У вас слишком узкое ведение лыж!
Очень популярна среди любителей техника скольжения в поворотах на узко поставленных лыжах. Ею владеют виртуозы-горнолыжники с превосходно развитым чувством лыж. Даже при узком ведении они добиваются определенной автономии в работе ног, преимущественной опоры на внешнюю лыжу в процессе поворота и перенесения загрузки с одной лыжи на другую, так что это почти незаметно со стороны. Распространен и другой способ узкого ведения, который было бы точнее назвать блокированным ведением вместе поставленных лыж. В этом случае обе лыжи ведут себя как одна, прижатые друг к другу колени образуют как бы один сустав, одни и те же команды управления подаются одновременно обеим ногам. Такое катание, которое многим кажется верхом совершенства горнолыжной техники, следовало бы называть одноногим. Кстати, быстро нашлись изобретатели новых креплений, позволяющих устанавливать оба ботинка на одну лыжу!
Но нет, совершенство горнолыжника не в этом! Лыжник должен стремиться к наилучшему равновесию, наибольшей эффективности действий при минимальных затратах усилий. Не исключено, что именно последнее обстоятельство заставляет многих хороших лыжников использовать узкое ведение: вместе поставленные лыжи менее подвержены действию разобщенных реактивных сил, чем несколько разведенные, и, следовательно, для их удержания требуется меньше усилий (рис. 109).
Рис. 109. Варианты ошибок.
Поэтому, если у вас не получается блокированное ведение лыж, то лучше, чтобы каждая из лыж систематически выполняла свою независимую работу. Правда, чтобы уловить эту независимую работу ног, надо сначала расширить немного ведение лыж при выполнении обычных поворотов, толчковых поворотов и годиля на склонах средней и большой крутизны. Уловив суть независимой работы ног, вы легче освоите узкое ведение лыж.
В ДОСТАТОЧНОЙ ЛИ МЕРЕ ЗАГРУЖАЕТЕ ВНЕШНЮЮ ЛЫЖУ
Этот элемент — основа устойчивости движения в повороте, подобно тому, как опора на нижнюю лыжу обеспечивает равновесие в косом спуске. И более того, опора на внешнюю лыжу в повороте создает условия для большей эффективности действий. Патрик Руссель * на вопрос журналиста о том, что наиболее важно для горнолыжника, не колеблясь ответил: «Все время опираться на наружную лыжу». И тем не менее лыжники не всегда следуют этому совету. В течение двадцати лет упорно отрабатывали технику узкого ведения лыж, также настойчиво акцентировали внимание на необходимости равномерной загрузки обеих лыж.
Лишь только глубокий целинный снег оправдывает этот способ движения на лыжах. Во всех остальных случаях узкое ведение значительно ухудшает равновесие и эффективность действий.
Если вы привыкли к узкому ведению, то требуется много усилий, чтобы избавиться от этого недостатка. Надо будет непрерывно, делая широкие или частые сопряженные повороты, повторять и повторять: «внешняя лыжа, внешняя лыжа».
Если вы будете разводить лыжи немного в стороны, вам будет легче исправить ошибку.
Можно также четко приподнимать внутреннюю лыжу не только в момент входа в поворот, но и в течение всей фазы ведения поворота и даже во время завершающего косого спуска. Этого проще добиться при ведении лыж на кантах—резаном ведении (см, стр. 80).
Вы большей частью опираетесь на внутреннюю лыжу? Этот недостаток в технике более серьезен, чем предыдущий. Такая ошибка особенно часто наблюдается у лыжников с аркообразным строением ног, если они не подкладывают в обувь специальные поперечные клинья (см. стр. 192). Этим лыжникам в резаных поворотах значительно проще удерживать сцепление со снегом внутренней лыжей, чем внешней. В поворотах на плоско поставленных лыжах они легко могут допустить ошибку — зацепление внешним кантом; поэтому опять-таки предпочитают использовать опору на внутреннюю лыжу. Если это относится к вам, то исправьте сначала обувь, подкладывая специальные клинья, и с большим вниманием следуйте советам предыдущего параграфа.
* Патрик Руссель — один из сильнейших слаломистов, серебряный призер первенства мира 1970 г., воспитанник Ж. Жубера. (Прим. перев.)
ВЫ НЕУВЕРЕННЫ НА ЛЬДУ!
Хороший ли у вас инвентарь!
Приобретенный за большие деньги инвентарь вовсе не самый лучший. Ведь инвентарь должен соответствовать вашим индивидуальным особенностям и быть соответствующим образом подготовлен.
