Резаный S-поворот

Резаный S-поворот

Механика этого поворота точно такая же, как и поворота соскальзыванием. Но здесь вместо соскальзывания в предповороте, перед тем как устремиться в поворот (рис. 118), делается небольшой резаный поворот к склону.

Резаный S-поворот
Рис. 118. S-поворот соскальзыванием и резаный.

Чтобы получилось резаное скольжение в повороте к склону, старайтесь сделать закантовку прямо в начале траверса без предварительного соскальзывания. Для этого в момент сгибания-разгибания, сочетаемого с уколом палкой, обопритесь сильнее на верхние ребра лыж, поставив их на канты, одновременно наклоняйте колени к склону и принимайте угловое положение. Лыжи прогибаются и режут снег дугой, поднимающейся по склону. В этот момент вытолкните лыжи вперед и начните резаную дугу поворота, загружая задник внешней лыжи, поставленной на кант. Резаный S-поворот сложнее S-поворота соскальзыванием, но он изящнее, эффективнее в действии и более близок к реальным поворотам ведущих горнолыжников мира на трассах слалома и слалома-гиганта в фигурах с широко расставленными воротами.

Скользящий толчковый поворот подготавливает к технике S-поворота

Мы видели, что классический толчковый поворот, т. е. поворот с динамичным предповоротом, может выполняться с совсем незначительным торможением в том случае, если предпо-ворот принимает форму  резаного скольжения на кантах. Такая форма поворота получила название скользящего толчкового поворота (см. фото 25, 26). Оставляемый после него на снегу след резко отличается от следа классического, т. е. обычного толчкового, поворота (рис. 119, 120). Если вам удался такой поворот, то вы на пути овладения S-поворотом.

Резаный S-поворот
Рис. 119. Толчковый и скользящий повороты.

Резаный S-поворот
Рис. 120. Перемещение лыж при толчковом и скользящем поворотах.

Резаное скольжение по дуге в отличие от соскальзывания и закантовки обычного толчкового поворота осуществляется только за счет небольшого выталкивания вперед ступней в заключительной фазе опоры лыж при сгибании-разгибании. Это очень короткое движение ступней вперед не может не привести к заметной задней стойке, хотя часто оно начинается при небольшом наклоне вперед. Сгибание-разгибание, увеличивающее опору на лыжи, в резаном скольжении выполняется  в  тот момент, когда ступни переходят из несколько заднего положения в переднее. Происходит как бы раскачивание лыж относительно неподвижной верхней части тела, напоминающее маятниковое движение в кресле-качалке. В итоге лыжи автоматически располагаются плоско на снегу и переходят на опору внутренних кантов — начинается поворот. Лыжи могут полностью сохранять контакт со снегом, начиная поворот плоским ведением или резаным скольжением на задниках.

Вы вскоре заметите, что эта техника очень эффективна и на леденистых склонах, и в глубоком снегу, и на бугристых участках.

АВАЛЬМАН В ГОДИЛЕ-ТОРМОЖЕНИИ

Начинайте вводить авальман в технику годиля-торможения. Во-первых, движения станут более эффективными. Во-вторых, вы лучше прочувствуете, как резаным скольжением на кантах в авальмане можно заменить то огромное торможение, которое дает закан-товка на крутом склоне.

Начните обычный годиль-торможение (см. стр. 89); закантовка в почти поперечном положении лыж на склоне, укол палкой (туловище развернуто вниз по склону)— прыжок, в группированном положении тела лыжи переводятся вращением в сторону — приземление, возобновление опоры (преимущественная закантозка задников) и соскальзывание с крутым разворотом лыж (туловище по-прежнему развернуто вниз по склону).

Именно в тот момент, когда вы начнете тормозить соскальзывание за счет мощной закантовки, следует начать авальман. Как обычно, начинайте закантовывать лыжи с нанесением укола, находясь при этом строго в отвесном положении над лыжами. Но, вместо того чтобы делать сильное отталки вание вверх на лыжах, для их сцепле ния со снегом вытолкните ступни впе ред в динамичном движении авальмана (рис. 121).

Резаный S-поворот
Рис. 121. Годиль с авалъманом, или S-годиль.

Лыжи начнут резать снег вогнутой частью по короткой дуге, направленной кверху. После этого они оторвутся от снежной поверхности и войдут в такое же быстрое вращение в воздухе, как при прыжке в обычном годиле-торможении. Сразу же возобновите опору на них (большей частью на внешнюю к повороту лыжу), сделайте крутой разворот в соскальзывании и далее повторяйте аналогичные движения в следующих виражах.

