушистому целинному снегу в прекрасные солнечные дни. Всегда сохраняйте трезвость ума и не забывайте, что обилие снега увеличивает опасности в горах.
* Положение, при котором носки лыж расставлены шире задников. (Прим. автора).
Ж.Жубер