Посмотрим сначала на лыжи. Подходит ли вам длина? Если
в последние годы много говорят о коротких лыжах, то это не
значит, что, выбирая для себя обычные лыжи, следует их брать
укороченными. Размеры лыж изготавливают в строгом соответствии
с ростом и весом лыжников. Например, короткие для вас лыжи
будут чересчур гибкими и иметь большую степень загрузки в
средней части. А длинные, наоборот, окажутся слишком упругими,
и в средней части они не будут достаточно загруженными. В
обоих случаях трудно хорошо вести лыжи по льду. Кроме того,
есть и другие недостатки, которые мешают хорошо держать лыжи
на льду:
1) выпуклая скользящая поверхность или же выступающие над
кантами края пластиковых граней;
2) канты, выступающие над скользящей поверхностью, или же
канты с зазубринами (от столкновений одной лыжи с другой при
узком ведении);
3) большая прогну-тость по длине или же чрезмерная упругость;
4) недостаточная прогну-тость;
5) неправильное распределение гибкости по длине от задников
до носков;
6) скрученность вдоль оси в форме пропеллера;
7) неподточенные или плохо подточенные канты.
Проверьте сами свои лыжи, и потом проконсультируйтесь с лыжным мастером. Во всяком случае, после 15—20 дней катания на снегу смело доверяйте свои лыжи специалистам лыжных мастерских, которые располагают необходимыми инструментами для приведения в порядок скользящей поверхности лыж и наточки кантов.
У вас жесткая обувь! Лучше было бы сказать еще жесткая, ибо основная проблема ботинок — быстрая потеря упругости. Судя по всему, пластиковые ботинки дольше сохраняют свои качества. Это очень важно, и любой опытный лыжник скажет вам, что жесткие ботинки куда важнее хорошей пары лыж. Кроме того, ботинки должны быть хорошо подогнаны, чтобы, с одной стороны, подошва равномерно передавала давление на лыжи, а с другой — голень правильно опиралась о голенище (см. стр. 192). Только при таком условии можно хорошо держаться на льду (рис. 110).
Рис. 110. На ботинке слева заштрихованный треугольник показывает возможный излом голенища или стенки ботинка сзади. Любое усилие ноги, направленное внутрь, сгибает ботинок и ведет к плохой эакантовке. На ботинке справа четыре заштрихованные зоны спереди — это те участки, которые испытывают и передают на лыжу усилия ноги. Зона 1 передает усилия, направленные вперед (к примеру, при наклоне вперед). Зона. 2 передает боковые нагрузки, направленные внутрь для обеспечения закантовки внутренним кантом лыжи. Зона 3, наоборот, передает боковые усилия, направленные наружу для постановки лыжи на внешний кант. Зона 4 передает усилия, направленные вперед-внутрь при загрузке внешней лыжи при резаном ведении дуги поворота в передней стойке. Зона 5 передает усилия, направленные вперед-наружу и выполняемые с той же целью, но на внутренней по отношению к повороту лыже. Очень хорошие лыжники также используют верхнюю заднюю часть голенища для передачи толчков на лыжи в заднем направлении.
Прочно ли устанавливаются ботинки в креплениях! Если подошва ботинка недостаточно жестко удерживается в передней или задней части крепления, если, находясь на месте, вы можете усилием ноги сместить ботинок хотя бы на один миллиметр вверх или в стороны, то возможности устойчивости лыж на льду заведомо ограничены. В этом случае при завершении поворота лыжи легко допускают сбои («трещотки»). Попросите специалиста-мастера отрегулировать крепления; если они сносились или не подходят к ботинкам, замените их.
Возможно, у вас неправильная стойка!
Стойка даже с небольшим наклоном вперед в девяти случаях из десяти — причина плохого держания лыж на льду. Если у вас постоянно сильно согнуты голеностопные суставы и вы чувствуете, что преобладающая нагрузка ложится на носки ботинок, то это, несомненно, мешает правильному сцеплению лыж со снегом. Этот случай разбирался ранее на стр. 100, и там были предложены способы исправления недостатка.