Главное преимущество авальмана в этом годиле: лыжи хорошо держат на крутом склоне, не разбивают снежный покров.
Другое преимущество: обеспечивают скольжение по более крутым законченным дугам с меньшим проскальзыванием, чем в обычном годиле. Отсюда и появляется изящество в движениях, большая эффективность скольжения в виражах спортивной трассы.

Два секрета для быстрого овладения годилем-торможением

Если вы хорошо владеете S-поворотами, то первый из секретов — уже не секрет. Перед поворотом следует подождать, пока лыжи достигнут почти горизонтального положения, т. е. станут поперек движения, затем, используя опору при закантовке лыж, выполните авальман. Вытолкнутые вперед лыжи начнут буквально въезжать вверх на склон или, по крайней мере, вам это покажется.

Второй секрет—в правильной закантовке перед авальманом. Начинайте просто с сокращения завершающей фазы закантовки, потом все больше и больше уменьшайте закантовку, но все же в такой степени, чтобы не потерять полностью вертикальную опору, необходимую для обеспечения разгрузки. И только в слаломе, где в каждом повороте надо преодолевать значительные последствия центробежной силы, вы сможете между двумя поворотами целиком заменить опору на лыжи при закантовке на авальман. В свободных спусках из-за недостаточного облегчения при малой вертикальной реакции опоры вы будете вынуждены либо увеличивать авальман, чтобы обеспечить некоторую разгрузку лыж, либо усилием ног заставлять неразгруженные лыжи вращаться, что приведет к заметному торможению.

ИГРА С ПЕРЕМЕНОЙ ЗАГРУЗКИ ЛЫЖ

Наблюдения на крупнейших международных соревнованиях, телевизионные передачи (особенно крупным планом), просмотр кинолент, снятых при спуске   горнолыжников, убеждают, какую большую пользу на спортивных трассах приносят боковые броски с одной лыжи на другую как при входе в поворот, так и в момент его окончания. Лично я много раз замечал, как в свободном катании такие боковые броски помогали сильным спортсменам выходить из трудных положений на сложных участках склонов при необычном снежном покрове. Почему бы и вам не овладеть этим мощным техническим средством? Кроме того, если вы занимаетесь спортом, то полезно в свободных спусках совершенствовать приемы, которыми необходимо пользоваться в соревнованиях.

S-поворот с боковым броском с одной лыжи на другую

Это типичный поворот слалома-гиганта, для исполнения которого необходима значительная скорость. На склоне средней крутизны или даже несколько более крутом закончите поворот почти горизонтальным траверсом, Обопритесь на внутренний кант нижней лыжи, для чего оторвите внутреннюю лыжу от снежной поверхности. Используя мощную опору на полусогнутую нижнюю ногу, устремитесь всем телом вверх и несколько вперед, а затем вытолкните вперед верхнюю лыжу мощным и длинным движением авальмана (рис. 122).

Резаный S-поворот
Рис. 122. S-поворот с боковым броском.

В результате вы немного наберете высоты. Этот прием, похожий на элемент конькового шага, очень сильно отличается от него тем, что вы опираетесь на задник внешней лыжи, которая уже начала скольжение в повороте. Перенося тяжесть тела на эту лыжу, следует использовать ее задник как руль в начале ведения поворота.

Каковы основные моменты этого поворота?

Прежде всего полная загрузка нижней лыжи и безупречное сцепление ее в момент броска. Затем большое усилие мышц живота для наклона туловища вперед, перед тем как внешняя лыжа начнет скольжение в повороте. И, наконец, точно отрегулированный разворот лыжи в конце авальмана, обеспечивающий начало скольжения в повороте без торможения (сильно развернутая поперек лыжа) и без потери равновесия при от-кидывании назад (мало развернутая лыжа).

Этот тип поворота очень хорошо получается на буграх. Особенно на буграх средней величины. В этом случае легко установить место, благоприятное для броска на верхнюю лыжу,—достаточно округлая верхушка бугра, расположенная в 1—2 м над направлением траверса. За 4 или 5 м до бугра сделайте бросок таким образом, чтобы верхняя лыжа начала ведение поворота прямо на верхушке бугра (рис. 123).

Резаный S-поворот
Рис. 123. S-поворот с броском на буграх. Этот поворот возможен на некрутых склонах с широкими буграми большой амплитуды либо с частыми буграми нерезких очертаний. Перед началом  поворота лыжник скользит между буграми приблизительно поперек склона.