Все указанные в предыдущей главе неправильные стойки на лыжах могут препятствовать хорошему держанию лыж на льду. Мы их уже рассмотрели потому, что очень часто они ограничивают возможности поддержания равновесия и непринужденности действий. Но не исключено, что на мягком снегу эти недостатки не так сильно проявляются, а на леденистом снегу вы сталкиваетесь с трудностями. Быть может, вы катаетесь в сильно выпрямленной стойке или, наоборот, в очень согнутой стойке в скованном положении. Или у вас чересчур «сломленное» положение туловища и недостаточно согнуты колени. Или же вы все время смотрите на носки лыж, что мешает принимать угловое положение. Или, возможно, вы не стремитесь хорошо прочувствовать ступнями сцепление лыж. Или, наконец, под предлогом подражать «модерну» вы злоупотребляете задней стойкой. Все эти случаи были нами изучены в предыдущей главе. Если у вас также есть недостатки в стойке, попытайтесь отыскать свой случай и следуйте нашим советам.
Три важные точки для техники держания на льду
Сцепление на льду на 80% происходит в основном за счет опоры на внешнюю лыжу при движении в повороте и на нижнюю лыжу в траверсах. Поэтому речь будет идти исключительно о соответствующей опорной ноге.
Ступня, Прежде всего правильное положение лыжи обеспечивается усилием ступни и опорой основания голени о стенку ботинка.
Колено. Без некоторого наклона колена внутрь или к склону нельзя создать бокового нажима голени на ботинок. Бедро. Без углового положения, т. е. без смещения туловища наружу для перенесения загрузки на головку бедренной кости внешней ноги, невозможно добиться достаточного наклона ноги для правильной закантовки (рис. 111), при этом образуется чересчур мягкое шарнирное соединение, которое плохо передает опору всего тела на бедренную кость.
Рис. 111. Закантовка лыжи.
Ощущение полной опоры на головку бедренной кости внешней ноги в зависимости от вида спуска, — пожалуй, основное условие для держания лыжи на канту. Ну, как вам удалось прочувствовать самим эту опору?
У вас большая разножка!
Слишком большое выдвижение лыж в разножке — также типичная
ошибка, мешающая сцеплению лыж со льдом. Часто она обусловлена
особенностями телосложения. Слишком большая разножка получается
тогда, когда колено нижней ноги находится сзади колена верхней
ноги (рис. 112). Если этот недостаток есть и у вас, то от
него можно быстро избавиться, подложив клинья в ботинки (см.
стр. 192). Не исключено, что вы делаете большую разножку по
привычке для того, чтобы начать поворот. Этот случай несколько
сложнее. Пробуйте другие способы начала поворота; делайте
толчковые повороты и особенно повороты прыжком (старайтесь
при этом убирать разножку не за счет отведения назад внутренней
лыжи, а выдвигая нижнюю лыжу вперед на один уровень с верхней).
Рис. 112. Чрезмерная разножка. Слишком большая разножка,
т. е. чересчур большое разведение лыж в продольном
направлении,—ошибка, которая может быть усугублена сильным
сгибанием голеностопа нижней ноги. В результате лыжник недостаточно
устойчив е движении, канты, держат плохо, а на леденистых
участках легко возникают сбои («трещотки»). Избавиться от
этого недостатка не так просто. Ни в коем случае не отодвигайте
назад верхнюю лыжу! Наоборот, чтобы обрести устойчивое положение
и прекратить «трещотку», придвиньте заднюю ногу вперед.
У ВАС ПЛОХО ПОЛУЧАЕТСЯ ГОДИЛЬ!
Вы не владеете игрой ног!
Вы относитесь к лыжникам с хорошим уровнем техники, но вам недостает легкости игры ног — при смене их в трудные моменты неожиданного канто-вания лыжи, сильного проскальзывания или при проваливании сквозь снежный наст. Хорошо себя чувствуете, когда все идет гладко, но вам недостает той самой мгновенной реакции, которую вы замечаете у слаломистов и которая позволяет им выходить из самых сложных ситуаций.
Этот недостаток может быть следствием целого ряда причин: или вы используете узкое или даже очень узкое ведение лыж, или для вашей стойки характерен постоянный наклон вперед, или вы поровну загружаете обе лыжи, вместо того чтобы больше опираться на внешнюю при выполнении поворотов и на нижнюю в траверсах. Мы уже рассматривали эти ошибки и предлагали средства для их устранения; они не только снижают подвижность ног, но и ограничивают равновесие и общую легкость движений (рис. 113).
Рис. 113. Игра ног.
Под игрой ног подразумеваются перемещения ног при относительно
неподвижном положении туловища. Упражнения бракажа обеих ног,
а такж внешней ноги, боковые отталкивания, прыжки с разворотом,
которые я предлагал начинающим и средним лыжникам, способствуют
развитию чувства игры ног. Техника вращения и вращательного
броска, напротив, мешает этому.
Еще одна ошибка может сильно ограничивать игру ног—чрезмерное использование, злоупотребление техникой вращательных движений и бросков в поворотах. Мы рассмотрим последствия этого недостатка, который особенно вреден при изучении техники коротких сопряженных поворотов.
Чтобы улучшить технику годиля...
Хорошему лыжнику полагается легко владеть техникой годиля. Но не исключено, что, несмотря на уверенность, с которой вы спускаетесь по трудным трассам при плохом состоянии снега, у вас возникают трудности при выполнении коротких поворотов даже на простых склонах.
Не следует забывать, что еще двадцать лет назад никто не мог выполнять годиль. Лишь в 1956 г. мы вместе с Жаном Вюарне выпустили книгу «Современная горнолыжная техника» *, в которой впервые была представлена техника годиля. Этот способ спуска поворотами распространился фактически среди любителей в последние десять лет.
Такое недавнее появление годиля объясняется очень просто. Раньше в технике исполнения поворота почти неизменно за основу брались вращательные движения в сторону поворота, которые противоречили движениям годиля. Позднее возникли методики, которые мы относим к современным и которые прямо подводили к технике годиля. И нет ничего удивительного, если сейчас, уже в зрелом возрасте, вы испытываете большие затруднения при освоении годиля или если вы даже молоды, но все время катались со старшим товарищем, техника которого была сформирована на вращательных движениях, или, наконец, если вы усердно копировали действия горнолыжника, возможно и большого мастера, но представителя старой школы. В технике вращательных движений и даже в технике легкой христианин, которой занимались до последних лет, начало движения в повороте создавал вращательный бросок верхней части тела, вслед за которым в движение вовлекались ноги, а потом лыжи.
Такая манера движения совершенно отлична от техники годиля,
для которой характерно именно движение ног и практически застывшее
положение туловища. Ощущения, воспринимаемые лыжником, и двигательные
механизмы техники в обоих случаях существенно различаются.
К сожалению, я не могу дать радикального совета, который бы
помог лыжнику старой школы быстро стать специалистом по годилю.
Для этого следует методично осваивать see упражнения, рекомендованные
для средних и хороших лыжников, и в особенности серии соскальзываний
(гирлянды в задней стойке), которые помогут освоить независимое
вращение ног (стр. 63), закантовки (стр. 84), повороты прыжком
(стр. 86), толчковые повороты (стр. 92). Новый технический
арсенал поможет овладеть годилем.
Если же вы совсем не применяете технику вращательных движений при входе в поворот, а делать короткие сопряженные повороты вам тем не менее трудно, то, значит, есть другие ошибки, мешающие устойчивости движения и достижению необходимой игры ног. Это может быть слишком узкое ведение лыж, передняя стойка, неправильное положение таза, мышечная закре-пощенность и даже такой нелепый недостаток, как стремление глядеть только на носки лыж. Если вы хотите непринужденно владеть годилем, то следуйте советам, которые были раньше предложены для исправления этих ошибок.
* Эта книга, представляющая одно из наиболее законченных исследований по горнолыжной технике, была переведена на русский язык и издана издательством «Физкультура и спорт» в 1959 г. под названием «Современный горнолыжный спорт». (Прим. перев.)
ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ НЕУВЕРЕННО НА БУГРАХ!
Неудивительно, если вы испытываете неуверенность на чудовищно изрытых лыжниками
крутых трассах, особенно при жестком или леденистом состоянии снега. Впрочем,
этот недостаток вашей техники можно исправить, Мои советы вам немного помогут.
Од
нако не рассчитывайте обрести воздушную легкость и изящество, которыми владеют на подобных участках лишь некоторые истинные мастера горных лыж. Мои советы предназначены для лыжников, которые катаются на крутых, но не на самых крутых склонах, на довольно «приличных» по форме буграх, но не на таких ужасных буграх с отвесными спадами высотой 2—3 м, какие встречаются, к примеру, на трассах Валь д'Изера.
Вам не удаются торможения!
Привыкнув к притормаживаниям в ходе соскальзываний, вы не представляете, как и где следует тормозить на бугристом рельефе изрытых трасс. Вы относитесь к тем лыжникам, которые не умеют резко тормозить. На верхушке каждого бугра всегда есть небольшой плоский участок, на котором удобно делать торможение (см. стр. 84). Отработайте сначала короткие торможения на крутом, но ровном склоне, после чего пробуйте их делать на буграх. В результате вы станете уверенно тормозить на участке метровой ширины и заканчивать торможение закан-товкой с одновременным уколом нижней палкой, после чего вам не страшно будет начинать следующий поворот.