Боковой бросок в S-повороте и коньковый шаг

Эти два движения, выполняемые в начале поворота, имеют некоторое сходство, но никогда не должны подменять друг друга. В обоих случаях имеется фаза максимальной загрузки нижней лыжи на немного согнутой ноге и затем бросок за счет разгибания опорной ноги. Но эти элементы играют разную роль в движении и имеют два различия.

Первое различие. Основная задача броска в коньковом шаге — устремление тела вперед, а в S-повороте этот бросок выполняется в боковом плане. Отсюда и возник термин бокового броска. Он используется в S-повороте и во всех сменах нагрузок с одной лыжи на другую бросками для подготовки авальмана. Цель бокового броска не только перенесение нагрузки с одной лыжи на другую, но и заметное боковое смещение всей массы тела, обеспечивающее правильную загрузку внешней к повороту лыжи. Эта лыжа почти без проскальзывания режет дугу поворота. Боковой бросок должен все время сочетаться с переводом верхней лыжи в плоское положение (раскантовка) и даже в положение опоры на ее внутренний кант (перекантовка) путем наклона колена внутрь, в то время как в классическом коньковом шаге перекантовка делается позднее.

Второе различие. После конькового шага тело остается наклоненным вперед по отношению к лыжам. Равновесие при увеличении крутизны спуска в начале движения в повороте сохраняется или же само собой, или при помощи укола палками и использования опоры на них. В броске S-поворота выталкивание внешней ноги вперед в сочетании с броском тела вынуждает лыжника, наоборот, принять заднюю стойку.

И еще одно различие, часто мешающее лыжникам, привыкшим к коньковому шагу, сделать правильно S-пово-рот с боковым броском: после броска на верхнюю лыжу при выполнении S-поворота не должно быть сильной загрузки этой ноги с последующим ее разгибанием во время начала ведения поворота. Многие хорошие лыжники и даже ведущие спортсмены мирового класса делают это разгибание в начале дуги виража и не отдают себе отчета в том, что оно приводит к существенному торможению.

ИГРАЮЧИ ПРЕОДОЛЕВАЙТЕ БУГРЫ ТЕХНИКОЙ АВАЛЬМАИ

Вы умеете делать повороты на буграх с использованием группировки

Именно на буграх легче всего освоить авальман. Но на буграх также легко заучить неправильное исполнение движения. Прежде всего: перед тем как делать авальман, следует хорошо прочувствовать технику поворотов со складыванием (см. стр. 90). Этот тип поворота имеет двойное преимущество: во-первых, он приучает к широким, размашистым движениям сгибания-разгибания и, во-вторых, во время этих движений сохраняется постоянный контакт со снегом и равновесное положение тела (т. е. нормальная стойка), и это чувство равновесной опоры вам очень поможет при исполнении авальмана.

Техника авальмана на буграх

Прежде всего необходима достаточно большая скорость, ибо этот динамичный поворот невозможно выполнять на медленном спуске. На бугристом склоне средней крутизны развейте хорошую скорость. После завершения поворота выйдите в горизонтальный траверс. Заметьте несколько выше линии спуска достаточно выраженный бугор. До въезда на него в выпрямленном положении сделайте плавный предповорот и сгибание-разгибание с уколом обеими палками. Затем движением ввальмана вытолкните лыжи вперед-вверх по склону бугра с таким расчетом, чтобы подтягивание лыж завершилось как раз на его вершине. Вновь загрузите лыжи (в большей части внешнюю к повороту лыжу), и тогда начнется скольжение по дуге (рис. 124).

Резаный S-поворот
Рис. 124, При преодолении бугров на большой скорости — техника авальмана.

На резко выраженном профиле бугра, наклонив колено внутрь, ускорьте вращение внешней лыжи в конце аваль-маяа для того, чтобы она сцепилась кантом со снегом в начале дуги. В ходе поворота постепенно выпрямляйтесь. Это позволит вам сохранять прочную опору и закончить поворот в удобной для начала следующего поворота стойке.

На большей скорости движения вы можете почувствовать, как вас подкидывает на буграх. Не стоит беспокоиться. Просто выпрямитесь в воздухе и приготовьтесь  опуститься  на скат этого же бугра или на встречный уклон следующего бугра. Для амортизации удара согнитесь при приземлении и продолжайте движение дальше.