У вас не получаются торможения в процессе поворота? Это может быть следствием неправильной стойки (главным образом сильный наклон вперед или большая опора на внутреннюю лыжу) или неудачного выбора участка для начала поворота. Поворот надо начинать прямо на верхушке бугра, чтобы можно было сразу тормозить соскальзыванием на скате. Основную работу при торможении выполняет внешняя нога. Если же скат бугра чрезмерно крут, то смиритесь с тем, что резко тормозить вам придется на выполаживающем участке после бугра.
Вы не всегда успеваете за движениями!
Это может быть следствием недостаточно боевитого темперамента. Но возможно, что причина кроется в некоторых технических ошибках. Если вы пересекаете весь склон, съезжая с бугра на бугор, и не решаетесь сделать поворот, то это значит, что вы привыкли замедленно готовиться к повороту. К примеру, если на спуске ваши руки опущены вдоль тела и для того, чтобы начать поворот, необходимо сначала поднять руку, выдвинуть плечо вперед, согнуть ноги перед нанесением укола палкой, то все понятно. Пытайтесь во время скольжения в повороте развернуть туловище вниз по склону и держать палку поднятой наготове для нанесения укола — это будет уже шаг вперед в вашей технике. Но лучше, если бы вы начали осваивать технику предповорота, толчковые повороты, повороты с закантовкой (см. стр. 86). Это позволит только за 1 м до верхушки бугра сбросить скорость, обрести прочную опору при закантовке и уколе палкой и этим добиться быстрого ввода лыж в поворот. Впрочем, освоенная техника может принести большую пользу не только на бугристых, но и на крутых и леденистых склонах.
Вас сильно подбрасывает на буграх!
Никак не осмеливаетесь превысить скорость спуска, ибо тогда вас начнет сильно подбрасывать на буграх? Хорошо ли вы владеете техникой сгибаний-разгибаний? На небольшой скорости разгибание вызывает изящный разво-оот лыж прямо на вершине бугра. Но, "сак только скорость становится больше, бугор превращается в трамплин и разгибание приводит к отрыву (рис. 114).
Рис. 114. Ошибка разгибания.
В этом случае есть одна только возможность устранить полет — разгибание заменить быстрым сгибанием, которое мы называем складыванием или группировкой. Если сгибание на малой скорости делается точно на вершине бугра, то складывание, выполняемое на большей скорости, следует делать перед тем, как вы въезжаете на бугор. Сначала выполните то, что рекомендовалось средним (стр. 64) и хорошим (стр. 98) лыжникам. После этого вы можете совершенствоваться — овладевать той необычной техникой, которая резко выделяет лыжников-виртуозов при спусках на бугристом рельефе и называется авальманом.
Вас сильно встряхивает на буграх!
Вы привыкли к очень выпрямленному положению тела на спуске. Но это несколько опасно для позвоночного столба при преодолении бугров, где на него приходятся ударные нагрузки в вертикальном направлении. Примите поэтому более согнутое положение приседа. Теперь удары будут выталкивать колени вверх перед туловищем, не особенно нарушая равновесие, особенно если при этом вы широко держите руки и максимально используете опору на воткнутую в снег палку. Но смысл движения не в том, чтобы все время сохранять низкую группированную стойку, а в быстрой смене сгибания при прохождении верхушки бугра и разгибания в момент опускания с него. Таким образом, при движении центр тяжести тела и особенно голова не повторяют форму рельефа (сгибаниями и разгибаниями как бы сглаживают бугры и ямы). При этом предполагается, что вы умеете поворачивать лыжи на бугре в момент сгибания. Если вы инстинктивно не уловите это движение ног, то отработайте его по указаниям, которые даны на стр. 64. Иногда лыжника сильно «потряхивает» оттого, что он привык кататься с напряженной внешней ногой. Это почти незаметно было на гладких склонах, но бугры выявили этот недостаток. В таком случае старайтесь в каждом повороте чувствовать сгибание внешней ноги. Мне довелось однажды услышать от одного старого горнолыжника-инструктора такой совет — «просто сядьте на пятку внешней ноги». И никогда не забывайте, что напряженность ноги свидетельствует в девяти случаях из десяти о недостаточной загрузке внешней лыжи.
Ж.Жубер