Авальман на тяжелых бугристых участках

Техника поворотов во многом схожа с техникой годиля-авальмана, описанного ранее. Для этих поворотов следует использовать небольшие выпо-лаживания между буграми, чтобы дать вертикальную опору лыжам при достаточно выпрямленном положении тела еще до того, как начнете выполнять авальман перед наездом на гребень следующего бугра. Гребень следует проходить в сильно согнутом положении. Распрямляться надо в то время, когда вы скатываетесь по бугру или же выезжаете в небольшую ложбинку, которая обычно разделяет соседние бугры. Достигнув нового выполаживания в выпрямленном положении, вновь обретите вертикальную опору в момент нанесения укола нижней палкой — снова авальман и так далее (рис. 125).

Резаный S-поворот
Рис. 125. Правильная техника авалъмана с максимальной амплитудой.

На задних скатах резко выраженных бугров на очень крутых склонах часто бывает невозможно тормозить из-за большой крутизны. И здесь только повороты   авальманом    позволяют лыжникам-виртуозам легко дефилировать по извилистым канавкам, разделяющим бугры.

Ошибочные движения авальмана на буграх

Встречаются ошибки двух типов.
При медленном движении
(рис. 126) некоторые лыжники при наезде на верхушку бугра наносят нижней палкой укол и выталкивают ступни по склону, приводя лыжи во вращение.

Резаный S-поворот
Рис. 126. Замедленное исполнение авальмана — ошибка.

Благодаря хорошей опоре на палку они не падают назад и быстро восстанавливают равновесие при торможении, которое производят лыжи, поставленные поперек движения. Такие повороты довольно легко выполняются на узко поставленных лыжах и внешне хорошо выглядят. Но они не приносят никакой пользы, если только лыжник не хочет привыкнуть к постоянно отклоненному назад положению тела. Такое положение часто приводит к полной потере реакции на лыжах (при облегчениях, закантоаках, прыжках с разворотом лыж и т. д.).

На большой скорости порочная техника авальмана представляет собой не что иное, как складывание (см. стр. 90), к которому добавлена стойка с постоянным наклоном тела назад. Через несколько поворотов лыжник почти не распрямляется или вовсе прекращает разгибаться. При наезде на бугор он не делает авальмана и часто даже не подтягивает ноги, как этого требует техника принятия группировки, а только расслабляет мышцы ног, которые поднимаются к туловищу, затем быстро разворачивает лыжи, чтобы притормозить в задней стойке, и так катит до следующего бугра, который он проскакивает  подобным же образом (рис. 127).

Резаный S-поворот
Рис. 127. Утрированное, неправильное исполнение авальмана.

Такой лыжник не скользит по буграм, а как бы соскакивает с одного бугра на другой. Даже у малоосведомленных он вместо восхищения вызывает по меньшей мере удивление.

ОТТАЧИВАЙТЕ ТЕХНИКУ СКОЛЬЖЕНИЯ В ПОВОРОТАХ

Техника  ведения дуг поворота (рис. 128) и умение входить в поворот также отличают очень хорошего лыжника.

Резаный S-поворот
Рис. 128. На сильно изрытой трассе техника авальмана позволяет выполнять повороты, оставаясь в желобах, разделяющих бугры. На менее резких по профилю буграх техника авальмана позволяет делать широкие дуги по-воротов с опорой на скаты бугров.

В действительности способ начала поворота в трех случаях из четырех определяется тем, как намеревается лыжник вести лыжи в повороте: плоско или же резаным скольжением, на обеих лыжах или только на внешней лыже, в равновесной стойке или же в стойке с наклоном вперед или назад.

Почему следует придавать большое значение технике ведения дуги поворота? Да потому, что именно эта фаза включает в себя все проблемы горнолыжной техники. Любить горные лыжи — значит любить скользить. Если лыжи не идут строго" в направлении движения, если они разворачиваются поперек дугам или линии траверса, то перестают хорошо скользить, начинают тормозить, и вы не можете больше испытывать радости свободного скольжения. Спуски по одному и тому же склону тормозящими поворотами или закругленными поворотами в чистом скольжении вызывают у лыжника разные чувства, даже если скорость движения в обоих случаях одинакова. Один из моих студентов заметил, что, кроме того, при равной трате сил во втором случае можно проехать дистанцию в два раза длиннее. Если вы мне скажете, что зам безразлично, каким способом спускаться, и вас вполне устраивает любование красотой снежных гор и радость мышечного раскрепощения, то я могу ответить лишь одно: материал, который вы читаете, предназначен не для вас, а для тех лыжников, которые жаждут совершенствования.

Ж.Жубер